Курсовая с практикой на тему Неформальная занятость учащейся молодёжи как фактор трудовой социализации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ 9
1.1.Особенности занятости учащейся молодежи 9
1.2.Понятие неформальной занятости 13
ГЛАВА 2.ИССЛЕДОВАНИЕ НЕФОРМАЛЬНОЙ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ 16
2.1.Проведение исследования неформальной занятости 16
2.2.Итоги исследования и предоставление рекомендаций 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 41
Введение:
Актуальность исследования. В российской социологии значительное внимание уделяется проблемам молодежи, в том числе проблеме профессионального поиска и трудовой социализации молодых специалистов в современных рыночных условиях. Почти половина безработных в мире-это молодежь. В нынешней ситуации диссонанса системы образования и экономической потребности в специалистах даже престижное и качественное образование не может служить гарантией эффективной занятости. Высшее профессиональное образование, получающее все большее распространение среди молодежи, теряет свои функции канала восходящей мобильности и гаранта эффективной трудовой социализации. Кроме того, современный российский рынок труда характеризуется растущим разрывом между высокими трудовыми потребностями молодежи и возможностями их удовлетворения, что особенно характерно для выпускников вузов. Современное общество характеризуется резким имущественным расслоением, социальным неравенством, неравным положением различных групп молодежи в системе общественных отношений, что порождает различия в реальных возможностях и альтернативах удовлетворения потребностей.
Проблема исследования заключается в наличии малого количества исследований по неформальной занятости учащейся молодежи и желания молодежи получать серую заработную плату на неофициальной работе.
На сегодняшний день анализ неформальной занятости, несмотря на значительный интерес к ней со стороны российского научного сообщества, далеко не исчерпан. Более того, актуализацию данной проблемы усиливает факт распространения неформальной занятости среди населения и особенно среди молодежи.
Большинство исследований неформальной занятости на российском рынке труда ориентированы на определение и измерение её масштабов, т.е. базируются на количественных методах исследования и позитивистском анализе данного феномена
Степень научной разработанности проблемы исследования. На сегодняшний день анализ неформальной занятости, несмотря на значительный интерес к ней со стороны российского научного сообщества, далеко не исчерпан. Более того, актуализацию данной проблемы усиливает факт распространения неформальной занятости среди населения и особенно среди молодежи.
Большинство исследований неформальной занятости на российском рынке труда ориентированы на определение и измерение её масштабов, т.е. базируются на количественных методах исследования и позитивистском анализе данного феномена. На наш взгляд, феномен занятости в неформальном секторе стоит рассматривать и с точки зрения самого человека, что предполагает ориентацию на человекоориентированные методы. Говоря об этом, мы имеем в виду качественные методы исследования в социологии, которые позволяют антропологизировать подход к анализу данной проблемы, взглянуть на нее с позиции самого участника.
Это пока «непротоптанная тропа» в исследовании и анализе неформального рынка труда, в основе которого изучение бытия субъекта неформальных отношений (его окружающего мира, жизненного пространства). Такое исследование не только ориентировано на субъекта; оно предполагает установку на понимание общего контекста события, на конкретную ситуацию, на герменевтический анализ происходящего. При этом в центре внимания должен быть анализ повседневной жизни, жизненного пространства человека
Первую и наиболее обширную группу составляют работы экономического характера. Так, анализ переходного периода, связанного со становлением рыночных отношений, предпринят в работах Василькова Ю.В., Колесникова Ю. В.. Харченко В.С и др., исследовавших процессы становления рыночных отношений в сфере труда сквозь призму макроэкономического анализа.
Проблемы занятости и безработицы, государственной политики на рынке труда рассматриваются в ряде диссертационных работ. Среди них выделим работы Леонова Л. А , Михалкина Е. В , Рощин С. Ю., , Т.Я. Михайловой, Г.С. Пошевнева, Д.Г. Саксельцева, Э. Н. Фетисова, в которых изучены отдельные аспекты управленческого воздействия на занятость и безработицу.
Научная новизна работы заключается в исследованиях по неформальной занятости учащейся молодежи ранее не проводились. Поэтому данное исследование будет актуальным для социологических исследований причин неформальной занятости.
Объектом исследования является неформальная занятость молодежи.
Предметом исследования выступает рынок неформальной занятости.
Цель курсовой работы – изучить неформальную занятость учащейся молодежи как фактор трудовой социализации.
Задачи курсовой работы. Параграфы курсовой работы – это ваши задачи
1. Изучить особенности занятости учащейся молодежи;
2. Определить понятие неформальной занятости;
3. Провести исследование;
4. Сделать выводы по исследованию.
На основе задач можно сформулировать следующую гипотезу исследования: неформальная занятость является нормальным среди молодежи; уязвимые категории населения чаще работают в неформальном секторе, чем более здоровые, опытные коллеги
Теоретико-методологической основой курсовой работы выступили философы, социологи, психологи, разрабатывающие проблему неформальной занятости, таких как Апокин А. Ю. , Бурменская Г.В. , Шпилина Т.М. , Блинова Т. В.
В работе использованы следующие методы научного исследования: сравнительный для анализа статистических данных. Для сбора информации было использован метод анкетирования.
Эмпирическую базу курсовой работы составили:
Материалы социологических исследований – Росстат.
Материалы собственного социологического исследования по изучению – статистика центра занятости «Восход».
Практическая значимость курсовой работы заключается в использовании ВУЗами для улучшения трудоустройства студентов. Материалы могут быть использованы для включения в практику ВУЗа.
Структура курсовой работы включает 46 страниц, 18 рисунков .
Заключение:
В заключении следует отметить, что все задачи, поставленные во введении были выполнены.
1. Молодежный рынок труда зависит от темпов экономического роста и развития сферы занятости, поэтому значимым фактором здесь выступает современная ситуация социально-экономической неопределенности. На новой, кризисной и посткризисной, стадии развития российского социума особую актуальность приобретает анализ ситуации, сложившейся в сфере труда и занятости, затронувшей вчерашних выпускников – молодых дипломированных специалистов.
2. Неформальная занятость в виду отсутствия строгих регламентов является для молодых людей более привлекательной и ассоциируется с динамикой, развитием, самостоятельностью принятия решений, возможностью в большей мере проявлять себя и оставаться свободным и независимым.
3. Исследование было проведено на базе государственного учреждения Центр занятости «Выбор». Были опрошены молодые люди в возрасте от 14 до 25 лет, в основном со средним или неполным средним образованием. С помощью социологического исследования выяснилось, что количество респондентов представительниц прекрасного пола немного превышало количество респондентов сильного пола. Хотя в общей выборке респонденты обоих полов распределены почти равномерно. У всех разное образование: от неполного среднего до высшего. В число респондентов вошли как старшеклассники, так и студенты вузов, а также молодые люди, начавшие свою профессиональную деятельность. Обнаружены трудности молодых людей в бездействии. А также в выборочном опросе приняли участие молодые люди, совмещающие учебу и работу, что в следующих блоках исследования будет важным фактором.
4. Возможные последствия нынешней неформальной занятости не сильно смущают молодых людей. В основном молодежь не слишком беспокоит и не волнует: отсутствие возможности использования социальных гарантий при неформальной занятости; невозможность в будущем получать более высокую пенсию; невозможность заключения договоров с партнерами, клиентами, получения кредита и др. (для индивидуальных предпринимателей и фрилансеров); возможные проблемы с контролирующими органами также не вызывают серьезного беспокойства у молодых людей, работающих самостоятельно и неформально.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
1.1.Особенности занятости учащейся молодежи
Трудовая социализация, в отличие от профессиональной и профессионально-трудовой социализации, которые предполагают, прежде всего, освоение профессиональных норм, ценностей, умений, профессиональной роли, начинается задолго до трудовой деятельности, с детства, продолжается в школе, в среднем профессиональном учебном заведении, в вузе, в трудовом коллективе, то есть охватывает собой всю сознательную активную жизнь человека. Трудовая социализация – более широкое понятие.
Так, в подростковом возрасте трудовая социализация включает формирование и развитие положительного отношения личности к труду, понимания значимости труда в жизни общества и отдельного человека; овладение основными доступными в этот период видами трудовой деятельности и необходимыми для этого знаниями; формирование потребности в профессиональном самоопределении, овладение знаниями о возможностях его реализации. В период получения образования и дальнейшей профессиональной деятельности трудовая социализация личности, безусловно, подразумевает овладение знаниями, умениями и навыками, нормами и функциями профессиональной деятельности; усвоение и воспроизводство профессиональной культуры; вхождение человека в новую социально-профессиональную среду, в систему групповых отношений; развитие профессионально важных качеств и освоение профессиональной роли.
Молодежный рынок труда зависит от темпов экономического роста и развития сферы занятости, поэтому значимым фактором здесь выступает современная ситуация социально-экономической неопределенности. На новой, кризисной и посткризисной, стадии развития российского социума особую актуальность приобретает анализ ситуации, сложившейся в сфере труда и занятости, затронувшей вчерашних выпускников – молодых дипломированных специалистов.
Несмотря на то, что доля молодежи, занятых на рынке труда, и ее рост в целом соответствуют мировым тенденциям, имеют место и существенные особенности.
Во-первых, нельзя с уверенностью сказать, что основным и единственным побудительным мотивом для выхода студентов на рынок труда является денежный фактор. Многие молодые люди предпочитают работать по будущей специальности в качестве стажеров, пусть и зарабатывая при этом гораздо меньше, чем могли бы получать, скажем, в сфере услуг (работая барменами, официантами, шоферами и пр.).
Некоторые молодые люди даже работают бесплатно. Можно сказать, что частичная или полная занятость во время учебы в вузе служит механизмом плавного перехода от учебы к работе. Молодые люди начинают искать работу, как правило, на третьем или даже на втором курсе вуза, на четвертом курсе они уже ищут постоянную работу на полный рабочий день, так что выпускники в дополнение к диплому обладают в среднем 1-2-летним профессиональным опытом. И хотя в целом склонность молодежи к поиску работы обратно пропорциональна доходам их семьи, многие студенты из обеспеченных семей начинают работать достаточно рано.
Во-вторых, молодежи с более высокими академическими успехами в среднем начинают работать раньше. Вместо того чтобы инвестировать в лучшее образование, они предпочитают тратить значительную часть времени на работу. На первый взгляд, это противоречит и «сигнальной» теории образования, и теории человеческого капитала. Однако работодатели часто ценят диплом о высшем образовании меньше, чем трудовой опыт соискателей.
Особую роль в процессе общей социализации личности играет одна из ее важнейших составляющих – трудовая социализация. Важным будет уточнить понятия трудовая социализация, профессиональная социализация и трудовая адаптация. В отечественной социальной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности. Если принять этот принцип, то можно выделить три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.
Г.М. Андреева, считает, что адаптацию можно рассматривать и как составную часть социализации и в качестве ее механизма. А из этого следует, что процесс трудовой социализации может быть нарушен/замедлен или вовсе приостановлен. Напротив, при благоприятных условиях социализации, например на макро — уровне, которому относится государство, процесс может ускориться. Это влияние может иметь как прямой (конкретные государственные программы: по трудоустройству, преодолению безработицы), так и опосредованный (стабильная экономическая ситуация, минимальный уровень безработицы) характер. Закономерный исследовательский интерес представляет выделение механизмов успешной трудовой социализации молодежи. Человеку кажется, что он сам выбирает свой жизненный путь, и он действительно делает это, хотя на его выбор влияют и предшествующее воспитание, и социальная среда, и многое другое.
Как и следовало ожидать, между занятостью и успеваемостью наблюдается обратная зависимость, однако представляется, что занятость — не основной фактор, влияющий на успеваемость.
Работодатели, в свою очередь, предпочитают оценивать соискателей по наличию опыта работы, а не по оценкам в дипломе. Издержки получения диплома крайне низки, как низко и качество образования. Диплом о высшем образовании перестает быть сигналом о высокой производительности выпускника; работодатели ориентируются не на диплом, а на опыт работы.
В целом, если рассматривать проблему неформальных трудовых отношений в России, то ситуация на сегодняшний день выглядит следующим образом.