Курсовая с практикой на тему Нарушение межличностных отношений в дошкольном возрасте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 5
1.1 Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста 5
1.2. Понятие межличностного общения 10
1.3. Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста 11
ГЛАВА II. ПРАКТИКА ИЗУЧЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 17
2.1 Диагностика межличностных отношений детей дошкольного возраста 17
2.2 Рекомендации педагогу по оптимизации межличностных отношений у детей дошкольного возраста 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЯ 35
Введение:
Актуальность работы. В условиях современного общества процесс коммуникации становится наиболее актуальным. Проблема специфики межличностных отношений детей дошкольного возраста существует очень давно, но до сих пор является определяющей в построении программ воспитания и обучения. Общество окончательно перешло от традиционной формы к информационной. А если изменилось общество, изменились и межличностные отношения детей. В отличие от традиционного общества, взрослые передают детям другие ценности и морали, нежели раньше. Специфика межличностных отношений детей меняется вместе с обществом, а значит, никогда не перестанет быть актуальной.
С каждым годом вопрос специфики межличностных отношений между людьми разного возраста волнует всё большее количество учёных за границей и в нашей стране. Данная тема, по существу, является базовой проблемой психологии. Классические пути решения проблемы, к сожалению, уже не подходят под современность. Современные проблемы требуют современных решений.
Объект исследования – процесс межличностных отношений
Предмет исследования – дети дошкольного возраста
Цель исследования – изучить особенности нарушения межличностных отношений в дошкольном возрасте.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. изучит психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста;
2. определить сущность понятия межличностного общения;
3. рассмотреть особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста;
4. провести диагностику межличностных отношений детей дошкольного возраста;
5. описать рекомендации педагогу по оптимизации межличностных отношений у детей дошкольного возраста.
База исследования: МАДОУ «Детский сад комбинированного вида 8 г. Шебекино»
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.
Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных исследователей.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Таким образом, дошкольный возраст — это период первоначального фактического «склада» личности. Именно в данное время осуществляется становление главных личностных образований и механизмов. Развиваются взаимосвязанные друг с другом мотивационная и эмоциональная сферы, формируется самосознание. В старшем дошкольном возрасте совершается становление самооценки и образа «Я», причем в своем развитии самооценка немного опережает содержательный план образа «Я».
Межличностные взаимоотношения детей дошкольного возраста со сверстниками обладают рядом значительных особенностей, отличающихся качественно от общения со взрослыми.
Первая и наиболее существенная отличительная черта заключается в большом многообразии коммуникативных действий и весьма широком их диапазоне. Ребенок спорит со сверстником, навязывает свою волю, требует, успокаивает, приказывает, жалеет, обманывает. Собственно в общении с другими детьми впервые возникают такие сложные формы поведения, как притворство, стремление выразить обиду, сделать вид, фантазирование, кокетство.
Вторая важная черта межличностной коммуникации дошкольников состоит в ее яркой эмоциональной насыщенности. Раскованность и повышенная эмоциональность контактов детей дошкольного возраста отличает их от взаимодействия со взрослыми. Действия, направленные к сверстнику, характеризуются существенно более высокой адекватной направленностью.
В общении со сверстниками у дошкольников отмечается масса экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые разнообразные эмоциональные состояния – от яростного негодования до бурной радости, от сочувствия и нежности до гнева. Старшие дошкольники в три раза чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще входят с ним в конфликт, чем при взаимодействии со взрослым.
Эмоциональная насыщенность контактов дошкольников связана с тем, что сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению. И значимость общения, которая выражает степень напряженности в общении, и мера устремленности к партнеру значительно выше в сфере взаимодействия со сверстником, чем со взрослым. Специфическая особенность межличностной коммуникации детей данной возрастной категории заключается в ее нестандартности.
В личностном общении партнеры предстают друг перед другом открытыми со стороны их намерений, мотивов, мнений, пристрастий, индивидуальных особенностей и привязанностей. В ролевом общении партнеры выступают как представители некоторой социальной категории («воспитатель — ребенок», «ребенок — ребенок»).
Формирование взаимоотношений в старшем дошкольном возрасте являются необходимым условием для успешной социализации личности. Социальная ситуация формирует социальные основания для индивидуальных переживаний, они же рождают определенное эмоционально-психологическое состояние (сентенцию), выражающее готовность к общению и желание реализовать ее в практическом действии.
Возникновение и развитие дружбы может рассматриваться в качестве одного из звеньев, обеспечивающих целостность развития эмоционально-личностной сферы при переходе от дошкольного к младшему школьному и далее к подростковому возрасту.
Основываясь на данных, представленных во второй главе, можно утверждать, что распределение ролей после применения теста показывает, как практики организованы вокруг гендерного обучения. В возрасте от трех до шести лет наблюдается усиление того, что называют моделью прогрессирующей сегрегации по признаку пола, имея в виду предпочтение мальчиков и девочек выбирать себе сверстников. Полученные результаты показывают предпочтение, которое мальчики выбирают между собой, в большем процентном соотношении, исходя из переменной лидерства, девочек по отношению к переменной аффективности, тогда как мальчики больше выбирали девочек для выполнения командной работы, в то время как девочки выбирают мальчиков для игры в большей степени.
Это позволяет задуматься о том, что отношения между сверстниками воспроизводят модели поведения, определяющие гендерные практики, как в действии, так и в значении.
Фрагмент текста работы:
Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст является большим и ответственным периодом психического развития детей. Современные исследователи отмечают, что в дошкольном детстве у детей стремительно развиваются все психические функции, однако, также, происходит закладка общего фундамента когнитивных способностей.
В индивидуально-личностной сфере формируется сложная иерархическая структура потребностей и мотивов, дифференцированная самооценка, эмоционально-волевое регулирование поведения. Каждый элемент в структуре механизма психологического развития детей дошкольного возраста занимает особое значение, нарушение функционирования может сказаться на всем будущем ходе развития ребенка.
Дошкольный период является важным периодом со стороны генеза и формирования социальных форм нравственного поведения и психики, является начальным этапом в становлении субъекта в познавательной и практической деятельности. Эмоционально-непосредственное отношение к окружающему миру переходит к отношениям, строящимся на усвоении ребенком нравственных норм и правил, это свидетельствует о преимущественной ориентации на социальное окружение. В общении с взрослыми, дошкольник усваивает нравственные понятия в преимуществе в категориальной форме, это процесс их формирования, но и создает опасность их формального усвоения. Главное, чтобы дошкольники научились применять их по отношению к себе и другим, это поспособствует формированию личностных свойств .
Дошкольный возраст – это сложный для детей период из-за больших перемен, которые происходят в физической и психической форме. Дети теряют детскую непосредственность поведения, внешне становятся старше. Психическое развитие детей в данный период обладает большим значением, происходит формирование новейших психологических механизмов поведения и деятельности, на что затрачивается намного больше энергии, нежели прежде.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Понятие и сущность межличностных отношений в дошкольном возрасте 6
1.2. Причины нарушений межличностных отношений в дошкольном возрасте 12
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 18
2.1. Организация исследования и анализ результатов изучения межличностных отношений в дошкольном возрасте 18
2.2. Методы коррекции нарушений межличностных отношений в дошкольном возрасте 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 37
Введение:
Актуальность темы. Каждый человек является уникальной, неповторимой личностью с набором определенных коммуникативных и социальных характеристик, становление которых неразрывно связано с общением. Взаимоотношения с окружающими сопровождают нас на протяжении всей жизни. Однако зарождение этого процесса происходит в далеком детстве, когда ребенок впервые входит в социальный мир. Дошкольный период представляет собой важный этап в развитии коммуникативной сферы и установлении взаимоотношений. Если у ребенка созданы соответствующие условия – он посещает детский сад, общается с окружающими людьми, то к завершению этого периода у него будут сформированы необходимые социальные навыки – желание взаимодействовать со сверстниками, потребность в коллективной деятельности, положительное отношение к миру и к окружающим людям. Таким образом, роль межличностных отношений в дошкольном возрасте очень велика, ведь процесс взаимоотношений — это не просто опыт общения, это залог благополучного становления личности. А сформированная социальная компетенция определяет особенности самосознания человека, его поведение и самочувствие среди людей.
Научная проблема. Из-за стремительного жизненного темпа, технического прогресса, глобальной информатизации и компьютеризации нашего общества происходит подмена «живого общения» на виртуальное, вследствие чего современные дети испытывают серьезные затруднения в общении и установлении межличностных отношений, и часто оказываются «изолированными» от коллектива сверстников. Именно поэтому внимание ученых привлечено к проблеме общения и межличностных отношений дошкольников.
В связи с этим возникает необходимость в изучении межличностных отношений в дошкольном возрасте в группе детского сада, чтобы своевременно создать благоприятный эмоционально-психологический климат в коллективе и преодолеть различные межличностные деформации.
Объект исследования: межличностные отношения дошкольников.
Предмет исследования: нарушения межличностных отношений в дошкольном возрасте.
Цель исследования: выявление нарушений межличностных отношений у детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: нарушение межличностных отношений детей дошкольного возраста является следствием низкого уровня благополучия в коллективе.
Основные задачи:
1. изучить понятие межличностных отношений, характерных для дошкольного возраста;
2. определить основные причины нарушений межличностных отношений;
3. подобрать методики для проведения исследования по изучению межличностных отношений дошкольников;
4. провести диагностику и проанализировать полученные данные
5. составить картотеку сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста для развития межличностных отношений.
Проблему межличностных отношений рассматривали многие отечественные ученые в рамках социально-психологических исследований. А. А. Аржанова исследовала чувство дружбы, характерное для дошкольного возраста. В.П. Залогина, М.И. Лисина, Т. А. Маркова, В. С. Мухин в своих исследованиях доказали, что к завершению дошкольного возраста межличностные отношения должны быть полностью сформированы. Предметом их исследований выступали структура и возрастные изменения детского коллектива. Кроме того, ими установлено, что эмоциональное благополучие ребенка в коллективе напрямую зависит от социального статуса. А.В. Петровский взаимоотношения, возникающие между дошкольниками, рассматривал как продукт деятельности их общения.
Пути (способы) решения основных задач. При проведении исследования использованы следующие методы работы:
— теоретические – анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение передового педагогического опыта;
— эмпирические – социометрические методики, наблюдение, беседа.
Для проведения исследования использовались социометрические методики:
— «Капитан корабля» Е. О. Смирновой.
— «Два домика» Т. Д. Марцинковской.
В качестве базы исследования нами выбрано Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №19 «Антошка» г. Белгорода. Выборку составили дошкольники подготовительной группы №16 в количестве 25 человек, из них 9 – девочек, 16 – мальчиков.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, 2 глав – теоретической и практической, заключения, списка литературы. Объем работы составляет 48 страниц. Список литературы представлен 25 источниками.
Заключение:
Проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил выделить понятие межличностных отношений, под которыми понимается особая система установок и ориентаций, влияющих на восприятие и оценку людьми друг друга в процессе постоянного взаимодействия и общения.
Проблема межличностных отношений интересовала многих отечественных и зарубежных ученых педагогов, психологов, социологов. В связи с этим изучение природы межличностных отношений рассматривается с позиции несколько теорий в зависимости от изучаемого предмета: социометрической, cоцио-когнитивной и деятельностной.
В век стремительного технического прогресса, глобальной информатизации общества происходит подмена «живого» взаимодействия различными видами виртуального общения, что деформирует процесс социализации детей, нарушает межличностное взаимодействие. В связи с этим возникает острая необходимость в изучении межличностных отношений в дошкольном возрасте, с целью своевременного выявления нарушений в данной сфере и последующей коррекции различных межличностных деформаций.
Процесс зарождения межличностных отношений начинается в дошкольном периоде с момента вхождения ребенка в социум и имеет огромное значение для гармоничного социально-психического развития человека. Весь период зарождения и становления межличностных отношений дошкольника проходит 3 важнейших этапа:
— младший дошкольный возраст, для которого характерно доброжелательное отношение к сверстнику, действия которого еще не оцениваются ребенком, но уже приобретают эмоциональную окраску;
— средний дошкольный возраст характеризуется кардинальным изменением отношения к сверстнику, действия которого теперь выступают предметом постоянной оценки и идентификации с самим собой, а сам сверстник является средством самоутверждения;
— старший дошкольный возраст знаменуются появлением навыков просоциального поведения, эмоциональной вовлеченностью и переживаниями за успехи и неудачи сверстника, сверстник становится личностью для ребенка важной и интересной.
Таким образом, возникновение межличностных отношений в дошкольном возрасте можно отнести к центральным новообразованиям в структуре личности, определяющим успех развития ребенка на качественно новой для него социальной ступени.
Основными способами изучения межличностных отношений в дошкольном возрасте являются методы наблюдения и социометрии. В связи с этим нами были выбраны следующие методики: методика «Капитан корабля» Е. О. Смирновой и методика «Два домика» Т. Д. Марцинковской, направленные на изучение социального статуса дошкольников в коллективе сверстников. Методики полностью соответствуют возрастным нормам исследуемых детей и проведены с учетом, предъявляемых требований.
Изучение межличностных отношений дошкольников позволило выявить уровень благополучия взаимоотношений в группе дошкольников, который находится в пределах ниже среднего, так как только 44% детей находятся в благоприятных статусных категориях, при этом общий коэффициент изолированности в группе составляет 8%. Эти дети характеризуются непостоянством в общении, обособленностью от ребят в группе. У них слабо сформированы коммуникативные умения и мотивация к совместной игровой деятельности. Детей, имеющих низкий социальный статус можно отнести к группе риска, ведь постоянные эмоциональные переживания могут спровоцировать появление неврозов, аддитивное поведение, привести к серьезным психоэмоциональным расстройствам личностной сферы.
Кроме того, нами был определен коэффициент взаимности, который равен среднему уровню удовлетворенности детей взаимоотношениями в группе. По количеству сделанных взаимных выборов можно судить, о том, что в коллективе существуют микрогруппы-диады, отличающиеся особой близостью отношений между их членами и контактной сплоченностью. Наличие таких групп в коллективе является показателем того, что дети общаются только в своих микрогруппах и не взаимодействуют с другими сверстниками.
Таким образом, мы видим, что в группе нарушено межличностное взаимодействие и необходима целенаправленная педагогическая и психологическая работа по налаживанию межличностных отношений в группе дошкольников. Ведь главная опасность здесь заключается в том, что закрепленные отрицательные качества в личности дошкольника станут определяющимися и в новом коллективе в последующей деятельности, создавая препятствия полноценным отношениям с окружающими.
В период дошкольного детства ведущей деятельностью выступает игра, в которой происходит общение ребенка со сверстниками, что является неотъемлемой частью, важнейшим условием развития и формирования социальных и коммуникативных навыков. Именно в игре происходит закладка различных типов взаимоотношений от сюжетно-ролевых до межличностных. В связи с этим нами создана картотека сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие межличностных отношений со сверстниками для детей старшего дошкольного возраста. Данная картотека представляет высокую практическую значимость, так как создана с целью оказания методической помощи воспитателям ДОУ в решении проблем межличностного общения в группе.
Таким образом, цель, поставленная в начале исследования достигнута, задачи решены, а работа представляет собой законченное исследование, посвященное изучению нарушений, возникающих в структуре межличностных отношений у детей дошкольного возраста.
Фрагмент текста работы:
1.1. Понятие и сущность межличностных отношений в дошкольном возрасте
Проблема межличностных отношений между людьми является предметом исследований различных наук, в частности педагогики и психологии. Любой человек является личностью, наделенной своей системой идеалов, ценностей, взглядов и приоритетов. Однако, становление его как личности уникальной и неповторимой неразрывно от процесса взаимодействия с социумом. Общаясь, встречаясь, знакомясь с окружающими людьми, происходит закладка фундамента межличностных отношений, а значит и развития личности. Таким образом, процесс взаимодействия человека с окружающими, умение общаться и налаживать контакты с другими людьми, можно определить как межличностные отношения, характеризующиеся взаимопониманием, взаимопомощью, доверием, эмпатией.
В нашем исследовании будем делать акцент на следующем определении: межличностные отношения — это особая система установок и ориентаций, в которой восприятие и оценка людьми друг друга происходит в процессе постоянного взаимодействия [8].
Общение, межличностные отношения – это та характерная черта, которая отличает человека от мира животных. Преимущества этих характеристик заключается в том, что их можно развивать, корректировать и совершенствовать. А потому важно вовремя обратить внимание на коммуникативную составляющую жизни ребенка, научить его понимать самого себя и окружающих.
Характер межличностных отношений складывается из следующих элементов:
1) понимание и принятие друг друга;
2) расположение и влечение друг к другу;
3) непосредственное взаимодействие [9].
В системе межличностных отношений выделяются три основных компонента:
— когнитивный (гностический), включающий все познавательно-психические процессы, направленные на познание психологических особенностей взаимодействующих друг с другом людей, которые позволяют понять, что нравится или не нравится в межличностных отношениях;
— эмоциональный (аффективный) компонент, включающий любые переживания людей, которые возникают из-за процесса взаимоотношений;
— поведенческий (регулятивный) компонент, включающий в себя различные элементы невербальной коммуникации и коммуникативные умения, а также поступки, действия, отражающие собственные взгляды на процесс межличностного взаимодействия. Поведенческий компонент отражается в конкретных действиях, например доброжелательности и последующем продуктивном сотрудничестве или наоборот, проблемам в общении, приводящим к полному отказу от него. Следует отметить, что именно поведенческий компонент является главным в формировании взаимоотношений [28].
Существует несколько классификаций межличностных отношений. Так, А. Н. Сухов и А.А. Деркач выделяют пять основных видов межличностных отношений: