Курсовая с практикой на тему Настольно-печатные игры как средство умственного развития дошкольников.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение.. 3
Глава 1 Теоретические основы умственного развития
дошкольников посредством настольно-печатных
игр 5
1.1 Понятие умственного развития дошкольников. 5
1.2 Настольно-печатные игры как средство умственного
развития детей дошкольного возраста. 8
Глава 2 Экспериментальное исследование влияния
настольно-печатных игр на умственное развитие дошкольников.. 16
2.1 Организация исследования и анализ уровня умственного
развития детей дошкольного возраста. 16
2.2 Методика организации настольно-печатных игр как
педагогического средства умственного развития дошкольников. 22
Заключение.. 32
Библиографический список.. 34
Введение:
Актуальность работы. Для
современной образовательной системы проблема умственного воспитания становится
особенно важной. В XXI веке, веке информационных технологий, возросли
требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. Задача
формирования способности у детей к активной умственной деятельности становится
главной в обучении и воспитании.
Понятие
«умственное воспитание» Н.Н. Поддьяков определяет как «специально организуемый
педагогический процесс, направленный на формирование у дошкольников системы
знаний и умений, способов умственной деятельности, а также на развитие
умственных способностей детей и их потребности в умственной деятельности».
Умственное
воспитание тесно связано с другим процессом – умственным развитием, которое
выступает как совокупность качественных и количественных изменений мыслительных
процессов. Умственное развитие детей дошкольного возраста зависит от
совокупности факторов (биологических и социальных), среди которых определяющую
роль выполняют умственное обучение и воспитание.
Реализация
целей и задач умственного обучения и воспитания достигается при помощи средств,
которые Т.С. Козлова условно разделяет на группы: с одной стороны –
деятельность детей, а с другой стороны – произведения духовной и материальной
культуры. Так, если ребенок включается в большое количество разных видов
деятельности, то у него становится больше возможностей для познания окружающего
мира в целом и развития познавательных способностей. Сначала это такие виды
деятельности, как общение, предметная деятельность, игра, а затем – учебная,
трудовая и продуктивная деятельность. Включаясь в разные ее виды, ребенок
общается с окружающими людьми, приобретает от них знания и умения, усваивает
определенные правила поведения, социальные эталоны, овладевает языком.
Объект исследования – процесс умственного развития
дошкольников.
Предмет исследования – настольно-печатные
игры.
Цель исследования – изучить
влияние настольно-печатных игр на умственное развитие дошкольников.
Для достижения поставленной цели необходимо
решение ряда взаимосвязанных задач:
1)
Дать теоретико-методологическое обоснование проблемы влияния настольно-печатных
игр на умственное развитие дошкольников
2)
Подобрать и апробировать оптимальные методы и методики исследования влияния
настольно-печатных игр на умственное развитие дошкольников
3)
Измерить анализ уровня умственного развития детей дошкольного возраста
4)
Разработать рекомендации по организации настольно-печатных игр как
педагогического средства умственного развития дошкольников.
Методы исследования:
теоретический анализ научной литературы по изучаемой проблеме, эксперимент,
наблюдение, тестирование, методы математической статистики.
Структура работы:
курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического
списка.
Заключение:
Таким
образом, важным средством умственного воспитания является вся окружающая
ребенка действительность: природа, общественные явления, люди, предметы.
Благодаря взаимодействию с окружающим миром расширяется кругозор ребенка,
развиваются его познавательные процессы. Необходимо отметить, что много новых
знаний ребенок приобретает в процессе наблюдений в природе. В ходе наблюдения
ребенок совершает «открытия»: «цветок распустился», «снежинки похожи на
звездочки», «солнышко «садится» вечером», «котята вчера ничего не видели, а
сегодня у них глазки открылись» и другие.
Одним
из средств умственного воспитания является игра, потому что игра – это ведущий
вид деятельности дошкольника. Так, отдельные виды игр по-разному воздействуют
на умственное развитие детей: сюжетно-ролевые игры расширяют представления об
окружающем мире и способствуют развитию речевого общения; игры-драматизации
помогают активизировать речь; строительно-конструктивные развивают
конструкторские способности и расширяют знания о геометрических фигурах, о
пространственных отношениях. Особенно важное место в умственном воспитании
занимают дидактические игры, обязательными элементами которых являются
познавательное содержание и умственная задача.
Однако
ведущая роль в умственном воспитании принадлежит обучению. Ведущая, потому что
главная особенность обучения заключается в том, что оно целенаправленно, а,
значит, педагог может организовывать, планировать и в определенной мере
контролировать ход обучения и воспитания дошкольников. Обучение осуществляется
в системе – этим обеспечивается определенная последовательность в накоплении
знаний и умений у дошкольников.
Таким
образом, существует широкий спектр возможных средств умственного воспитания и
обучения дошкольников. Педагогу, работающему с дошкольниками, необходимо уметь
правильно использовать эти средства, чтобы его работа, направленная на
умственное развитие и воспитание детей, была максимально эффективной.
Дошкольный
возраст является важным периодом детства, так как в этом возрасте у ребенка
формируются все стороны его личности: нравственная, интеллектуальная,
эмоционально-волевая, а также идет интенсивное освоение новых знаний,
появляются новые потребности. Развитие дошкольников осуществляется в процессе
разнообразной деятельности, причем особая роль отводится игре, имеющей
развивающее значение.
Особый
интерес для дошкольников представляют игры в процессе обучения, заставляющие
думать и предоставляющие возможность ребенку проверить и развить свои
способности, к таким играм относятся настольно-печатные.
Фрагмент текста работы:
Глава
1 Теоретические основы умственного развития дошкольников посредством
настольно-печатных игр
1.1 Понятие умственного развития дошкольников Особенности
умственного развития людей затрагиваются в современных научных трудах по
исследованию мозговой организации эмоциональной сферы человека[1], в том числе по
обоснованию и апробации новых инструментальных методик и технологий
психодиагностики пограничных психических состояний у спортсменов[2].
Более
того, общий дефицит двигательной активности становится сегодня актуальным
предметом исследования и в медицинской науке. Это проявляется, в частности, при
исследовании связи образа и качества жизни, физической активности и их
возможного влияния на форму протекания и продолжительность тяжелых заболеваний.
О научном обосновании высокотехнологичной медико-психологической и социальной
помощи больным с тяжелыми заболеваниями говорят исследователи в разных областях
организации здравоохранения.
Более
того, результирующая составляющая таких исследований близка к той практике в
науке, что способна находить наиболее эффективные средства расширения
адаптационных свойств и качеств организма людей с учетом достижений не только
медико-психологической, но и психолого-педагогической поддержки формирования
здорового образа жизни человека с самого раннего возраста.
При
этом, известно, что именно в старшем дошкольном возрасте формируются
психические новообразования, в основе которых лежат отношения между ребенком и
взрослым[3], и качество этих
новообразований влияет на общее развитие, интеллектуальную активность ребенка.
Исследования разных лет Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина[4][5] показали, что чем быстрее
происходит развитие двигательной сферы ребенка, чем разнообразнее его движения,
чем больше в них произвольности, тем больше информации поступает в мозг, а
значит, создаются предпосылки для раннего овладения речью и развития умственных
способностей. Это также важно для развития детей с отставанием в развитии речи.
Другие исследователи уточняют, что боясь неправильно или неотчетливо произнести
слово, такие дети предпочитают отмалчиваться или использовать жесты[6].
Итак, умственное развитие – это количественные и качественные
изменения когнитивных характеристик личности, происходящие с течением времени.
Умственное развитие ребенка протекает существенно интенсивнее
при социальном общении и воспитании, когда на его ум влияют воспитатели,
которыми обеспечивается регулярная и систематическая постановка познавательных
задач, вовлекающих воспитанника в активную деятельность и обучающих его
основным приемам познавательной деятельности.
Умственное воспитание и развитие тесно взаимосвязаны.
Умственным воспитанием во многом определяется умственное развитие. Но это
возможно только при соблюдении условия, что учтены закономерности и возможности
умственного развития детей первых лет жизни.
Умственное воспитание – это планомерный целенаправленный
процесс воздействия взрослого на умственное развитие детей, с целью сообщить им
знания, необходимые для разностороннего развития и адаптации к окружающей
действительности, а также сформировать на основе этих познавательных процессов
умения применять на практике усвоенные знания.
К концу дошкольного возраста у детей уже накопилось довольно
много знаний об окружающей действительности, они овладели основными
мыслительными операциями и могут выделить существенные и несущественные
признаки предметов и явлений, а также установить отдельные
причинно-следственные связи, то есть у детей сформированы зачатки нового
ведущего типа деятельности — учебной деятельности.
Полноценное умственное развитие возможно только в процессе
организованной деятельности, в связи с чем, задача воспитателя – создать
соответствующие условия для протекания деятельности, а также осуществлять
целенаправленное воспитательное воздействие на ребенка.
Умственное воспитание состоит из сообщения доступных знаний
об окружающем мире, их систематизации, формирования познавательных интересов,
интеллектуальных умений и навыков, а так же развития познавательных
способностей.
Период дошкольного детства – сензитивный этап для развития
общих и специальных способностей детей.
Венгер Л.А. и его сотрудники исследовали основные
закономерности развития умственных способностей дошкольника:
— Сенсорных;
— Познавательных;
— Творческих.
При этом умственные способности рассматривали в качестве
общих, то есть необходимых для осуществления любого типа деятельности.
Сенсорные
способности проявляются в восприятии предметов и их свойств. Восприятие
выступает в качестве первого этапа познания мира, на основании его образов
выстраивается память, мышление и воображение. Иными словами, сенсорные
способности – фундамент умственного развития детей, поэтому они начинают
развиваться в 3-4 года. Основа этого процесса – [1] Елисеев, Е. В. Психодинамическое
определение мозговой организации эмоциональной сферы человека / Е. В. Елисеев,
А. В. Белоедов // Министерство образования Российской Федерации Государственный
комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму;
Южно-Уральский государственный университет; Уральская государственная академия
физической культуры. — Челябинск, 2018. — Сер. Наука и цивилизация — XXI век. [2] Елисеев, Е. В. Компьютерная
психодиагностика пограничных психических состояний у спортсменов /
Е. В. Елисеев, Е. Г. Кокорева, Д. С. Абрамов // Фундаментальные исследования. —
2015. — № 9–10. — С. 2200–2202. [3] Ефимова,
Е. А. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными
возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения /
Е. А. Ефимова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. —
2016. — Т. 5, № 4 (17). — С. 130–133. [4] Выготский, Л. С. Психология /
Л. С. Выготский. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2018. — 1008 с. [5] Эльконин, Д. Б. Детская
психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений / Д. Б. Эльконин. —
М.: Академия, 2017. — 384 с. [6] Дворкина, Н. И. Интегрированное
развитие физических способностей и мышления детей подготовительной к школе
группы в условиях игровой деятельности / Н. И. Дворкина, О. С. Трофимова //
Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2018. — № 4. —С.
20–22