Курсовая с практикой на тему Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы применения народной игры в духовно-нравственном воспитании младших школьников 6
1.1Духовно-нравственное воспитания днетей мл шк. возраста, понятие и сущностная характеристика 6
1.2. Методы и приемы духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста 10
1.3.Характеристика народной игры как средства духовно-нравственного воспитания 15
Выводы по главе 1………………………………………………………………..19
Глава 2. Опытно- экспериментальная работа по изучения влияния народной игры на духовно-нравственное воспитание младших школьников 20
2.1. Выявление уровня сформированности уровня духовно-нравственной воспитания младших школьников 20
2.2. Комплекс народных игр для духовно-нравственного воспитания младших школьников 25
2. 3. Выявление результативности проведенной экспериментальной работы……………………………………………………………………………….30
Выводы по главе 2……………………………………………………………….32
Заключение 33
Список литературы 35
Введение:
Актуальность исследования. Народные игры являются одной из ведущих составляющих культуры, в воспитании ребенка, его становления как личности в современном обществе в духовно-нравственном воспитании, его нравственных чувств, нравственного облика, нравственного отношения, нравственного поведения.
В последние годы во всем мире развиваются и используются игры, поскольку это один из тех способов взаимодействия человека с миром, который приводит к важным социальным навыкам, эмоциональной тренировке и значению.
Духовно-нравственное формирование и развитие личности происходит через развитие культурно-исторического опыта. Поэтому народные игры могут быть одним из тех средств сохранения традиций.
Народные игры — это игры, основанные на принципах произвольности, спонтанности в особых условиях компромисса, популярные и распространенные в определенный исторический момент в развитии общества и проявлении его характеристик, изменяющихся под различными воздействиями: социально-политическими, экономический, национальный. Знакомя детей с русскими народными играми, мы расширяем и укрепляем знания детей о русском народном творчестве с помощью фольклорных игр.
В конце ХХ — начале ХХI века социально-педагогическая ситуация в России претерпела значительные изменения. Игра командная, мобильная уступает место компьютерной.
Причины такой ситуации не только в урбанизации образа жизни и связанном с этим падении престижа традиционной народной культуры, увеличении информационных полос и ускорении ритма жизни, но и в утрате многих форм фольклора из повседневной жизни детей, сокращение детского игрового репертуара и времени, отведенного на это.
Проблема духовно-нравственного воспитания решалась выдающимися педагогами и психологами, такими как: П.Ф. Каптерев, С.А. Козлова, П.Ф. Лесгафт, А. Макаренко М.М. Рубинштейн, К. Д. Ушинский и другие.
Противоречие исследования. Анализ ситуации с темой исследования и ее «внедрения» в практику позволяет увидеть противоречие между востребованностью и необходимостью создания методических разработок по духовно-нравственному воспитанию младших школьников на основе народных игр и отсутствие методического обеспечения ее организации.
Данное противоречие обусловило постановку позволило сформулировать проблему: в необходимости поиска путей решения задач духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста на материале народных игр.
Цель исследования: изучение применения народных игр как средства духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста и практическая реализация комплекса мероприятий.
Объект исследования: является процесс духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: является комплекс мероприятий, направленный на духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста на материале народных игр.
Для доказательства гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1.Раскрыть теоретические основы духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в психолого педагогической литературе.
2.Определить средства духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.
3.Охарактеризовать народную игру как средства духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.
4. Опытно- экспериментальная работа по изучения влияния народной игры на духовно-нравственное воспитание младших школьников.
Гипотезой исследования служит предположение о том, что народные игры могут являться эффективным средством способствующим духовно-нравственному воспитанию младших школьников.
Теоретико-методологическая основа. Важное значение для исследования темы курсовой работы имеют философские и педагогические концепции конца ХIХ – первой половины XX века, авторы которых раскрыли многоаспектность природы духовности и многофакторность ее формирования (работы Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, В.В. Зеньковского, К.Д. Ушинского, В.П. Стоюнина и др.);
Методы исследования:
-анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
-обобщение передового педагогического опыта в русле настоящего исследования;
-изучение и анализ содержания программ по духовно-нравственному воспитанию;
Практическая значимость результатов исследования определяется возможностью использования в практической работе учителей начальных 10 классов и педагогов дополнительного образования в направлении духовно-нравственного воспитания (в качестве дополнительного дидактического материал к урокам ОРКСЭ) положений и выводов, полученных в ходе исследовательской работы.
База исследования: В исследовании приняло участие 15 детей младшего школьного возраста МБОУ «Зырянская средняя общеобразовательная школа» Зырянского района Томской области.
Структурно работа представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы
Заключение:
Проблему нравственности исследовали и философы, и психологи, и педагоги – ученые. Но и сейчас она актуальна. Так как очень часто не удается оградить детей и подростков от дурного влияния негативных явлений действительности, от не лучших образцов поведения людей не соответствующих нравственно-этическим нормам нации.
В результате анализа нравственного развития в психолого-педагогическом, методическом, содержательном планах были рассмотрены сущность и задачи нравственного развития младших школьников: накопление нравственного опыта, на который оказывают влияние – развитие мышления; овладение разнообразными способами работы с учебным материалом; организация учебного процесса и его методы; усвоение детьми нравственных знаний.
Оптимальные условия формирования нравственных качеств и их показатели рассматриваются с педагогических позиций, предполагающих использование системы разнообразных средств учета уровней сформированности нравственных качеств. Смысл изучения учащихся состоит в том, чтобы намечать перспективы воспитательной работы и осуществлять ее с учетом особенностей младших школьников.
Формирование нравственных качеств детей на уроках литературного чтения обеспечивается следующими условиями:
-формирования нравственных качеств младших школьников осуществляется с учетом их психофизического и индивидуальных особенностей их возраста: склонность к игре;
-невозможность долгое время заниматься монотонной деятельностью; недостаточная четкость нравственных представлений;
-противоречие между знанием и практическим применением; неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту, школе, на улице) – использование таких средств как картины; рисунки, ТСО и др. позволяет обеспечить формирования нравственных качеств: ответственность, доброжелательность, гуманность, справедливости, честности и др.
— содержание изучаемого материала раскрывает духовно-нравственные проблемы: добра и зла; нравственного выбора; жизненных ценностей и т.д.
Исследование подтверждает, что формирования духовно-нравственных качеств детей способствует повышению уровня воспитательной подготовки учащихся в школе, обеспечивает нравственное развитие личности в учебной деятельности.
Младшие школьники станут высоконравственными личностями: вежливыми, внимательными к другим людям, научатся бережно относиться к труду. Не это ли главная цель учителя?
На основе результата качественных и количественных результатов делаем вывод, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы применения народной игры в духовно-нравственном воспитании младших школьников
1.1. Теоретические основы духовно-нравственного воспитания в
психолого-педагогической литературе
На современном этапе развития нашего общества активизация человеческого фактора работает как одно из условий дальнейшего общественного развития. В связи с этим перед общеобразовательной школой стоит задача подготовить ответственного гражданина к способности автоматически оценивать происходящее и организовывать свою деятельность с учетом интересов окружающих его людей. Решение этой проблемы зависит от формирования устойчивых нравственных характеристик личности младших школьников[1].
Важность и функция начальной школы в системе непрерывного образования обусловлены не только ее преемственностью с другими звеньями образования, но и, прежде всего, беспрецедентной ценностью этого этапа для формирования и развития личности ребенка. В связи с этим основная функция интеллектуального, эмоционального, делового истеблишмента, готовность учащихся к активному общению — активные отношения с окружающим миром (с природой, другими людьми, самим собой и т. д.) [2].
Для достижения этих результатов в духовном и личностном развитии младших школьников, прежде всего, необходимо кардинально изменить приоритеты целей начального образования: поставить цели, которые заключаются в предоставлении учащимся определенного объема знаний и навыков; воспитывать его личность на основе формирования образовательной деятельности. Поэтому должно быть обеспечено решение основных задач образования: формирование личного отношения к окружающим, преобладание морально-этических норм.
Научная основа обновления содержания начального образования основана на современном представлении о развитии образования, как носитель учебной