Алалия. Афазия Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Неречевые нарушения при моторной алалии

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1.1. Обзор литературы по проблеме неречевых
нарушений при моторной алалии  4

1.2. Проблема неречевых нарушений при моторной
алалии. 14

1.3 Обследования неречевых нарушений при моторной
алалии. 16

Заключение. 27

Список источников и литературы.. 38

  

Введение:

 

Актуальность темы состоит в том, В настоящее
время дети с моторной алалией представляют собой многочисленную и очень
разнообразную группу, поскольку помимо речевого дефекта, у детей нарушены
разные виды праксиса. У детей наблюдается поиск артикуляции, неумение выполнять
определенное артикуляционное движение или действие, трудности усвоения
последовательности и переключаемости. Дети отличаются неловкостью, плохой
координированностью движений, чрезмерной замедленностью, или напротив,
импульсивностью [3]. Это служит одной из причин, затрудняющей овладением речи.
Не смотря на широкую разработанность данной проблематики, например, общеизвестные
труды М.М. Кольцовой, А.Р. Лурия, в практике логопедической работы мы часто
сталкиваемся с проблемой недостаточной сформированности неречевых нарушений у
детей с моторной алалией. Поэтому изучение этой проблемы и поиск эффективных
методов, нацеленных на развитие неречевых нарушений у детей дошкольного
возраста с моторной алалией становится всё актуальнее.

Цель
исследования — анализ неречевых
нарушений при моторной алалии.

Цель определила ряд задач:

1. Провести обзор
литературы по проблеме неречевых нарушений при моторной алалии.

2. Выделить основные проблемы
неречевых нарушений при моторной алалии.

3. Разработать обследование
неречевых нарушений при моторной алалии.

Гипотеза
– мы
предполагаем, что комплекс упражнений будет способствовать устранению неречевых
нарушений детей с моторной алалией.

 Объект
исследования – моторная алалия.

Предмет
исследования – анализ неречевых нарушений при моторной
алалии.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В&nbspходе&nbspнашего&nbspисследования&nbspрешался&nbspряд&nbspвзаимосвязанных&nbspзадач,&nbspна&nbspосновании&nbspчего,&nbspбыли&nbspопределены&nbspосновные&nbspфункции&nbspречи&nbspу&nbspдошкольника,&nbspсодержание&nbspвзаимодействия&nbspнеречевых&nbspнарушений&nbspи&nbspее&nbspособенности&nbspу&nbspдетей&nbspс&nbspмоторной&nbspалалией,&nbspвозможности&nbspигровой&nbspдеятельности&nbspдля&nbspих&nbspэффективного&nbspформирования,&nbspа&nbspтакже&nbspвыявлены&nbspи&nbspпроверены&nbspсоответствующие&nbspдиагностические&nbspметодики.
Каков&nbspбудет&nbspрезультат&nbspлечения,&nbspво&nbspмногом&nbspзависит&nbspот&nbspвыраженности&nbspорганического&nbspпоражения&nbspмозга.&nbspЕсли&nbspразрушенная&nbspзона&nbspнебольшая,&nbspто&nbspструктура&nbspнервных&nbspтканей&nbspпозволит&nbspдругим&nbspучасткам&nbspЦНС&nbspвыполнять&nbspее&nbspфункцию.&nbspЕсли&nbspпоражение&nbspкоры&nbspобширное,&nbspрезультативность&nbspтерапии&nbspнизкая.
Еще&nbspпрогноз&nbspпри&nbspалалии&nbspопределяется&nbspстепенью&nbspискажения&nbspречи,&nbspзапущенностью&nbspпатологии,&nbspграмотностью,&nbspсвоевременностью,&nbspполнотой&nbspлечебных&nbspи&nbspвосстановительных&nbspмероприятий.&nbspЕсли&nbspлогопед&nbspприступил&nbspк&nbspработе&nbspс&nbsp3-4-летним&nbspребенком,&nbspиспользует&nbspполный&nbspкомплекс&nbspупражнений,&nbspто&nbspможно&nbspнадеться&nbspна&nbspбыстрое&nbspвосстановление&nbspречевой&nbspспособности.
При&nbspмоторной&nbspформе&nbspалалии&nbspпрогноз&nbspпозитивней.&nbspПри&nbspсенсорном&nbspи&nbspсмешанном&nbspнарушении&nbspвосстановление&nbspидет&nbspгораздо&nbspмедленнее.
Если&nbspлечение&nbspначато&nbspс&nbspзапозданием,&nbspкогда&nbspребенку&nbspисполнилось&nbsp5-6&nbspлет,&nbspмозговая&nbspактивность&nbspвосстанавливается&nbspмедленно,&nbspвысока&nbspвероятность&nbspсохранения&nbspнекоторых&nbspсимптомов.&nbspПри&nbspигнорировании&nbspмедицинской&nbspпомощи&nbspи&nbspпопытках&nbspсамостоятельного&nbspлечения&nbspребенка&nbspесть&nbspриск&nbspразвития&nbspосложнений.
Игнорирование&nbspнеобходимости&nbspтерапии&nbspприводит&nbspк&nbspразвитию&nbspдислексии&nbspи&nbspдисграфии,&nbspпоскольку&nbspформирование&nbspнавыков&nbspписьма&nbspи&nbspчтения&nbspтоже&nbspконтролируется&nbspречевым&nbspцентром&nbspмозга.&nbspВ&nbspрезультате&nbspобучение&nbspребенка&nbspв&nbspобщеобразовательной&nbspшколе&nbspстановится&nbspфактически&nbspневозможным.
В&nbspходе&nbspанализа&nbspпсихолого-педагогической&nbspлитературы,&nbspа&nbspтакже&nbspпроведения&nbspопытно-экспериментальной&nbspработы&nbspмы&nbspпришли&nbspк&nbspследующим&nbspвыводам:
1.&nbspМоторный&nbspпроцесс&nbspтесно&nbspсвязан&nbspс&nbspимеющимися&nbspв&nbspЦНС&nbspмоторными&nbspцентрами,&nbspа&nbspтак&nbspже&nbspс&nbspпирамидной,&nbspэкстрапирамидной&nbspи&nbspцеребеллярной&nbspсистемами.&nbspУчёные&nbspдоказали,&nbspчто&nbspоколо&nbspтрети&nbspвсей&nbspплощади&nbspдвигательной&nbspпроекции&nbspкоры&nbspголовного&nbspмозга&nbspзанимает&nbspпроекция&nbspкисти&nbspруки,&nbspрасположенная&nbspочень&nbspблизко&nbspот&nbspречевой&nbspзоны.&nbspПоэтому&nbspразвитие&nbspречи&nbspребёнка&nbspнеразрывно&nbspсвязано&nbspс&nbspразвитием&nbspмелкой&nbspмоторики.&nbsp
Многие&nbspученые,&nbspкоторые&nbspизучали&nbspдеятельность&nbspдетского&nbspмозга,&nbspпсихику&nbspдетей,&nbspотмечают&nbspбольшое&nbspстимулирующее&nbspвлияние&nbspфункции&nbspруки&nbsp-&nbspэто&nbspН.И.&nbspНовиков,&nbspВ.М.&nbspБехтерев,&nbspД.&nbspСели,&nbspН.А.&nbspБерштейн,&nbspВ.А.&nbspГеляровский,&nbspВ.И.&nbspЛубовский,&nbspА.В.&nbspЗапорожец,&nbspЕ.&nbspМ.&nbspМастюкова.&nbspА&nbspтак&nbspже&nbspисследования,&nbspпроведённые&nbspЛ.В.&nbspФоминой&nbspи&nbspМ.М.&nbspКольцовой&nbspдоказывают,&nbspчто&nbspнеобходимо&nbspуделять&nbspвремя&nbspна&nbspзанятии&nbspне&nbspтолько&nbspтренировке&nbspартикуляционного&nbspаппарат,&nbspно&nbspи&nbspтренировке&nbspдвижения&nbspпальцев&nbspрук,&nbspт.к.&nbspэто&nbspспособствует&nbspскорейшему&nbspзвукоподражанию&nbspу&nbspребёнка.
2.&nbspУ&nbspдетей&nbspс&nbspмоторной&nbspалалией&nbspотмечается&nbspфизическая&nbspнедостаточность,&nbspсоматическая&nbspослабленность.&nbspВыявляется&nbspобщая&nbspмоторная&nbspнеловкость&nbspдетей,&nbspнеуклюжесть,&nbspдискоординация&nbspдвижений,&nbspзамедленность&nbspили&nbspрасторможенность&nbspдвижений.&nbsp
Индивидуальные&nbspкоррекционно-развивающие&nbspзанятия&nbspпроводятся&nbsp2&nbspраза&nbspв&nbspнеделю.&nbspПродолжительность&nbspкаждого&nbspзанятия&nbsp15-20&nbspмин.
Особенности&nbspорганизации&nbspобразовательного&nbspпроцесса:
-&nbspв&nbspпроцессе&nbspнепосредственно-образовательной&nbspдеятельности,
-&nbspво&nbspвремя&nbspпроведения&nbspрежимных&nbspмоментов,
-&nbspво&nbspвремя&nbspсамостоятельной&nbspдеятельности&nbspдетей&nbspи&nbspпедагогов.
На&nbspэтапе&nbspобучающего&nbspэксперимента&nbspнами&nbspбыла&nbspапробирована&nbspсистема&nbspупражнений&nbspи&nbspзаданий,&nbspпредложенные&nbspР.И.&nbspЛалаевой,&nbspИ.В.&nbspЛопухиной,&nbspТ.А.&nbspТкаченко,&nbspМ.Ф.&nbspФомичевой,&nbspГ.А.&nbspТумаковой,&nbspТ.&nbspБ.&nbspФиличевой,&nbspГ.&nbspА.&nbspКаше,&nbspГ.&nbspВ.&nbspЧиркиной.
Часть&nbspзаданий&nbspбыла&nbspразработана&nbspнами,&nbspмодифицированы&nbspнекоторые&nbspупражнения&nbspи&nbspподобран&nbspсоответствующий&nbspречевой&nbspматериал.

 

Фрагмент текста работы:

 

1.1.
Обзор литературы по проблеме неречевых нарушений при моторной алалии

Алалия
– отсутствие или выраженный дефицит формирования и восприятия речи при
исключении интеллектуальных и слуховых патологий. Симптоматика определяется
степенью дефекта, ребенок не владеет речью в школьном возрасте или строит
грамматически неверные фразы, имеет скудный словарь. Самостоятельно родители не
вылечат детскую алалию, требуется помощь нескольких специалистов, обучающие и
коррекционные мероприятия [15,с.55].

Алалия – это тяжелое недоразвитие или полное отсутствие
речи, которое вызвано органическим поражением корковых речевых центров
головного мозга. При этом физический слух и интеллект ребенка не повреждены.
Глубокая несформированность речевой функции носит системный характер, т.е.
нарушены все компоненты речи – фонетико-фонематический и
лексико-грамматический. По своим проявлениям это нарушение имеет множество
общих черт с афазией. Отличие заключается в том, что афазия возникает уже после
того, как ребенок овладел речью (после 3-х лет). Для алалии же характерно
изначальное отсутствие или сильное ограничение речевой функции. Иными словами,
органическое поражение речевых центров произошло во внутриутробный период, в
процессе родов, либо в детском возрасте до трех лет [17,с.67].

В логопедии используется определенная классификация
этого недоразвития речи, которая основывается на локализации участка поражения
головного мозга. Выделяют следующие формы алалии: Моторная. Вызвана органическим поражением речевых
областей головного мозга. Очаг поражения при моторной алалии возникает в
центральной части речевого аппарата, но также нарушена работа и периферической
части. У моторных алаликов не развивается собственная речь, но они понимают
речь окружающих. Есть две формы МА – кинестетическая (афферентная) и
кинетическая (эфферентная). При афферентной форме происходит поражение
постцентрального участка коры, который отвечает за движения артикуляционного
аппарата. При эфферентной форме происходит поражение премоторных отделов коры
головного мозга [21,с.87].

Сенсорная. Возникает по причине поражения височных долей,
которые расположены в левом полушарии (центр Вернике). Нарушение обусловлено
расстройством слухового восприятия, при этом физический слух сохранен.В данном
случае, ребенок слышит все, что ему говорят, но не понимает сказанное.
(смешанная). Она сочетает в себе признаки обоих типов. Расстройство
связано с нарушением трех центров головного мозга: центра Брока, центра Вернике
и центра ассоциаций.

Симптоматика зависит от того, какая именно форма
диагностирована у ребенка. Имеются данные о том, что среди детей
дошкольного возраста алалия встречается приблизительно у 1%, а среди детей
школьного возраста от 0,6 до 0,2%. В среднем можно считать, что алалия
встречается у 0,1% населения. У мальчиков это нарушение речи встречается в 2
раза чаще, чем у девочек  [11,с.90]. Для моторной алалии характерны следующие
симптомы:

Понимание речи сохранено, но собственная речь ребенка
имеет грубые отклонения или вовсе не развита (зависит от степени тяжести
патологии).

Ребенок заменяет слова жестами или мимикой, либо
несвязным лепетанием  [16,с.43].

Неправильная замена звуков в слове.

Выпадение предлогов из фраз.

Словарный запас сильно ограничен. Новые слова с трудом
усваиваются, при этом в активном словаре присутствуют преимущественно обиходные
термины.

Грубое нарушение формирования связной речи. Алалик не
может последовательно изложить события, определить причину и следствие,
передать смысл и т.д.

Нарушение внимания, памяти и восприятия.

Проблемы с координацией.

Недостаточное развитие крупной и мелкой моторики.

Проблемы с самообслуживанием (зашнуровыванием обуви и
т.д.).

Повышенная утомляемость.

Индивидуальные особенности поведения – ребенок может быть
либо гиперактивным, либо пассивным и заторможенным. Для сенсорной алалии характерны следующие признаки:

Нарушение восприятия и понимания смысла речи окружающих  [17,с.65].

Данное расстройство может протекать в легкой или тяжелой
стадии. В некоторых случаях ребенку будет понятен смысл отдельных слов,
обращенных к нему, и ситуативной речи (но если меняется интонация или порядок
слов, то он теряется и перестает понимать даже знакомые слова и фразы). В более
тяжелой форме сенсорный алалик вообще не воспринимает звуки, не реагируя даже
на собственное имя  [18,с.86].

Повышенная речевая активность, при этом речь состоит из
обрывков слов и бессвязных звукосочетаний. В большинстве случаев речь ребенка с
алалией непонятна для окружающих.

Нарушение фонематического слуха. Необходимо отметить, что в чистом виде сенсорная
алалия встречается достаточно редко. Как правило, речь идет о смешанной форме –
сенсомоторной алалии. Причины возникновения алалии

Основной биологический фактор возникновения алалии
заключается в билатеральном органическом поражении центральной нервной системы,
которое произошло во внутриутробный период развития плода или после рождения до
формирования у малыша связной речи. Причины возникновения алалии могут воздействовать

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы