Курсовая с практикой на тему Народная игрушка как средство развития любознательности детей среднего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретический анализ
проблемы ознакомления детей среднего дошкольного возраста с народной игрушкой. 6
1.1 Современные исследования
проблемы влияния народной игрушки на развитие детей. 6
1.2 Символика и образ народной игрушки. 9
1.3 Качества, важные для
игрушки. 13
Выводы по главе 1: 15
Глава 2. Роль народной игрушки
в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста. 16
2.1 Народная игрушка как
средство развития детей среднего дошкольного возраста. 16
2.2 Влияние народной игрушки
на нравственное развитие дошкольника. 22
2.3 Народная игрушка, как
средство развития интереса детей дошкольного возраста к истокам национальной
культуры.. 29
Заключение. 34
Список используемой литературы.. 37
Приложение 1 43
Введение:
В последние годы в дошкольных учреждениях возрос интерес к
произведениям народной культуры, в том числе и народной игрушке. Между тем в
воспитательно-образовательной работе современного детского сада мало
реализуется воспитательный потенциал народной игрушки. Чаще всего народные
игрушки используются для познавательного развития детей, украшения интерьера,
обогащения предметной среды. На занятиях предметы народно-декоративной культуры
предлагаются в качестве образца, которому ребенок должен следовать в своей
художественной деятельности. Не восполняется пробел в воспитании ребенка с
помощью народной игрушки и в современной семье. В семье преобладают игрушки,
отражающие современные реалии (технические, образные в виде героев
мультфильмов, кукол Барби и их вариаций). С помощью которых решается узкий
спектр воспитательно-образовательных задач.
В соответствии с Целевыми ориентирами дошкольного
образования Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования (ФГОС ДО) ребенок дошкольного возраста должен проявлять
любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться
причинными и следственными связями, пытаться самостоятельно придумывать
объяснения явлениям природы и поступкам людей; иметь склонность наблюдать и
экспериментировать [1]. Ребенок должен быть открыт новому.
Любознательность трактуют и как познавательную потребность
(С.Л. Рубинштейн, С.А. Соловейчик и др.), и как познавательный интерес (Н.В.
Беляев, В.М. Гвоздырева, И.Д. Зверев, Л.М. Проколиенко и др.), и как
познавательную мотивацию (Д.Э. Берлайн). Рассматривают любознательность также
как интеллектуальное чувство (В.Л. Поплужный, А.И. Аржанова, В.В. Давыдов, О.П.
Саулина,
Итак, А. Берко, Л.А. Боровцова, И. Гилева, Т. Макарова и др.
В своих исследованиях они утверждают, что игрушка ассоциируется с ребенком, в
процессе любопытства к народной игрушке формируются ее умственные, физические и
моральные свойства, ведь все образы народной игрушки решаются. творчески. Н.И.
Кудзан говорит, что такие творческие способности, как воображение, смекалка,
смелость, изобретательность в области народной культуры проявляются особенно в
полноте и многогранности. В этом отношении игрушка становится мощным средством,
с помощью которого ребенок эмоционально понимает окружающий мир, развивает свои
способности и формирует его мышление.
Поэтому в настоящее время ученые уделяют пристальное
внимание роли народных игрушек в процессе воспитания ребенка. Большое
количество публикаций на эту тему можно найти в таких журналах, как «Дошкольное
образование», «Искусство», «Вопросы педагогики», «Начальная школа», «Детский
сад: теория и практика» и др.
Отсюда, проблема исследования:
какова методика ознакомления детей среднего дошкольного возраста с народной
игрушкой.
Тема исследования: ознакомление детей среднего
дошкольного возраста с народной игрушкой.
Цель исследования: выявить влияние народной игрушки
на развитие любознательности детей среднего дошкольного возраста и описать
технологии знакомства детей с народной игрушкой в образовательном процессе ДОУ.
Объект исследования: образовательный процесс ДОУ.
Предмет исследования: Народная игрушка как
средство развития любознательности детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза: приобщение детей среднего дошкольного возраста
к народной культуре возможно при условии:
— учета особенностей любознательности детьми народной
игрушки;
— разработки системы знакомства с народной игрушкой через
использование различных методов и приемов;
— создания развивающей предметно-пространственной среды для
знакомства детей с народной игрушкой.
Задачи исследования:
1. Изучить влияния народной игрушки на развитие любознательности
детей;
2. Исследовать народную игрушку как средство развития любознательности
детей среднего дошкольного возраста;
3. Описать технологии знакомства детей среднего дошкольного
возраста с народной игрушкой в условиях ДОУ
Методы исследования: содержательный анализ научных
источников, учебных и учебно-методических материалов по избранной проблеме;
наблюдение; психодиагностическое тестирование; проектирование системы
дидактических игр и упражнений; сравнение, обобщение.
База исследования: МБДОУ №10, подготовительная группа.
Структура работы.
Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка используемой
литературы.
Заключение:
Народная игрушка — одно из средств передачи традиций
русского народа и его культуры. В нем отражены быт, нравы и обычаи народа,
достигнутые народные промыслы. Ученые народной педагогики сходятся во мнении,
что нужно начинать представлять подрастающее поколение с среднего дошкольного
возраста. С первых лет жизни ребенка они являются важным этапом в его
воспитании. Именно в этот период начинают развиваться чувства и черты
характера, связывающие ребенка с его людьми в будущем.
Поэтому сегодня все больше внимания в процессе воспитания
подрастающего поколения уделяется народному творчеству, изделиям традиционных
народных промыслов, декоративно-прикладного искусства, в том числе народным
игрушкам.
В.А. Алексо, А. Берко, И. Гилева, Н. Захарюта, Н.И. Кудзан,
Т. Комарова, Э. Олесина, М.В. Шулик и др.
Целью исследования было выявить влияние народных игрушек на
развитие детей среднего дошкольного возраста и описать технологию приобщения
детей к народным игрушкам в образовательном процессе дошкольных учреждений.
Логика исследовательской работы позволяет сделать следующие
выводы:
Изучив современные исследования проблемы влияния народных
народных игрушек на развитие детей, мы пришли к выводу, что в настоящее время
познание детьми достижений народной культуры является важным моментом в
нравственном и духовном развитии детей. индивидуальный. .
В настоящее время существует широкий выбор видов народных
игрушек, наиболее популярными из которых являются: дымковские народные игрушки;
Филимоновские народные игрушки; Каргопольские народные игрушки; Богородские
народные игрушки; Гжельские народные игрушки; народная игрушка
"Матрешка". При этом народная игрушка выполняет в одном наряде разные
роли. Детские развлечения, средство обучения, волшебный предмет, праздничный
подарок, свадебный атрибут, украшение — все эти значения объединены в одну из
важнейших функций: духовную функцию общения.
Мы согласны с мнением ведущих педагогов о том, что народные
игрушки — это средство развития раннего ребенка. Это связано со следующими
положениями: во-первых, игрушка развивает эмоциональную сферу личности ребенка;
во-вторых, поддерживает активизацию процесса познания, имеющего
этно-художественный и этнокультурный компонент; в-третьих, формирует умения,
навыки творческой деятельности, а также способствует формированию ценностного
отношения к окружающей действительности.
Проанализировав деятельность педагогов, работающих с
маленькими детьми, мы пришли к следующим выводам:
— все содержание работы по приобщению детей среднего
дошкольного возраста к народной культуре ориентировано на разностороннее
развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
— Задачи психолого-педагогической работы по формированию
физических, интеллектуальных и личностных характеристик детей решаются
комплексно в рамках освоения всех образовательных направлений вместе с
задачами, отражающими специфику каждого направления обучения, с обязательной
психологическая поддержка.
— интегрированные циклы занятий по знакомству детей с
истоками русской народной культуры, в том числе знакомство детей с народными
игрушками, объединенными общей темой.
На основании данного положения составляются примерный
комплексно-тематический план работы и календарно-тематический план по
ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с народной игрушкой.
Благодаря организации различных занятий дети знакомятся с
народными промыслами, небольшими фольклорными жанрами — загадками, стишками,
баснями, развивают речь, логическое мышление. К зрительному и тактильному
восприятию добавляется слуховой образ, и ребенок легко и непринужденно
управляет предложенным веществом. При этом психолого-педагогическая работа
организуется педагогом на основе различного опыта от предметной и игровой
деятельности детей, что влияет на успешное усвоение предложенного предмета.
Правильно организованная материально-пространственная среда
в знакомстве детей с народной игрушкой поможет сформировать постоянный интерес
к разным видам детской деятельности: игровой, зрительной, театральной; позволит
проявить эмоциональную реакцию на переживания героев сказок, стихотворений.
Дети смогут выделить средства выражения народной игрушки — матрешки, яркость ее
изображения.
Таким образом, цели и замыслы работы были достигнуты, наша
гипотеза подтвердилась.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретический анализ проблемы ознакомления детей
среднего дошкольного возраста с народной игрушкой 1.1 Современные
исследования проблемы влияния народной игрушки на развитие детей
Любая игрушка, особенно народная, является незаменимым
аксессуаром для детства, поэтому цель любой народной игрушки — удовлетворить
интересы детей с учетом современных реалий.
Во все исторические эпохи игрушка ассоциировалась с
ребенком, в процессе игры формировался его внутренний мир, формировались
умственные, физические и нравственные качества. Русские народные игрушки
привлекают внимание ценителей уже более ста лет. Его изучают историки,
археологи, этнографы, учителя, художники, искусствоведы. За это время о нем
написаны десятки монографий, сотни научных и популярных статей. Благодаря им
сегодня о народной игрушке известно многое.
Так, по мнению Э., обширные исторические и экономические
условия того времени наложили отпечаток на форму и содержание народных игрушек,
но, тем не менее, некоторые народные игрушки устойчивы и универсальны. Именно к
таким игрушкам можно отнести народные игрушки народных промыслов [56, с.29].
В своем исследовании, подчеркивая огромное воспитательное
значение национальной культуры, К.Д. Ушинский утверждал, что только через
народное, национальное, ребенок приходит к общечеловеческой культуре. В то же
время, считает он, единой системы образования для всех быть не может. Каждый
народ создает свою систему образования, основанную на культурных средствах, и
это богатое наследие народа: родной язык и коренная природа, произведения
популярной литературы, детский фольклор, традиции семейного воспитания и т. Д. [10,
с.50].