Курсовая с практикой на тему Научно-популярная журналистика советского периода (на примере конкретного издания или творчества конкретного журналиста — по выбору студента).
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретико-исторические аспекты развития советской научно-популярной
журналистики. 8
1.1. Понятие и особенности
научно-популярной журналистики. 8
1.2. Развитие научно-популярной
журналистики в советский период. 12
Глава 2. Анализ
научно-популярной периодики советского периода на примере журнала «Юный техник». 18
2.1. Жанрово-тематические
особенности журнала «Юный техник». 18
2.2. Специфика графического
оформления журнала. 22
Заключение. 28
Список использованной
литературы.. 30
Введение:
Актуальность темы
исследования. Современный этап развития российской журналистики
характеризуется рядом негативных тенденций. Одной из них является снижение
популярности научно-популярных изданий, как среди издателей, так и среди
читателей. Обычно журналистика ассоциируется только с развлекательными
телепрограммами, новостными изданиями, глянцевой прессой развлекательного
характера. Редко на телеэкранах встречаются научно-популярные программы (за
исключением тематических телеканалов), все меньшее количество населения
выписывают или же покупают журналы научно-популярной тематикой. Научные журналы
находят выход в платной публикации научных статей аспирантов и других исследователей.
А вот научно-популярные журналы не могут претендовать даже на такой источник
доходов. В результате на сегодня издатели не заинтересованы в создании
действительно качественных и содержательных научно-популярных изданий,
поскольку это не обеспечивает рентабельности их деятельности. Это создает
необходимость государственной поддержки научно-популярной журналистики, ведь ее
роль чрезвычайно важна: именно за счет публикаций научно-популярного содержания
повышается общий уровень развития общества, формируется интерес населения к
науке, создаются привлечения граждан к научной деятельности, новым открытиям,
созданию новейших технологий и т.д.
Опыт государственной поддержки научно-популярной
журналистики в России уже есть, он был сформирован в период СССР. В то время, в
виду отсутствия Интернета, основным источником научно-популярных знаний для
общества выступала именно журналистика. Ставя за цель формирование высокого
уровня образования граждан и научно-технического прогресса, советская власть
способствовала созданию научно-популярных телепрограмм и выпуску
научно-популярной периодики. И это имело свой результат, основным проявлением
которого был высокий уровень научно-технического развития страны. В СССР
массово разрабатывались и внедрялись разработки отечественных ученых, техников,
инженеров. Поэтому можно утверждать, что активная поддержка научно-популярной
журналистики в комплексе с другими факторами развития науки в СССР
способствовали научно-техническому прогрессу страны в советский период.
Учитывая этот опыт, сегодня также актуальными остаются
задачи развития данного направления журналистики. При этом актуальным может
быть изучение опыта тех научно-популярных изданий советского периода, которые
на протяжении десятилетий пользовались неизменно высоким спросом у населения.
Это и определяет актуальность обращения к теме данной курсовой работы:
«Научно-популярная журналистика советского периода».
В рамках данного исследования важно изучить
жанрово-тематические особенности научно-популярной журналистики на примере
изданий советского периода, поскольку для данного направления журналистской
деятельности характерна жанровая специфика (преобладание аналитических жанров),
а также тематические отличия. Кроме того, важно описать особенности иллюстрирования
публикаций научно-популярных изданий, которые выполняют важную роль,
значительно повышая уровень восприятия различной научно-технической и другой информации. При этом следует
учитывать, что в советский период развития журналистики были ограничены возможности
редакций в использовании различных графических приемов обработки изображений и
создания дизайна журнальной периодики. Это делает актуальным изучение специфики
графического оформления научно-популярных изданий советского периода. Степень изученности
темы исследования. С учетом актуальности темы курсовой работы отдельные ее
аспекты достаточно детально раскрыты в научных исследованиях. Так, исторические
аспекты научно-популярной журналистики раскрываются в учебных изданиях
(например, пособие под редакцией Л. П. Громовой, Ю. Б. Балашовой[1]), а также в многочисленных
публикациях. Так, А.А. Тертычный[2] анализирует объемы тиражей
основных научно-популярных изданий
советского периода в сравнении с современным этапом. Тенденции развития
данного направления советской периодики исследует также М.В. Петрова[3]. Р.Н. Абрамов[4] рассматривает периодизацию
процесса развития научно-популярной отечественной журналистики, выделяя
основные факторы влияния на данный процесс. И. Кукулин[5] исследует социальные и
культурные функции советских научно-популярных и научно-технических журналов. Отдельные
научные исследования посвящены изучению конкретных научно-популярных изданий
советского периода. Например, М.В. Литке[6] описывает историю развития
журнала «Вокруг света». М.А. Никулина[7] исследует эволюцию
научно-популярной журналистики на примере журнала «Наука и жизнь».
Такая частота обращения к данной теме в научных источниках
еще раз подчеркивает ее актуальность и целесообразность ее рассмотрения.
Объектом исследования в курсовой работе является советский
период в истории развития отечественной журналистики.
Предметом
исследования стали тенденции развития и характерные особенности
научно-популярной журналистики советского периода. [1]
История научно-популярной прессы России в социокультурном контексте. Учебное
пособие / Г. В. Жирков, А. К. Кашеваров, Л. П. Громова и др. / Под редакцией Л.
П. Громовой, Ю. Б. Балашовой. — СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. шк.
журн. и мас.коммуникаций», 2017. — 271 с. [2]
Тертычный А.А. Быть ли научно-популярной журналистике? // Вестник ВГУ. Серия:
Филология. Журналистика. – 2013. – №2. – С. 212-217. [3]
Петрова М.В. Научно-популярная журналистика: традиции и современные реалии //
Верхневолжский филологический вестник. – 2018. – №4(15). – С. 78-82. [4]
Абрамов Р.Н. Профессионализация научной журналистики в России: сообщество,
знание, медиа // Вестник Томского государственного университета. Философия.
Социология. Политология. – 2014. – №1 (25). – С. 111-123. [5]
Кукулин И. Периодика для ИТР: советские научно-популярные журналы и
моделирование интересов позднесоветской научно-технической интеллигенции // Новое
литературное обозрение. – 2017. – №145 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.intelros.ru/readroom/nlo/145-2017
(дата обращения: 04.03.2021) [6]
Литке М.В. 150 лет журналу «Вокруг света»: становление и развитие
типологической модели // Вестник Томского государственного университета.
Филология. – 2012. – №3(19). – С. 131-141. [7]
Никулина М.А. Эволюция научно-популярного издания в советскую, «постперестроечную»
и современную эпоху (на примере журнала «Наука и жизнь» // Актуальные проблемы
гуманитарных и естественных наук. – 2017. [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-nauchno-populyarnogo-izdaniya-v-sovetskuyu-postperestroechnuyu-i-sovremennuyu-epohu-na-primere-zhurnala-nauka-i-zhizn
(дата обращения: 04.03.2021)
Заключение:
Проведенный анализ позволил выделить характерные черты
научно-популярной журналистики, среди которых основными являются такие: научная
тематика; целеустановка на популяризацию науки; доступность изложения широкому
кругу читателей (телезрителей); преобладание аналитических жанров
(научно-популярные документальные фильмы, интервью, рецензии, экспертные
комментарии); преобладание тематики
раскрытия достижений науки и прогноза научных открытий; использование
специфических иллюстративных элементов (формулы, схемы, алгоритмы, чертежи,
графики, диаграммы, спектограммы,
таблицы и т.д.); наглядность и высокий уровень иллюстрированности; демонстрация
новейшей техники, технологических процессов.
В своем историческом развитии отечественная
научно-популярная журналистика прошла несколько этапов развития. Одним из
периодов ее роста стал советский период, когда были созданы эффективные
механизмы популяризации научного знания.
Соответственно, этот период характеризовался активный развитием
научно-популярной журналистки – сначала периодических изданий, а позже и
научно-популярной тележурналистики. Характерными чертами развития данного
направления 1930-х годов было не только идеологические акценты, прославление
достижений советских исследователей, но также и размещение материалов научной
фантастики, которая рассматривалась как часть науки. Постепенно советская
научно-популярная журналистика несколько специализировалась, что способствовало
основанию тематических изданий, посвященных отдельным наукам. Также со временем
формировались специализированные издания и научно-популярные телепрограммы
образовательной направленности, предназначенные для школьников, студентов и т.д.
Практическое исследование в данной курсовой работе было
проведено на примере советского научно-технического журнала «Юный техник».
Проведенный обзор жанрово-тематических особенностей
советского научно-популярного журнала «Юный техник» показал, что основную часть
публикаций журнала составляют аналитические жанры – аналитические статьи,
обзоры, комментарии. То есть исследуемое издание может быть отнесено к
«рациональной публицистике», что в целом характерно для научно-популярных
журналов. Одной из особенностей исследуемого журнала также является
значительная часть иллюстративной информации, которая занимает около 22% общего
наполнения издания.
За счет использования основных принципов графического
оформления журнальных страниц редактору журнала «Юный техник» удается умело
компоновать информацию на страницах журнала, подчеркивая при этом основную
тематику страницы и выделяя необходимым образом дополнительный материал для
раскрытия темы. Лучшему восприятию технической информации способствуют
схематические изображения, которые составляют значительную дол. иллюстраций в
издании.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретико-исторические аспекты развития
советской научно-популярной журналистики 1.1. Понятие и особенности научно-популярной
журналистики Приступая к изучению особенностей научно-популярной
журналистики, в первую очередь, необходимо определить место научно-популярных
СМИ в типологии средств массовой информации в целом. При этом следует отметить,
что в литературе подчеркивается наличие проблем в этом вопросе. Так,
М.В. Литке утверждает, что понятие научно-популярной журналистики на
сегодня остается недостаточно определенным. Как отмечает исследователь, в
различных источниках можно встретить множество терминов: «научная»,
«научно-популярная», «научно-просветительская», «познавательная»,
«научно-познавательная» журналистика. Все указанные термины в сознании ученых
и журналистов-практиков зачастую используются в качестве синонимов, хотя их
семантический смысл существенно отличается[1].
Прежде всего, следует разделять сущность научной и
научно-популярной журналистики. В этом аспекте отметим, что научные СМИ
транслируют научные данные зачастую с минимальной обработкой. Они предназначены
не для широкой аудитории, а для научного сообщества. То есть, научные СМИ
выполняют преимущественно роль отражения и донесения результатов научных
исследований до научных сообществ, то есть, роль обмена научной информацией.
Соответственно, наука или научная информация для данной группы СМИ выступает
непосредственно материалом для публикаций.
Научно-популярные СМИ не просто распространяют научную
информацию, но обеспечивают ее обработку и упрощение, перефразирование с целью
обеспечить доступность понимания научных данных широкой аудиторией. То есть,
наука или научная информация в системе данной группы СМИ выступает не
материалом для публикаций, а лишь материалом для дальнейшей обработки.
Основные отличия научной и научно-популярной журналистики
представлены в табл. 1.
Таблица 1 – Основные отличия научной
и научно-популярной журналистики* Признак Научная
журналистика Научно-популярная
журналистика Использование
научных данных Распространение
без обработки или же с минимальной обработкой Обработка,
анализ, упрощение, перефразирование Авторы Учение, представители
научного сообщества Журналисты Аудитория Научное сообщество Широкая общественность Лингвистические
особенности Преимущественно научные
термины Преимущественно обычная
лексика Стиль изложения Научный Публицистический Распространение Среди
научных организаций, в научных кругах, по подписке и т.д. По
каналам средств массовой информации Используемые
каналы информирования Преимущественно
специализированные журналы Телевидение,
радио, печатные издания * Построено автором по
данным[2], [3], [4] В зависимости от целей научно-популярные СМИ могут быть
классифицированы на следующие группы: учебные, образовательные и собственно
научно-популярные. И.Ю. Лапина в своем исследовании разграничивает указанные
типы научно-популярной журналистики. Их сравнение проведено в табл. 2. [1]
Литке М.В. Научно-популярные и научно-познавательные журналы: проблема
типологической классификации // Журналистский ежегодник – С.60. [2]
Суворова С.П. Журналистика научная и научно-популярная: особенности предметной
области, функций и задач // Вестник
Московского университета. Серия 10. Журналистика. – 2009. – №6. – С. 14-22. [3]
Тертычный А.А. Быть ли научно-популярной журналистике? // Вестник ВГУ. Серия:
Филология. Журналистика. – 2013. – №2. – С. 212-217. [4]
Лапина И.Ю. Основные тенденции функционирования научно-популярного телевидения.
Основные тенденции функционирования научно-популярного телевидения : Дис. …
канд. филол. наук : 10.01.10 Москва, 2005. – 127 с. [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://www.dslib.net/zhurnalistika/osnovnye-tendencii-funkcionirovanija-nauchno-populjarnogo-televidenija.html
(дата обращения: 04.03.2021)