Курсовая с практикой на тему Нарушение внимания у детей с задержкой психического развития у учащихся начального общего образования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава I Теоретико – методологические основы изучения внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР 6
1.1 Психологическая сущность внимания 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика группы детей с ЗПР 11
1.3. Особенности внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 16
Выводы по 1 главе 19
Глава II Экспериментальное изучение нарушений развития внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР 20
2.1. Организация и методика исследования детей С ЗПР 20
2.2. Результаты констатирующего этапа исследования развития внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР 24
Выводы по 2 главе 29
Глава III Организация коррекционной работы для детей с ЗПР по развитию свойств внимания 30
3.1 Коррекционная работа по развития свойств внимания детей младшего школьного возраста с ЗПР 30
3.2. Анализ результатов коррекционной работы 32
Выводы по 3 главе 38
Заключение 39
Приложение 44
Введение:
Проблема внимания традиционно считается одной из самых актуальных и трудных задач научной психологии. В отличие от таких познавательных процессов как мышление, память, восприятие, внимание собственного определенного содержания не имеет, оно проявляется как бы внутри данных процессов и неотделимо от них. Внимание описывает динамику протекания психических процессов. Таким образом, этот психический процесс считается условием эффективного воплощения деятельности внутренней и внешней, а его продуктом – ее высококачественное исполнение. Внимание считается одним из актуальных признаков при оценке психического становления ребенка младшего школьного возраста.
В отечественной и зарубежной психологии проблема внимания рассматривается в нескольких аспектах: проектируя вопросы теории внимания, многие авторы изучают его роль в деятельности человека (У. Джемс, В. Вундт, Л.С. Выготский, Н. Ланге, С.Л. Рубинштейн, Э. Титченер), другие – исследуют внимание со стороны его физиологических устройств (А.Н. Леонтьев, И.П. Павлов, Т. Рибо), третьи оценивают проблему внимания в плане изучения закономерностей и критериев становления внимания (Н.Ф. Добрынин, П.Я. Гальперин, Н.В. Дубровинская, С.Л. Кабыльницкая и др.)
Зарождение и становление внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР является одним из важнейших приобретений личности на этом этапе онтогенеза. Оно соединено с формированием у ребенка волевых свойств и располагается в теснейшем взаимодействии с его совокупным умственным развитием. Становление внимания происходит в учебной деятельности. Умение произвольно обратить внимание на то, что само по себе не привлекательно, но необходимо для усвоения школьных познаний, считается важнейшим условием развитием произвольного внимания.
В связи с вышесказанным, актуальность данной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Нарушение внимания у детей с задержкой психического развития у учащихся начального общего образования».
С учетом вышеизложенного, нами была сформулирована проблема исследования: какая динамика развития произвольного внимания детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности.
Цель исследования: выявить нарушение внимания у детей с задержкой психического развития у учащихся начального общего образования.
Объект исследования: внимание детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Предмет исследования: нарушение внимания у детей с задержкой психического развития у учащихся начального общего образования.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что развитию внимания в младшем школьном возрасте детей с ЗПР будут способствовать следующие психолого-педагогические условия:
целенаправленное проведение диагностики развития внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР;
учет индивидуальных особенностей развития устойчивости и концентрации произвольного внимания у детей в процессе обучения;
использование в процессе учебной деятельности специальных приемов активизации внимания, направленных на развитие свойств внимания и навыков его эффективного использования.
Актуальность исследования, обозначенные цель, объект и предмет позволили сформировать ряд задач:
1. изучить психологическую сущность внимания;
2. рассмотреть психолого-педагогическая характеристику группы детей с ЗПР;
3. раскрыть особенности внимания детей младшего школьного возраста с ЗПР;
4. составить программу по развитию внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР;
5. выявить динамику развития внимания у младших школьников с ЗПР.
Методы исследования: метод теоретического анализа литературных источников, обобщения и интерпретации научных данных; эксперимент; диагностические (тестирование) и методы обработки данных.
Экспериментальная база: БОУ «Гимназия 5». В эксперименте приняли участие 50 испытуемых младшего школьного возраста с ЗПР.
Структура курсовой работы: введение, три главы (I – «Теоретико – методологические основы изучения внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР», II – «Экспериментальное изучение особенностей внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР», III – «Организация коррекционно работы для детей с ЗПР).
Заключение:
Анализ психологической литературы свидетельствует, что внимание считается одним из главнейших критериев успешности любой деятельности и полноценного протекания психических процессов. Были выделены свойства, виды, аспекты присутствия внимания.
В настоящее время существуют исследования, что проявляют нарушения внимания младших школьников с ЗПР, что характеризуются, прежде всего, неустойчивость, повышенная отвлекаемость, неудовлетворительная концентрированность на объекте, невысокая скорость переключения внимания, объем его снижен
Для реализации цели констатирующего этапа опыта нами был подобран и апробирован психодиагностический инструментарий: «Найди и вычеркни» (Т.Д. Марцинковская), «Корректурная проба» (тест Бурдона), «Проставь значки» (В. Богомолов), «Запомни и расставь точки» (Е.В. Доценко).
Результаты опытно-экспериментального исследования продемонстрировали, что внимание у младших школьников с ЗПР развито плохо. Данному работает доказательством большая доля испытуемых экспериментальной группы с низким уровнем становления внимания.
Предложенный нами диагностический инструментарий позволил квалифицировать уровень становления внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР и обеспечил основания для последующего проведения формирующего этапа.
Для увеличения уровня становления внимания младших школьников, была разработана и апробирована формирующая программа по развитию внимания у детей младшего школьного возраста С ЗПР.
Для оценки производительности формирующей программы проведен контрольный опыт, по результатам которого были получены следующие результаты:
– 23% детей контрольной группы имеют низкий уровень становления внимания;
– 61% испытуемых контрольной группы и имеют средним уровень развития внимания;
– высокий уровень становления внимания характерен для 16% детей экспериментальной группы.
Таким образом, полученные данные позволяют говорить о эффективности реализованной программы, учитывающей психолого-педагогические условия становления внимания младших школьников с ЗПР.
Таким образом, результатом проведения экспериментального исследования стало подтверждение выдвинутой гипотезы. Необходимо отметить, что данная область исследования нуждается в дальнейшей научной разработке, так как позволяет специалистам эффективнее осуществлять работу по повышению уровня развития внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Фрагмент текста работы:
Глава I Теоретико – методологические основы изучения внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР
1.1 Психологическая сущность внимания
Исследования процесса внимания началось на этапе развития научной психологии, и в определенном смысле предшествовали ему и составляли его главное содержание. Изучение процесса внимания оказывало большое влияние на последствия физиологических экспериментов. Опыты и исследования зарубежных и отечественных научных работников подготовили и возбудили широкий интерес к исследованиям феномена внимания, например, В. Вундта. Ему, принадлежит право основоположника психологии внимания. Благодаря работам Н.Н. Ланге, Г. Гельмгольца, У. Джемса, У. Карпентера, Л.С. Выготского, П.А. Гальперина и др. исследования процесса внимания долго занимало центральное место в экспериментальной и теоретической психологии.
Присутствует большое количество определений внимания, ставших более либо меньше устойчивыми и общепринятыми. Во многих работах внимание ориентируется как направленность и сосредоточенность психической работы на определенных объектах с одновременным отвлечением от всего прочего. Так, Н.Ф. Добрынин выделяет следующие определение внимания: «Внимание представляет из себя направленность и сосредоточенность психической деятельности личности. Под направленностью понимается избирательный характер данной работы и сбережение данной подобранной работы, под сосредоточением – углубление в эту работа и отвлечение от остального» [12].
Важная роль внимания не значит, что оно обеспечивает ясное отражение (восприятие, представление, понимание) того, что является его объектом. Прислушиваясь, даже и чрезвычайно тщательно, к долетающим издалека звукам речи, можно не разобрать слов, которые произносятся. Однако слышатся они и распознаются в данных случаях (при наличии внимания к ним), все-таки гораздо лучше, чем тогда, когда внимание к ним отсутствует, внимательно сосредоточенно на чем-то другом. Внимание обеспечивает восприятие только того, что является его объектом, но даже это имеет огромное значение для успеха исполняемой работы.
В современной психологии применяется следующие общее определение внимания: внимание – процесс сознательного либо бессознательного (полусознательного) отбора информации, поступающей через органы эмоций, и игнорирование другой поступающей информации. В исследованиях внимания рассматриваются 4 основных аспекта: пропускная способность и избирательность внимания, уровень возбуждения, управление вниманием и сознанием [8].
Характеризуя внимание, различают степень его концентрированности (сосредоточенность), которая описывает такие свойства как объем внимания, его интенсивность (или напряженность), распределение внимания, его стабильность или же отвлекаемость, переключение внимания. Противоположностью внимания считается рассеянность.
Таким образом, выделяется пять основных свойств внимания.
Устойчивость внимания – свойство внимания, проявляющееся в возможности на протяжении долгого времени сохранять состояние внимания на некотором объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Стабильность внимания не значит направленность его все время на одном и том же объект. Объекты действий и сами действия могут изменяться (и чаще всего они на самом деле меняются), но изменяясь должно оставаться общее направление работы. Но общее направление работы, определяющееся задачей, которая должна быть исполнена (прочитать либо написать данный текст и т. п.), продолжает оставаться всегда одной и той же [13].
Состоянием, другим устойчивости внимания, считается его отвлекаемость. Ее физиологическая база – либо наружное торможение, вызванное сторонними раздражителями, либо внутреннее торможение как итог сходства работы или же длительного действия одних и таких же раздражителей. Отвлекающее действие чужих раздражителей находится в зависимости от характера данных раздражителей и их отношения к тому, на что ориентировано внимание.
Периодическое отвлечение или же ослабление внимания, перемежающееся с возвращением к тому же объекту либо с усилением направленности на него, называется колебанием внимания.
Колебания внимания происходят в том числе и при чрезвычайно сосредоточенной работе, что объясняется неизменной сменой возбуждения и торможения в коре мозга. Присутствие периодических колебаний внимания может проявляться при восприятии так называемых двойственных изображений. Чтобы минимизировать колебания внимания, необходимо стараться в мыслях предположить пирамиду как, к примеру, пьедестал (тогда она будет казаться обращенной вершиной к нам) или же как пустую комнату, в какой заметны 3 стенки, пол и потолок (тогда пирамида будет казаться обращенной вершиной от нас). Сообщение изображению определенного предметного значения может помочь сдерживать внимание в одном направлении [14].