Курсовая с практикой на тему Насилие как социально значимая проблема: специфика её решения средствами соц.работы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА НАСИЛИЯ КАК СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОЙ ПРОБЛЕМЫ 7
1.1. Отечественные и зарубежные подходы к интерпретации насилия 7
1.2. Социальная проблематика насилия 11
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ НАСИЛИЯ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 14
2.1 Насилие как специфическая проблема социальной работы 14
2.2 Формы и методы социальной работы с лицами, подвергшимися насилию 17
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 24
Введение:
Актуальность исследования. В наше время все больше людей решают свои проблемы с помощью насилия. Главной ценностью становится не доброта и отзывчивость, а быть сильным и давать отпор. Все конфликтные ситуации решаются не мирным разговором, а оскорблением друг друга и дракой.
Актуальность проблемы неоспорима и заключается в том, что насилие происходит не только в семейном кругу, его проявления фиксируются в большинстве социальных институтов общества, в том числе и в институтах социализации. Отношение к этой проблеме в нашей стране также неоднозначно: все больше граждан считают некоторые формы насилия приемлемыми, а зачастую и единственно возможными. Именно поэтому создание системы социальной помощи избитым людям идет достаточно медленно.
В настоящее время социальная работа с жертвами насилия практически ограничивается кризисными центрами и телефонами доверия, но они немногочисленны и недоступны для большинства россиян. До сих пор не существует четких законодательных механизмов пресечения насилия, в том числе домашнего. Наказание предусмотрено только за жестокие формы насилия, повлекшие за собой тяжкие телесные повреждения или смерть жертвы. Зачем же доводить дело до этого?
Другая проблема заключается в том, что граждане плохо информированы о своих правах и возможных формах социальной помощи и поддержки. Из-за сложности проблемы немногие жертвы готовы открыто обсуждать свои трудности и не знают, куда обратиться, чтобы избежать общественного резонанса.
Проблема насилия усугубляется тем, что чаще всего нападению подвергаются наиболее уязвимые категории населения: дети, женщины, пожилые люди, инвалиды, то есть те, кто по объективным причинам не может ответить. Жертвы насилия быстро теряют интерес к жизни и перестают общаться, «уходят» в себя и перестают бороться.
Цель исследования – изучить специфические пути работы с насилием средствами социальной работы.
Объект курсовой работы: насилие как социальная проблема.
Предметом курсовой работы – борьба с насилием посредством социальной работы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
1) изучить отечественные и зарубежные подходы к интерпретации насилия;
2) изучить социальную проблематику насилия;
3) изучить насилие как проблему социальной работы;
4) определить формы и методы социальной работы с лицами, подвергшимися насилию;
5) определить организацию и эмпирические методы исследования;
6) провести анализ результатов исследования.
Гипотеза – социальная работа является основным способом предупреждения насилия.
Теоретико-методологическая основа исследования:
Большое значение для становления авторского подхода к исследованию проблемы насилия имели теоретико-категориальные разработки социологии насилия (Д. Бекер, Й. Гатунг, К. Лоренц, Р. Мэй, М. Фуко, В.В. Денисов, Г.Н. Киреев, А.И. Кугай), критической социологии (Г. Маркузе, Ю. Хабермас, Э. Фромм), конфликтологии (Р. Даль, Н. Смелзер, С. Хантингтон, А.Г. Здравомыслов, Ю.Е. Растов).
При анализе некоторых аспектов проблемы насилия использовались теоретико-методологические разработки феноменологии (П. Бергер, Т. Лукман, А. Шюц), современных метапарадигмальных концепций (П. Бурдье, Э. Гидденс), социологической концепции жизненных сил (С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, Ю.Е. Растов).
Анализ литературы по проблеме насилия показал, что, несмотря на несомненную актуальность, она остается одной из наименее изученных тем.
В целом, в научно-методической литературе проблема насилия представлена достаточно узко: анализируются социально-психологические аспекты проблемы, ее причины на макро- и микроуровне, формы поддержки людей, подвергшихся насилию. Однако наименее исследованным аспектом проблемы является социальная профилактика насилия.
Методология исследования базируется на теоретических положениях и эмпирических обобщениях социологии, политологии, социальной психологии, криминологии и других отраслей социального знания.
Методы исследования:
а) Методы теоретического исследования: общенаучные методы –гипотетико-дедуктивный метод, сравнительно-сопоставительный анализ, теоретический анализ и синтез, описание, объяснение, типология, классификация, идеализация, теоретическое моделирование.
2) Методы эмпирического исследования – метод эмпирического исследования
3) Математические методы обработки полученных данных: вторичный анализ данных, интерпретация, концептуализация.
Эмпирическое исследование проводится на базе Новосибирского государственного педагогического университета. Выборка составляет 34 человека. Диапазон возрастных границ от 19 до 21 года, средний возраст 20 лет. Не понимаю как эта выборка связанна с темой?
Вы выше пишите «документов, регламентирующих социальную работу с лицами, подвергшимися насилию».
Какое отношение студенты НГПУ имеют к теме насилия? Логичнее
1) Или опрашиваем людей из кризисных центров (Раз брали тему, думали же про базу);
2) Опрашиваем экспертов социальных работников (Ходили на практику, могли собрать материал)
3) Анализируем сайты и смотрим есть ли в работе такое направление, кто работает с насилием на примере НСО
Теоретическая и практическая значимость работы обусловлены возможностью использованных сделанных выводов для дальнейшего изучения данного вопроса.
Структура курсовой работы обусловлена ее целями и задачами. Она состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованных источников.
Заключение:
Целью данной работы было изучение теоретических основ агрессии по отношению к женщинам и детям, выявление масштабов насилия в обществе и разработка рекомендаций по работе с женщинами и детьми, подвергшимися насилию. Было определено понятие насилия в семье, изучено современное состояние проблемы в социологической и психологической литературе, а также законодательная база по данному вопросу, разработаны рекомендации для социальных работников по работе с обиженными женщинами и детьми. На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Проблема домашнего насилия давно существует во всех странах и отражает дисгармонию и перекосы в обществе. Острота проблемы свидетельствует о нездоровой социальной и моральной обстановке. Принято выделять следующие формы домашнего насилия: физическое, сексуальное, психологическое, изоляция, ограничение свободы передвижения, экономическое. Отдельно выделяют пренебрежение ребенком (отсутствие питания, медицинской помощи, образования и т.д.).
Социально-психологические проблемы женщин, подвергающихся домашнему насилию, включают: стресс, тяжелую депрессию, самоизоляцию от общества, попытки самоубийства. Что касается законодательной базы по защите прав женщин и детей, то ее условно можно разделить на законодательные акты в области прав человека в целом и акты, касающиеся прав женщин и детей. К сожалению, специального законодательства, которое бы регулировало вопросы домашнего насилия, не существует. Социальная работа с женщинами и детьми, подвергшимися домашнему насилию, является ключевым звеном для их реабилитации и интеграции в общество. Будучи мультидисциплинарной деятельностью и реализуясь в сфере интересов здравоохранения и социального обеспечения, социальная работа использует формы и методы, разработанные в других системах, а именно: реабилитация, психотерапевтическая реабилитация, социальное консультирование, социальные пособия, социальное обслуживание в интернатных учреждениях, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания. Кроме того, в области социальной работы могут применяться формы и методы, разработанные в педагогике, психологии и правовой сфере.
В социальной работе с жертвами домашнего насилия можно выделить следующие задачи: их спасение, поддержание их социального функционирования и социальное развитие. Непосредственную помощь женщинам и детям, подвергшимся насилию в семье, оказывают центры социального обслуживания населения. В штате этих центров есть специалист по социальной работе. Такие категории граждан имеют право на срочное социальное обслуживание (отделения срочного социального обслуживания), которое включает следующие услуги: доврачебная медицинская помощь, содействие в получении временного жилья, юридическая помощь по защите прав, экстренная медико-психологическая помощь, в том числе по телефонам доверия и др.
Центры социальной помощи семье и детям также принимают непосредственное участие в оказании помощи жертвам насилия. Типология и названия таких центров, а также спектр их функций могут варьироваться в зависимости от местных условий. Кроме того, существуют вневедомственные учреждения – кризисные центры, которые оказывают эффективную помощь пострадавшим, стремятся изменить общественное мнение по проблеме насилия и повлиять на органы законодательной и исполнительной власти в применении механизмов защиты граждан от насилия.
Таким образом, мы видим, что социальная работа способствует социально-психологической реабилитации и интеграции в общество жертв домашнего насилия, и ключевую роль в этом процессе играет специалист по социальной работе.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА НАСИЛИЯ КАК СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОЙ ПРОБЛЕМЫ
1.1. Отечественные и зарубежные подходы к интерпретации насилия
Насилие – это использование физической, эмоциональной или психической силы, угрозы, принуждение или других форм воздействия на человека или группу людей с целью причинения вреда, причинения страданий или контроля над поведением и решениями других людей.
Т. Гоббс в своей работе «Левиафан» делился мыслью, что люди по природе созданы равными в проявлении умственных и физических способностей. Он считал, основополагающим источником недоверия людей к друг другу является равенство способностей побуждающее тождество надежд на достижение целей. Отсутствие доверия в обществе влекло войну. В итоге Т. Гоббс пришел к трем первопричинам в виде конкуренции (индивид желает блага исключительно для себя), жажды славы (основополагающим является соображение о чести) и недоверия (самозащита). [16]
И. Кант в своей работе «Антропология» 1798 года разделил все четыре темперамента на группы: темпераменты чувства и темпераменты деятельности. Он отрицал возможность их смешения и считал, что каждый из
них однороден. К первой он относил сангвинический и противоположный ему меланхолический. Сангвиник с легким нравом по И. Канту ощущает все быстро, весело и сильно. Часто весельчак, добродушный, оказывает помощь, но является плохим должником. Человек, наклонный к меланхолии обладает мрачным нравом, всему придает огромное значение. Ко второй группе он относил холерический и флегматический темпераменты. Холерики – воплощение огня, вспыльчивые, нет нужной выдержки, для них характерно честолюбие. Флегматики – люди, склонные к бездеятельности даже при сильных побуждениях, с отсутствием аффектов. [3]
Прежде всего, отметим, что словесная основа термина «насилие» сохраняется с древнейших времен («насильство»). В обыденной жизни общества среди его жителей насилие имеет довольно много значений. Так, в толковом словаре В.И. Даля это понятие раскрывается через базовое слово «сила», при этом в интересующем нас контексте В.И. Даль указывается как на устаревшие, как он сам отмечает, лексические элементы: «насильно, насильственно, своевольно, с бою, приневолив, либо заставив властью, нравственною силою или силою вещественною … насильник, обидчик, своевольник или притеснитель». Как видно, здесь однозначно негативное значение, хотя В.И. Даль дает в довольно обширной статье своего словаря и позитивные примеры использования слов на основе термина «сила». Но в рассматриваемом смысле («насилие»), как мы отмечали, этому понятию изначально был придан противоправный смысл. В этой связи, следует согласиться с Л.В. Сердюком, полагающим, что в правовой сфере недопустимо полагать за насилием некие социально-полезные свойства. А те объективно сходные с насилием действия, имеющие социально-полезное назначение, должны именоваться по-иному. [15]
Так, преступные насильственные действия в форме боевого приема борьбы могут быть по реализации идентичными действиям сотрудников правоохранительных органов при осуществлении своих функций, однако действия последних имеют иную терминологию – «меры государственного принуждения», имеющие социально-полезное назначение. Если такой же боевой прием борьбы проводит лицо в рамках необходимой обороны, то оно применяет не насилие, а физические меры защиты, и в этом смысле мы не можем согласиться с авторами, которые полагают, что насилие в уголовном праве в равной степени может относиться как к преступникам, совершающим преступление, сопряженное с насильственными действиями, так и к лицам, которые защищаются в рамках той же необходимой обороны. [11]