Курсовая с практикой на тему Нарушение слоговой структуры у детей с моторной алалией
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Анализ литературы по проблеме нарушений слоговой структуры у детей с моторной алалией 5
1.1.Понятие моторной алалии 5
1.2. Развитие слоговой структуры слова в онтогенезе 11
1.3. Особенности развития слоговой структуры слова у детей с алалией 16
Глава 2. Эмпирическая часть 23
2.1. Организация и методика исследования 23
2.2. Анализ результатов 29
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Введение:
Актуальность исследования. За последнее десятилетие наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с различными нарушени-ями речи, в том числе с основной органической природой: алалия.
Большинство исследователей, изучающих проблемы развития речи у детей данной категории, отмечают нарушения слоговой структуры слова, сохранение этого дефекта и низкую динамику его преодоления (Г.В.Бабина, А.К. Маркова, В.А. Ковшиков и др.).
Такие авторы, как Усанова О.С., Ковшиков В.А., Маркова А.К., Левина Р.Е., занимались изучением этих нарушений и процессом форми-рования слоговой структуры слова у детей с алалией и много других. Та-кие нарушения мешают ребенку общаться с внешним миром. Одним из наиболее сложных для коррекции среди различных нарушений речи у дошкольников является такое особое проявление патологии речи, как нарушение слоговой структуры слов.
Этот дефект развития речи характеризуется трудностями при произ-несении слов различного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски, добавление новых слогов или звуков). В настоящее вре-мя в логопедической работе по коррекции неправильного произношения у детей часто ставится задача коррекции отдельных звуков. Между тем в ходе коррекционной подготовки выясняется, что освоение произношения слоговой структуры слова особенно сложно для дошкольников и требует особого внимания.
Анализ программ, регулирующих обучение и воспитание дошколь-ников с тяжелыми нарушениями речи, показал, что этому разделу работы над речью, как развитию слоговой структуры, уделяется значительное внимание в такой области образования, как развитие речи. В частности, работу в этом направлении рекомендуется начинать со средней группы. Тот факт, что эту сторону речи необходимо развивать, записан в адапти-рованных базовых образовательных программах для детей с тяжелыми нарушениями речи, под редакцией Н.В. Беггара, Л.В. Лопатина.
Поэтому проблемы изучения и развития слоговой структуры приоб-ретают особую актуальность.
Объект исследования: слоговая структура слов.
Предмет исследования: Нарушение слоговой структуры у детей с мо-торной алалией.
Цель исследования: провести анализ слоговых нарушений у старших дошкольников с алалией.
Для достижения этой цели мы выдвинули следующие задачи иссле-дования:
1. Провести анализ психолого-педагогической, лингвистической и логопедической литературы по проблеме исследования.
2. Определить особенности и уровни формирования умения произ-носить слова различной слоговой структуры у старших дошкольников с нормой речевого развития и алалией
3. Выявить количественные и качественные различия в формирова-нии слоговой структуры у старших дошкольников с алалией
4. Сделать разнородные методические рекомендации по развитию слоговой структуры строения у субъектов с алалией.
Методологической и теоретической основой исследования явились положения общей, специальной педагогики и психологии: — ведущая роль образования и воспитания в психическом развитии ребенка (Л.С. Выгот-ский), — учение о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогический подход в системе специального образования (П.Е. Левина), — к пониманию речи как сложной функциональной системы (П.К. Анохин) — принцип этио-патогенетического анализа
Методы исследования. В соответствии с целью и задачами опреде-ляются: анализ и обобщение научной, психологической, педагогической, речевой и методической литературы по проблеме исследования; каче-ственный и количественный анализ результатов; мониторинг поведения и деятельности детей; анализ психологической, педагогической документа-ции.
Теоретическое значение. Он заключается в том, что результаты ис-следования подтверждают существующие научные представления о нару-шениях слоговой структуры у детей с алалией.
Практическое значение. Наши методические рекомендации могут быть использованы логопедами, дефектологами, педагогами и родителями как в дошкольном учреждении, так и во время домашних заданий.
База исследования: исследование было организовано на базе МБДОУ «Детский сад № 59 комбинированного типа».
Заключение:
Моторная алалия — это сложное расстройство речевой деятельности. Есть основания считать алалию языковым расстройством, которое харак-теризуется деформацией структурно-функциональной стороны языка и не причинно зависит от нарушений языковых форм психической деятельно-сти и формирования двигательной базы.
Характерной особенностью двигательной алалии является отсутствие формирования слоговой структуры слов, сложность обновления даже об-щеизвестных слов.
Однако нарушения слоговой структуры слов также отмечаются при сложных формах общего недоразвития речи, например, с задержкой рече-вого развития. В этом случае такие нарушения вызваны нарушением дви-гательного уровня активности суставного механизма и несовершенством различных психических функций.
Учитывая, что своевременное усвоение слоговой структуры слов яв-ляется одной из предпосылок овладения грамотой и успешного обучения в школе, необходимо проводить адекватную логопедическую терапию для устранения нарушений слоговой структуры слов, связанных с воздействи-ем на все компоненты речевая система, использование коммуникативной функции речи и взаимоотношений с различными формами активности де-тей.
Исследование позволяет сделать выводы:
1. Нарушения слоговой структуры слова проявляются в разной степени. Характер ошибок в слоговой структуре слов определяется состо-янием сенсорных (фонематических) или артикуляционных способностей ребенка.
2. Формирование слоговой структуры у ребенка — алалика возмож-но только при организации специально направленного обучения.
3. Использование многопланового по предмету и предназначенного для учебно-игровой формы работы материала способствует выполнению задач по устранению нарушений слоговой структуры слова.
4. Специальная корректирующая работа по формированию слого-вой структуры слова должна проводиться последовательно и систематиче-ски, с учетом психических особенностей ребенка, его речевых возможно-стей, характера нарушения слоговой структуры слова, производительно-сти ,
5. Организованный целенаправленный процесс формирования сло-говой структуры слов способствует повышению коммуникативной актив-ности и развитию невербальных форм умственной деятельности.
6. Динамика формирования слоговой структуры слов зависит от степени нарушения и речевых способностей ребенка.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Анализ литературы по проблеме нарушений слоговой структуры у детей с моторной алалией
1.1.Понятие моторной алалии
История изучения алалии условно делится на два этапа: 1) с 1875 по 60-е годы ХХ века; 2) с 1960 года по настоящее время.
Первый этап: внешние признаки этой патологии были взяты за ее ос-новную сущность, а внутренние свойства, их взаимосвязи не были учтены. Предпосылки нарушения лингвистического механизма были связаны с па-тологией моторики или различными психическими процессами.
Второй этап: выявление внутренней структуры и функционирования языкового процесса, лингвистические и психолингвистические аспекты ис-следования стали преобладающими.
Многие ученые изучали эту тему, например: Г. Гуцман, М. Е. Богда-нов-Березовский, М. Е. Хватцев, Н. Н. Трауготт, Р.Э. Левина и другие. Работы этихлюдей при изучении алалии были разделены на шесть различ-ных аспектов: анатомо-физиологический, клинический, психологический, лингвистический, психолингвистический и медико-педагогический.
1. Анатомо-физиологический аспект. Представители этого аспекта: Г.В. Гуровец, С.И. Кайданова, И.К. Самойлова Н.Н. Трауготт.
По мнению вышеупомянутых людей, алалия является органическим недоразвитием речи центральной природы. Представители этого аспекта утверждали, что развитие мозговых систем, наиболее важных для речевой функции, не заканчивается в пренатальном периоде, а продолжается после рождения ребенка [22].
И.K. Самойлова в 1952 г. заявила, что изучение патофизиологиче-ских механизмов, лежащих в основе алалии, выявляет облучение процес-сов торможения и возбуждения, инерцию основных нервных процессов и усиление истощения клеток коры головного мозга.