Курсовая с практикой на тему Немецкие загадки о природе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Содержание
Введение 3
1. Теоретические аспекты изучения загадок как малоформатных текстов 6
1.1 Понятие загадок 6
1.2 История исследования загадок 11
2 Тематический и структурный анализ немецких загадок 14
2.1 Тематическая классификация 14
2.2 Структурная характеристика загадок 16
Заключение 26
Список литературы 28
Введение:
В составе малых фольклорных жанров особое место занимают загадки, отличающиеся завуалированной формой изложения содержания, небольшим текстовым объёмом, лаконичностью и афористичностью выражения, стремлением к изобразительной выразительности и образности. Проблемой базового характера является попытка выделить жанрово-стилистические особенности народной немецкой загадки и обозначить тенденции их развития, а также примеры преобразования загадки в современный литературный жанр, что обуславливает актуальность темы работы.
Интерес к фольклору, устному народному творчеству, не ослабевает со временем. Устное народное творчество присуще любому народу, отражая его самобытность, историю, культурные традиции. Загадка является одной из малых афористических форм народной поэзии, наряду с пословицами, поговорками и другими близкими жанрами фольклора.
Объект работы – немецкие загадки о природе.
Предмет работы – структурные и тематические характеристики немецких загадок о природе.
Цель работы – установить структурные и тематические характеристики немецких загадок о природе.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
— рассмотреть подходы исследователей к определению понятия загадок как разновидности фольклорного и малоформатного текста;
— описать историю исследования загадок;
— привести тематическую классификацию загадок;
— дать структурную характеристику немецких загадок.
Поставленные задачи решались при помощи следующих методов: систематизация, обобщение, описание, семантических анализ, структурный анализ, стилистический анализ.
Теоретической базой исследования служат положения по теории текста (В.Г. Адмони, И.Р. Гальперин, Л.А. Ноздрина, К.А. Филиппов и др.). Так, В.Г. Адмони в своей работе последовательно рассматривает вопросы морфологического и синтаксического строя немецкого языка, дает детальную характеристику языкового материала и делает на его основе широкие теоретические обобщения [1]. И.Р. Гальпериным выявлены наиболее характерные особенности структуры текста, его грамматические категории и их взаимодействие. Дана классификация различных видов текстовой информации [10]. Л.А. Ноздрина описывает взаимодействие грамматических категорий в художественном тексте на материале немецкого языка [15]. В книге К.А. Филиппова прослеживается история научного подхода к описанию текста, начиная с античной риторики и кончая новейшими концепциями [23]. Для объяснения истоков того или иного текстового явления в необходимых случаях производится сопоставление экспериментальных данных с классическими лингвистическими концепциями.
Материалом исследования послужили немецкие загадки о природе, которые были отобраны из таких сборников, как Dasgroße Rätselbuch, Dasmegagroße Rätselbuch. Всего в ходе исследования было отобрано 50 загадок.
Структура работы обусловлена ее целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, списка словарей и энциклопедии.
Во введении обосновывается актуальность выбора объекта и предмета исследования, определяются основные цели, задачи и методы исследования проблемы, указывается теоретическая база исследования.
Первая глава, состоящая из трех параграфов, носит теоретико-обзорный характер. В ней рассматриваются основные понятия исследования такие, как фольклорный текст, малоформатный текст, загадка.
Во второй главе анализируются тематические и структурные особенности немецких загадок о природе.
В Заключении подводятся основные итоги работы, систематизируют-ся в виде выводов основные положения исследования.
Список использованной литературы содержит ссылки на источники, которые использовались в ходе написания работы.
Заключение:
Народная загадка представляет собой один из старейших фольклорных жанров в немецкоязычной культуре. Жанр загадки в немецкоязычной культуре всегда включал в себя различные способы «загадывания». Кроме того, различались и типы загадок: описание предмета или явления, метафоры, противоречивые и неоднозначные высказывания и т. д. Анализ текстов загадок позволяет оценить изменения в мировоззрении простого народа в его культурном и языковом развитии и становлении, поскольку язык загадки максимально приближен именно к устной народной речи. Необходимо подчеркнуть, что народная загадка является источником языкового материала для исследований не только в области фольклора, но и в области немецкого разговорного языка.
В загадке предметы часто изображаются посредством других предметов, имеющих отдаленное сходство с теми, о которых умалчивается. Зачастую загадки представляют собой метафору (олицетворяющую, овеществляющую, отвлеченную), которая является основой текста большинства загадок. В то же время некоторые загадки и вовсе не содержат метафор.
Все тексты загадок можно подразделить на монотемпоральные и политемпоральные. В монотемпоральных текстах используется одна временная форма, в политемпоральных – две и более, в зависимости от типа текста. Народная загадка, как правило, монотемпоральна, однако встречаются и исключения.
В загадках часто встречаются обстоятельственные обороты (на русский язык переводимые деепричастными), которые служат обстоятельством образа действия. Вводятся они, как правило, Partizip I или Partizip II. В загадке также распространен прием вводных предложений, посредством которых отражается живая разговорная речь. Вводное предложение может способствовать усилению позиций автора. Особенно это заметно в загадках, где кодировка строится на основе полисемии.
В результате преобразования народной немецкой загадки в современный вид литературного жанра преимущественно используются загадки-стихотворения, загадки-вопросы, загадки-ловушки. Авторская загадка реже прибегает к «разговорным» приемам, имея на вооружении гораздо больший арсенал стилистических и лексических средств.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические аспекты изучения загадок как малоформатных текстов
1.1 Понятие загадок
Энигматика как область загадочных вопросов включает в себя множество жанров, среди которых существует жанр загадки, созданный народом в рамках определённой культуры. Загадка – это замысловатое выражение, краткое иносказательное описание какого-либо предмета или явления действительности, которое необходимо разгадать. Следовательно, словесная загадка – это отдельный жанр, воплотивший в словесной форме жизненный опыт народа, отразивший его менталитет и способствующий передаче накопленных веками знаний последующим поколениям [6].
В виду того, что загадки являются разновидностью фольклорного текста и являются примером малоформатного текста, на первом этапе исследования представляется целесообразным рассмотреть само понятие фольклорного текста и малоформатного текста.
Малоформатные тексты неоднородны по своему происхождению и могут различаться по количеству знаков. Отметим, что учеными до сих пор не определен допустимый объем малоформатного текста. Так, О. И. Таюпова говорит о том, что объем таких текстов «не превышает, как правило, 1500 печатных знаков» [19, c. 67]. Малоформатные тексты представляют собой тексты с количественным объемом слов во фразе от 2 до 10, содержащие от 1 до 7 предложений, с общим количеством слов не более 100 и количеством слогов в 100 словах — около 130 [22].
Отчетливая тенденция малоформатных текстов к экономии языковых средств выражается в возможности замены языковых единиц на меньшие по объему. Структурно-семантическое свертывание, имеющее своим результатом уплотнение информационного контента малоформатного