Курсовая с практикой Педагогика/Психология Специальная психология

Курсовая с практикой на тему Нарушение внимания у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

Большое место в коррекционной работе должно быть уделено обу-чению учеников выполнять задания, включающие несколько ссылок (ин-струкций). Важно наблюдать постепенный переход детей на новый уро-вень сложности.

Многие исследователи выделяют следующие особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Это недостаточная концен-трация на существенных признаках; ослабленное внимание к вербальной информации, даже во время увлекательного, интересного, эмоционального рассказа такие дети теряют нить повествования, могут начать зевать, от-влекаться на посторонние дела, особенно сильно это проявляется при при-сутствии отвлекающих факторов, например, таких как стук в дверь, посто-ронний человек, упавший предмет; далее отмечают неустойчивость внима-ния, снижение концентрация, объёма и распределения внимание, неспособ-ность к достаточной фиксации внимания.

Лишь у 15% обследованных детей выявлен высокий уровень разви-тия объема внимания, средний уровень показали 46% детей, 39% детей имею низкий уровень развития данного свойства внимания.

Часть детей, с выявленным низким уровнем, не пыталась запомнить расположение точек, действовала наугад. Другая часть напротив, пыта-лась запомнить, но не могла правильно воспроизвести. Дети нуждались в постоянной стимуляции к работе, что вызвано слабой способности к удер-жанию инструкции, и одобрении педагога.

Общий анализ результатов свидетельствует о необходимости прове-дения целенаправленной коррекционной работы по развитию объема вни-мания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы разработа-на на основе адаптированной образовательной программы для детей с за-держкой психического развития с детьми дошкольного возраста с ОВЗ (задержкой психического развития). 

 

Фрагмент текста работы:

 

2.1 Научно-теоретические основы по составлению программы коррекции детей с нарушением внимания старшего дошкольного воз-раста

Задержка психического развития является психолого-педагогическим определением одной из наиболее часто встречающихся патологий в пси-хофизическом развитии детей старшего дошкольного возраста. Задержку психического развития характеризует неравномерное формирование про-цессов познавательной деятельности, которое обуславливают недостаточно развитые речь и мышление, а также расстройства эмоционально-волевой сферы [21].

Под нарушениями внимания при задержке психического развития следует понимать наличие патологических изменений в направленности и избирательности психической деятельности: состояние утомления; сужение объекта внимания, когда человеку доступно одновременное восприятие только небольшого числа объектов; неустойчивость внимания, проявляю-щаяся в нарушении концентрации внимания, его отвлекаемости на ряд по-бочных раздражителей [23].

Среди нарушений внимания можно выделить: неспособность ребёнка к сохранению внимания, когда у ребёнка нет возможности выполнить зада-ние до конца в связи с несобранностью в процессе его выполнения; пони-женное избирательное внимание, когда ребёнок не способен к сосредото-чению на предмете; наличие повышенной отвлекаемости, что ведет к суете, частому переключению ребенка в процессе выполнения заданий с одного занятия на другое; пониженное внимание в непривычных для ребенка си-туациях, с ярко выраженной необходимостью предпринимать самостоя-тельные действия [16].

К видам нарушения внимания у детей у детей с ЗПР следует отнести наличие отвлекаемости; рассеянности; гиперподвижности; инертности; сужения объема внимания, неустойчивости внимания (если нарушена кон-центрация внимания).

Отвлекаемость существует внешняя и внутренняя. На возникновение внешней отвлекаемости влияют внешние раздражители, что ведет к пере-ходу произвольного внимания к непроизвольному. На возникновение внутренней отвлекаемости оказывают влияние переживания, посторонние эмоции, отсутствие интереса. Объяснить внутреннюю отвлекаемость может также запредельное торможение, которое развивается под воздействием скучной и монотонной деятельности.

К возможным причинам отвлечения внимания у ребенка с ЗПР сле-дует отнести неполную нагрузку; недостаточную сформированность воле-вых качеств; привычку к невнимательности, возникшую из-за того, что не сформированы интересы, у ребенка поверхностное отношение к пред-метам и явлениям; повышенную утомляемость; наличие плохого самочув-ствия, психотравмы; монотонную, неинтересную деятельность; предлагае-мый взрослым темп деятельности, которые не подходят ребенку; интен-сивные посторонние раздражители [3].

Под рассеянностью внимания следует понимать неспособность ре-бёнка к сосредоточению на чём-то определённом на протяжении длитель-ного времени. Проявление рассеянности раскрывается в том, что ребёнок не способен сосредоточиться, или чрезмерно концентрируется на одном объекте деятельности

Инертность внимания состоит в малой подвижности внимания, пато-логической ее фиксации на ограниченном круге представлений и мыслей. Невнимательность у детей с ЗПР проявляется в том, что они: не умеют со-средоточиться на деталях, допускают ряд ошибок из-за невнимательности; не способны к удерживанию внимание и вслушиванию в обращенную к ним речь; часто отвлекается на посторонние раздражители; не могут дово-дить задание до конца; отрицательно относятся к заданиям, в которых требуется напряжение, проявляют забывчивость (т.е. не способны к сохра-нению в памяти инструкции к заданию в ходе его выполнения); теряют предметы, необходимые, чтобы выполнить задание [8].

Таким образом, у большинства детей с ЗПР внимание является не-устойчивым, им трудно концентрировать внимание и удерживать его на протяжении определенного вида деятельности. Выявлена недостаточная целенаправленность деятельности, импульсивные действия детей, частая отвлекаемость. Недостаточно развита способность осуществлять произ-вольную регуляцию поведения, что влияет на затруднение выполнения за-даний, носящих учебный тип. Дети с ЗПР характеризуются ограниченным объемом внимания, его фрагментарностью, находясь в определенной об-становке, ребёнком воспринимается ряд отдельных частей информации, которая ему предъявляется. В связи с этими нарушениями внимания за-держивается процесс по формированию понятий. Следует отметить нару-шения избирательного внимания. Также на недостаток внимания у детей с ЗПР значительной степени оказывает влияние повышенная истощаемость и низкая работоспособность.

Процесс развития внимания у детей с ЗПР будет эффективен, если: подобрать игры, направленные на развитие объема, переключения и рас-пределения внимания, устойчивости, концентрации внимания, наблюда-тельности, на развитие слухового внимания и моторно-двигательного внимания.

Коррекционно-развивающая работа должна осуществляться поэтап-но:

1. Ориентировочный этап. Организация совместной деятельности взрослых и детей, создание интереса и положительного отношения к кор-рекционно-развивающим играм, обогащение предметно-развивающей среды, включающей дидактические средства развития внимания.

2. Коррекционный этап. Реализация программы коррекционно-развивающей работы, направленной на развитие свойств внимания.

3. Итоговый этап. Закрепление, подведение итогов проведённой ра-боты.

Организуя коррекционно-развивающую работу, мы учитывали фак-торы привлечения внимания, к которым отнесли:

– структуру организации деятельности (легче воспринимаются объединенные объекты);

– организацию занятия с чётким началом и окончанием; наличием необходимых условий для работы и т.д.;

– темп ведения занятия, чрезмерно быстрый темп способствует возникновению ошибок у детей с ЗПР, медленный темп снижает интерес детей;

– последовательность и систематичность требований взрослого;

– смену видов деятельности, состоящей в смене зрительного со-средоточения на моторное, так как постоянно поддерживать внимание с помощью волевых усилий для детей с ЗПР требует большого напряжения и очень утомительно;

– учёт возрастных и индивидуальных особенностей внимания детей с ЗПР.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы