Школьная педагогика психология Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Научные основы исследования познавательных интересов обучающихся

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5

1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста 5

1.2. Особенности развития познавательного интереса младших школьников 11

Выводы по первой главе 18

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ 19

2.1. Программа эмпирического исследования: методы и критерии анализа 19

2.2. Результаты эмпирического исследования, их обсуждение 25

Выводы по второй главе 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

ЛИТЕРАТУРА 34

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. В педагогической практике по-знавательный интерес рассматривается как средство повышения познава-тельной активности школьника, как эффективный инструмент для учителя, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным, выделить в преподавании те аспекты, которые могут привлечь невольное внимание учащихся заставит вас думать, беспокоиться и волноваться, с энтузиазмом работать над учебным заданием. «Смертный грех учителя — быть скуч-ным» (Гербарт). Этот афоризм часто определяет понимание учителем ме-ста познавательного интереса в обучении, который он рассматривает как инструмент оживления учебного процесса в своих руках. Перед современ-ной школой, и особенно начальной, стояли задачи, направленные на обу-чение учащихся новым ценностным ориентациям, во многом связанным с восприятием окружающей действительности, ее оценкой, человеческой де-ятельностью и поведением в природной среде и в обществе.

Осуществлению этих задач способствуют многие предметы, но об-разовательная среда «Мир» предоставляет наибольшие возможности, ко-торые представлены как часть федерального компонента государственного образовательного стандарта для начальных школ. Эта образовательная область предоставляет знания, которые помогают учащимся выработать целостное представление о мире, школьники понимают его материальность и познание и способствуют развитию личности ребенка.

Одним из способов повышения познавательного интереса современ-ных школьников является использование различных образовательных технологий. Из множества образовательных технологий были выбраны следующие игровые технологии, групповые технологии и информационно-коммуникационные технологии.

Одним из направлений изменения начального образования, в част-ности активизации познавательного интереса, является включение совре-менных информационных технологий в образовательный процесс. Их ис-пользование помогает учителям перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к активному, в котором ребенок становится активным субъектом образовательного процесса, который спо-собствует осознанному обучению учащихся.

В отличие от игр, в общем, педагогическая игра имеет существен-ную особенность — четко определенную цель обучения и соответствующий педагогический результат, который может быть обоснован, четко обозна-чен и характеризуется когнитивной направленностью.

Объект исследования: познавательный интерес младших школьни-ков.

Предмет исследования: развитие познавательного интереса у детей младшего школьного возраста.

Цель исследования: изучить особенности развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста.

Гипотеза: в младшем школьном возрасте у большинства учеников наблюдается низкий уровень развития познавательного интереса.

Задачи исследования:

1.Изучить психолого-педагогическую характеристику детей младше-го школьного возраста

2. Изучить особенности развития познавательного интереса младших школьников

3. Составить программу эмпирического исследования: методы и кри-терии анализа

4. Проанализировать результаты эмпирического исследования.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, научно-методической и учебно-дидактической литерату-ры.

База и выборка эмпирического исследования: МБОУ, дети младшего школьного возраста.

Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы. 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Исходя из возрастной периодизации, в младшем школьном возрасте, когда ребенок является субъектом учебной деятельности, он развивает возрастные новообразования — теоретическое сознание и мышление, раз-вивает их соответствующие способности (рефлексия, анализ, психическое планирование), а также обучение потребности и мотивы. Роль игр умень-шается, однако ряд исследований показывает, что эти игры являются эф-фективным методом личностного развития младшего школьника.

Познавательный интерес — это система методов познания мира, по-строения процесса самостоятельного поиска, исследования и набора опе-раций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полу-ченной информации.

Главное в работе над развитием познавательного интереса у млад-ших школьников: учебный процесс должен быть насыщенным и увлека-тельным, а стиль общения — мягким, дружелюбным. Нужно долго удержи-вать у ребенка чувство радости и интереса.

Ребенок младшего школьного возраста — любознательный, думаю-щий, наблюдательный, экспериментирующий личность. Познавая мир, изучая его, много открытий и изобретений, проявляющих интерес к раз-личным сферам реальности.

Именно поэтому для изучения был взят младший школьный возраст. Существует довольно много методик для определения уровня познава-тельного интереса ребенка.

Среди детей, которые участвовали в исследовании, отмечается до-вольно большое количество школьников с низким уровнем развития по-знавательного интереса. Необходимо провести работу со школьниками по развитию познавательных интересов.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНА-ВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста

Исходя из возрастной периодизации, в младшем школьном возрасте, когда ребенок является субъектом учебной деятельности, он развивает возрастные новообразования — теоретическое сознание и мышление, раз-вивает их соответствующие способности (рефлексия, анализ, психическое планирование), а также обучение потребности и мотивы. Роль игр умень-шается, однако ряд исследований показывает, что эти игры являются эф-фективным методом личностного развития младшего школьника.

Следовательно, в младшем школьном возрасте, с переходом ведущей деятельности с игровой на образовательную, ребенок перестает быть предметом игры, но автоматически не становится субъектом учебной дея-тельности, для этого ему необходимо создавать условия. Благодаря тому, что активные действия являются основой игровой деятельности, она от-лично вписывается в образовательную, и тогда младший ученик становит-ся не просто объектом, а предметом учебной деятельности [14].

Переход к школьному образованию и новый образ жизни, связанный с позицией учащегося, в том случае, если ребенок внутренне принял соот-ветствующую позицию, открывает путь для дальнейшего формирования его личности. Дети приходят в школу с желанием учиться, узнавать что-то новое, с интересом к самим знаниям. Более того, их интерес к знаниям тес-но связан с их отношением к обучению, как к серьезной, социально значи-мой деятельности [4]. До 8 лет у детей можно найти только репродуктив-ные образы-представления известных объектов или событий, которые не воспринимаются в данный момент времени, и эти образы в основном ста-тичны. Продуктивные образы-представления результата новой комбина-ции некоторых элементов появляются у детей после 9 лет, и развитие этих образов, вероятно, связано с началом обучения в школе.

Внимание ребенка 9-10 лет становится произвольным, но в течение довольно длительного времени, особенно в младших классах, непроиз-вольное внимание детей остается сильным и конкурирующим с произволь-ным [8, 46].

Уже к 4-му году обучения в начальной школе ребенок формирует такой уровень объема, устойчивости, переключаемости и концентрации произвольного внимания, какой присущ и взрослому человеку. Говоря о переключаемости внимания, можно сказать, что в этом возрастном перио-де она выше, чем у среднестатистического взятого взрослого [4].

Такое явление связано с молодостью самого организма, а также по-движностью процессов в центральной нервной системе ребенка младшего школьного возраста. Так, школьники на 3-4-м году обучения могут с лег-костью переключаться с одного вида деятельности на другой. Но в данном случае внимание школьника сохраняет так называемые признаки детства. Совершенные черты внимания активизируются лишь в том случае, если предмет либо явление, привлекшие внимание, в особенности интересны лично для ребенка. В школьные годы развитие памяти продолжается. А.А. Смирнов провел сравнительное исследование памяти у детей младшего и среднего школьного возраста и пришел к следующим выводам:

— с 6 до 14 лет дети активно развивают механическую память для единиц информации, которые не связаны логически;

— вопреки широко распространенному мнению о том, что с возрас-том увеличивается преимущество запоминания значимого материала, фак-тически обнаруживаются противоположные отношения: чем старше стано-вится младший ученик, тем меньше преимущество запоминания значимого материала перед бессмысленными.

Это, по-видимому, связано с тем, что упражнение памяти под влия-нием интенсивного обучения на основе запоминания приводит к одновре-менному улучшению всех видов памяти у ребенка, особенно тех, которые относительно просты и не связаны со сложной психической деятельностью.

В общем, память детей младшего школьного возраста довольно хо-рошая, и в первую очередь это касается механической памяти, которая до-вольно быстро прогрессирует в первые три-четыре года обучения в шко-ле. Опосредованная логическая память несколько отстает в своем разви-тии, поскольку в большинстве случаев ребенок, будучи занят учебой, тру-дом, игрой и общением, полностью обходит механическую память.

Восприятие младшего школьника характеризуется высокой эмоцио-нальностью и яркостью воспринимаемых образов. Символические и схе-матичные изображения воспринимаются хуже, визуальный материал луч-ше. Небольшой жизненный опыт не позволяет ученикам точно оценить время и пространство.

Исторические даты часто являются абстракцией. Детям трудно по-нять отдаленность событий во времени; в большинстве случаев малые зна-чительно недооцениваются, а большие промежутки времени переоценива-ются. Что касается детей 3-4 классов, то они уже без особых осложнений начинают запоминать даты, временные интервалы для них больше не вы-зывают затруднений [5].

В случае, когда не уделено должного внимания в эти годы формиро-ванию косвенного, логического запоминания, это негативно скажется на обучении в средней и старшей школе [4].

Интеллектуальное развитие младшего школьника 9-10 лет идет по следующим направлениям:

1) широкое использование речи как средства мышления;

2) три типа мышления (визуально-эффективное, визуально-образное, логическое) взаимно обогащают и дополняют друг друга. Ученики млад-шего школьного возраста делают лучше всего, начиная с конкретных си-туаций, подробных описаний.

Критерием правильного обобщения является умение привести кон-кретный пример, соответствующий полученным знаниям. Так, в период начальной школы умственное и когнитивное развитие ребенка заметно прогрессирует.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы