Курсовая с практикой Педагогика/Психология Логопедия

Курсовая с практикой на тему Нарушение речевой моторики и пути их преодоления у детей с дизартрией.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 2

Глава 1.
Теоретические основы коррекционно-педагогической работы по устранению дизартрии. 4

1.1 Понятие
дизартрии. 4

1.2 Развитие
сенсомоторного уровня речевой-двигательной организации. 11

Глава 2.
Исследование мелкой моторики у детей с дизартрией. 17

2.1 Цель,
задачи и организация исследования. 17

2.2
Результаты и выводы исследования. 19

2.3 Разработка системы работы по
развитию мелкой моторики при подготовке к письму детей подготовительной группы.. 23

Заключение. 31

Список
литературы.. 33

Приложения. 37

 

  

Введение:

 

Актуальность
темы.
Дизартрия непосредственно изучается в рамках
логопедии, но имеет очень сложный симптомокомплекс, в основе которого лежит
социально-психологический фактор. Именно поэтому актуальным во все времена
вопрос изучения психологии детей с нарушениями речи, особенно с точки зрения
специфики их коммуникации и личностных свойств, взаимовлияющая тяжесть дефекта
с одной стороны, и на их социальную адаптацию с другой стороны.

Статистические данные
указывают на тенденцию роста количества детей дошкольного и младшего школьного возраста
с дизартрических расстройствами, связано не только с реалиями современной жизни
как последствия неблагоприятное экологического, демографического,
экономического и социально-бытового характера, но и с недостаточно эффективное
коррекционной логопедической работой, которая, на наш взгляд, прежде всего,
связана с отсутствием дифференциальной диагностики и коррекции дизартрии.

В наше время дизартрия
представляет собой одну из острых проблем логопедии, которой занимаются Власова
Н.А., Рау Ч.Ф., Селиверстов В.И., Чевелева Н.А., Миронова С.А., Андронова Л.С.,
Некрасова Ю.Б., Шкловский В.М., Белякова Л.И., Дьякова Е.А., Пеллингер А.Л.,
Успенская Л.П. и другие. Исследователи в этой области разрабатывают
экспериментально-психологические методики. С их помощью выявляются различные
стороны взаимодействия детей с нарушением речи в процессе общения, учитывая
эмоциональный, когнитивный и поведенческий факторы. Это и указывает на
актуальность выбранной нами темы.

Целью
работы
является изучение нарушений речевой моторики и пути
их преодоления у детей с дизартрией.

Объект
исследования
– понятие и формы дизартрии.

Предмет
исследования
— коррекционно-педагогическая работа у
детей с дизартрией.

Задачи
исследования
:

Осуществить теоретический
анализ научной литературы.

Изучение
коррекционно-педагогической работы с детьми с дизартрией.

Изучить направление
консультативно-методической работы с родителями ребенка.

Изучить направление
консультативно-методической работы с педагогами ребенка.

Подбор методик
коррекционной работы.

 



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Дизартрия — один из
дефектов речи. А значение речи для человека неизмеримо велико. Без языка нет
общения, друзей и знаний. Дизартрия препятствует получению любимой профессии и
устройства личной жизни. Она меняет характер, формирует пассивность, уязвимость
и неуверенность. Кто лечит дизартрию? Ранее существовал только один специалист
— логопед. В больницах и районных поликлиниках запись в него была за месяц
вперед. Но полного излечения добиться удавалось исключительно редко.

Сегодня времена
изменились. Дизартрию стали успешно лечить психологи, психиатры. Современная
наука больше не уходит путем разделения, а компилирует знания, накопленные
отдельными дисциплинами. Каждый специалист влияет на различные области
человеческой психики. Логопед восстанавливает структуру языка, психолог
закрепляет ее, защищает от возможности «срыва», психиатр контролирует общее
состояние пациента. В совместных усилиях — залог успеха.

В нашей работе мы
попытались выявить, как можно повлиять на ход дизартрии. Прежде, чем засучив
рукава, браться за дело, нужно помнить одно важное правило — не родитель или
учитель должны обратиться за помощью к психологу, а ребенок сам должен захотеть
вылечить дизартрию, внутренне подготовиться, мобилизовать силы на борьбу с
болезнью. Сколько бы вы не старались, но без этого маленького условия ваши
усилия будут напрасными. На основе сформированного опыта можно заключить, что
излечение дизартрии только на 30% зависит от квалификации специалиста и на 70%
— от желания пациенту.

          В ходе исследования нами было
выявлено, что
среди детей со стертой дизартрией:

4 ребенка, имеют абсолютную степень риска возникновения
дисграфии;

7 детей, имеют выраженную степень риска возникновения
дисграфии;

2 ребенка, имеют минимальную степень риска возникновения
дисграфии.

Правда, ребенок не всегда
осознает всю серьезность собственных проблем. Такое бывает, когда он слишком
мал (2-6 лет). Ребенок еще не жалуется на страх, но уже чувствует дискомфорт,
капризничает, беспокойно спит. В подобных случаях не следует акцентировать его
внимание на трудностях языка. В противном случае ребенка можно запугать.

Изучив научную,
психолого-педагогическую и медицинскую литературу по данному вопросу, мы
сделали вывод, что в настоящее время дизартрия представляет собой одну из
острых проблем логопедии, так как в течение ее и влияние на окружающей
микросреды недостаточно изученным фактором.

Предложенная нами коррекционная
работа, направленная на адаптацию детей с легкой формой дизартрии и преодоления
их речевого дефекта в разных жизненных ситуациях, а также и на саму микросреда
(семья, школа, класс, учитель) в целях предупреждения возникновения новых
рецидивов.

Как
показывает практика, при проведении систематической работы по развитию мелкой
моторики руки: дети начинают хорошо владеть карандашом и ручкой, у них
появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие,
усидчивость. Дети учатся действовать по словесным инструкциям, обретают
уверенность в своих действиях. У них формируются необходимые каллиграфические
навыки.

Таким
образом, в дошкольном возрасте не только можно, но и необходимо развивать у
ребенка ручную умелость, пространственные представления, чувства ритма,
графические умения, координацию движений.

 



 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы коррекционно-педагогической
работы по устранению дизартрии

1.1 Понятие дизартрии

Дети с нарушениями речи —
это дети с аномальным развитием речи с нормальным слухом и сохраненным
интеллектом. Нарушения речи разнообразны, они могут проявляться как нарушение
произношения, грамматическая структура речи, плохой словарный запас, а также
нарушение ритма и беглости речи.

По степени выраженности
речевые расстройства можно разделить на те, которые не являются препятствием
для обучения в массовой школе, и серьезные нарушения, которые требуют
специальной подготовки.

Однако в массовых детских
садах дети с нарушениями речи также нуждаются в особой помощи. Во многих
«общеобразовательных» детских учреждениях существуют логопедические группы, где
детям помогают логопеды и специализированные педагоги. В дополнение к коррекции
речи дети участвуют в развитии памяти, внимания, мышления, общей и мелкой
моторики и обучают грамоте и математике [22, с.64].

Детям школьного возраста
помогают в логопедических центрах средних школ. Детей с нарушениями
произношения, с нарушением букв из-за недоразвития речи, отправляют в пункт
материально-технического снабжения. Коррекционная работа проводится параллельно
со школьной работой и во многом способствует преодолению академической неудачи.
Успех курсов логопеда в школе во многом зависит от его вклада в закрепление
правильных навыков логопедии.

В случае серьезного
нарушения речи невозможно обучать детей в детских учреждениях. Таким образом,
существуют детские учреждения и специальные школы для детей с серьезными
нарушениями речи.

Основным признаком
серьезного нарушения речи является заметное ограничение средств вербального
общения с нормальным слухом и сохранением интеллекта [12, с.102]. Дети с такими
расстройствами имеют небольшой запас языка, некоторые вообще не говорят.
Общение с другими в этом случае очень ограничено. Хотя большинство детей
способны понимать свою речь, они сами лишены возможности устно общаться с
другими. Это приводит к сложному отношению со стороны детей: они полностью или
частично лишены возможности участвовать в играх со сверстниками, в общественной
деятельности. В таких условиях растущее влияние общения минимально. Поэтому,
несмотря на достаточные возможности для психического развития, эти дети
испытывают вторичный сдвиг в психике, что дает основание считать их
интеллектуально неверно неполноценными. Это впечатление усугубляется задержкой
грамотности в понимании арифметических проблем [16, с.87].

Характерной чертой
серьезных нарушений речи является ее общее недоразвитие, которое выражается в
неполноценности как звукового, так и лексического, грамматического. В
результате большинство детей с тяжелыми нарушениями речи имеют ограниченное
мышление, обобщения речи и ограниченные трудности с чтением и письмом. Все это
усложняет усвоение основ науки, несмотря на первичное сохранение психического
развития.

Осознание своей
неполноценности и беспомощности в попытках общения часто приводит к изменениям
характера: изоляция, негативность, сильные эмоциональные срывы. В отдельных
случаях наблюдаются апатия, равнодушие, вялость, нестабильность внимания.
Степень тяжести этих реакций зависит от условий, в которых находится ребенок.
Если его недостаток не будет исправлен, внимание не будет подчеркнуто без
такта, они попытаются понять его всеми способами и облегчить трудную ситуацию в
обществе, в реакционных слоях меньше личность ребенка. Обычно при правильном
педагогическом подходе дети осваивают устную и письменную речь, усваивая необходимый
объем академических знаний. С развитием речи, как правило, вторичные изменения
в психике также исчезают.

Среди тяжелых речевых
расстройств мы чаще всего находим алалию, афазию, ринолалию и различные виды
дизартрии. Тяжелые формы нарушения речи также включают в себя форму заикания,
если этот дефект лишает ребенка возможности посещать массовую школу. Обычно это
включает заикание в сочетании с общим недоразвитием речи.

Воспитание и обучение
детей с серьезными нарушениями речи обеспечивается специальной системой в
детских садах или специальных школах для детей с серьезными нарушениями речи,
но в основном можно обучать и воспитывать их в семье. Прежде всего, необходимо
установить тесный контакт с ребенком, заботиться о нем тщательно. Обучение
включает в себя исправление проблемы с речью и подготовку к овладению грамотой.
При обучении арифметике особое внимание уделяется развитию понимания текста
задач. Методы коррекции зависят от характера дефекта и индивидуальных
особенностей ребенка.

Дизартрия — это нарушение
речи, возникающее в результате органического поражения центральной нервной
системы. Основное устранение признаком дизартрии других нарушений произношения
заключается в том, что в этом случае затрагивается не произношение отдельных
звуков, а вся выраженная сторона речи.

У детей с дизартрией
отмечается ограниченная подвижность речи и мышц лица. Речь идет о таком
ребенке, который характеризуется нечетким и нечетким звуком произношения; его
голос спокойный, слабый, а иногда, наоборот, резкий; нарушен ритм дыхания; речь
теряет подвижность, ритм речи может быть ускорен или замедлен.

Причинами дизартрии
являются различные вредные факторы, которые могут воздействовать в утробе
матери во время беременности (вирусные инфекции, токсикоз, патология плаценты),
во время родов (длительные или быстрые роды, вызвать кровоизлияние в мозг
ребенка) и ранний возраст (инфекционные заболевания головного мозга и его
оболочек: менингит, менингоэнцефалит и др.)

Дизартрия может возникать
как в тяжелых, так и в легких формах. Тяжелая форма чаще всего встречается в
контексте церебрального паралича и является его компонентом. Дети с тяжелыми
дизартрии получают речевую терапию и комплексное медицинское обслуживание в
специальных учреждениях: детских садах и школах для детей с тяжелыми нарушениями
речи и для детей с нарушениями опорно-двигательного. В детских садах и
общеобразовательных школах могут быть дети с легкой степенью дизартрии (другие
названия: изношенная форма, компонент дизартрии). Эти формы проявляются
незначительными нарушениями движений органов суставного аппарата, общей и
мелкой моторики, а также нарушениями говорящей стороны — это понятно другим, но
нечетко.

Дети со стертой
дизартрией не сильно выде

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы