Курсовая с практикой на тему Народное искусство как средство развития речи детей (загадки, пословицы, поговорки, фразеологизмы, сказки)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА.. 6
1.1.
Характеристика развития речи детей. 6
1.2.
Развитие речи детей средствами народного искусства. 9
ВЫВОДЫ
ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ. 12
ГЛАВА
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА.. 14
2.1.
Диагностика речевого развития детей. 14
2.2.
Работа по речевому развитию средствами народного искусства. 20
ВЫВОДЫ
ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 28
ПРИЛОЖЕНИЕ. 31
Введение:
Дошкольный возраст — это период активного овладения
ребенком разговорным языком, формирования и развития всех аспектов речи —
фонетического, лексического, грамматического. Дошкольники
испытывают трудности в понимании и толковании значения Притч и высказываний.
Некоторые дети могут говорить только о том, о ком мы говорим, например: «Это о
Ване» (Бедный Ваня камни повсюду), «О Емеле, он медленно едет» (Едет, Емель,
подожди неделю), то есть воссоздать один визуальный образ, представляющий
конкретную ситуацию. Абстрактно сущность пословицы остается для ребенка
закрытой. У детей возникают ассоциации, зачастую не с содержанием всех Притч, а
с отдельным словом о нем, и это затрудняет отрыв от конкретной ситуации, переход
к обобщенному образу. (17) Маленькому ребенку трудно понять общее значение
фразы, которая не зависит от конкретного значения слов, из которых она состоит
(на седьмом небе и т.д.). Поэтому учитель должен включить в свою речь
выражение, значение которого будет понятно детям в определенной ситуации или с
соответствующим объяснением, например: столько времени, капля в море, мастер на
все руки, делай все вместе, держи себя и т.д.
Дошкольники знакомятся с различными
жанрами литературных произведений, их специфическими особенностями, ярким и
образным языком; они знакомят с миром художественных образов, развивают
эмоциональное отношение к явлениям природы и взаимоотношениям людей. Дети
дошкольного возраста способны воспринимать композицию произведения, развитие
сюжетной линии, динамику взаимоотношений персонажей, разнообразные средства
художественного выражения. (11)
Способность дошкольников к пониманию
художественного самовыражения и использованию этих средств в его речи
достаточно велика. Оно имеет большое значение в целенаправленном руководстве
взрослых.
Эмоциональность ребенка создает
предпосылки и возможности для дальнейшего развития сознательных форм выражения
речи.
Однако для того, чтобы эти возможности
воплотились в реальность, необходимо выполнить специальную работу и вооружить
вашего ребенка способами выразить слова определенного художественного
содержания.
Как и другие виды народного творчества, в притчах эти
высказывания народной мудрости, основанные на многовековых наблюдениях и
экспериментах, относятся к разным эпохам. Притчи появились не внезапно,
некоторые родились из наблюдений жизненных явлений, о реалиях мира, характере и
поведении людей; другие вошли в сокровищницу языка, перешли от литературных
произведений. Притчи — это ценный фольклорный материал, который отражает
философию и миропознание многих поколений. В древние времена Притчи назывались
«притчами». Часто они были неотъемлемой частью любого повествования, истории,
рассказа. Имея размерный склад, это выражение является обобщением
выделяющегося, запоминающегося. Другие истории больше не помнят, и обычные
суждения о них упали на язык и передавались из поколения в поколение. Полное
знание родного языка в дошкольном детстве является необходимым условием для
решения проблем умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в
наиболее чувствительный период развития. Чем раньше начнется преподавание
родного языка, тем свободнее ребенок будет использовать его в будущем, это
является основой для последующего систематического изучения родного языка.
Речь ребенка
становится образной, прямой и живой, если он развивает интерес к языковому
богатству, развивает способность использовать различные выразительные средства
при построении предложений.
Важнейшими
источниками развития выразительности детской речи являются произведения
художественного и устного фольклора, в том числе небольшие фольклорные формы —
пословицы, поговорки, загадки, детские стишки, читальные залы, фразеологизмы.
Таки образом, все выше сказанное, обуславливает актуальность темы исследования.
Объект
исследования: развитие речи детей.
Предмет
исследования: народное искусство как средство
развития речи детей.
Гипотеза
исследования: народное искусство будет способствовать
развитию речи детей.
Цель
исследования: изучить народное искусство как
средство развития речи детей.
Задачи
исследования:
1.
Характеристика развития речи детей
2. Развитие
речи детей средствами народного искусства
3.
Диагностика речевого развития детей
4. Работа по
речевому развитию средствами народного искусства
Теоретическая основа исследования. Работы Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович,
Т.А. Власовой, Ж.И. Шиф, В.И. Лубовского, Т.В. Розановой, Г.Е. Сухаревой, М.С.
Певзнер.
Характеристика
методов исследования: анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция, методика
Глухова В.П
Понятийно-категориальная
основа исследования.
Ведущими понятиями исследования являются «речь»,
пословица», «поговорка».
Пословица — это не простое изречение, оно
выражает мнение людей. Это оценка жизни людей, наблюдение за сознанием людей.
Речь
— исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций,
создаваемых на основе определённых правил.
Поговорка
— краткое высказывание, имеющее буквальное (коса — девичья краса) или образное
значение (из-за чего сыр-бор разгорелся).
Характеристика
экспериментальной базы исследования: в эксперименте принимала
участие группа детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в количестве 11
человек, которые посещают подготовительную группу.
Заключение:
Притчи и поговорки представляют
интерес не только для учеников и взрослых, но и для детей. Знакомство с ними
играет большую роль в формировании отношения к окружающему миру, обогащает
чувства ребенка, его речь.
Это ценное средство пробуждения познавательной
активности, самостоятельности и индивидуальности ребенка.
Слушая образы народного языка, дети знакомятся
с красотой и оригинальностью русских слов. Знакомство с пословицами и
поговорками обогащает их взгляды на мир, отношения между людьми, дает импульс
воображению, творчеству. Правильно подобранные пословицы и поговорки помогают
установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции. Поэтому они
должны соответствовать уровню развития ребенка, должны быть ему понятны.
Некоторые пословицы и поговорки побуждают к действию, другие учат «здравому
смыслу». Работа с пословицей развивает мышление детей, прививает любовь к
родному языку, способствует культуре речи, способствует лучшему усвоению
грамматики, обогащает народную мудрость, развивает ее.
Систематическая работа над пословицей много
дает детям. Во-первых, они учатся запоминать высказывания людей, приписывать их
определенной теме, анализировать их значение и обобщать, чтобы понять их общую
природу.
Но у современных детей часто возникают
непонимание речи окружающих, недостаточная сформированность фразы, а также
связная история, обогащение и уточнение словарного запаса; низкий уровень
благотворительности, бездомных в современном обществе; недостаточное знание
эффекта притч как литературного жанра для детей.
Используя в
своей речи пословицы, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои
мысли и чувства, интонационно окрашивать свою речь, развивать способность
творчески использовать слово, умение ярко описать объект, дать ему яркое
описание. То есть развивается и мышление дошкольника.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты развития речи детей средствами
народного искусства
1.1. Характеристика развития речи детей Первый год жизни ребенка является как бы подготовительным этапом к
овладению речью. В этот период у младенца развивается зрительное и слуховое
сосредоточение (он прислушивается к звукам речи, отыскивает и сосредоточивает
свое внимание на источнике звука, на лице говорящего), развивается понимание
речи, в процессе гуления, лепета идет интенсивное развитие артикуляционного
аппарата.
Для двухлетнего ребенка является вполне закономерным несовершенство
произносительной стороны речи: неправильное произношение большинства звуков
родного языка, смягчение отдельных, согласных, нечеткое произнесение слов с
пропуском отдельных звуков, неумение точно сохранять слоговую структуру слова
(особенно в многосложных словах). У некоторых детей как индивидуальная
особенность речи отмечается слабый тихий голос, невнятное произнесение слов,
простых в звуковом отношении (согласный плюс гласный.
К 3-м годам произносительная сторона речи у детей еще недостаточно
сформирована. Остаются некоторые несовершенства в произношении звуков,
многосложных слов, слов со стечением нескольких согласных. Отсутствие
большинства звуков сказывается на произношении слов, отчего речь детей еще
недостаточно чистая и внятная.
На четвертом году жизни у детей отмечается заметное
улучшение произношения, речь становится более отчетливой. Дети хорошо знают и
правильно называют предметы ближайшего окружения: названия игрушек, посуды,
одежды, мебели. Шире начинают использовать, кроме существительных и глаголов,
другие части речи: прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки
монологической речи. В речи преобладают простые, но уже распространенные
предложения, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения дети