Курсовая с практикой на тему Нарушения интонационной выразительности речи у детей с ОНР
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИНТОНАЦИИ У ДЕТЕЙ С ОНР 7
1.1. Анатомо-физиологические механизмы интонации 7
1.2 Механизмы интонационных нарушений 14
ГЛАВА 2. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПО УСТРАНЕНИЮ ПОСЛЕДСТВИЙ НАРУШЕНИЯ ИНТОНАЦИИ У ДЕТЕЙ С ОНР 19
2.1. Педагогические условия организации коррекционно-развивающей работы 19
2.2. Содержание коррекционно-развивающей работы по устранению последствий голосовых нарушений у детей 23
2.3. Направления коррекционно-развивающей работы 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
Введение:
Голос является важнейшим инструментом передачи мысли. При помощи голоса мы выражаем свои потребности и желания. Он также имеет огромное социальное значение в развитии ребенка, в становлении его как личности, в общении, как со сверстниками, так и со взрослыми. Голос – это не только средство коммуникации, но и средство самовыражения любого человека.
Т. А. Воробьева в своих исследованиях изложила мысли относительно дыхания в комплексной методике коррекции звукопроизношения. Она считала, что в процессе формирования у ребенка четкого произношения имеет ключевую важность правильного дыхания. Именно она подробно раскрыла роль дыхания в коррекции звукопроизношения.
Также в данной сфере активно работали Л. А. Зайцева, И. С. Зайцев, С.Ф. Левяш, И. Н. Ясова. Ими в ряде исследований разрабатывались научные основы постановки голоса, изучались причины и развитие расстройств голосового аппарата, типы дыхания и значение дыхательной системы для образования голоса. Исследования Т. Б. Филичевой, Г. А. Волковой.ю Г.В. Чиркиной были посвящены коррекционному обучению и воспитанию детей.
Уже с первых месяцев жизни для ребенка характерно поэтапное развитие речевого аппарата. Эту первую стадию обычно называют агуканьем, поскольку ребенок проводит эксперимент по произношению первых артикулированных звуков.
В этом нелегком процессе происходит большая работа, которую выполняют как центральная нервная система, так и периферическая. Голосовой аппарат является сложной, взаимосвязанной и взаимодополняющей системой.
Также необходимо вспомнить, что существуют различные неблагоприятные воздействия, которые способны нарушить активную работу речевого аппарата. При возникновении нарушений выявляется целый спектр отклонений. Нарушения голосового образования влияют также на развитие речи, нервно-психическое состояние, затруднение коммуникации.
Восстановление голосовой функции у детей осуществляется едино совместными усилиями медицины и специализированной области логопедии – фонопедии. Вся коррекционно-логопедическая работа строится дифференцированно в зависимости от патологических проявлений каждого типа голосового расстройства.
Выбранная тема исследования является одной из актуальных проблем нашего времени, поскольку каждый человек проходит этапы становления голоса и сталкивается с механизмами его нарушения, в частности, нарушений интонирования.
Цель исследования – определить особенности работы по формированию интонирования у детей с ОНР.
Объект исследования – коррекционно-логопедическая работа по преодолению нарушений интонации у младших школьников с ОНР.
Предмет исследования – становление и
нарушения интонационной функции ребенка, а также содержание и организация процесса комплексного воздействия по предупреждению и преодолению возникших нарушений.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по данной теме;
2. Исследовать механизмы нарушения интонации;
3. Изучить анатомо-физиологические аспекты становления интонации у детей;
4. Обобщить полученные результаты и сделать выводы.
Гипотеза исследования: проведение коррекционно-логопедической работы будет способствовать преодолению нарушений интонации у младших школьников с ОНР.
В исследовании были использованы следующие методы: изучение литературы, сравнительный, комплексный.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
— лингвистические представления об интонации как о сложном супрасегментном явлении (В.А. Артемов, Л.В. Бондаренко, Е.А. Брызгунова, Л.Р. Зиндер, B.C. Нефедьева, Т.М. Николаева, В.И. Петрянкина, Е.Г. Сафронова, Н.Д. Светозарова, И.Г. Торсуева, Н.В. Черемисина, Л.В. Щерба);
— психолингвистическая и психологическая позиция о формировании и функционировании суперсегментного уровня языка (Т.В. Ахутина, В.П. Белянин, В.П. Глухов, Н.И. Жинкин, A.A. Залевская, И.А. Зимняя, В.А. Ковшиков, A.A. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Т.Н. Ушакова, Л.С. Цветкова, A.M. Шахнарович);
— научные представления о становлении речевой деятельности и формировании интонационной системы в процессе онтогенеза речи (А.Н. Гвоздев, Н.И. Лепская, М.И. Лисина, Г.В. Тонкова-Ямпольская, С.Н. Цейтлин, О.PL Яровенко);
— современные представления о симптоматике и структуре речевого нарушения у детей с ОНР (E.H. Винарская, Л.С. Волкова, М.В. Ипполитова, P.E. Левина, Л.В. Лопатина, Е.М. Мастюкова, О.С. Орлова, ЛА. Позднякова, О.В. Правдина, Е.Ф. Соботович)
Базой экспериментального исследования стал второй класс школы № 2 г. Балашихи Московской области. Участие в исследовании приняли 10 младших школьников с ОНР.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные экспериментальные данные позволяют:
— уточнить представления о состоянии интонационной стороны речи детей дошкольного и младшего школьного возраста, определить онтогенетические несовершенства суперсегментного уровня языка;
— расширить представления о симптоматике и структуре речевого дефекта, особенностях восприятия и воспроизведения комплекса компонентов интонации у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи;
— обосновать необходимость формирования интонационной стороны речи как средства коррекции типологических просодико-интонационных ошибок у младших школьников с ОНР;
— показать значительные потенциальные возможности использования методических приемов и средств различных педагогических и лингвистических наук в процессе формирования интонационной стороны речи у учащихся с ОНР.
Практическая значимость исследования состоит:
— во внедрении в практическую деятельность модели коррекции нарушений интонационной стороны речи у младших школьников с ОНР;
— в возможности использования материалов исследования в практике работы логопедических пунктов общеобразо
— в возможности применения материалов работы в лекционных курсах, при составлении программ и учебных пособий по дисциплине «логопедические технологии» для студентов, обучающихся по специальности «логопедия» в педагогическом вузе.
Структура исследования обусловлена его целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
У детей младшего школьного возраста активно развивается речь, мышление, голосообразующий аппарат, музыкальные способности в целом, и использование речевых, вокальных и мелодических удобств народной музыки позволяет сделать этот процесс естественным и непринужденным. Усвоенные навыки восприятия и воспроизведения народной музыки со временем легко переносятся на работу с музыкой других стилей и направлений.
Чем раньше и более целенаправленно будет организована вокальная деятельность детей, тем большее влияние будет осуществляться на развитие вокальных и музыкальных способностей. Известно, что конструкция любого органа тесно связана с его функцией, следовательно, и функционирование певческого органа, характер его действий в процессе обучения пению может значительно повлиять на развитие самого этого органа.
Следовательно, при вокальном воспитании необходимо сохранять и развивать только природные качества голоса ребенка; постепенно, осторожно настраивать голосовой аппарат, чтобы звук был легким, нежным, звонким, серебристым, чтобы дети пели без труда и не чувствовали усталости. Конечно, надо избегать причин функциональных и органических расстройств голосового аппарата, формируя культуру пения.
Полученные знания и навыки будут использоваться детьми при дальнейшем обучении, в быту и на досуге. Репертуар обучающегося должен подбираться в зависимости от учебной задачи и усложняться от класса к классу. Прохождение песенного материала должно строиться по принципу от простого к сложному. При подборе репертуара следует избегать высокой или слишком низкой текстуры песен, тональностей, не соответствующих конкретному голосу и возможностям обучающегося. Литературно-поэтический текст и содержание произведений должны соответствовать возрасту.
В процессе развивающей работы основные усилия были направлены на развитие взаимодействия сенсорных систем, формирование навыков осмысленного восприятия и анализа музыкального материала, то есть на развитие перцептивно-репродуктивного компонента музыкальных способностей, который проходил в процессе восприятия и воспроизведения музыки, то есть слушания и пения. Важность развития последнего трудно переоценить, ведь без взаимосвязи восприятия и воспроизведения невозможно осознать в полной мере материал, воспринимать, контролировать и корректировать исполнение музыкальных произведений, без чего трудно говорить о каком-либо развитии. Поэтому важной задачей для нас было научить детей:
1. Соотносить свое пение с заданным сенсорным эталоном.
2. Констатировать случаи «нечистого» звучания.
3. Воспринимать доступные для данного возраста музыкальные произведения и вокализировать отдельные их части.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИНТОНАЦИИ У ДЕТЕЙ С ОНР
1.1. Анатомо-физиологические механизмы интонации
Согласно современным лингвистическим представлениям, интонация является элементом просодической структуры и рассматривается как одно из основных фонетических средств оформления речевого высказывания, как совокупность просодических компонентов, участвующих в членении и организации речевого потока в соответствии со смыслом передаваемого сообщения (Л. В. Бондаренко, Л. Р. Зиндер, Н. Д. Светозарова). Система интонации является сложным структурным комплексом взаимообусловленных и взаимозависимых компонентов, представленных в «широком смысле» следующей совокупностью: мелодика, интенсивность, тембр, темп и ритм, пауза и ударение (О. С. Ахманова, Б. Б. Здорова, Г. Н. Иванова-Лукьянова, З. В. Савкова).
В лингвистике бесспорно положение о том, что интонация является полифункциональным явлением. Большинство исследователей выделяют фонетическую, эмоционально-экспрессивную, синтаксическую, смыслоразличительную и стилистическую функции интонации. В свете психолингвистических исследований интонация определяется как основа для осуществления конкретного коммуникативного намерения, служащая оптимизации восприятия речи.
В связи с тем, что в основу методики логоритмического воспитания положен синтез движения, музыки и слова, в системе логоритмической работы с детьми младшего школьного возраста с ОНР можно выделить два направления: воздействие на неречевые и речевые процессы.
1. Развитие, воспитание и коррекция неречевых процессов: слухового восприятия и внимания, слуховой памяти; пространственных представлений; координации движений; чувство ритма и темпа; развитие мелкой моторики и мимики лица; коррекция личностных качеств детей.