Курсовая с практикой на тему Нарушение связной речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 6
1.1. Развитие связной речи у дошкольников в онтогенезе 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 13
1.3. Характеристика сформированности связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 18
Выводы по 1 главе 22
Глава 2. Экспериментальное исследования нарушений связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 23
2.1. Организация и методы исследования 23
2.2. Результаты исследования уровня развития связной речи (количественный и качественный анализ) 30
2.3. Методические рекомендации по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 34
Выводы по 2 главе 41
Заключение 43
Библиографический список 45
Введение:
Формирование правильной и грамотно построенной речи является приоритетным направлением на всех этапах развития дошкольника. Уровень владения речью является базовым для успешного обучения в школьный период, т.к. дальнейшее обучение строится на этих навыках. На протяжении обучения ребенка в школе требования к его речи все более возрастают.
Отставание ребенка в речевом развитии может проявляться в различных нарушениях: в бедности словарного запаса, в неточном понимании значений многих слов, в неумении грамматически правильно соединять слова между собой, в дефектах звукопроизношения. Расстройства речи необходимо выявить как можно раньше. Перед медико-психолого-педагогическими службами стоит задача углубленного изучения особенностей психического развития каждого ребенка для определения адекватных индивидуализированных мероприятий коррекционно-воспитательного, развивающего и лечебно-профилактического воздействия.
Актуальность темы. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а также на его деятельности в различных ее формах. Важное значение имеет развитие всех сторон речи, в т.ч. связной речи, так как письменная речь формируется на основе устной.
В основе развития речи лежит активный, творческий процесс овладения языком, формирования речевой деятельности. Полноценное развитие речевой функции является одним из важнейших условий формирования поведения и личности ребенка. Задержка в возникновении ранних речевых реакций, обедненное общение со взрослым, неблагоприятная педагогическая среда являются отрицательными факторами, которые необходимо своевременно устранить.
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста и факторы ее развития исследовались учёными: Е.А. Флериной, Е.И. Радиной, Э.П. Коротковой, В.И. Логиновой, Н.М. Крыловой и другими. Уточняют и дополняют методику обучения связной речи исследования Н.Г. Смольниковой о развитии структуры связного высказывания у старших дошкольников, исследования Э.П. Коротковой об особенностях овладения дошкольниками различными функциональными типами текстов.
Одним из видов нарушения речи является общее нарушение речи (ОНР). При общем недоразвитии речи (далее – ОНР) наблюдаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. В тоже время одним из важных показателей готовности к обучению в школе является уровень сформированности связной речи. Это обусловливает актуальность проблемы выявления особенностей связной речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста для построения наиболее эффективной коррекционной работы.
Наиболее сложной формой речевой деятельности является связная речь. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Нарушения связной речи часто лежат в основе неуспеваемости ребенка по программе ДОУ и младших классов школы и связанной с ними дезадаптации. Кроме того, нарушения связной речи снижают коммуникативное развитие дошкольников. Развитие связной речи должно рассматриваться не только в лингвистической сфере, но и в сфере формирования общения детей друг с другом и с взрослыми (как овладение коммуникативными умениями), что важно для формирования не только культуры речи, но и культуры общения.
Объект исследования – процесс развития связной речи.
Предмет исследования – особенности развития связной речи дошкольников с ОНР.
Цель исследования: разработать методические рекомендации по развитию связной речи у детей 5-6 лет с ОНР на основе диагностическая данных.
Для реализации поставленной цели нами были поставлены задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Изучить и описать особенности речевого развития детей 5-6 лет с ОНР (провести констатирующий эксперимент и проанализировать его результат);
3. Разработать методические рекомендации по развитию связной речи у детей 5-6 лет с ОНР.
Методы исследования: анализ литературных источников по заданной теме, наблюдение, изучение документов, беседа, анализ, обобщение, сравнение, педагогический эксперимент, анализ полученных данных.
Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы логопедами, воспитателями, родителями, в работе по развитию связной монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
Заключение:
Группа детей, имеющих клинический диагноз общее недоразвитие речи, является одной из самых многочисленных среди детей имеющих нарушения речи. У таких детей имеются нарушения функционирования всех областей моторной сферы: общей, мелкой и артикуляционной моторики. Как следствие у таких детей могут появиться нарушения звукопроизношения, фонематических процессов, лексико-грамматической стороны речи и связной речи. Нарушения в развитии всех компонентов речевой системы являются признаком такой структуры речевого дефекта как общее недоразвитие речи. Уровень сформированности связной речи является одним из важных показателей готовности детей к обучению в школе, потому вовремя не проведенная коррекционная работа, может стать причиной школьной неуспеваемости.
Связная речь представляет собой последовательно и систематически развернутое изложение, осуществляемое в двух основных формах – диалоге и монологе, при этом первостепенной функцией связной речи является коммуникативная. Для того чтобы быть понятым слушателем, связное высказывание должно строится логично, развернуто, последовательно. Последовательность и логичность, полнота и связность изложения, композиционное оформление являются важнейшими качествами связной речи, вытекающими из ее контекстного и непрерывного характера.
Связная монологическая речь, в отличие от речи диалогической, психологически более сложна и предполагает тщательный отбор адекватных лексических средств и использование сложных синтаксических конструкций. Она отличается большей развернутостью, потому что необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа и т.д.
Формирование связного высказывания в онтогенезе проходит сложный путь развития, который реализуется в двух направлениях: в овладении языковой действительностью — от слова к связному монологическому высказыванию; в овладении содержательной стороной связного высказывания — от общего смысла к конкретному детализированному представлению.
Целью нашего исследования являлось изучить особенности формированию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. В ходе исследования нам удалось провести диагностику дошкольников с ОНР III уровня, разработать методические рекомендации по формированию связной речи, провести ее в ходе обучающего эксперимента, а также оценить ее эффективность.
В первой главе был проведен теоретический анализ научной литературы, в результате которого были сделаны выводы о том, что при нормальном речевом развитии дети к 6 годам свободно владеют фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. В связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня наблюдаются нарушения в логической последовательности построения высказывания, преобладание употребления простых предложений над сложными, ошибки в грамматическом оформлении высказывания и т.д.
Для проверки теоретической части исследования был проведен констатирующий эксперимент. Во второй главе представлен подробный анализ полученных результатов. В ходе эксперимента мы доказали, что детей общее недоразвитие речи III уровня, это подтверждают данные, изложенные во второй главе работы. Также в рамках констатирующего эксперимента нам удалось выявить необходимость коррекционной работы по формированию связной речи у данной группы детей. Был составлены методические рекомендации по формированию связной речи у старших дошкольников с ОНР.
Итоги работы послужили основанием для подтверждения актуальности рассматриваемой проблемы. Была достигнута цель работы и решены поставленные задачи исследования.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
1.1. Развитие связной речи у дошкольников в онтогенезе
Характеристика связной речи и ее особенностей содержится в работах современной лингвистической, психолингвистической и психологической литературы (Л.С. Выготский [5], М. В. Лазарева[32],Т.А, Ладыженская [33],
А.А. Леонтьев [35], О.А. Нечаева [38], С.Л. Рубинштейн [46], А.В. Текучев [58], Т.А. Щербакова [65]и др.
В психологии связной речью считают умение раскрыть мысль в связном речевом построении. По определению М.А. Поваляевой [41], речь является инструментом мышления, и вне языковой деятельности мысли не существует.
По утверждению некоторых авторов (Л.С. Выготский [38]; А.А. Леонтьев [35], в плане речевой организации связная речь отличается особыми, присущими только ей чертами. Во-первых, сообщение должно носить характер систематического, последовательного изложения, только тогда оно будет понятно слушателям. Во-вторых, любое сообщение должно иметь характер развернутого высказывания.
Наиболее полное определение «связной речи», дано, по нашему мнению, в работе А.В. Текучева [59], который под связной речью понимает любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (слова знаменательные и служебные, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое смысловое и структурное целое. В этом отношении, отмечает далее автор, «…и каждое самостоятельное отдельное предложение может рассматриваться как одна из разновидностей связной речи» [59, с. 313].
Т.А. Ладыженская [33] в своем исследовании обращает внимание на качественную сторону устной связной речи. Ею выделяется несколько качеств: выразительность, логичность, содержательность. Выразительность определяется исследовательницей как умение отобрать такие средства, которые помогли бы говорящему эмоционально передать свои мысли, обеспечили бы воздействие их на слушателей и вызвали бы интерес и внимание к излагаемому. К таким средствам относятся: повышение и понижение голоса, изменения его силы, темпа, тембра, выделение из речевого потока отдельных слов и выражений.
Логичность речи, по мнению указанного автора, предполагает четкое построение высказывания, наличие в нем тезисов, доказательной части и вывода, соблюдение хронологической последовательности изложения мыслей, их взаимозависимость и взаимообусловленность, непротиворечивость фактов и обоснованность выводов. Содержательность речи предполагает наличие определенного опыта у говорящего, знание им фактического материала для полного и глубокого раскрытия темы и основной мысли своего высказывания.