Курсовая с практикой на тему Насилие в среде младших подростков
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СОЦИАЛЬНО-АДАПТИРОВАННЫМИ И ДЕЗАДАПТИРОВАННЫМИ ПОДРОСТКАМИ 5
1.1. Понятие «алекситимия» в психологических исследованиях 5
1.2. Личностные особенности социально-адаптированных и дезадаптированных подростков 8
Выводы к главе 1 11
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СКЛОННОСТИ К НАСИЛИЮ У СОЦИАЛЬНО-АДАПТИРОВАННЫХ И ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ 12
2.1. Описание методов исследования 12
2.2. Анализ результатов исследования 15
Выводы к главе 2 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
Введение:
В настоящее время нарастающим и все более проявляющимся явлением выступает агрессивное поведение подростков. При этом от него страдает в первую очередь само подрастающее поколения. Агрессивное поведение в подростковой сфере происходит по разным причинам. Первопричиной является неблагоприятные отношения в семье, отсутствие любви и взаимопонимания. Также насилие и жестокость в СМИ и кинематографе, возрастные особенности, проблемы с учебой и со сверстниками приводят к тому, что агрессивное поведение воспринимается подростками как норма. С помощью агрессии они пытаются утвердиться в коллективе, достичь желаемого.
Кроме того, чрезвычайно распространено мнение о душевной беспечности и эмоциональной невосприимчивости современных юношей и девушек, об их жестоком отношении к окружающему миру и готовности к агрессивному реагированию даже на эмоционально нейтральные ситуации, то есть проявлению алекситимии подростков. Данный феномен первыми стали изучать Дж. Немиа и П. Сифнеос в семидесятых годах двадцатого века 49. Термин «алекситимия» был предложен П. Сифнеосом. Буквально он означает: «без слов для чувств» или в близком переводе — «нет слов для названия чувств». Алекситимия выражается в утилитарном спосо6е мышления, тенденции к использованию действий в ситуациях конфликта и стресса, обедненной фантазиями жизни, сужении аффективного опыта и, особенно, в трудностях подыскать подходящее слово для описания своих чувств 50.
В связи с этим, нам представляется важным и актуальным изучение не просто алекситимии, как фактора, предполагающего к развитию психосоматической патологии, но и в контексте поиска специфики проявления алекситимии, рассмотреть взаимосвязь феномена алекситимии со склонностью подростков к насилию.
Цель данной работы — взаимосвязь феномена алекситимии с агрессивным поведением подростков.
Объект исследования – поведение молодых людей подросткового возраста, предмет исследования – агрессивное поведение подростков и их склонность к насилию.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. проанализировать теоретические аспекты взаимосвязи алекситимии и склонности к насилию;
2. провести исследование агрессивности и тревожности подростков, причин их проявления;
3. обосновать влияние алекситимии на формирование склонности к насилию в подростковом возрасте.
Решение перечисленных задач возможно с применением методов исследования, качественного и количественного анализа и синтеза, методов статистической обработки.
Гипотезой данной работы выступает предположение о том, что склонность к насилию у подростков взаимосвязано с формированием алекситимии как устойчивой психологической характеристики личности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы в дальнейших научных работах, статьях, эссе, посвящённых проблеме исследования.
Структура исследования определяется избранной для рассмотрения в нём тематикой. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Глубокие трансформации в экономике, культуре, политике, идеологии современного российского общества существенно влияют на социализацию молодежи, обостряя характерные для подросткового возраста проблемы социального становления. Подростки как наиболее динамичная социальная группа более быстро и чутко реагируют на общественные преобразования, испытывая значительные изменения в своих интересах, взглядах, ценностных ориентациях, усваивая как положительные, так и отрицательные образцы поведения. Ослабление социального контроля над включением молодежи в общественные институты, снижение воспитательной роли традиционных институтов социализации (семьи, детских и молодежных организаций), и имущественное расслоение общества и ухудшение экономического положения молодежи, противоречивость и неоднозначность ценностных ориентиров в обществе, — все это привело к увеличению девиаций в подростковой среде в течение последних десятилетий. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема обоснования педагогических условий профилактики девиантного поведения подростков в социально-воспитательной среде общеобразовательной школы. На основе анализа психолого-педагогической литературы в исследовании обоснована сущность девиантного поведения подростков как отклоняющегося поведения от принятых в обществе социально-нравственных норм и ценностей, проявляющаяся в социально неприемлемых способах самоутверждения и усложняющая процессы саморазвития и конструктивной самореализации личности.
На основе анализа психолого-педагогической литературы и воспитательной практики определены основные направления педагогической профилактики девиантного поведения учащихся общеобразовательной школы: оптимизация социально-воспитательной среды образовательного учреждения, которое выступает для учащихся основной сферой самореализации; утверждения ценностей и норм здорового образа жизни; гармонизация личностного развития; формирование у подростков конструктивных способов поведения как залога вытеснение негативных привычек. Установлено, что эффективность профилактики склонности подростков к насилию зависит от соблюдения ряда принципов: обеспечение субъектной включенности учащихся в профилактический процесс, опосредованности профилактических мероприятий; дифференцировки форм и содержания профилактической работы в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями подростков; персонификации профилактической работы; содействие позитивной самореализации учащихся в группе сверстников; интеграции и гармонизации действий социальных институтов на поведение подростков; сочетание общей профилактики с профилактикой конкретных видов девиаций.
Психологическая устойчивость личности является системным образованием, которое поддерживает гармоничность внутреннего мира человека в процессе преодоления сложных жизненных ситуаций, а также его психическую устойчивость к неблагоприятным факторам окружающей среды. Она обеспечивается определенными психическими процессами, ценностями, смыслами, установками, опытом личности. Психологическая устойчивость является важнейшим фактором успешности учебной и профессиональной деятельности, адекватного, просоциального поведения.
Проведенное исследование факторов психологической устойчивости у лиц подросткового возраста позволило определить, что наиболее существенными из них являются: склонность к продуктивному, ориентированному на решение проблем, стилю копинга; автономия личности, характеризующая свободу выбора, по построению своей жизни в соответствии со своими целями; наличие в жизни исследуемых значимых целей в будущем, относительно низкие уровни стрессовой нагрузки. Определено, что у устойчивых лиц наблюдаются значительно меньшие уровни невротизации, чем у неустойчивых, а также они менее склонны к использованию просоциального стиля копинга.
Эффективность профилактики склонности к насилию у подростков зависит не от проведения отдельных воспитательных мероприятий, а от общей организации социально-воспитательной среды школы как содержательного и пространственно-временного континуума, объективно и субъективно воздействуя на личность, способствует ее включению в ценностно-смысловой культурный контекст, обеспечивает социальную интеграцию и личностную самореализацию. Социально-воспитательную среду школы рассматриваем как один из основных факторов педагогически управляемого воздействия на ученика, позволяет корректировать ценностные ориентации, модели поведения и качества личности девиантного подростка, используя воспитательный потенциал культурно-досуговой деятельности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СОЦИАЛЬНО-АДАПТИРОВАННЫМИ И ДЕЗАДАПТИРОВАННЫМИ ПОДРОСТКАМИ
1.1. Понятие «алекситимия» в психологических исследованиях
Термин «алекситимия» (а – отсуттвие, lexis – слово, thymos — эмоции), дословно «отсутствие или недостаток слов для выражения эмоций» введен в 1967 П. Сифнеозом [40]. Алекситимия – это социально-личностный конфликт, в основе которого лежит неспособность к осознанию эмоций и вербализации чувств. Люди с проявлениями алекситимии имеют проблему с воображением и строительством отношений, у них доминантным является левое полушарие. Большие возможности реализации своих желаний сочетаются чаще всего с высоким уровнем озабоченности, занятости. При этом возникает приоритетность возможностей над желаниями. Это такая ситуация, когда, несмотря на начало выполнения любых желаний, они не реализуются, оставаясь латентными в зоне внутреннего конфликта.
К первым отечественным экспериментальным исследованиям волевой регуляции личности относятся работы, выполненные в 20-х гг. в школе Л. Выготского [37]. Исследования произвольной регуляции различных психических функций были начаты в связи с идеей развития психики человека и опосредованного характера высших психических функций, обусловленного действием внешних и внутренних законов [1, с.221-226].
В 1935-1939 гг. приоритет в изучении психологии саморегуляции принадлежал В.И.Селиванову. Раскрывая психологию саморегуляции, В.И.Селиванов считал, что сознание человека представляет собой единую систему процессов, состояний и свойств [36]. В концепции В.И.Селиванова эмоции, мышление и саморегуляция занимают по своей сложности один и тот же уровень в общей структуре личности [3].
Считая волю самостоятельным психологическим процессом, В.И.Селиванов, однако в своих ранних работах неоднократно подчеркивал взаимосвязь саморегуляции, интеллекта и эмоций [16, с.61-72].
В пятидесятых гг. Б.М.Теплов из всех произвольных актов личности выделил, прежде всего, волевые усилия, связанные с необходимостью преодоления внешних и внутренних препятствий [16, с. 112]. Как показано в дальнейших исследованиях, интенсивность волевых усилий пропорциональна ступенчатым сложностям препятствий (Н.Ф.Добрынин), отношению к действию (Е.И.Игнатьев, В.М.Мясищев), побудительной силе побуждений (В.К.Калин, В.И.Селиванов, О.П.Черникова и др.). Зависит интенсивность волевых усилий и от начальной мотивации эксперимента: волевые усилия более эффективны, когда действие задано как обязательное (Ю.А.Аргентов). Существенно влияет на волевые усилия эффект внушения (А.Б.Воронин, В.М.Куликов, П.А.Рудик).
В 50-70-е гг. XX в. многие работы были посвящены разработке методов измерения волевых усилий, но результаты оказались довольно скромными [4].
Полученные по различным методикам результаты часто оказывались противоположными, лабораторные измерения не всегда совпадали с жизненными наблюдениями, не удавалось найти надежного метода количественного измерения волевого усилия [4-7]. Немалую ценность среди научных работ последних десятилетий имеют те из них, в которых исследуется процесс формирования свободы в различных видах человеческой деятельности [8, 9].