Курсовая с практикой на тему Нарушение интонационной выразительности речи у детей с общим недоразвитием
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
I.Теоретические аспекты исследования интонационной стороны речи детей с
общим недоразвитием речи
1.1 Общая характеристика речевого и психического развития
детей общим недоразвитием речи
1.2 Особенности развития голоса и интонационной стороны
речи в онтогенезе
Список использованной литературы
Введение:
Речевая
деятельность является весьма значимым компонентом психической деятельности
ребенка. Она является основным средством коммуникации, на основе речевой
деятельности происходит развитие мыслительной деятельности и всех психических
компонентов.
В
данном аспекте имеют значения все компоненты речи ребенка: звукопроизношение,
лексико-грамматические параметры, объем словарного запаса и, несомненно,
просодические характеристики речи, в том числе голос и интонация.
Основная
ошибка родителей зачастую заключается в том, что в развитии речи своего ребенка
большинство из них делают акцент на развитии в первую очередь правильного
звукопроизношения, меньшая часть обращает внимание на развитие лексических и
грамматических компонентов речи, и очень малая доля родителей задумывается о
формировании и развитии интонационной стороны речи и умения управлять своим
голосом и развитии его характеристик.
Интонация
является существенным элементом системы языка. Это подтверждается результатами
экспериментально-фонетических и экспериментально-психологических исследований,
проведенных В.А. Артемовым. Он считает, что интонация – это языковое явление, с
помощью которого смысловое содержание предложения, его коммуникативное
значение, синтаксический строй и лексический состав получают свое конкретное
выражение, т.е. при помощи которого предложение становится фразой.
Интонация
представляет собой звуковое средство языка, с помощью которого говорящий и
слушающий выделяют в потоке речи высказывание, его смысловые части и
противопоставляют его по цели высказывания (повествование, волеизъявление,
вопрос), выражая собственное от- ношение к его объекту или предмету.
Недоразвитие
интонационной составляющей оказывает влияние на четкость дикции и,
соответственно, на понимание речи ребенка окружающими людьми. Невладение
повествовательной, восклицательной, вопросительной интонациями, неумение
дифференцировать и демонстрировать определенные эмоциональные нюансы посредство
тембральных характеристик и др. снижает ценность и эффективность речевой
деятельности как основного средства общения.
В
данной связи особое значение обретают исследования особенностей интонационной
организации речи и особенностей развития голоса детей, у которых
диагностировано то или иное нарушение речи.
Многие исследователи отмечают, что у детей, у которых
диагностировано то или иное нарушение организации речевой деятельности,
отмечается и определенные нарушения интонационной организации речи, а также
фонационного оформления высказываний. Это является проблемой для исследования,
так как речь у данной категории детей и так не выполняет роли полноценного
средства общения, а нарушения просодического компонента только усугубляют
данный феномен.
Это является источником актуальности изучения особенностей
состояния голоса и интонации при различных речевых патологиях, т.к. данное
направление должно стать полноправным направлением коррекционно-логопедической
деятельности по преодолению речевых недостатков в условиях разнообразных
речевых нарушений.
Проблема изучения просодической организации речи является
предметом исследований в лингвистике, психолингвистике (В.А. Артемов, В.И.
Бельтюков, Л.П. Блохина, Л.В. Бондарко, Е.А. Брызгунова, Т.Н.
Иванова-Лукьянова, Н.Д. Светозарова, Н.В. Черемисина и др.) и в логопедии (Е.Ф.
Архипова, И.И. Ермакова, Е.В. Лаврова, Л.В. Лопатина, О.С. Орлова, Н.В.
Серебрякова, А.Ф. Чернопольская, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова и др.)
Объект
исследования: старшие дошкольники с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет
исследования: специфика развития интонационной выразительности речи у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель
исследования: изучить особенности интонационной стороны речи детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи
исследования:
1)
Рассмотреть особенности и признаки общего недоразвития речи;
2)
Проанализировать особенности развития интонации в онтогенезе;
3)
Проанализировать особенности формирования интонации при нарушениях речи.
Гипотеза:
можно предположить, что нарушения интонационной выразительности речи
присутствуют в структуре общего недоразвития речи.
Методы
исследования:
1)
Теоретические: анализ научных, методических и периодических изданий по теме
исследования.
Заключение:
Таким образом, по результатам проведенного
исследования можно сделать следующие выводы. Был проведен теоретический анализ
представлений исследователей и ученых в отношении особенностей развития
интонации в онтогенезе, значимости интонационных характеристик в организации и
оформлении речевого высказывания, а также в речевой деятельности как средств
общения.
Так, развитие интонации и голоса
начинается задолго до развития непосредственно речевой деятельности, в так
называемый довербальный период.
Крик и различные голосовые реакции
являются как рефлекторными защитными реакциями, так и первыми средствами общения
ребенка с окружающим миром и, в первую очередь, с родителями. Интонационная,
эмоциональная окраска голосовых проявлений позволяет матери достаточно четко
понимать потребности и желания своего ребенка в данный момент.
Если на первых этапах интонационные особенности
представляют собой исключительно сигналы для обозначения физиологических
потребностей, то со временем они обретают роль средств коммуникации, выражая
желание ребенка общаться с близкими.
Однако в более старшем возрасте при
развитии уже непосредственно речевой деятельности, компоненты интонации и
голоса не утрачивают своего значения и выполняют роль средства передачи
эмоциональных состояний и оттенков говорящего, а также воспринять данные
оттенки в речи собеседника. Поэтому низкий уровень развития данных компонентов
становится источником трудностей в налаживании адекватного процесса
коммуникации между людьми.
Следует отметить, что помимо различных
нарушений, которые традиционно рассматриваются в структуре речевых патологий, а
именно нарушения звукопроизношения, лексико-грамматических особенностей речи,
понимания слов, особенностей словарного запаса и употребления разнообразных
частей речи, практически во всех состояниях речевых патологий наблюдаются и
нарушения просодических компонентов.
Такое положение дел требует акцентирования
внимания специалистов на данном аспекте и разработки целенаправленных методик
логопедической работы по коррекции данной стороны речевой деятельности.
Фрагмент текста работы:
I.Теоретические аспекты исследования интонационной стороны
речи детей с общим недоразвитием речи
1.1 Общая характеристика речевого и психического развития
детей общим недоразвитием речи
детей общим недоразвитием речи
В
50-60-е гг. XX в. Р.Е.Левина и группа ученых научно-исследовательского
института дефектологии СССР впервые выдвинули научную основу для такого
нарушения в развитии, коке представляет собой общее недоразвитие речи (ОНР).[20].
По их мнению, под общим недоразвитием речи у дошкольников с ненарушенным слухом
и первично сохранным интеллектом следует понимать такой вид речевой патологии,
при которой страдает развитие всех составляющих речевой системы, относящихся как
к звуковой, так и к смысловой сфере речи.
Н.С.
Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева согласны с данным представлением об общем
недоразвитии речи, соотнося данное понятие с таким видом нарушения речи у дошкольников
с ненарушенным слухом и первично сохранным интеллектом, при котором страдает
развитие всех составляющих речевой системы [15].
А.Н.
Корнев заметил, что среди дошкольников довольно частым явлением представляется
ситуация общего недоразвития всей речевой системы. Подобные нарушения и были
обозначены в логопедии как общее недоразвитие речи. В отличие от остальных
ученых, А.Н. Корнев выдвигает предложение называть недоразвитие речи,
основанное на самостоятельных причинах, связанных с нарушением языковых операций,
как первичное недоразвитие речи [18]. Он объясняет это тем, что этот термин
более конкретно демонстрирует происхождение и течение речевого нарушения, чем
термин ОНР.
Общее
недоразвитие речи, согласно концепции Р.Е. Левиной – это разнообразные сложные
речевые нарушения, при которых страдает развитие всех составляющих речевой
системы, т.е. звукопроизношения (фонетики) и смыслового компонента (лексики,
грамматики). Общее недоразвитие речи может выявляться при сложных видах детских
речевых нарушений патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии,
дизартрии (иногда).
Невзирая
на разное происхождение патологии, у дошкольников с ОНР наблюдаются типичные признаки,
указывающие на системные отклонения в развитии речевой деятельности:
1)
Более поздний старт речи: первые слова формируются к трем-четырем, или даже
пяти годам;
2)
Грамматика и звукопроизношения явно нарушены;
3)
Экспрессивная речь развивается явно медленней импрессивной, т.е. дошкольник
понимает обращенную к нему речь, но сам не способен грамотно оформить
высказывание;
4)
Речь дошкольников с общим недоразвитием речи понимается с трудом
При
ОНР наблюдают позднее начало речи, бедный словарный запас, аграмматизмы, нарушения
звукопроизношения и фонемообразования. Речевое недоразвитие проявляется у дошкольников
с различной выраженностью: это может быть лепетная речь, отсутствие речи и достаточно
развитая речь с незначительными проявлениями фонетико-фонематического или
лексико-грамматического недоразвития.
По
степени тяжести нарушения условно обозначают выделяют четыре уровня ОНР. Первые
три уровня обозначены и разобраны Р.Е. Левиной, четвертый уровень описан в
трудах Т.Б. Филичевой.
Первый уровень общего
недоразвития речи характеризуется у старших дошкольников практически полным
отсутствием речи: она включает звукоподражания, аморфных слова — корни. Собственную
речь дошкольники сопровождают жестами и мимикой. Тем не менее, она все равно
мало понятна для других людей. Отдельные слова, которые они произносят, неточны
по фонетической и структурной канве. Дошкольники