Курсовая с практикой Гуманитарные науки Русский язык

Курсовая с практикой на тему Несобственно-вопросительные предложения в произведении Н.В. Гоголя «Мертвые души»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НЕСОБСТВЕННО-ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ
ПРЕДЛОЖЕНИЙ.. 5

1.1. Сущность
несобственно-вопросительных предложений. 5

1.2. Функции
несобственно-вопросительных предложений. 8

ГЛАВА 2.
АНАЛИЗ НЕСОБСТВЕННО-ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИИ Н. В. ГОГОЛЯ
«МЕРТВЫЕ ДУШИ». 12

2.1.
Специфика языковой личности Н. В. Гоголя и особенности его произведения
«Мертвые души». 12

2.2. Анализ
использования несобственно-вопросительных предложений в творчестве Н. В. Гоголя
на примере произведения «Мертвые души». 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25

СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 27

  

Введение:

 

Актуальность
исследования обусловлена отсутствием однозначной трактовки сущности собственно-вопросительных
предложений и степени их принадлежности к категории вопросительных предложений.
Со стороны семантики вопросительное предложение определяется как «предложение, выражающее
вопрос». При этом под  вопросом, как правило,
подразумевается лишь собственно вопрос – логический вопрос (интеррогатив), из чего
следует, что вопросительное предложение – это предложение, содержащее лишь истинный
вопрос (вопрос, направленный на получение ответа). В связи с этим широко распространенной
является точка зрения, согласно которой не всякое вопросительное предложение содержит
в себе вопрос. Несобственно-вопросительные предложения, не содержащие в себе вопроса,
выражают сообщение (нередко называемое и утверждением) или побуждение, т. е. признаются
вопросами лишь по форме[1].

Степень
научной разработанности проблемы можно охарактеризовать как недостаточную,
поскольку в современной русистике вопросительные предложения рассматриваются
главным образом в структуре диалога. За пределами диалогической речи
вопросительные предложения являются менее исследованными, в том числе в части
анализа категории несобственно-вопросительных предложений[2].

Целью
работы является анализ несобственно-вопросительных предложений в произведении
Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Для
достижения данной цели поставлены и последовательно решены следующие задачи:

1.
Исследовать сущность несобственно-вопросительных предложений.

2.
Изучить функции несобственно-вопросительных предложений.

3.Выявить
специфику языковой личности Н. В. Гоголя и охарактеризовать особенности его
произведения «Мертвые души».

4.
Провести анализ использования несобственно-вопросительных предложений в
творчестве Н. В. Гоголя на примере произведения «Мертвые души».

Объектом
исследования является произведение Н.В. Гоголя «Мертвые души». В качестве
предмета работы выступают несобственно-вопросительные предложения в
произведении Н.В. Гоголя «Мертвые души».

При
написании работы использованы методы анализа, синтеза, сравнения,
абстрагирования, дедукции и индукции.

Данная
работа состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа,
заключения и списка литературы. [1] Калинина А. А.
Проблема границ вопросительного предложения // Динамика языковых и культурных
процессов в современной России. – 2018. — №6. – С. 264-269. [2] Белунова Н. И.,
Черняева А. Б. Особенности функционирования вопросительных предложений в тексте
дружеского письма (на материале писем творческой интеллигенции конца XIX – первой четверти XX
века) // Казанская наука. – 2018. — №9. – С. 54-57.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По
результатам проведенного анализа использования несобственно-вопросительных
предложений в произведении Н. В. Гоголя «Мертвые души» сделаны следующие
выводы.

Все
несобственно вопросительные предложения можно разделить на несколько
семантических групп в зависимости от цели высказывания и доминирующего
смыслового значения. Некоторые несобственно вопросительные конструкции содержат
типизированный лексический элемент кто. В отличие от собственно вопросительных
предложений с этой местоименно-вопросительной лексемой в своем составе, которое
предполагает много различных вариантов ответа на поставленный вопрос,
несобственно вопросительная конструкция подразумевает ответ «Никто» или
«Всякий», «Каждый», «Все», либо содержит уже заключенный в себе ответ
(например, в предложениях типа Кто, как не…, Кто, если не…).

В
таких риторических вопросительных предложениях говорится о субъекте. Следующую
группу составляют несобственно вопросительные построения с лексемой что в своем
составе.

Как
было отмечено ранее, подобных предложений, включающих типизированный элемент
что в начальной форме (а чаще всего в косвенном падеже), в текстах достаточно
много. Несобственно-вопросительные предложения подобного типа, как и с лексемой
кто в своем составе, содержат ответ: "Ничто". Рассматриваемые
конструкции несут информацию об объекте, о предмете, не существующем, а также о
лице, причине, цели или бесполезности, бесцельности действия.

Семантика
несобственно-вопросительных предложений, содержащих типизированные элементы
что, зачем, почему, к чему, близка, так как указанные лексемы во многих
конструкциях совпадают по значению, взаимозаменяемы, являются синонимичными.
Информация, содержащаяся в них — самая разнообразная: о действии и его
нецелесообразности, о событии, его ненужности, бесполезности.

Семантическая
палитра несобственно-вопросительных предложений очень разнообразна. Они
обозначают различные позитивные и негативные эмоции: восхищение, возмущение,
огорчение, растерянность, обиду, досаду, негодование, недоумение, отчаяние,
сожаление, беспокойство, опасение и другие.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НЕСОБСТВЕННО-ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ
ПРЕДЛОЖЕНИЙ 1.1. Сущность несобственно-вопросительных предложений Вопросительные
предложения образуются от повествовательных. Особенность образования состоит в
том, что от одного повествовательного предложения формируются вопросительные
различного характера. По словам С. Г. Ильенко, вопросительные предложения
«являются наиболее сильным коммуникативным средством, так как в норме не только
требуют ответной реакции адресата, но и получают её»[1].

Важную
коммуникативную задачу вопросительных предложений видит и Н. И. Белунова. В
своей работе она обозначает, что первичной сферой употребления вопроса и, в
частности, побудительного предложения является диалог. Автор указывает, что
корректнее характеризовать подобный языковой материал именно в структуре
контекста[2]. Однако не стоит в этой
связи делать синонимичными термины вопрос и вопросительное предложение.

Н.
И. Жинкин более подробно описывает разницу этих двух понятий. Он отмечает, что
«к признакам вопросительного предложения обычно относят наличие в нём:
специальных слов (частиц, союзов), определённого словорасположения и особенно
специфической интонации»[3]. Несовпадение с этим
замечанием устанавливается автором путём сравнения вопроса и риторического
вопроса. По структуре они абсолютно одинаковы, однако существенной разницей
становится семантический признак.

Следовательно,
цель вопроса – получение информации, цель вопросительного предложения –
выражение эмоции, закреплённое определённым модальным значением. Как уже было
сказано, форма вопроса и вопросительного предложения совпадает. В связи с этим
следует привести полную классификацию способов выражения вопросительности. [1] Ильенко С. Г.
Коммуникативно-структурный синтаксис современного русского языка. – СПб., 2009.
– С. 186. [2] Белунова Н. И.
Вопросительное и побудительное предложение в коммуникативном аспекте // Теория
и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. – М., 2013. – С.
34. [3] Жинкин Н. И.
Вопрос и вопросительное предложение // Вопросы языкознания. – 1955. – №3. – С.
78-81.

 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Роль и место несобственно-вопросительных
предложений в синтаксической системе русского языка. 5

1.1 Функции
предложений в системе языка. 5

1.2 Изучение
семантики вопросительных предложений: ключевые концепции  7

1.3 Сущность и
классификация вопросительных предложений в синтаксической системе русского
языка. 10

Выводы по главе 1. 12

Глава 2. Анализ несобственно-вопросительных предложений в
произведении Н.В. Гоголя «Мертвые души». 14

2.1 Анализ вопросительно-побудительных предложений. 14

2.2 Анализ вопросительно-утвердительных и
вопросительно-отрицательных  17

предложений. 17

2.3 Анализ вопросительно-риторических предложений. 23

Выводы по главе 2. 27

Заключение  28

  

Введение:

 

Коммуникативная цель
предложения лежит в основе его структуры, обуславливает синтаксическую
структуру предложения как единицы языка. Выделяемые таким образом предложения
подразделяются на утвердительные, вопросительные и отрицательные.
Вопросительные предложения призваны позволить человеку выявлять интересующие
его факты. Примечательно, что предложения, которые по своей структуре являются
вопросительными, характеризуются различными коммуникативными задачами, среди
которых и побуждение, и отрицание, и утверждение.

Актуальность нашей работы
заключается в том, что предложения играют в системе языка ключевую –
коммуникативную – роль. Они передают информацию в той форме, которая понимается
реципиентом. В рамках каждой из категорий предложения различаются по структуре
и составу. В современной лингвистике не угасает интерес к изучению языковых
средств, помогающих выразить различные коммуникативные намерения.
Несобственно-вопросительные предложения при этом служат для достижения
конкретных коммуникативных задач. Важность изучения данной темы обусловлена
также и необходимостью разграничения вопросительных и
несобственно-вопросительных предложений в рамках художественного текста,
поскольку, несмотря на схожесть синтаксической структуры, их коммуникативные задачи
значительно различаются.

Объектом исследования
является поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души», предметом исследования являются
несобственно-вопросительные предложения в тексте поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые
души».

Цель настоящего
исследования состоит в том, чтобы проанализировать функции и смысл
несобственно-вопросительных предложений в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Поставленная цель
подразумевает выполнение следующих задач:

1. проанализировать функции предложения в
системе языка;

2. рассмотреть ключевые научные подходы к
изучению семантики вопросительного предложения;

3. обозначить сущность и описать
классификации вопросительных предложений в русском языке;

4. проанализировать
несобственно-вопросительные предложения в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
(вопросительно-побудительные, вопросительно-утвердительные,
вопросительно-отрицательные, вопросительно-риторические предложения).

Источником исследования
является текст поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Теоретической базой
исследования послужили работы следующих ученых: М.Г. Гуськова, О.В. Клокова,
Г.А. Копнина, Е.В. Рагозина, А.А. Стрельцов, А.А. Шахматов, Д.Н. Шмелев и др.

Методология исследования
включает в себя использование следующих методов: метод наблюдения (при отбор
научных фактов по проблеме исследования), метод описания и классификации (при
работе с исследовательской литературой по теме исследования), метод сплошной
выборки (при выявлении примеров несобственно-вопросительных предложений в
рассматриваемом тексте), метод классификации (при выполнении практической части
настоящего исследования).

Практическая значимость настоящего
исследования состоит в том, что его результаты, а также отобранный для
исследования материал может быть использован в рамках изучения особенностей
синтаксиса русского языка. Структура
исследования соответствует поставленной цели и задачам, работа состоит из
введения, двух глав, заключения, списка литературы. Каждая из двух глав
оканчивается кратким выводом.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подводя итоги проведенного
исследования, можно с уверенностью сказать, что вопросительные предложения не
всегда служат только для того, чтобы получить информацию. С помощью вопроса
выражается ещё и скрытое желание получить либо положительный ответ, либо
отрицательный, причем, соответственно, конструкция и тон вопросительного предложения
противоположны ожидаемому ответу. Также вопрос может нести в себе уже и ответ
на него, и даже не нуждаться в ответе. Коммуникативные намерения могут быть
абсолютно разными, а вопросительные предложения являются одним из средств
реализации интенций говорящих.

Изучение обширной
проблематики вопросительных предложений можно выделить два основных подхода:
логический и лингвистический. Логики рассматривают вопрос как форму мысли, не
подвергающуюся оценке с позиции истинности или ложности. В лингвистике акцент
делается на функциях и структуре вопросительных предложений. Лингвисты считают,
что в вопросительное предложение заложена не только функция поиска неизвестной задающему
вопрос информации, но также функции побуждения, подтверждения, опровержения.

Лингвистические
исследования разделяют вопросительные предложения на собственно вопросительные
и несобственно-вопросительные. Среди несобственно-вопросительных выделяются
вопросительно-побудительные, вопросительно-утвердительные,
вопросительно-отрицательные и вопросительно-риторические предложения, в основе
категоризации которых лежит их семантика и коммуникативная задача.

 Проведенный в практической главе анализ
несобственно-вопросительных предложений на примере тексты поэмы Н.В. Гоголя
«Мертвые души» позволил установить семантические особенности всех четырех
категорий таких предложений. Было определено, что все предложения данной группы
не подразумевают получения новой информации в качестве ответа, поскольку их
коммуникативная задача состоит в побуждении, стремлении подтвердить или
опровергнуть информацию, а также в том, чтобы обозначить некоторые рассуждения
говорящего, которые не подразумевают и не требуют ответа как таковые.

Тем не менее, несмотря на
отличительные особенности семантики рассмотренных предложений, их структура,
интонация, морфологический состав делают их вопросительным предложениями,
соответствующими синтаксическим правилам русского языка.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Роль и
место несобственно-вопросительных предложений в синтаксической системе русского
языка 1.1 Функции
предложений в системе языка В современной лингвистике
и языкознании по-прежнему ведутся споры относительно роли и места предложения в
системе языка. По мнению Ю.С. Маслова, предложение представляет собой базовую
«ячейку» смысла, в которой может быть сформулирована и выражена человеческая
мысль. По мнению исследователя, отличительная особенность предложения состоит в
том, что оно обладает сугубо коммуникативной направленностью. Следовательно,
предложение как соотносится с конкретной ситуацией, так и характеризуется
наличием определенной коммуникативной задачи (отрицание, вопрос, утверждение,
побуждение) [12, с. 119]. Ю.С. Маслов указывает
также, что коммуникативный характер предложения выражается и в рамках категорий
времени и модальности, в том числе и при помощи интонации [12, с. 194].

Н.С. Валгина указывает на
то, что предложение представляет собой минимальную грамматически выраженную
языковую единицу, которая применяется для выражения мыслей и чувств человека. В
основу понимания предложения исследователь ставит предикативность [4, с. 137].

Предикативность
представляет собой такую синтаксическую категорию, которая служит для
определения функциональных особенностей предложения [9, с. 55]. Кроме того, предикативность
является ключевым признаком предложения, который относит передаваемую
информацию к пласту реальности и тем самым придает предложению коммуникативный
характер. Более того, стоит отметить, что предикативность – это характеристика,
которая относится сугубо к предложению и не характеризует прочие синтаксические
единицы [1, с. 211]. Н.С. Валгина указывает
также, что предложение характеризуется наличием категорий модальности и
синтаксического времени, которые образуют неразрывное единство [4, с. 138].

Стоит отметить также, что
любое предложение, ввиду своего ярко выраженного коммуникативного характера,
характеризуется наличием интонационной оформленности, которая также
способствует передаче коммуникативного сообщения, заложенного в конкретном
предложении [11, с. 13].

Любое предложение
формируется по схеме и структуре, характерной для определенного языка. При этом
предложение представляет собой семантико-грамматическое единство, суть которого
состоит в том, что предикативность может быть передана посредством
разнообразных грамматических форм, обусловленных семантикой [19, с. 94]. Важно отметить, что
семантика в таком случае воспринимается обобщенно, а именно, с точки зрения
синтаксиса.

По сути, можно
утверждать, что предложение представляет собой коммуникативную единицу, которая
обладает предикативностью и сформирована в соответствии с определенным
грамматическим образцом. Предложение — это единица сообщения, обладающая
значением. Поскольку предложение – коммуникативная единица, оно функционирует
не само по себе, а в непосредственной связи с текстом, сообщением, т.е. в
конкретном контексте [19, с. 102]. Структура предложения при
этом в значительной степени обуславливается коммуникативной задачей и целью. В свою очередь, семантическая организация
предложения указывает на специфику обобщенного значения как предложения, так и
его составных компонентов [18, с. 74].

Важно отметить, что
предложение, будучи единицей синтаксического уровня языка, характеризуется
наличием разных уровней организации. Предикативная основа предложения
(подлежащее и сказуемое) представляют грамматическую структуру предложения, в
то время как семантическая структура передается посредством компонентов,
которые выражают значения субъекта и предиката. Коммуникативная структура
выражается посредством тема-рематических отношений в рамках конкретного
предложения [4, с. 182].

А.А. Шахматов указывает,
что классификация предложений основана на следующих ключевых принципах: цель
конкретного высказывания, применимая структурная схема. Так, при разделении
предложений по цели высказывания, их можно клас

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы