Курсовая с практикой на тему Несовершенная конкуренция и особенности антимонопольной политики России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 4
Глава I. Теоретические аспекты несовершенной конкуренции 6
1.1 Сущность несовершенной конкуренции и ее влияние на рыночную экономику 6
1.2 Виды несовершенной конкуренции 10
Глава II. Практические аспекты реализации антимонопольной политики 15
2.1 Сущность антимонопольного законодательства 15
2.2 Методы антимонопольного законодательства 18
2.3 Антимонопольная политика, проводимая на территории РФ и её особенности 20
2.4 Эффективность проводимой антимонопольной политики в РФ 27
Заключение 31
Библиографический список 33
Введение:
Данная работа посвящена изучению несовершенной конкуренции и особенностей антимонопольной политики России.
Актуальность темы заключается в том, что совершенная конкуренция — это понятие довольно теоретическое, маловероятная ситуация на рынке, поэтому современные исследователи в большинстве случаев говорят о ведении деятельности в условиях несовершенных рынков, поэтому эта проблема достаточно актуальна на сегодняшний день.
Нарушение хотя бы одного из условий полной конкуренции приводит к возникновению неполной конкуренции — это совокупность типов рыночных структур, для которых условия полной конкуренции не выполняются. Сокращение количества участников рынка (со стороны спроса или предложения) до одного, появление препятствий для доступа к рынку и выхода из него, информационная асимметрия как предпосылка для ошибочных решений участников нарушают предпосылки для эффективного функционирования экономики — регулируя рыночный механизм, плодотворное действие закона спроса и предложения приводит к тому, что когда отдельные участники имеют лучшие возможности для обеспечения своих собственных интересов, они получают некоторую власть над рынком за счет редкости ресурсов. Это означает ухудшение условий и возможностей для других участников.
Мы видим, что монополия – это опасная рыночная структура, от которой чаще всего страдают самые незащищенные слои населения. Из-за дефицита товара повседневного спроса, появляются неоправданно высокие цены и это лишь вершина этого айсберга. В экономической теории существует три направления оценки монополии как явления, присущего рыночной экономике. Первый — либеральный — характеризует причину создания монополии как стремление бизнеса получить максимальную прибыль за счет монополизации рынка.
Представители неоклассической теории были убеждены, что рынок не только смог самостоятельно преодолеть проблемы монополии, связанные с монопольным ценообразованием, но и обратил формирование монополий на благо общества, воспользовавшись преимуществами крупномасштабного производства.
Цель работы – изучить понятие и виды несовершенной конкуренции и выявить особенности антимонопольной политики России.
Задачи исследования:
1) рассмотреть сущность несовершенной конкуренции и ее влияние на рыночную экономику
2) изучить виды несовершенной конкуренции
3) рассмотреть сущность антимонопольного законодательства
4) выявить методы антимонопольного законодательства
5) изучить особенности антимонопольной политики, проводимой на территории РФ и её особенности
6) выявить эффективность проводимой антимонопольной политики в РФ
Объект исследования – экономика РФ.
Предмет исследования – организационно-экономические и управленческие условия реализации антимонопольной политики.
В работе использованы такие методы, как анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, сопоставление, интерпретация.
По структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Первая глава исследования посвящена рассмотрению теоретических аспектов несовершенной конкуренции. Во второй главе работы нами рассматриваются практические аспекты реализации антимонопольной политики.
Источниковую базу исследования составили материалы научной периодики, а также материалы научно-практических конференций, посвященные вопросам антимонопольного регулирования, опубликованные за последние 5 лет.
Заключение:
выводы:
1) Конкуренция имеет две формы: совершенную (чистую) и несовершенную. Несовершенная конкуренция включает в себя монополистическую конкуренцию, олигополию, монополию и монопсонию. Рыночная организация, а также основные модели рынка имеют довольно сложную структуру. При несовершенной конкуренции расщепление экономической власти ослаблено или вовсе отсутствует. Поэтому производитель приобретает известную степень влияния на рынок.
2) Более подробно рассмотрена сущность двух типов несовершенной конкуренции: монополистической конкуренции и олигополии, характерные черты для данных типов рыночной системы, периоды монополистической конкуренции, виды и модели олигополии. Изложены схожие и различные черты монополистической конкуренции и олигополии.
3) На осуществление антимонопольной политики направлена деятельность Федеральной антимонопольной службы. Деятельность данной организации направлена на противодействие развития конкуренции не только со стороны бизнеса, но и государства. В настоящее время ФАС — уникальный субъект экономики и одновременно орган власти. При этом деятельность самой службы обусловлена сложнейшими процессами подсчетов, происходящих в экономике. В своей деятельности ФАС руководствуется Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 17.02.2021) «О защите конкуренции».
4) Наряду с законодательным антимонопольным регулированием в России используются также методы нормативно-ориентировочного воздействия: государственные заказы; налоги; проценты; государственные субсидии. Выявлены группы методов антимонопольного регулирования: административно-правовое воздействие; административно-экономическое воздействие; экономическое воздействие. Методы, используемые государством, не всегда эффективны и не позволяют реализовать большинство поставленных задач. Для достижения большей эффективности необходимо учитывать зарубежный опыт и специфику развития антимонопольного регулирования в ведущих странах мира.
5) Антимонопольная политика включает демонополилизацию в экономику, контроль и мониторинг процесса концентрации товаров и услуг на рынке, контроль монопольного поведения и недобросовестной конкуренции, устранение административных барьеров, обеспечение условий для развития конкуренции на рынке, а также меры, направленные на продвижение и распространение знаний, которые способствуют созданию равной конкурентной среды для всех участников рынка и формированию общественной осведомленности в поддержку развития рыночной власти.
Цели и направления антимонопольного регулирования являются общими для всех стран мира и заключаются в следующем: предлагать и поддерживать конкуренцию; управление экономическими агентами-монополистами; управление процессами концентрации капитала (слияние, поглощение и т.д.); защищать интересы потребителей; защищать и поддерживать малый бизнес.
6) В целом, исходя из результатов обобщенного обзора современного состояния антимонопольного регулирования, можно констатировать, что сегодня программные направления государственной политики развития конкуренции сформулированы достаточно четко и имеют хорошие перспективы для реализации. В то же время организационные меры в этой области, предусмотренные президентскими программными документами, должны сопровождаться совершенствованием законодательства о конкуренции и естественных монополиях, поскольку его текущее состояние по некоторым вопросам нуждается в корректировке.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические аспекты несовершенной конкуренции
1.1 Сущность несовершенной конкуренции и ее влияние на рыночную экономику
Конкуренция — это соперничество между производителями/продавцами за клиентов, за их деньги и время, наилучшие условия для продажи своих товаров.
В современной экономической науке сохраняется интерес к исследованию сущности конкуренции, которая является одной из важнейших элементов устройства функционирования экономии на рынке. Конкуренция выполняет важнейшую функцию в экономике — она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, следовательно, и интересы общества в целом, способствует лучшее применение потенциала общества, усовершенствование поведения субъектов хозяйствования, служит ключевым элементом системы отношений на рынке [3].
Деятельность предприятий в ситуациях рыночной экономики невозможно без понимания сущности понятия «конкуренции», без расчета эволюции его формирования и современных трактовок [5, с. 76].
Долгий эволюционный путь развития теоретических взглядов на конкуренцию обусловил существование разных школ и подходов для определения сущности этого понятия. Сущностный характер и особенности проявления конкуренции освещены в работах таких зарубежный ученых, как К. Маркс, А. Смит, А. Маршалл, О. Уильямсон, К. Менгер, Й. Шумпетер, Э. Чемберлин. Достоинство конкуренции в том, что она ставит разделение ограниченных ресурсов в зависимость от экономических доказательств соревнующихся. Победить в конкурентной борьбе обычно можно, предлагая блага более высокого качества либо по меньшей цене.
История развития теории несовершенной конкуренции началась с английского экономиста, представительницы кембриджского среднего учебного заведения в общественно-политической экономии, Дж. Робинсон. Как