Курсовая с практикой на тему Неречевые нарушения при моторной алалии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1.1. Обзор литературы по проблеме неречевых
нарушений при моторной алалии 4
1.2. Проблема неречевых нарушений при моторной
алалии. 14
1.3 Обследования неречевых нарушений при моторной
алалии. 16
Заключение. 27
Список источников и литературы.. 38
Введение:
Актуальность темы состоит в том, В настоящее
время дети с моторной алалией представляют собой многочисленную и очень
разнообразную группу, поскольку помимо речевого дефекта, у детей нарушены
разные виды праксиса. У детей наблюдается поиск артикуляции, неумение выполнять
определенное артикуляционное движение или действие, трудности усвоения
последовательности и переключаемости. Дети отличаются неловкостью, плохой
координированностью движений, чрезмерной замедленностью, или напротив,
импульсивностью [3]. Это служит одной из причин, затрудняющей овладением речи.
Не смотря на широкую разработанность данной проблематики, например, общеизвестные
труды М.М. Кольцовой, А.Р. Лурия, в практике логопедической работы мы часто
сталкиваемся с проблемой недостаточной сформированности неречевых нарушений у
детей с моторной алалией. Поэтому изучение этой проблемы и поиск эффективных
методов, нацеленных на развитие неречевых нарушений у детей дошкольного
возраста с моторной алалией становится всё актуальнее.
Цель
исследования — анализ неречевых
нарушений при моторной алалии.
Цель определила ряд задач:
1. Провести обзор
литературы по проблеме неречевых нарушений при моторной алалии.
2. Выделить основные проблемы
неречевых нарушений при моторной алалии.
3. Разработать обследование
неречевых нарушений при моторной алалии.
Гипотеза
– мы
предполагаем, что комплекс упражнений будет способствовать устранению неречевых
нарушений детей с моторной алалией.
Объект
исследования – моторная алалия.
Предмет
исследования – анализ неречевых нарушений при моторной
алалии.
Заключение:
В ходе нашего исследования решался ряд взаимосвязанных задач, на основании чего, были определены основные функции речи у дошкольника, содержание взаимодействия неречевых нарушений и ее особенности у детей с моторной алалией, возможности игровой деятельности для их эффективного формирования, а также выявлены и проверены соответствующие диагностические методики.
Каков будет результат лечения, во многом зависит от выраженности органического поражения мозга. Если разрушенная зона небольшая, то структура нервных тканей позволит другим участкам ЦНС выполнять ее функцию. Если поражение коры обширное, результативность терапии низкая.
Еще прогноз при алалии определяется степенью искажения речи, запущенностью патологии, грамотностью, своевременностью, полнотой лечебных и восстановительных мероприятий. Если логопед приступил к работе с 3-4-летним ребенком, использует полный комплекс упражнений, то можно надеться на быстрое восстановление речевой способности.
При моторной форме алалии прогноз позитивней. При сенсорном и смешанном нарушении восстановление идет гораздо медленнее.
Если лечение начато с запозданием, когда ребенку исполнилось 5-6 лет, мозговая активность восстанавливается медленно, высока вероятность сохранения некоторых симптомов. При игнорировании медицинской помощи и попытках самостоятельного лечения ребенка есть риск развития осложнений.
Игнорирование необходимости терапии приводит к развитию дислексии и дисграфии, поскольку формирование навыков письма и чтения тоже контролируется речевым центром мозга. В результате обучение ребенка в общеобразовательной школе становится фактически невозможным.
В ходе анализа психолого-педагогической литературы, а также проведения опытно-экспериментальной работы мы пришли к следующим выводам:
1. Моторный процесс тесно связан с имеющимися в ЦНС моторными центрами, а так же с пирамидной, экстрапирамидной и церебеллярной системами. Учёные доказали, что около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. 
Многие ученые, которые изучали деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки - это Н.И. Новиков, В.М. Бехтерев, Д. Сели, Н.А. Берштейн, В.А. Геляровский, В.И. Лубовский, А.В. Запорожец, Е. М. Мастюкова. А так же исследования, проведённые Л.В. Фоминой и М.М. Кольцовой доказывают, что необходимо уделять время на занятии не только тренировке артикуляционного аппарат, но и тренировке движения пальцев рук, т.к. это способствует скорейшему звукоподражанию у ребёнка.
2. У детей с моторной алалией отмечается физическая недостаточность, соматическая ослабленность. Выявляется общая моторная неловкость детей, неуклюжесть, дискоординация движений, замедленность или расторможенность движений. 
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия 15-20 мин.
Особенности организации образовательного процесса:
- в процессе непосредственно-образовательной деятельности,
- во время проведения режимных моментов,
- во время самостоятельной деятельности детей и педагогов.
На этапе обучающего эксперимента нами была апробирована система упражнений и заданий, предложенные Р.И. Лалаевой, И.В. Лопухиной, Т.А. Ткаченко, М.Ф. Фомичевой, Г.А. Тумаковой, Т. Б. Филичевой, Г. А. Каше, Г. В. Чиркиной.
Часть заданий была разработана нами, модифицированы некоторые упражнения и подобран соответствующий речевой материал.
Фрагмент текста работы:
1.1.
Обзор литературы по проблеме неречевых нарушений при моторной алалии
Алалия
– отсутствие или выраженный дефицит формирования и восприятия речи при
исключении интеллектуальных и слуховых патологий. Симптоматика определяется
степенью дефекта, ребенок не владеет речью в школьном возрасте или строит
грамматически неверные фразы, имеет скудный словарь. Самостоятельно родители не
вылечат детскую алалию, требуется помощь нескольких специалистов, обучающие и
коррекционные мероприятия [15,с.55].
Алалия – это тяжелое недоразвитие или полное отсутствие
речи, которое вызвано органическим поражением корковых речевых центров
головного мозга. При этом физический слух и интеллект ребенка не повреждены.
Глубокая несформированность речевой функции носит системный характер, т.е.
нарушены все компоненты речи – фонетико-фонематический и
лексико-грамматический. По своим проявлениям это нарушение имеет множество
общих черт с афазией. Отличие заключается в том, что афазия возникает уже после
того, как ребенок овладел речью (после 3-х лет). Для алалии же характерно
изначальное отсутствие или сильное ограничение речевой функции. Иными словами,
органическое поражение речевых центров произошло во внутриутробный период, в
процессе родов, либо в детском возрасте до трех лет [17,с.67].
В логопедии используется определенная классификация
этого недоразвития речи, которая основывается на локализации участка поражения
головного мозга. Выделяют следующие формы алалии: Моторная. Вызвана органическим поражением речевых
областей головного мозга. Очаг поражения при моторной алалии возникает в
центральной части речевого аппарата, но также нарушена работа и периферической
части. У моторных алаликов не развивается собственная речь, но они понимают
речь окружающих. Есть две формы МА – кинестетическая (афферентная) и
кинетическая (эфферентная). При афферентной форме происходит поражение
постцентрального участка коры, который отвечает за движения артикуляционного
аппарата. При эфферентной форме происходит поражение премоторных отделов коры
головного мозга [21,с.87].
Сенсорная. Возникает по причине поражения височных долей,
которые расположены в левом полушарии (центр Вернике). Нарушение обусловлено
расстройством слухового восприятия, при этом физический слух сохранен.В данном
случае, ребенок слышит все, что ему говорят, но не понимает сказанное.
(смешанная). Она сочетает в себе признаки обоих типов. Расстройство
связано с нарушением трех центров головного мозга: центра Брока, центра Вернике
и центра ассоциаций.
Симптоматика зависит от того, какая именно форма
диагностирована у ребенка. Имеются данные о том, что среди детей
дошкольного возраста алалия встречается приблизительно у 1%, а среди детей
школьного возраста от 0,6 до 0,2%. В среднем можно считать, что алалия
встречается у 0,1% населения. У мальчиков это нарушение речи встречается в 2
раза чаще, чем у девочек [11,с.90]. Для моторной алалии характерны следующие
симптомы:
Понимание речи сохранено, но собственная речь ребенка
имеет грубые отклонения или вовсе не развита (зависит от степени тяжести
патологии).
Ребенок заменяет слова жестами или мимикой, либо
несвязным лепетанием [16,с.43].
Неправильная замена звуков в слове.
Выпадение предлогов из фраз.
Словарный запас сильно ограничен. Новые слова с трудом
усваиваются, при этом в активном словаре присутствуют преимущественно обиходные
термины.
Грубое нарушение формирования связной речи. Алалик не
может последовательно изложить события, определить причину и следствие,
передать смысл и т.д.
Нарушение внимания, памяти и восприятия.
Проблемы с координацией.
Недостаточное развитие крупной и мелкой моторики.
Проблемы с самообслуживанием (зашнуровыванием обуви и
т.д.).
Повышенная утомляемость.
Индивидуальные особенности поведения – ребенок может быть
либо гиперактивным, либо пассивным и заторможенным. Для сенсорной алалии характерны следующие признаки:
Нарушение восприятия и понимания смысла речи окружающих [17,с.65].
Данное расстройство может протекать в легкой или тяжелой
стадии. В некоторых случаях ребенку будет понятен смысл отдельных слов,
обращенных к нему, и ситуативной речи (но если меняется интонация или порядок
слов, то он теряется и перестает понимать даже знакомые слова и фразы). В более
тяжелой форме сенсорный алалик вообще не воспринимает звуки, не реагируя даже
на собственное имя [18,с.86].
Повышенная речевая активность, при этом речь состоит из
обрывков слов и бессвязных звукосочетаний. В большинстве случаев речь ребенка с
алалией непонятна для окружающих.
Нарушение фонематического слуха. Необходимо отметить, что в чистом виде сенсорная
алалия встречается достаточно редко. Как правило, речь идет о смешанной форме –
сенсомоторной алалии. Причины возникновения алалии
Основной биологический фактор возникновения алалии
заключается в билатеральном органическом поражении центральной нервной системы,
которое произошло во внутриутробный период развития плода или после рождения до
формирования у малыша связной речи. Причины возникновения алалии могут воздействовать