Начальное дошкольное образование Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Народная сказка как средство формирования представлений о нормах нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НОРМАХ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНЫХ СКАЗОК 8

1.1. Характеристика понятия «представление о нормах нравственного поведения» 8

1.2. Психолого-педагогические особенности формирования представлений о нормах нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста 12

1.3. Возможности народных сказок в формировании представлений о нормах нравственного поведения 15

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПОФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НОРМАХ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНЫХ СКАЗОК 22

2.1. Выявление исходного уровня сформированности представлений о нормах нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста 22

2.2. Содержание работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста преставлений о нормах нравственного поведения на материале народных сказок 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 37

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Нравственное поведение является той категорией, в которой легко запутаться даже взрослому человеку, не говоря уже о детях, от которых такое поведение общество требует прежде всего. Учитывая рост прогресса в современном мире, все сложнее следить за нравственным состоянием ребенка, который имеет доступ к различного рода информационного контента, который предлагает ему расширить кругозор, но редко говорит о нравственных понятиях.

Родитель и педагог являются по отношению к ребенку проводниками того в реальный мир, в котором требуются не только материально-экономические навыки, но и духовно-нравственное наполнение, которое несет собой задачу облегчить ребенку дальнейшую жизнь.

Каждый возраст по своему уникален, однако старший дошкольный возраст является переходным этапам от преимущественно семейной жизни ребенка к общественной. Ему скоро предстоит стать частью большого школьного коллектива, где легко потеряться в разнообразных процессах как внешних так и внутренних. Именно поэтому на данном этапе идет речь о формировании у ребенка если не сложившегося четкого нравственного поведения, то хотя бы представления о нем. Нельзя сформировать нравственное поведение в первые семь лет жизни ребенка, и уж точно нельзя это сделать лишь за период старшего дошкольного возраста, однако можно проложить путь, составив у ребенка представление о том, что же такое нравственное поведение.

К сожалению, нравственному воспитанию уделяется недостаточное внимание, как со стороны родителей, так и со стороны учебных заведений. Под нравственностью в народном сознании часто понимается лишь следование определенным правилам, которые существовали очень давно. Нравственность очень часто становится объектом пересудов, так как каждый пытается трактовать ее по-своему. Для многих родителей под нравственностью понимается лишь слепое следование их табу и установкам, которым они также следовали во времена своей молодости.

Ребенок часто воспринимается как побочный продукт жизнедеятельности, который воспринимается как копия родителей, а потому ему часто ставятся требования, которые лучше бы поставить родителям себе.

Воспитание становится неправильно воспринимаемым процессом, в котором внутренний мир ребенка воспринимается лишь как побочным продукт его жизнедеятельности. Нравственность в таком случае просто не может возникнуть по причине того, что она будет вытеснена ощущением беспомощности, ненужности, и необязательности.

Потому первым что могут делать родители для ребенка, это уделять ему внимание не потому что так «надо», а потому что перед ними живой человек, который в будущем может раскрыться, и стать интересным и многогранным собеседником. Лучше всего подобные процессы проводить именно что дошкольного возраста, потому как ребенок в этот период сам начинает проявлять к человеческим отношениям интерес. В тоже время его психика и сознание настолько не однородны, что ребенок легко внушаем, а потому воспитать в нем правильную систему поведения не составит труда при должном желании. Лучше всего начинать процесс приобщения ребенка к нравственным нормам через самые простые формы — через сказку.

Народные сказки отражают исторически сложившиеся традиции, обычаи народа во всей своей совокупности средств художественной выразительности, эмоциональности, яркости, колоритности. Опора на эти образы помогает формировать лучшие аспекты личности, её нравственность, красоту, гражданственность, чего так не хватает в жизни, в общении друг с другом.

Сказка — неотъемлемая часть фольклора. По словам К. Д. Ушинского, «сказка показывает жизнь человека в обществе, особенности отношений между людьми. Передача нравственного поведения в них происходит не через абстрактные понятия, а через действия реальных героев, поведение которых значимо для ребенка…»[28].

Каждый народ имеет свои народные сказания, связанные друг с другом. В. Я. Пропп, русский лингвист, исследователь сказок писал: «Сказка — символ единства народов. Народы понимают друг друга в своих сказках. Независимо от языковых или территориальных или государственных границ сказки широко переходят от одного народа к другому. Народы как бы сообща создают и развивают свое поэтическое богатство…»[22].

Действительно, сказка является отражением народной самобытности и его самодостаточности. Культурный код, вшитый в сказки полезен для ребенка тем, что позволяет ему, приобщится к народной памяти предков.

Те традиции, что заложены в сказках, по сути, являются переложением человеческих ценностей для наиболее комфортного их восприятия ребенком.

Разумеется важно самому понимать смысл сказки, для того чтобы правильно трактовать его ребенку. Дети не всегда способны правильно увидеть и понять заложенный в рассказах смысл. Они могут делать акцент на чем-то более привлекательном для них, что не всегда может быть верным с позиции нравственности.

В настоящее время, как на государственном, так и на бытовом уровне поднимается вопрос о воспитании детей за счет национальных традиций, к которым можно смело отнести народную сказку. Именно поэтому данное исследование можно считать актуальным.

Цель исследования: теоретическое обоснование особенностей использования народной сказки как средства формирования представлений о нормах нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования – процесс формирования представлений о нормах нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – особенности использования народной сказки как средства формирования представлений о нормах нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Объект, предмет и цель исследования определили его задачи:

1. Раскрыть сущность понятия «нравственное поведение».

2. Выявить психолого-педагогические особенности формирования представлений о нормах нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

3. Рассмотреть возможности народных сказок в формировании представлений о нормах нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

4. Провести диагностическое исследование исходного уровня сформированности представлений о нормах нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

5. Разработать на материале народной сказки комплекс занятий, направленный на формирование у старших дошкольников представлений о нормах нравственного поведения.

Для решения поставленных задач применялись теоретические методы исследования: анализ педагогической, психологической, научно-методической литературы, обобщение и систематизация.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили научно-теоретические труды следующих авторов:

В исследованиях мыслителей, педагогов (В.А.Сухомлинский[26], К.Д. Ушинский[28] и др.) нравственное развитие ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами поведения ребенка. В трудах Л.С. Выготского акцентируется внимание на том, что переживание выступает единицей взаимодействия человека со средой, и подчеркивается его значимость в развитии личности. Работы О.С. Богдановой [1], И.А. Каирова [1], А.С. Метелягина [1] раскрывают критерии и показатели сформированности нравственных представлений у 6 школьников.

Разработки диагностических заданий по нравственному воспитанию детей представлены в работах Дермановой [7], Г.А. Урунтаевой [26]. В статьях А.Р. Джиоевой [12], А.Г.Басаевой [12], Н.К.Гассиевой [12], Т.В. Гармаевой[10], О.А.Пестеревой [10] рассматриваются вопросы формирования нравственного поведения воспитание нравственных ценностей у детей дошкольного возраста.

В статьях Н.В. Иванушкиной [16],А.И.Павловой[16], Н.В.Шишониой[53],А.В.Макарова[26], Л.А.Васильевой[26] народная сказка рассматривается как элемент воспитательного процесса.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В начале исследования были поставлены задачи, итогом выполнения которых стало написание глав данной работы.

В первой главе было определено понятие «нравственного поведения». Мы определили, что под ним понимается следование заложенным воспитанием в человеке нравственных установок и идеалов. Однако их, прежде всего, необходимо в человеке воспитать. Лучше всего это делать именно в детском возрасте.

В главе так же было установлено, что дошкольный возраст наиболее лучше подходит для формирования нравственности в ребенке. Именно в этот период в нем зарождается тяга к познанию, интерес к человеческим отношениям и критическое восприятие мира.

Русская народная сказка является наилучшим литературным способом воспитания в ребенке нравственных начал, потому как сами имею структуру нравственной проповеди. В них заявляется проблема, которая чаше всего вызвана поступками героев, а затем решение этой проблемы, которое доступно лишь с помощью правильных социальных взаимодействий. Однако ребенок не всегда способен правильно интерпретировать сказку, а потому необходима помощь взрослого.

Во второй главе был описан диагностический анализ, проведенный с 15 детьми старшего дошкольного возраста на базе МБДОУ «Брусничка» города Сургут.

По итогам диагностики видно, что не все дети осознают суть нравственного поведения. Кто-то считает, что так поступать необходимо, по словам родителей, кто-то потому что так делают все и т.д. Кто-то в принципе не считает нужным так поступать.

Для решения данных проблем, во втором параграфе второй главы был составлен план по формированию у детей дошкольного возраста нравственного поведения посредством народной сказки.

В заключении стоит сказать, что народная сказка действительно может считаться наиболее приемлемым способом воспитания в настоящий момент.

Через интересную историю дети воспринимают ценности, проговариваемые в сказке через личный эмоциональный опыт. Они воспринимают героев как реальных людей, оценивают их поступки, и делают выводы для себя.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НОРМАХ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНЫХ СКАЗОК

1.1. Характеристика понятия «представление о нормах нравственного поведения»

Рассматриваемое в данном разделе понятие является составным, а потому мы рассмотрим каждое из понятий отдельно.

В философском энциклопедическом словаре, под «представлением» понимается предмет мышления, чувствования, волнения, фантазии или мечтания, когда он целиком является наглядным, когда индивиду удается, как бы поставить его перед собой как нечто воспринимаемое[40].

В педагогическом словаре дается следующее определение «представления» — чувственный образ предметов и явлений действительности, ранее воздействовавших на органы чувств [35].

В психологическом словаре — наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти в воображении[29].

Н.Д. Завалова, Б.Ф. Ломов, В.А. Пономаренко определяют представление как специфическое образование сознания, которое «является формой отражения объективной действительности, переходной от сенсорноперцептивного к вербально-логическому уровню, следующей за ощущением и восприятием ступенью в прогрессивной линии развития когнитивных процессов»[13].

Таким образом «представление» можно характеризовать как устойчивый образ в сознании индивида, воплощающий те или иные физические факторы.

Нравственное поведение также имеет несколько определений. Так в педагогическом терминологическом словаре под ним подразумевается одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе[35].

Также имеется еще три определения нравственного поведения:

1) Сознательное следование нравственным принципам[24];

2) Поведение человека, соответствующее нравственным (моральным) нормам и принципам, сложившимся и принятым в обществе[31];

3) Образ действий субъекта в ситуациях, характеризующихся альтернативной возможностью действия, т. е. допускающих возможность выбора в рамках объективной необходимости, проявляемая в нравственной свободе личности. Предполагает согласование поведения с нравственными нормами и ценностями общества[31].

Таким образом, нравственное поведение — это поведение, обусловленное нравственными нормами и принципами, регулирующими отношения людей в данном обществе.

Для того чтобы нравственное поведение было частью человеческой жизни и сознания необходимо формирование нравственного сознания, нравственных понятий и чувств. Данный тезис является частью современной психологии и педагогике и полностью противоречит бихевиоризму, для которого любого поведение строится на основе схемы: «стимул – реакция». Однако в данной точке зрения не берется во внимание объективная действительность. В бихевиоризме личность представляет собой лишь субъект способный на реакцию, то есть механизмом реагирования.

Современная психология напротив считает роль нравственного сознания важной для воспитания и формирования личности. Правильная линия поведения личности в таком случае выстраивается благодаря усвоению морально – этических норм общества.

Однако усвоение этих норм еще не является гарантом будущего нравственного поведения, особенно если мы говорим про школьников и дошкольников, для которых эти нормы еще довольно абстрактно. Это можно считать проблему не только детской, но и взрослой психологии. Нередко субъект, осознавая нравственные нормы в теории, не следует им на практике. Однако во взрослом возрасте такое поведение есть следствие упущения нравственного воспитания в возрасте детском. Когда же у ребенка прослеживаются подобные паттерны поведения, то это может говорить лишь о том, что у него напрочь отсутствуют нравственные привычки. При воспитательной работе всегда необходимо «привязать» нравственное поведение к нравственному сознанию, и выработать в нем систему привычек к подобному поведению.

«Убеждение и знание только тогда можно считать истинным, когда оно проникло внутрь человека, слилось с его чувством и волей, присутствует в нём постоянно, даже бессознательно, когда он вовсе о том и не думает. Такое знание… непременно выразится в действии, и не перестаёт тревожить человека, пока не будет удовлетворено» [8, с.345]. Говоря простым языком, в дополнение к нравственным беседам должны идти методики обучающие ребенка конкретным нравственным привычкам.

Воспитать данные привычки возможно лишь при наличии у ребенка необходимых мотивов поведения. То есть задачей воспитателя будет являться формирование у ребенка положительного отношения к определенным формам деятельности. Формирование это происходит за счет воспитания нравственных идеалов и чувств в ребенке.

Не последнее значение в формировании данных чувств у ребенка занимает умение дать правильную оценку его нравственному поведению. Оценить нравственное поведение проще всего основываясь на уже существующих примерах нравственного поведения. В принципе вся оценка подобных категорий строится на уже существующих примерах, что всегда являлось спорным моментом, потому критерии оценки часто задаются обществом и господствующей в нем идеологии, а потому очень часто нравственная оценка способна меняться с пришествием времени.

Если брать в качестве примера классовое общество, то нравственным поведением будет считаться то, которое противоречит поведению и установкам другого класса. Например, для буржуазного класса идеалом может считаться прагматизм, который считает благом не общественные потребности, а то что приносит практическую пользу. «Нравственное поведение является делом индивидуального выбора и решения в каждой единственной в своем роде ситуации» [9, 160 с.]. То есть нравственной нормой в таком случае будет следование собственным, индивидуальным интересам, в обход интересов большинства.

Марксистско-ленинская этика выступает против релятивистского понимания нравственности и нравственных идеалов. Это значит что все нравственные нормы одинокого хороши, потому как определяются они классовым, народным или религиозным сознанием. Однако данная этика еще и отмечает наличие объективных критериев нравственности, которые должны лежать в основе человеческого поведения. «Та мораль обладает наибольшим количеством элементов, обещающих ей долговечное существование, которая в настоящем выступает за низвержение современного строя, защищает будущее, следовательно, — мораль пролетарская» [31, с.482]. Конечно, марксистко-ленинская этика говорит о конкретном классе, как о проводнике нравственных норм и поведения, однако опустив классовый элемент можно видеть что речь, прежде всего о праве человека на жизнь, свободу, самоопределение и справедливость.

Именно эти категории чаще всего понимаются под составляющими нравственного поведения и именно их воспринимают дети. Однако для правильного восприятия необходим конкретно-наглядный пример. Дети очень часто воспринимают нравественные нормы через подражание своему идеалу, который очень хрупок, особенно если брать восприимчивость детского сознания в расчет. Дети очень избирательны в выбор своего идеала и это во многом зависит от его поведения.

Подводя промежуточный итог можно сказать, что под «Нравственным поведением» понимают такой тип поведения, который обеспечен нравственным воспитанием и развитием. Нравственным развитием в таком случае будет процесс по усвоению нравственных норм и ценностей, которые должны стать частью субъективного сознания. Под нравственным воспитанием понимают процесс приобщения ребенка к морально-этическим ценностям присущих прошлым поколениям или общества в целом.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы