Курсовая с практикой на тему Нарушения ВПФ у детей с различными видами органических патологий
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Теоретические аспекты изучения
высших психичских функций у детей в «норме» и при различных патологиях. 5
1.1.
Историко-теоретические аспеты изучения генезиса высших психических функций 5
1.2.
Отражение научных взглядов на развитие высших психичских функций у детей в «норме»
и при различных патологиях. 15
2. Исследование высших психичских
функций у детей с различными видами органических патологий. 24
2.1.
Организация и методы исследования. 24
2.2.
Результаты исследования высших психичских функций у детей при органическом поражении мозга и
пищеварительной системы.. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 37
Приложение
1. 41
Приложение
2. 44
Введение:
Актуальность
исследования. По данным ВОЗ, практический в каждойтретьей семье, рождается
ребенок, имеющий различные виды органических паталогий, таких как: заболевания
ЦНС, системы пищеванения, опорно-двигательного аппарата и др. При данных заболеваниях возникает широкий спектр нарушений высших психических функций (ВПФ)
и эмоционально-личностной сферы. Как следствие, у детей наблюдаются трудности,
связанные с учебной деятельностью и социальной адаптацией.
Для их преодоления,
полноценной реабилитации, а также для прогноза психического развития этих детей
необходимо исследование закономерностей тех изменений, которые возникают в
психической сфере при разных формах органических патологий. Актуальность проблемы в
клинико-психологическом аспекте связана с необходимостью решения вопросов о
структуре нарушений познавательных и эмоционально-личностных процессов, имеющих
место при различных органических патологий. Междисциплинарный аспект этой проблемы
связан с решением вопроса об адаптации больных детей в обществе.
В ряде исследований, анализу были подвергнуты нарушении ВПФ у
больных детей: А.
Р. Лурия, Л.С. Выготский, Л..И. Вассерман,
Ю.В. Микадзе, Т.
Д. Марцинковская и др. Полученные
результаты свидетельствовали о наличии специфических изменений ВПФ при разных
формах органических патологий. Особый интерес для нейропсихологического анализа
представляет исследование нарушений ВПФ у детей с
органическом поражении мозга и пищеварительной системы, так как первичные нарушения
сосредоточены в ЦНС, а вторичные нарушения в желудочно-кишечном тракте.
Анализ современной
литературы показал, что вопрос о нарушениях ВПФ, возникающих при той или иной форме, их структуре у детей
является мало изученным. Следует указать на сложность картины нарушений ВПФ в
детском возрасте; она представлена сочетанием симптомов, обусловленных
первичным дефектом, а также вторичными нарушениями ВПФ и действием
компенсаторных механизмов, имеющих свою возрастную специфику.
Объект исследования – состояние высших
психических функций у детей с различными видами органических патологий.
Предметом
исследования являлись расстройства высших психических функций,
возникающие у детей с органическом
поражении мозга и пищеварительной системы.
Цель исследования состояла в описании нарушения ВПФ,
их специфики и закономерностей формирования в зависимости от патологий.
Гипотеза исследования. Нарушения ВПФ при различных
формах патологий зависят от специфики заболевания и очага поражения.
Задачи исследования:
1.
изучить основные подходы к теории высших психических функций
2.
проследить отражение научных взглядов на развитие высших психичских функций в «норме»
и при различных патологиях,
3.
провести исследование высших психичских функций у детей с различными видами
органических патологий
Методологической и теоретической основами стали: теория высших
психических функций; представления об
органических паталогиях у детей.
Основными методами для написания работы выступили:
— теоретические: анализ научной литературы,
обобщение и систематизация,
— прктические: наблюдение, анализ документов,
исследование,
— методы качественной и количественной обработки
полученых данных.
Практическое значение работы. Данные о нарушении ВПФ у детей с различными
видами патологий дают возможность более точно оценивать и квалифицировать симптомы при различных заболеваниях, строить
прогноз психического развития детей, разрабатывать адекватные методы
психологической коррекции с учетом сильных и слабых звеньев разных
функциональных систем психики, обосновывать рекомендации по их адаптации.
Заключение:
Следовательно, аномальное
развитие всегда основано на органических или функциональных нарушениях нервной
системы или периферических нарушениях конкретного анализатора. Однако во многих
случаях отклонения от нормального развития могут быть вызваны чисто экологическими
причинами, которые не связаны с повреждением аналитической или центральной
нервной системы.
Сложность структуры
патологического развития заключается в наличии первичного дефекта, вызванного
биологическим фактором, и вторичных нарушений, возникающих под влиянием
первичного дефекта в ходе последующего патологического развития.
Следует учитывать
взаимодействие первичных и вторичных дефектов. Не только первичный дефект может
вызвать вторичные аномалии, но и вторичные симптомы при определенных условиях
могут влиять на первичный фактор. Это комплексный подход к обследованию аномальных
детей различными специалистами — врачами, дефектологами, психологами,
физиологами, педагогами, логопедами, реабилитологами, что позволяет находить
инновационные методы, формы и средства для положительного решения проблем их
детей. социализация.
Поэтому воспитание детей
с нарушениями слуха, зрения, умственно отсталых детей, коррекция нарушений
речи, выявление общих закономерностей развития, обучения и воспитания
аномальных детей занимают одно из ведущих мест в современной практической
психологи.
Основной
целью исследоания стало выявление различий в нарушениях ВПФ при различных формах патологий (с органическим
поражении мозга и пищеварительной системы).
По результатам проведенного исследования было выявлено, что показатели нарушения ВПФ у детей с различными
видами органических патологий.
У детей с ЗПР, по показателям познавательной деятельности дошкольников видно, что у 52 % детей отмечается
средний уровень познавательной деятельности и у 48% — низкий. Диагностика
позволила выявить, что дети не всегда заняты деятельностью, активная
деятельность сменяется периодами бездействия, часто наблюдаются игры в одиночестве;
у детей преобладает бездействие, его трудно привлечь к групповым играм, во
время занятия ребенок пассивен, не пытается исследовать новое окружение.
Коммуникативная деятельность
— 19,5% детей отмечен высокий уровень, у 52 % детей отмечается средний уровень
коммуникативной деятельности и у 28,5 % — низкий. Было выявлено, что речь
заторможена, но ребенок идет на контакт в ответ на просьбу или указания воспитателя,
у него наблюдается наличие определенной напряженности в отношениях с
окружающими и в общении с детьми.
У
детей с заболеваниями ЖКТ, показатели познавательной
деятельности дошкольников — 71,5%% детей отмечается
высокий уровень познавательной деятельности и у 28,5% — средний. Дети
удовлетворяют свои потребности в различных видах деятельности, активно
участвует во всех режимных моментах, активен во время занятия, проявляет
заинтересованность окружающим.
Коммуникативная деятельность
— 52% детей отмечен высокий уровень коммуникативной деятельности и у 48% —
средний. Дети активны в общении со сверстниками и воспитателем, социальные
навыки хорошо сложены;
Итак,
гипотеза исследования доказана, действительно нарушения ВПФ при различных формах патологий зависят от
специфики заболевания и очага поражения.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические аспекты изучения высших
психичских функций у детей в «норме» и при различных патологиях 1.1. Историко-теоретические аспеты
изучения генезиса высших психических функций Теория системно-динамической
локализации высших психических функций в отечественной нейропсихологии
сформировалась на основе положений общепсихологической теории, разработанной Л.
С. Выготским и его последователями А. М. Леонтьевым, А. Р. Лурией, П. Я. Гальпериным,
А. В. Запорожцем, Д. Б. Элькониным и другими психологами. Основные положения
этой теории вошли в теоретический понятийный аппарат нейропсихологии, который и
сформировал общепсихологический «каркас».
В понятийном аппарате
нейропсихологии можно выделить два класса понятий. Первая — это понятия, общие
для нейропсихологии и общей психологии; вторая-это, по сути,
нейропсихологические понятия, обусловленные спецификой ее предмета, объекта и
методов исследования. К первому классу понятий относятся: высшая психическая
функция, психическая деятельность, психологическая система, психический
процесс, языковое опосредование, смысл, личностный смысл, психологический
инструмент, образ, знак, действие, операция, интериоризация и многое другое
[38]. Содержание этих понятий изложено в ряде учебных пособий и монографий,
посвященных общепсихологическим проблемам [10, 14, 17, 21, 25]. Ко второму
классу понятий относятся собственно нейропсихологические понятия, которые отражают
и применяют общепсихологическую теорию к нейропсихологии — специфической
области знаний, предметом которой является изучение мозговой организации
психических процессов, эмоциональных состояний и личностного материала и
патологии, и прежде всего — на материале локальных поражений головного мозга.
Все вместе эти понятия составляют определенную систему
знаний, или