Теор. и методические основы орг. игровой деятельности детей раннего и дош. возраста. (ДО) Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Народная игра как средство приобщения детей к народной культуре.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава
1. Теоретические аспекты приобщения детей к народной культуре  6

1.1.
Особенности развития детей дошкольного возраста. 6

1.2.
Своеобразие игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте  12

Глава
2. Практические аспекты приобщения детей к народной культуре  17

2.1.
Организация исследования. 17

2.2.
Диагностика приобщенности детей к народной культуре. 17

2.3.
Рекомендации по приобщению детей к народной культуре. 23

Заключение. 28

Список
использованной литературы.. 29

 

 

  

Введение:

 

Игра — самый доступный для детей вид деятельности, способ обработки
впечатлений, полученных от внешнего мира. Мышление и воображение ребенка, его
эмоциональность, активность и развивающаяся потребность в общении четко
проявляются в игре.

 Играющие дети учатся применять
свои знания и навыки на практике, использовать их в разных условиях. Игра
представляет собой самостоятельное занятие, в котором дети вступают в общение
со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия по достижению,
общий опыт. Игровой опыт оставляет глубокий след в сознании ребенка и
способствует формированию хороших чувств, благородных устремлений и навыков
коллективной жизни. Игра занимает большое место в системе физического,
нравственного, трудового и эстетического воспитания. Ребенку нужна активная
деятельность, которая помогает повысить его жизнеспособность, удовлетворяет его
интересы, социальные потребности.
[2]

 Игра также имеет большое
образовательное значение, она тесно связана с обучением во время прямой
образовательной деятельности, с наблюдениями за повседневной жизнью. Играя,
дети изучают цвета, формы, свойства материала, пространственные отношения,
числовые отношения, растения, животных. Во время игры ребенок учится
преодолевать трудности, ищет выход. Как А.В. Луначарский сказал: «Это неправда,
что игра несерьезна. Для ребенка каждая игра серьезна, потому что когда он
играет, он живет. Некоторые игры развивают мышление и кругозор детей, другие —
ловкость, силу, а другие — дизайнерские навыки. Существуют игры
сфокусированного обучения, развития, игры, которые напрямую влияют на
психологические качества личности ребенка. В них дети учатся решать игровые
задачи самостоятельно, чтобы найти лучший способ реализовать свои планы.
Используйте свои знания, выразите это словами. Интересная игра повышает
умственную активность ребенка, и он может решить более сложную задачу, чем в
непосредственно организованных образовательных мероприятиях. [25]

 Зачастую игра является поводом для
обмена новыми знаниями, расширения кругозора. С развитием интереса к взрослой
работе, к общественной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются
первые мечты о будущей профессии, желание подражать своим любимым персонажам.
Все делает игры важным средством осознания ориентации ребенка, которая начинает
складываться в дошкольном детстве. [4] В детских играх используются не только
игрушки, детское воображение поможет превратить стулья в паровоз или автобус.
Игра закрепляет полезные привычки и навыки у детей, дарит ребенку радость. Это
будет либо радость творчества, либо радость победы, либо эстетическая радость —
радость качества. В игре ребенок чувствует себя в какой-то степени независимым.
Вот почему он предъявляет высокие требования к себе. [7] В современной
дошкольной педагогике одной из самых острых является проблема игры. Ценность
игры для развития ребенка признается практически всеми экспертами. Большинство
педагогов, педиатров и нейрофизиологов из разных стран приводят все новые
доказательства того, что игра играет фундаментальную, жизненно важную роль в развитии
ребенка. Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра в то же время
является важнейшим средством их воспитания и развития. Но это происходит, когда
он включен в организованный и управляемый педагогический процесс. Развитие и
формирование игры в значительной степени происходит именно при использовании ее
в качестве средства обучения. [23]

Игра для
ребенка является сложным, многофункциональным и познавательным процессом, а не
только развлечением или веселым времяпрепровождения.

Благодаря
играм у ребенка вырабатываются новые формы реагирования и поведения, он
адаптируется к окружающему его миру, а также развивается, учится и взрослеет.

Поэтому
значение игр для детей дошкольного возраста очень велико, поскольку именно в
этот период происходят основные процессы развития ребенка. Народные игры служат
средством приобщения детей к народной культуре. В дошкольном возрасте
нравственное воспитание через игры — это, прежде всего воспитание нравственных
чувств, целеустремлённости, качеств коллективизма. Формирование последнего
является одной из основных задач нравственного воспитания.  В программу дошкольного воспитания включены
требования, обеспечивающие развитие взаимоотношений детей на основе
взаимопонимания, взаимопомощи. Эти качества формируются у детей не сразу, не
сами по себе.  Исследования убеждают в
том, что формирование этих взаимоотношений зависит от того, насколько у каждого
ребёнка развито умение ставить цель игры и доводить её до конца. В игре ребёнок
начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и
поступки своих товарищей и свои собственные.

Задача
воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких
целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать
установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости,
взаимной ответственности.

Таким
образом, игровая деятельность является актуальной проблемой
воспитательно-образовательного процесса.

Объект
исследования: приобщение детей к народной культуре

Предмет исследования:
народная игра как средство приобщения детей к народной культуре.

Цель
исследования: Раскрыть роль народной игры в приобщении детей к народной
культуре.

Задачи
исследования:

1.
Проанализировать теоретическую литературу по проблеме исследования;

2. Выявить
сущность народной игры в воспитании и обучении дошкольников;

3. Проанализировать
уровень приобщения детей к народной культуре

4. Предложить
рекомендации по приобщению детей к народной культуре.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, данный
вид игры может быть использован ребенком только при участии взрослого. При
самостоятельном выполнении игровых действий ребенок снова использует игрушки и
собственно придуманные роли. Однако при усвоении таких умений как совместное и
согласованное придумывание сюжетов для игры, дети могут широко осуществлять
собственные игровые замыслы в процессе игры. Таким образом, сюжетно-ролевая
игра органично вырастает из режиссерской игры ребенка, игры-импровизации,
театрализации.

В такой игре, кроме активизации воображения ребенка, возникает еще очень
важный момент: он начинает понимать, что замыслы его партнеров могут сильно
отличаться от его собственного. Ребёнок оказывается перед необходимостью
объяснить свой замысел, изменить его в соответствии с предложениями других
участников, т. е. учится понимать других людей. Подводя итоги описанию
специфики игр в старшем дошкольном возрасте, следует отметить, что это высший
уровень развития сюжетно-ролевой игры, доступный дошкольнику, а потому эта игра
присуща лишь детям, находящимся на границе старшего дошкольникам и младшего
школьного возраста. Дети играют на основе индивидуального или совместного со
сверстниками сюжетосложения: сначала через передачу в игре знакомых сказок и
историй, затем – через внесение изменений в знакомый сюжет (введение новых
ролей, действий, событий), впоследствии – через сложение новых творческих
сюжетов. Самостоятельная игра детям-дошкольникам еще не доступна, и требует
участия в ней взрослого. Увеличение событий в сюжете игры приводит к
свертыванию действий с предметами, которые теперь только обозначаются в речи;
чаще используется смена ролей.

Учащаются моменты чисто
речевого взаимодействия, когда дети проговаривают очередные события. В игре
возрастает инициатива всех ее участников.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1.
Теоретические аспекты приобщения детей к народной культуре

1.1. Особенности развития детей дошкольного возраста

 

Дошкольный возраст — это период
активного овладения ребенком разговорной речью, становления и развития всех
аспектов речи: фонетического, лексического, грамматического. Полное знание родного
языка в дошкольном детстве является условием решения проблем умственного,
эстетического и нравственного воспитания детей в чувствительный период
развития. Чем раньше вы начнете изучать свой родной язык, тем свободнее будет
его использовать в будущем [4].

 Эти задачи решаются на каждом возрастном
этапе, однако с каждым возрастом происходит постепенное усложнение каждого
задания, меняются методы обучения.

Удельный вес конкретной задачи также
изменяется при переходе от группы к группе. Необходимо представить основные
черты преемственности задач развития речи, которые решаются в предыдущей и
последующих возрастных группах, а также сложный характер каждой задачи.

 Современная педагогическая практика основана
на психолого-педагогических исследованиях, которые теоретически обосновывают
сущность и значение формирования коммуникативных навыков в развитии
дошкольника.

В основе многочисленных публикаций
лежит концепция деятельности, разработанная А.Н. Леонтьев В.В. Давыдов Д.Б.,
Эльконин А.В. Запорожец и другие. Исходя из этого, М.И. Лисина, А.Г. Рузская,
Т.А. Репин рассматривал общение как коммуникативную деятельность.

 Изменение отношения к дошкольному детству
потребовало пересмотра содержания, форм и методов работы, создания
педагогических технологий, отвечающих требованиям гуманизации образовательного
процесса, и личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого и
ребенка.

Современные педагогические
технологии направлены на обеспечение такого уровня развития ребенка, который
помог бы ему реализовать себя как субъект деятельности, почувствовать чувство
психологической безопасности. В психолого-педагогических исследованиях
доказано, что это во многом определяется содержанием и характером общения с
учителем (М. И. Лисина, В. Р. Лисина, В. А. Петровский); с родителями (З.М.
Богуславская, С.В. Корницкая, А.Г. Рузская и др.), отношения со сверстниками
(Ю.И. Башлакова, Т.И. Ерофеева, А.А. Рояк). Активность и успехи в ней
(Р.С.Буре, Т.А.Репин, Р.Б. Стеркин), культура общения (Т.А.Антонова, М.В.
Ильяшенко, Н.С. Малетина).

Ролевая игра ведется для детей от
трех до семи лет. Именно в нем личность, психические процессы и различные виды
деятельности развиваются более успешно и достигают более высоких уровней.

 В игре дети не только учатся, но и
развиваются.

 Сюжетно-ролевая игра ребенка в своем развитии
проходит несколько этапов, последовательно сменяя друг друга:

 — ознакомительная игра,

 — дисплей игры

 — сюжетно-показная игра, сюжетно-ролевая игра,

 -игра-драматизация [9].

 Вместе с игрой ребенок сам развивается:
сначала его действия с объектом — игрушкой манипулятивны, затем он изучает
различные способы действия с объектами, которые отражают его представления об
их существенных свойствах.

 На этапе сюжетно-показательной игры маленький
ребенок направляет свои действия на выполнение условной цели, то есть вместо
реального результата появляется воображаемое (чтобы вылечить куклу, перенести
груз на машине).

Появление обобщенных действий в
игре, использование замещающих объектов, сочетание объективных действий в одном
сюжете, ребенок, называющий себя именем героя, обогащение содержания игры — все
это указывает на переход к ролевая игра, которая постепенно начинает
развиваться из старшей группы. В этих играх начинают отражаться человеческие
отношения, нормы поведения, социальные контакты.

Эльконин назвал сюжетную ролевую
игру деятельностью творческого характера, в которой дети выполняют роли и в
обобщенном виде воспроизводят действия и взаимоотношения взрослых, используя
замещающие предметы. Осваивая сначала действия с объектами, затем с
заместителями, ребенок в игре постепенно начинает мыслить внутренне.
Исследователи различают различные структурные элементы игры — основные и
второстепенные: сюжет, контент, игровая ситуация, дизайн, роль, ролевые
действия, ролевое поведение, правила [29].

 Сюжет (тема) игры — это, по словам Д.Б.
Эльконина, та сфера реальности, которая отражается в игре [29].

 Контент — это то, что конкретно отражено в
игре.

 Игровая (мнимая, мнимая) ситуация —
совокупность игровых обстоятельств, не реально существующих, но созданных
воображением.

 Идея представляет собой план действий,
задуманный игроками.

 Роль — это изображение существа (человека,
животного) или объекта, которое ребенок изображает в игре.

 Ролевое (игровое) действие — это активность
ребенка в роли. Определенная комбинация, последовательность ролевых действий
характеризует ролевое поведение в игре.

Ролевое (игровое) взаимодействие
включает в себя реализацию отношений с партнером (партнерами) в игре,
продиктованных ролью, поскольку ребенок, взявший на себя какую-либо роль,
должен учитывать роль своего партнера в игре. Координирует с ним свои действия
[29].

 Правила — это порядок, порядок действий в
игре.

 Структурные элементы игры тесно взаимосвязаны,
подвержены взаимному влиянию, могут по-разному соотноситься в разных типах игр.

 Сюжет отражает события окружающей жизни,
поэтому зависит от социального опыта детей и степени, в которой они понимают
взаимоотношения людей. Сюжет определяет направление действий игры, разнообразие
контента игры (при одном и том же сюжете, разное содержание игры).

 Идея игры, по мнению А.П. Усова, является не
плодом абстрактной фантазии детей, а результатом наблюдения за происходящим
вокруг них. Идея игры у детей дошкольного возраста руководствуется игровой
сюжетной средой, благодаря введению дополнительного игрового материала
выстраивается новая сюжетная линия. Ребенок переходит от действия к мысли, в то
время как у старших детей, напротив, план создает среду действия (ребенок
переходит от мысли к действию) [16].

 Выполняя план, ребенок действует по
определенным правилам. Эти правила могут быть созданы самими детьми на
основании общих намерений игры или установлены взрослыми. Правила
регламентируют игровое поведение участников, организуют их отношения в игре,
координируют содержание игры.

 Известный психолог — Д.Б. Эльконин отметил,
что содержание игры меняется с возрастом. Сначала в своей игре дети отражают
объективную активность взрослых, затем отношения между взрослыми и, наконец,
правила, по которым строятся отношения, оказываются в центре их внимания.
Следовательно, разработка содержания сюжетной ролевой игры идет от расширенных
игровых действий через их редукцию к расширенным ролевым отношениям, а от них —
к правилу, которое дает возрастную картину развития игры [28]. ,

 Содержание игры определяется возрастными
характеристиками детей. Если содержание игры детей отражает действия с
предметами — игрушками, то в играх старших дошкольников отражаются
взаимоотношения людей, показывающие глубину проникновения детей в смысл этих
взаимоотношений.

Содержание игры для старших
дошкольников зависит от интерпретации роли, построения ролевого поведения
участников игры, развития конкретной игровой ситуации, установленных правил и
направления ролевых действий.

 В первой половине учебного года учитель
интенсивно формирует игровые навыки и в основном ролевое поведение у детей. Он
включает в себя парней в совместной игре или предлагает сюжет в форме короткого
рассказа. В старших группах дети уже сформировали базовые игровые навыки,
которые позволяют им развернуть ряд взаимосвязанных условных целевых действий
во время игры, чтобы связать их с конкретным персонажем (ролью).

 Перед учителем стоит задача стимулирования
творческой активности детей в игре. Этому способствует развертывание игры с
включением в нее различных ролей: из разных областей общественной жизни, из
разных литературных произведений, сказок, а также из сочетания сказочных и
реальных персонажей. Например, воспитатель детского сада и сотрудники милиции,
пожарный и Баба Яга, Буратино и врач [22].

Включение таких ролей в общий сюжет
активизирует воображение детей, их воображение, побуждает их придумывать новые
неожиданные повороты событий, которые объединяют и придают смысл совместному
существованию и взаимодействию таких различных персонажей. В этом случае
учитель учитывает игровые интересы детей, что в обычных совместных играх часто
невозможно реализовать.

Учитель в совместной игре с детьми
должен показать, как можно расширить сюжет такими, казалось бы, связанными
ролями. Он настоятельно рекомендует детям, которые вводят новые ситуации,
события и персонажей в предварительный план игры, поскольку это показатель
беглости в игровой деятельности и творческой активности ребенка.

 Создание среды для ролевой игры или создание
недостающих объектов в ходе уже развернутого сюжета помогает более четко
обозначить игровую ситуацию, более интересно выполнять игровые действия или,
скорее, координировать цель игры между ее участниками.

Обычно для этого используют
строительный материал готовых деталей игрушек. Важно помнить, что ситуация
должна быть не только удобной для игры, но и похожей на реальную, поскольку не
все дети могут сразу воспринимать чисто символическую, воображаемую ситуацию.

Это особенно актуально для групповых
игр, где важно, чтобы все участники указали ситуацию с игрой и объектами.

 Сюжет и ролевая игра неоценимы для интеллектуального
развития дошкольника. В нем ребенок сначала начинает различать реальность и
фантазию. Взяв на себя роль, дошкольник создает особую реальность, в которой он
является социально значимым человеком. Многое в сюжете и ролевой игре
подразумевается, выдерживается с точки зрения изложения. В то же время
развивается способность планировать в уме, предвидеть ваши действия и действия
других людей и координировать их. Мнимый мир строится рядом с видимой
реальностью. Сюжет и ролевая игра позволяют взглянуть на мир с точки зрения
вашего будущего, с точки зрения социальной перспективы [18].

 Это способствует переходу на новый уровень
развития не только интеллекта, но и личности, воображения, памяти. Игра
неоценима, прежде всего, для социального развития ребенка, она раскрывает для
него смысл существования в обществе, смысл общения. Ролевая игра в дошкольном
возрасте не может быть заменена какой-либо другой деятельностью. Если ребенок
не играет, значит, у него не развивается социальная мотивация, не формируются
социальные позиции.

А это, в свою очередь, приводит к
снижению и недоразвитию познавательных способностей, неспособности общаться. И
наоборот, освоив социальные позиции и смыслы в игре, дошкольник способен
преодолевать трудности в обучении и общении (В.А. Недоспасова) [17].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы