Курсовая с практикой на тему Нарушение логических отношений как полемический прием в телевизионных шоу
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЛЕМИКИ 6
1.1. Сущность и социально-психологические аспекты полемики 6
1.2. Особенности нарушения логических отношений 14
2. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛЕМИЧЕСКОГО ПРИЕМА В ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ШОУ 17
2.1. Полемика на современном российском телевидении 17
2.2. Примеры нарушения логических отношений в полемике телевизионных шоу 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 31
Введение:
Актуальность представленного исследования. В настоящее время полемика представляет собой состязательное, преимущественно враждебно ориентированное определение конфликтной ситуации, в которой стороны стараются любыми средствами коммуникации (зачастую выходя за рамки средств коммуникации) доказать собственную правоту.
Конфликт в полемике – достаточно привычная его составляющая, особенно на телевидении, где контекст весьма озлоблен. Полемика походит на достаточно агрессивный вид дискуссии, она помогает повышать рейтинги телевизионных программ за счет того, что сталкиваются различные мнения.
Нарушение логики в дискуссии – это прием как намеренный, так и, достаточно часто, непреднамеренный, неконтролируемый. Нарушение правил логики влечет за собой ошибки в рассуждении независимо от того, сознает ли это участник полемики или нет. Однако, стоит отметить, что такие ошибки могут быть использованы вполне сознательно для достижения победы в споре.
Выражая какую-то проблему в телевизионной программе, оппоненты дискуссии стараются защитить свою точку зрения, спорят, доказывают друг другу, повышают тон, перебивают, быстро говорят, используя психологические и речевые уловки, то есть, всячески стараются показать свою превосходящую позицию за счет принижения собеседника. То есть для того, чтобы казаться более убедительным, стороны преимущественно стараются использовать тактику нападения, чтобы телезрители поддерживали их твердую точку зрения.
Основной исследовательский вопрос звучит следующим образом: как применяются нарушения логики в полемике в телевизионных шоу?
Степень разработанности темы исследования. На проблему нарушения логических отношений в отечественной литературе исследователи не часто обращали внимания, все больше они изучали проблемы тактик ведения полемики. В частности, Б.С. Жумагулова изучала аспекты ведения полемики, Ю.В. Иванова и П.В. Соколов исследовали полемическую культуру. Г.А. Комнина рассматривала особенности речевого манипулирования в общении, а М.С. Глушкова анализировала искусство ведение полемики в структуре телевизионного дискурса. Аналогично, Т.В. Чернышова исследовала уловку введения в заблуждение на примере медиатекстов, тогда как Н.В. Бизюков акцентировал внимание на речевом манипулировании.
С.М. Андреева и А.М. Андреева рассматривали коммуникативные неудачи в полемике. Е.Е. Ермакович изучал логические ошибки и паралогические приемы манипуляции в СМИ, что помогло нам методологически выстроить картину логических нарушений в полемике. Т.Т. Нгуен представил в исследовании ловушки, применяемые оппонентами в полемике.
Объект исследования: ведение полемики на телевидении.
Предмет исследования: нарушение логических отношений в полемике в телевизионных шоу.
Цель исследования: проанализировать нарушение логических отношений в полемических телевизионных шоу.
Исходя из представленного исследования необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность и социально-психологические аспекты полемики.
2. Изучить особенности нарушения логических отношений.
3. Проанализировать полемику на современном российском телевидении.
4. Представить примеры нарушения логических отношений в полемике телевизионных шоу.
Методы исследования:
1. Теоретические (анализ, синтез научной литературы);
2. Практические (анализ телевизионных передач).
Структура исследования состоит из введения, основной части, разделенной на две главы, заключения, списка литературы и источников.
Во введении обосновывается актуальность исследования и разрабатывается теоретико-методологический аппарат.
В первой главе определяется понятие и сущность полемики, анализируются особенности нарушений логических отношений в полемике как теоретическая проблема.
Во второй главе приводится анализ нарушений логических отношений в полемических шоу на телевидении.
В заключении делаются выводы, подводится итог исследования.
Заключение:
В ходе решения задач данного исследования мы пришли к ряду выводов, которые отвечают на главный исследовательский вопрос:
а) полемика представляет собой коммуникативный акт противостояния межу двумя сторонами, которые пытаются прийти к определенному логическому умозаключению, которое, возможно, могло бы устроить обоих, однако это не всегда случается. Стараясь доказать свою правоту, стороны используют психологические уловки, стараются показать, что они выше собеседника, соответственно, их позиция является более правдивой и состоятельной;
б) нарушение логики в телевизионных шоу представляет собой намеренное действие по отношению к второй стороне коммуникации, большое значение в этом отведено категории логики, которая, в свою очередь оказывает влияние на использование психологических уловок;
в) «Вечер с Владимиром Соловьевым», и «60 минут» представляют собой полемические шоу с ярким окрасом акцентуации мировоззренческой позиции ведущих и участников передач;
г) нарушение логики в полемике современных телевизионных шоу присутствует достаточно часто, в приведенных примерах ярко это проявляется в политическом контексте передач, где тема полемики наиболее актуальна. Нарушение логики полемики используется для того, чтобы поднять рейтинги программ, поскольку разногласия интересны телезрителям. Но, кроме того, нарушение логики происходит из несовершенства психологических отношений. Кроме того, случается так, что нарушения логики связаны с неподготовленностью участников передачи, самого ведущего, который порой не сдерживает свои эмоции, перестает в какой-то момент ими управлять.
Нарушение логических отношений в полемике, кроме как намеренный способ поднять рейтинговые значения телевизионной программы, можно трактовать как и непреднамеренный способ решить коммуникативную проблему, показать, что собеседник не столько компетентен, что он более слаб. Так, например, оппоненты в полемике из-за того, что никак не могут прийти к единому рациональному за счет наличия у них совершенно разных точек зрения на актуальную обсуждаемую проблему, могут плохо совладать со своими эмоциями и плохо контролировать свои действия и слова, или же из-за желания любыми путями переговорить, перекричать, максимально маскируют свою недостаточную осведомленность, или же они настолько уверены в своей позиции, что готовы на многое, чтобы вложить ее в голову оппонента.
То есть, на примере полемики нарушения логических отношений более всего очевидны, чем в любом другом коммуникативном акте, чему способствует накал эмоций, имеющий место в полемике.
Таким образом, задачи данного исследования решены. Цель достигнута.
Фрагмент текста работы:
1.2. Особенности нарушения логических отношений
Логические отношения в языке имеют выраженный информативный характер. Соответствующая функция является важнейшей, причем, от того, насколько точно передана средствами языка та или иная информация, зависит то, как будет восприниматься действительность.
В.В. Петров пришел к выводу о том, что проблема заключается в столкновении интересов логики и лингвистики. Высказывание – это, по определению, речевой акт, у него существует языковое значение.
Исследователь Т.В. Чернышова, проводя анализ журналистских материалов в плане оценки текстов как адекватных или неадекватных действительности, на основании субъективности любого высказывания, обратила внимание на следующее: «Данный аспект позволяет говорить о двух разновидностях тактик введения в заблуждение: неосознаваемой, когда автор сам находится в неведении относительно реального положения вещей (иногда в силу недостаточного уровня профессионализма), и осознанной, направленной на сознательное введение читателя в заблуждения для реализации своих коммуникативных намерений».
Примечательно то, что формальная логика разделяет логические ошибки на преднамеренные (софизмы) и непреднамеренные (паралогизмы). Однако, обратим внимание на то, что можно также привести такой термин как «алогизм». Алогизмом – это всякого рода нарушение законов формальной логики и паралогизмы. Кроме того:
а) эрратологизм – это логическая ошибка;
б) паралогизм – это намеренное нарушение законов формальной логики для достижения необходимого прагматического эффекта.
В том числе представляется возможным включить в классификацию логических отклонений также категорию намеренности-ненамеренности нарушения логики, а также категорию искаженности-неискаженности информационного потока.
В этом случае паралогические приемы будут разделяться на те, которые оказывают влияние на адекватность изложения информации, а также на психологические уловки.
Речевая манипуляция представляет собой, по определению Г.А. Копниной, «разновидность манипулятивного воздействия, осуществляемого путем искусного использования определенных ресурсов языка с целью скрытого влияния на когнитивную и поведенческую деятельность адресата». Речевая манипуляция воздействует скрытым образом.
В итоге стоит отметить следующее: логические ошибки представляют собой непосредственно нарушения норм логики в разговоре (или тексте), которые обуславливают искаженное восприятие информации.
Обдуманное нарушение нормы обладает весьма интересным качеством, которое может намеренное отклонение превращать в ошибку. Таким качеством является целесообразность, которая, как полагает Б.Н. Головин, «целесообразность может сделать коммуникативно оправданным даже нарушение правильности, и тогда неправильность как сознательное отступление от нормы становится условием выразительности и точности», а в случае с приемами манипулирования – непосредственно условием эффективности.
По мнению Е.Е. Ермакович, нарушение логики может в итоге привести к неточности, которая, в целом, достаточно просто проясняется при внимательном прочтении с помощью имеющихся в сознании человека фоновых знаний о предмете.
Подача материала в СМИ нерациональна, что подчеркивает исследователь Е.П. Невельская-Гордеева Нарушение логических отношений, по мнению автора, является одним из приемов этой нерациональности. Рассеивания внимания и акцентуации на необходимый контекст.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что нарушение логики в телевизионных шоу представляет собой намеренное действие по отношению к второй стороне коммуникации, большое значение в этом отведено категории логики, которая, в свою очередь оказывает влияние на использование психологических уловок.