Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Нарушение словоизменения у дошкольников с ОНР и пути их коррекции.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 5

1.1. Характеристика общего недоразвития речи 5

1.2. Сущность понятия словоизменения и его особенности у детей с общим недоразвитием речи 8

1.3. Особенности преодоления нарушений словоизменения у детей с общим недоразвитием речи 12

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ПУТИ ИХ КОРРЕКЦИИ 16

2.1. Изучение нарушений словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи 16

2.2. Коррекция нарушений словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи 23

2.3. Проверка эффективности проведенной работы 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 36

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 52


  

Введение:

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Речь служит средством общения. Умения словоизменения имеют большое значение для общего развития детей старшего дошкольного возраста. Это обеспечивает в дальнейшем успешное овладение устной и письменной речью. К сожалению, за последние годы увеличивается количество детей, имеющих речевые нарушения, в том числе это дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР). При ОНР наблюдается более низкий уровень сформированности речевой функции или речевой системы в целом. Для таких детей специфическим является нарушение всех компонентов речи, но существенные недостатки наблюдаются во время усвоения ими грамматических категорий в целом и словоизменения в частности [Шеремет, 2014, с. 235].

Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Соботович отмечают, что у детей с ОНР, недостатки словоизменения обусловливают замедленный темп усвоения грамматических форм и нарушения общего речевого развития.

В исследованиях В.К. Орфинской, Т.Б. Филичевой, М.В. Богданова-Березовского, Б.М. Гриншпун подчеркнуто, что у таких детей нарушение грамматического строя речи происходит потому, что для них грамматические значения носят абстрактный характер и грамматическая сторона речи опирается на большое количество правил.

Ряд ученых отмечают, что наличие аграмматизмов в речи старших дошкольников с ОНР значительно усложняет процесс общения с окружающими людьми, что негативно отражается на формировании познавательной деятельности, а в дальнейшем и тормозит процесс овладения устной и письменной речью (Л.С. Выготский, Г.Г. Добров, А.С. Кубряков, Т.Н. Ушаков, С.Н. Цейтлин).

Все это обусловливает актуальность данной темы.

Разработанность проблемы. Особенности словоизменения и специфические аграмматизмы, которые характерны для детей с ОНР исследовали такие ученые, как Л.Н. Ефименкова, Л.Г. Парамонова, А.В. Ястребова, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Н.С. Жукова, Н.В. Серебрякова, Г.И. Жаренкова, ЕФ. Соботович, Л. Ф. Спирово, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина, Р.И. Лалаева и многие другие.

Объект исследования: умения словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования: коррекция нарушений словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Цель исследования: определить пути коррекции нарушений словоизменения у детей с общим недоразвитием речи.

Задачи исследования:

1. Дать характеристику общего недоразвития речи.

2. Раскрыть сущность понятия словоизменения и описать его особенности у детей с общим недоразвитием речи.

3. Рассмотреть пути преодоления нарушений словоизменения у детей с общим недоразвитием речи.

4. Провести экспериментальное исследование нарушений словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи и пути их коррекции.

Методы исследования: анализ литературы по теме исследования; синтез, сравнение, обобщение; наблюдение, беседа, эксперимент.

Практическая значимость исследования: представленные в работе пути коррекции нарушений словоизменения у детей с общим недоразвитием речи могут быть использованы на логопедических занятиях

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Сформированный грамматический строй речи, развитые навыки словоизменения являются непременным условием успешного и своевременного развития у детей связной речи как одного из ведущих видов речевой деятельности человека. Это связано с тем, что устная речь требует владения приемами логической связи всех видов простых и сложных предложений.

Формирование навыков словоизменения у дошкольников осуществляется поэтапно, проходя через разные стадии. Старший дошкольный возраст – период интенсивного развития и закрепления грамматических навыков, усложнения грамматической стороны речи.

У детей с ОНР недоразвитие речи, несформированность лексико-грамматического строя речи, недостатки в словоизменении оказывают негативное влияние и на процесс формирования личности, что снижает адаптацию детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в среде сверстников.

Осуществление комплексного подхода позволяет достичь полноценной коррекции психических и речевых нарушений, адаптации и интеграции детей-сирот в общество. Определение теоретических основ коррекционно-логопедического воздействия, опирающегося на современные достижения логопедии и смежных наук, позволяет определить направления логопедической работы.

Задача логопеда состоит в том, чтобы в процессе логопедической коррекции создать условия для активной деятельности детей, а именно – игровой, поскольку игра в данном возрасте является ведущим видом деятельности.

Отметим также, что комплексная коррекционно-логопедическая работа должна строиться на использовании специально разработанного комплекса игр и упражнений.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

1.1. Характеристика общего недоразвития речи

Общее недоразвитие речи (ОНР) – речевое нарушение в детском возрасте, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы (произносительные трудности, трудности формирования лексического, грамматического, фонематического компонентов) при сохранном слухе и интеллекте.

Речевое недоразвития можно условно разделить на три уровня (за Р.Е. Левиной).

Первый уровень недоразвития речи характеризуется полным или почти полным отсутствием словесных средств общения в возрасте, когда у детей, которые развиваются нормально, речь в основном сформирована. Дети 4-5 лет, а иногда и старше, имеют очень ограниченный активный словарь, состоящий из звукоподражаний и звуковых комплексов, которые не понятны окружающим. Звуковые комплексы часто сопровождаются соответствующими жестами, что дает возможность понять ребенка. Например: «би» с жестом кручения руля автомобиля – вместо «машина едет».

Дети могут пользоваться отдельными общеупотребительными словами, но, как правило, эти слова имеют искаженную составную структуру и звуковое оформление.

Одним и тем же по звучанию словом дети обозначают различные предметы. Названия действий заменяются названиями предметов. Дети не пользуются морфологическими элементами для выражения грамматических значений. Доминируют «корневые» слова, в которых отсутствуют флексии, почти полностью отсутствует понимание значений грамматических изменений слов в одно, множеством, родовой принадлежностью и т.д. [Ляпидиевский, 1969].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы