Курсовая с практикой на тему Народная игрушка как средство воспитания национальной культуры детей дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Паспорт проекта 3
Ресурсное обеспечение проекта 3
Оценка рисков проекта 4
Этапы проекта 4
Введение 5
Глава 1. Теоретические аспекты приобщения детей к народной культуре 7
1.1. Особенности развития детей дошкольного возраста 7
1.2. Своеобразие игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте 13
1.3. Методические основы ознакомления детей младшего дошкольного возраста с русской народной игрушкой 18
Выводы по главе 1 23
Глава 2. Практические аспекты приобщения детей к народной культуре 24
2.1. Организация проекта 24
2.2. Диагностика приобщенности детей к народной культуре 28
Выводы по главе 2 34
Выводы 35
Список использованной литературы 36
Введение:
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, возникает необходимость вернуться к лучшим традици-ям нашего народа, к его вековым корням, дети страдают дефицитом зна-ний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодуш-но относятся к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочув-ствия и сострадания к чужому горю.
Воспитание национальной культуры – понятие ёмкое. Задача педаго-гов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке лю-бовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характе-ра, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податли-вость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то всё, что усвоено в этот период, – знания, навыки, привычки, способы пове-дения, складывающиеся черты характера оказываются особенно прочны-ми и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.
Каждое понятие и направление воспитания национальной культуры дошкольников необходимо уравнять до детей определенной возрастной категории: то, что может быть приемлемо в старшем дошкольном воз-расте, может совершенно не восприниматься младшим дошкольником и наоборот.
Корни русской национальной культуры уходят в толщу славянского этноса. Именно в те исторические далекие времена закладывались основы отечественной материальной и духовной культуры. Постепенно, выделив-шись из общеславянского этноса, русские, взаимодействуя с другими народами, создали не только великое государство, но и великую культуру, которые в XIX–XX вв. вышли на самые передовые позиции в мире и во многом оказали решающее воздействие на развитие всей человеческой ци-вилизации.
Проблема проекта заключается в недостаточной изученности воз-можностей народной игрушки как средства воспитания национальной культуры детей дошкольного возраста.
Объект проекта: воспитания национальной культуры детей дошколь-ного возраста.
Предмет проекта: народная игрушка как средство воспитания нацио-нальной культуры детей дошкольного возраста.
Цель проекта: сформировать представление о национальной культу-ре у детей старшего дошкольного возраста, с помощью росписи русской народной игрушки (ложки)
Задачи проекта:
1. Проанализировать теоретическую литературу по проблеме проек-та.
2. Изучить особенности игровой деятельности в старшем дошколь-ном возрасте.
3. Проанализировать методические основы ознакомления детей младшего дошкольного возраста с русской народной игрушкой.
4. Изучить уровень знания детей о народных игрушках.
Заключение:
Дошкольный возраст — это период активного овладения ребенком разговорной речью, становления и развития всех аспектов речи.
В этом возрасте ребенок продолжает искать в художественных про-изведениях решение своих жизненных проблем. Значение народного деко-ративно-прикладного искусства в воспитании детей трудно переоценить. Уже с ранних лет ребенок с интересом воспринимает и внимательно рас-сматривает необычные красочные предметы, не похожие на современные вещи, как будто вышедшие из сказки. Особенно интересны для детей народные игрушки.
Кроме того, знакомство с народной игрушкой тесно связано с малы-ми фольклорными жанрами — загадкой, потешкой, небылицей, — так как это еще больше привлекает внимание детей, делает образ более понятным. К зрительному и осязательному восприятию добавляется слуховой образ, а ребенок, как известно, мыслит звуками, красками и ощущениями.
Красочность и простота игрушки складываются в гениальность народного искусства, которое близко детскому творчеству, его ещё назы-вают «наивным искусством», но оно таит в себе глубинный смысл, поэтому так притягательно для ребят и взрослых.
Нами была проведена диагностика, чтобы определить представления и особенности отношения детей к русской традиционной культуре, оценить проявления активности и любознательности.
Проанализировав полученные данные констатирующей стадии, мы пришли к выводу: ответы детей характеризуются средним уровнем разви-тия. Наблюдаются повторные ответы, бедность и примитивность ответов отражаются на коммуникативном развитии детей.
Затем был реализован проект по воспитанию национальной культу-ры детей. Данный проект был организован на базе ДОО. Был реализован конспект на тему «Роспись ложки», цель которого заключалась в приоб-щении детей к народно-прикладному творчеству России.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты приобщения детей к народной культуре
1.1. Особенности развития детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст — это период активного овладения ребенком разговорной речью, становления и развития всех аспектов речи: фонетиче-ского, лексического, грамматического. Полное знание родного языка в дошкольном детстве является условием решения проблем умственного, эс-тетического и нравственного воспитания детей в чувствительный период развития. Чем раньше вы начнете изучать свой родной язык, тем свобод-нее будет его использовать в будущем [4].
Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако с каждым возрастом происходит постепенное усложнение каждого задания, меняют-ся методы обучения.
Удельный вес конкретной задачи также изменяется при переходе от группы к группе. Необходимо представить основные черты преемственно-сти задач развития речи, которые решаются в предыдущей и последую-щих возрастных группах, а также сложный характер каждой задачи.
Современная педагогическая практика основана на психолого-педагогических исследованиях, которые теоретически обосновывают сущ-ность и значение формирования коммуникативных навыков в развитии дошкольника.
В основе многочисленных публикаций лежит концепция деятельно-сти, разработанная А.Н. Леонтьев В.В. Давыдов Д.Б., Эльконин А.В. За-порожец и другие. Исходя из этого, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Т.А. Репин рассматривал общение как коммуникативную деятельность.
Изменение отношения к дошкольному детству потребовало пере-смотра содержания, форм и методов работы, создания педагогических технологий, отвечающих требованиям гуманизации образовательного процесса, и личностно-ориентированной модели взаимодействия взросло-го и ребенка.
Современные педагогические технологии направлены на обеспечение такого уровня развития ребенка, который помог бы ему реализовать себя как субъект деятельности, почувствовать чувство психологической без-опасности. В психолого-педагогических исследованиях доказано, что это во многом определяется содержанием и характером общения с учителем (М. И. Лисина, В. Р. Лисина, В. А. Петровский); с родителями (З.М. Богу-славская, С.В. Корницкая, А.Г. Рузская и др.), отношения со сверстниками (Ю.И. Башлакова, Т.И. Ерофеева, А.А. Рояк). Активность и успехи в ней (Р.С.Буре, Т.А.Репин, Р.Б. Стеркин), культура общения (Т.А.Антонова, М.В. Ильяшенко, Н.С. Малетина).
Ролевая игра ведется для детей от трех до семи лет. Именно в нем личность, психические процессы и различные виды деятельности развива-ются более успешно и достигают более высоких уровней.
В игре дети не только учатся, но и развиваются.
Сюжетно-ролевая игра ребенка в своем развитии проходит несколь-ко этапов, последовательно сменяя друг друга:
— ознакомительная игра,
— дисплей игры
— сюжетно-показная игра, сюжетно-ролевая игра,
-игра-драматизация [9].
Вместе с игрой ребенок сам развивается: сначала его действия с объ-ектом — игрушкой манипулятивны, затем он изучает различные способы действия с объектами, которые отражают его представления об их суще-ственных свойствах.
На этапе сюжетно-показательной игры маленький ребенок направ-ляет свои действия на выполнение условной цели, то есть вместо реального результата появляется воображаемое (чтобы вылечить куклу, перенести груз на машине).
Появление обобщенных действий в игре, использование замещаю-щих объектов, сочетание объективных действий в одном сюжете, ребенок, называющий себя именем героя, обогащение содержания игры — все это указывает на переход к ролевая игра, которая постепенно начинает разви-ваться из старшей группы. В этих играх начинают отражаться человече-ские отношения, нормы поведения, социальные контакты.
Эльконин назвал сюжетную ролевую игру деятельностью творческо-го характера, в которой дети выполняют роли и в обобщенном виде вос-производят действия и взаимоотношения взрослых, используя замещаю-щие предметы. Осваивая сначала действия с объектами, затем с заместите-лями, ребенок в игре постепенно начинает мыслить внутренне. Исследова-тели различают различные структурные элементы игры — основные и вто-ростепенные: сюжет, контент, игровая ситуация, дизайн, роль, ролевые действия, ролевое поведение, правила [29].
Сюжет (тема) игры — это, по словам Д.Б. Эльконина, та сфера реаль-ности, которая отражается в игре [29].
Контент — это то, что конкретно отражено в игре.
Игровая (мнимая, мнимая) ситуация — совокупность игровых обстоя-тельств, не реально существующих, но созданных воображением.
Идея представляет собой план действий, задуманный игроками.
Роль — это изображение существа (человека, животного) или объекта, которое ребенок изображает в игре.
Ролевое (игровое) действие — это активность ребенка в роли. Опре-деленная комбинация, последовательность ролевых действий характеризу-ет ролевое поведение в игре.
Ролевое (игровое) взаимодействие включает в себя реализацию от-ношений с партнером (партнерами) в игре, продиктованных ролью, по-скольку ребенок, взявший на себя какую-либо роль, должен учитывать роль своего партнера в игре. Координирует с ним свои действия [29].
Правила — это порядок, порядок действий в игре.
Структурные элементы игры тесно взаимосвязаны, подвержены вза-имному влиянию, могут по-разному соотноситься в разных типах игр.