Народные праздники в дошкольном образовательном учреждении Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Народные праздники в дошкольном образовательном учреждении.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ 7
1.1.Сущность понятия «культура», «народная культура», «фольклор» 7
1.2.Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Разновидности народных праздников 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

  

Введение:

 

Культурно-досуговые мероприятия являются неотъемлемой частью деятельности дошкольного учреждения. Организация праздников, развлекательных и детских творческих дел способствует повышению эффективности образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка.
Согласно ФГОС ДО планирование образовательного процесса в ДОО должно основываться на комплексно — тематическом принципе.
В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГОС ДО предлагает для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение через систему занятий будет перестроено на работу с детьми по «событийному» принципу.
Содержание программы ФГОС должно обеспечивать развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области):
— социально – коммуникативное развитие;
-познавательное развитие, речевое развитие;
— художественно – эстетическое развитие;
— физическое развитие.
Все эти области развития детей реализуются через традиционные народные праздники.
В процессе познания традиций русского народа, их духовно – нравственных основ осуществляется становление целостной личности способной к творческому самовыражению и созидательному труду.
Важно, что дети через праздники календарного круга (Рождество, Пасха и другие), проживают традиционный духовный мир и узнают из него нравственные принципы и ориентиры, которые будут сопровождать их в жизни.
Праздники календарного круга вливаются в целостный образовательный процесс, куда включаются педагоги, дети, родители, как участники праздничного действа и подготовки к нему. В общении и взаимодействии ребенка со взрослыми и сверстниками развиваются социально – коммуникативные качества, социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональная отзывчивость, сопереживание, формируется готовность к совместной деятельности со сверстниками, формируется уважительное отношение к семье, коллективу, к родине, позитивные установки к реализации в различных видах деятельности, труда и творчества.
Праздники – это радость, дань уважения, память. Простое слово «праздник» заставляет сердце каждого ребенка биться быстрее. Самые большие надежды и ожидания детей связаны с праздником. О детских праздниках, проводимых с родителями и друзьями, чаще всего вспоминают взрослые. Для многих эти воспоминания самые яркие и радостные в жизни.
Детский праздник является одной из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на подрастающее поколение. Детский праздник в целом и в частности, обычно определяют как эстетически-социальное явление, комплексное и сложное. Массивность, эмоциональный восторг, колоритность, сочетание фольклора с современными событиями, присущие праздничной обстановке, способствуют более полному художественному пониманию детьми исторического наследия прошлого и формированию патриотических чувств, нравственных навыков поведения в настоящем.
Педагогическая цель детского праздника определяется в соответствии с общей целью формирования личности ребенка и достигается при условии четкой ориентации на психологию и жизненные установки дошкольников.
Известный русский историк В.О. Ключевский писал: «Неизвестно, каким будет человек через тысячу лет, но если отнять у современного человека это приобретенное и унаследованное имущество праздников, церемоний, то он все забудет, и все получится забытым, и должен будет начать сначала. » [1 с. 14]
Знакомство с традициями народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по словам В.Г. Безносова, В.П. Зеньковского, Д.С. Лихачева — будущий полноправный член общества; ему придется осваивать, сохранять, развивать и передавать культурное наследие этноса путем включения в культуру и общественную деятельность.
Среди многочисленной специализированной и популярной литературы по этой теме, произведения Шангиной И.И. «Русские дети и их игры», «Русский праздник», «Русские традиционные праздники», которые целиком и полностью посвящены русским праздникам. Большой интерес представляет работа Ходжаева Ф.А. «Календарь народных праздников», в которой помимо ценной информации в целом о народных праздниках приводится анализ древнерусских языческих обрядов. Публичный календарь был посвящен календарным праздникам А. Проскурина, который организовал праздники и соответствующие обряды в календарном порядке для более удобного использования. В книге Т. Артемовой «Православный народный календарь» можно найти информацию о том, как праздники, установленные православной церковью, смешались с древними языческими обрядами и приобрели уникальный, яркий национальный облик. Важная информация о проведении и оформлении народных праздников была получена из работ Ищука В.В. и Нагибина М.И. «Национальные праздники.» Аналогичный вид работ авторов Некрылова А.Ф. и Шейна П.В. приглашает совершать увлекательные поездки — посещать праздники, веселиться на деревенских собраниях, петь колядки, знакомиться с таинством крещения гадалок.
Авторы использованной литературы увлекательно рассказывают о том, как наблюдательные русские люди давно замечали закономерности в природных явлениях и передавали их из поколения в поколение. Но только часть этого уникального знания достигла нас в форме знаков и убеждений.
Актуальность нашего исследования определяется той уникальной ролью, которую народная культура играет в формировании личности и самосознания дошкольника.
Объект исследования: процесс приобщения дошкольников к народной культуре через народные праздники.
Предмет исследования: праздники в ДОУ.
Гипотеза: предположим, что проведение детских праздников и развлечений, тема которых охватывает основные элементы народной культуры, будет способствовать более эффективному внедрению детей дошкольного возраста в народную культуру.
Цель: выявление педагогических возможностей народных праздников как средства знакомства дошкольников с народной культурой.
Задания:
— раскрыть потенциал фольклорных праздников в ДОУ;
— определить структуру проведения народных праздников;
— ознакомить с организацией подготовки народных праздников в ДОУ;
— изучить психолого-педагогические особенности старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ литературы по теме исследования.
База исследования: дошкольное образовательное учреждение.
Практическая значимость исследования: организация и проведение народного праздника как средства приобщения детей старшего дошкольного возраста, разработка сценария народного праздника который будет востребован в рамках образовательного процесса дошкольных учреждения для осуществления целенаправленной деятельности в области музыкального развития детей старшего дошкольного возраста.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение и список используемых источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Народная культура — многовековой опыт народа, выраженный в традициях, обычаях, обрядах, верованиях и праздниках. Она осуществляет духовную связь с культурными традициями и творческим опытом прошлого поколения. А значит, педагогически обогащен.
Ключевым средством народной культуры, имеющей огромное воспитательное значение, является народное творчество.
Бесценен их вклад в сокровищницу мировой культуры. Народные праздники и обряды – одна из ярких и самобытных форм работы с детьми. Они связаны с важными для народа событиями и датами.
Народные праздники всегда были настоящим набором неписаных норм и обязанностей в художественной и эмоциональной форме. Праздники, отражающие моральные устои русского народа, укрепляющие чувства верности семье, друзьям, развивающие эстетические чувства детей и содержащие множество других педагогических элементов, четко представлены в таких праздниках, как Рождество, Пасха, Троица, Масленица и т. д.
Культура народного праздника способствует воспитанию, как каждой личности, так и всего коллектива участников, не только расширяет кругозор, но и создает условия для самовыражения, самовоспитания и самореализации людей. Праздник улучшает настроение, способствует творческому проявлению, позитивному эмоциональному всплеску и художественно-эстетическому приобщению. Для детей праздник становится постижением природы и всего окружающего мира в целом. Народный праздник позволяет раскрыть подлинные творческие устремления людей, ведь здесь каждый человек и исполнитель, и творец, и участник, и судья всего увиденного и услышанного. Народный праздник — это определенный отрезок жизни, имеющий свои формы поведения человека в коллективе, которые обусловлены как традициями, обычаями, так и ритуалами, церемониями и обрядами [24, с. 35].
Образовательная направленность национальных праздников для ребенка дошкольного возраста заключается в том, что они духовно обогащают, расширяют его понимание истории и традиций русского народа и позволяют ему осваивать элементы праздничной культуры народа.
Эстетическое воспитание и творческое развитие дошкольников эффективно только тогда, когда сами учителя имеют эмоциональное и эстетическое восприятие фольклора, знание устного фольклора, способы формирования у детей интереса к фольклору и желание выразить свои впечатления в различных видах художественной и творческой деятельности.
Поэтому знакомство детей с народной культурой и их художественной и творческой деятельностью различного содержания необходимо рассматривать как неотъемлемую часть всей воспитательной работы с ними, в процессе которой они решаются как общие задачи воспитания и развития.
Праздник помогает детям выразить свои эмоции в музыке, искусстве, изобразительном искусстве, пробуждает интерес к творчеству, обогащает детей новыми впечатлениями, укрепляет знания, развивает речь, художественный вкус, помогает заложить основы нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания. осознанность и индивидуальность.
Таким образом, народный праздник является не только неисчерпаемым источником мудрости и красоты, но и бесценным средством воспитания, знакомя современных детей с сокровищами устной, художественной, прикладной, народной культуры.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1.Сущность понятия «культура», «народная культура», «фольклор»
Культура относится к древнейшим явлениям человеческой жизни; оно возникло и развивалось вместе с человеком, отличало его от всех других существ и природы [27, с. 4].
Предметом культуры является поле культуры. Культура тесно связана с обществом. Если общество понимается как совокупность людей, то культура — это совокупность результатов их деятельности [20, с. 10].
Место и роль культуры в жизни и обществе человека определяется, прежде всего, тем, какие функции он выполняет. Одной из основных является функция освоения и преобразования мира, определяемая характеристиками психики человека, которая, в отличие от психики животных, ориентирована не столько на адаптацию к условиям окружающей среды, сколько на изменение, трансформацию природы, природная среда в соответствии с субъективными интересами целей, потребностей людей. Преобразующая функция культуры основана на физической потребности человека в средствах к существованию. Люди должны есть, пить, иметь дом. Чтобы иметь еду, жилье, надо работать. В процессе труда человек не только осваивает субстанцию природы, но и производит то, что не готово в природе. Трудовые навыки улучшаются, благодаря чему взаимодействие между человеком и природой значительно расширяется. Таким образом, заложены основы культуры, которые, в свою очередь, становятся действенной силой преобразования не только природы, но и самого человека. Культура с присущей ей трансформирующей функцией является источником, процессом и результатом всей человеческой жизни [8, с. 34-35].
Особая функция культуры — социализация — процесс усвоения и активного воспроизводства человеком социального опыта. В процессе социализации человек приобретает качества, ценности, социальные формы поведения, необходимые ему для нормального функционирования в обществе, для правильного взаимодействия с его социокультурной средой [9, с. 31].
На сегодняшний день существует более 500 определений культуры, разделенных на несколько групп.
Первая включает описательные определения.
Во второй — те определения, которые связывают культуру с традициями или социальным наследием общества. Культура — это социально унаследованный набор практик и убеждений, который определяет основы нашей жизни.
В третьей группе правила организации человеческого поведения важны для культуры. В других случаях ученые понимали культуру как средство адаптации общества к окружающей среде или подчеркивали, что это продукт человеческой деятельности. Иногда об этом говорят как о совокупности форм приобретенного поведения, характерных для определенной группы или общества и передаваемых из поколения в поколение [20, с. 11].
Культура позволяет человеку развивать внутренний мир, реагировать на социальные требования, принимать решения и принимать моральные решения, поскольку никакие социальные требования не могут полностью регулировать поведение человека [9, с. 101].
Культура исторически сформировалась, в конечном счете, как способ духовного овладения реальностью, как духовное производство. Культура характеризуется, прежде всего, способностью производить, сохранять и передавать духовные ценности различных форм и типов.
Основная функция культуры — сохранять и воспроизводить накопленный духовный опыт человечества, передавать его из поколения в поколение и обогащать его. Для выполнения этих задач возникли различные формы и методы духовной деятельности, которые постепенно приобрели самостоятельный статус и существуют в современной культуре как культурные институты.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы