Курсовая с практикой на тему Народная игра как средство приобщения детей к народной культуре
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАРОДНОЙ ИГРЫ
КАК СРЕДСТВА СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ 5
1.1. Значение игровой
деятельности детей раннего
и дошкольного возраста 5
1.2. Возможности народной игры в процессе приобщения детей
к народной культуре. 9
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.. 14
2.1. Методика организации игровой деятельности
дошкольников. 14
2.2. Система народных игр для приобщения к народной
культуре. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 24
Введение:
Актуальность темы
исследования. Психологи и педагоги уже давно выяснили,
что ведущей деятельностью человека в дошкольном возрасте является игра. Именно
она помогает освоить ребенку опыт человеческой деятельности. В игровых условиях
отношения между детьми являются практическими умениями их первых коллективных
взаимодействий. Нельзя забывать, что игра является важным средством воспитания.
Она – уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку в каждом веке, в
каждой эпохе, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои
любимые игры.
В современной оценке
обучения детей раннего и дошкольного возраста подчеркивается значимость
использования игрового метода и приемов, которые делают обучение и воспитание
более интересным создают предпосылки для повышения произвольного внимания, для
более глубокого овладения знаниями том, что усвоение материала проходит в
простой и интересной форме. В концепции дошкольного воспитания подчеркивается,
что прямое обучение не должно быть доминирующей формой организации занятий, а
осуществляться в контексте с игровой деятельностью.
Отметим, что народные
игры как средство воспитания детей высоко оценивали К. Ушинский, Е. Водовозова,
Е. Тихеева, С. Русова, А. Усова, В. Сухомлинский и др. Так, К.Д. Ушинский
подчеркивал ярко выраженную педагогическую направленность народных игр. По его
мнению, каждая народная игра включает в себя доступные формы обучения, она
побуждает детей к игровым действиям, общению со взрослыми [Ушинский 1983]. А.П. Усова отмечала: «В
народных играх нет даже тени педагогической назойливости, и вместе с тем все
они вполне педагогические». Высокую оценку играм дал также и В.А. Сухомлинский,
который отмечал, что народная игра – это огромное светлое окно, через которое в
духовный мир ребенка вливается питающий поток представлений, понятий об
окружающем мире. Игра – это искра, которая зажигает огонек любознательности [Сухомлинский 1977].
К сожалению, сегодня
творческая игра исчезает из жизни современных детей. Дошкольники играют мало,
игры бедные по содержанию и носят преимущественно предметный характер (Л.
Венгер, О. Гударева, Н. Короткова, А. Кравцова, Н. Михайленко, В.
Слободчиков, А. Смирнова, Д. Эльконин). Это приводит к тому, что игровая
деятельность как ведущая в дошкольном возрасте, не реализует свои функции и не
вызывает развитие психических новообразований, соответствующих возрасту.
Естественно, что это тормозит личностное развитие ребенка-дошкольника и в
дальнейшем затрудняет развитие других психических новообразований.
Цель исследования
– проанализировать теоретические и методические основы приобщения дошкольников
к народной культуре через народные игры.
Объект исследования
– народные игры.
Предмет исследования
– специфика использования народной игры как средства приобщения детей к
народной культуре.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть значение
игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста.
2. Раскрыть возможности
народной игры в процессе приобщения детей к народной культуре.
3. Описать методику
организации игровой деятельности дошкольников.
4. Предложит систему игр
для приобщения к народной культуре.
Методы исследования:
анализ литературы по теме исследования; синтез и обобщение; метод
теоретического конструирования.
Структура курсовой работы
обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух
глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
В результате написания
данной работы была достигнута цель исследования – проанализированы
теоретические и методические основы приобщения дошкольников к народной культуре
через народные игры.
Достижению поставленной
цели способствовало решение ряда задач исследования:
1. Рассмотрено значение
игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Проведенной анализ
литературы показал, что игра – это основное условие развития ребенка, которое
способствует проявлению его способностей, открывает уровень его ближайшего
развития, что возможно только при полноценной игровой деятельности. Игра
способствует развитию личности ребенка, у него формируются те стороны психики,
что в последствии оказывают влияние на успешность учебной и трудовой
деятельности ребенка, на его взаимоотношения в социуме.
2. Раскрыты возможности
народной игры в процессе приобщения детей к народной культуре. В результате
решения данной задачи пришли к выводу, что народные игры – сознательная
инициативная деятельность, направленная на достижение условной цели,
установленной правилами игры, составляется на основе национальных традиций и
учитывает культурные, социальные и духовные ценности народа.
На современном этапе
народные игры является таким же важным и сильным фактором влияния на личность
ребенка, как воспитание и развитие детей в целом, так и в процессе их
приобщения к народной культуре.
3. Описана методика организации
игровой деятельности дошкольников. Методика
проведения народных игр должна быть основана на возрастных
психолого-педагогических и физических особенностях детей. Определение
физической нагрузки зависит от общей нагрузки на занятии по физической культуре,
характера деятельности детей на прогулке, от их активности и других факторов.
Среди народных игр подвижная и музыкально-танцевальная игры является наиболее
успешным путём ознакомления детей с окружающим миром и приобщения к народной
культуре. В процессе подвижных игр дошкольник получает возможность
удовлетворить присущую ему любознательность и активность. Ребёнок познаёт
объект в ходе практической деятельности с ним.
4. Предложена система игр
для приобщения к народной культуре. Отметим, что привлечение детей дошкольного
возраста к разнообразию культур средством народной игры, позволяет создать
условия для эффективного осуществления приобщения к народной культуре на
занятиях хореографии, способствует формированию толерантности и воспитанию уважения
к другим народам. Для развития танцевальности и вариативности мышления,
формирования доброжелательности и уважения друг к другу на занятиях предлагаем
обращаться к играм-танцам. Развитию внимания, ловкости, ориентировки в
пространстве, музыкальности, а также формированию познавательной активности
помогут подвижные игры. Для развития творческой импровизации и образного
мышления на уроке лучше использовать такие игровые задачи, содержание и образы
которых активизируют мышление, вызывают у детей ряд чувств, связанных с работой
воображения, качеством восприятия, внимания, фантазии.
Итак, в данной работе
рассмотрены отдельные аспекты проблемы приобщения дошкольников к народной
культуре через народные игры, в частности музыкально-танцевальные игры на
занятиях хореографии.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАРОДНОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К
НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ
1.1. Значение игровой
деятельности детей раннего и дошкольного возраста Игровая деятельность, в
отличие от других видов деятельности (общение, обучения),
характеризуется как: свободная развивающая деятельность, которая возникает только по желанию ребенка на
основе процедурного удовлетворения; творческий, в значительной мере
импровизационный, активный процесс («поле творчества»); деятельность, которой
свойственны эмоциональная приподнятость, соперничество, соревнования,
конкуренция («эмоциональное напряжение»); взаимодействие детей, которые
выполняют прямые или косвенные правила, отражают содержание игры, логическую и
временную последовательность ее развития [Шмаков 1994].
Психологи рассматривают
игру как ведущую развивающую деятельность в детском возрасте, в рамках которой
возникают основные новообразования данного возраста [Федосеева 2013].
Л.С. Выготский
определял игру как основное условие развития ребенка, которое способствует
проявлению его способностей, открывает уровень его ближайшего развития, что
возможно только при полноценной игровой деятельности.
Игра способствует
развитию личности ребенка, у него формируются те стороны психики, что в
последствии оказывают влияние на успешность учебной и трудовой деятельности
ребенка, на его взаимоотношения в социуме [Федосеева 2013].
С.Л. Рубинштейн
писал, что игра человека является порождением деятельности, с помощью которой
он изменяет мир и преобразует действительность. В игре впервые формируется и
проявляется потребность ребенка воздействовать на мир [Рубинштейн 2002, с.
286].
Психолог
А.Н. Леонтьев ведущей деятельностью называл ту, которая в данный
возрастной период максимально воздействует на развитие ребенка. Предметная
деятельность является ведущей для детей раннего возраста, игра представляет
собой ведущую деятельность для детей младшего и старшего дошкольного возраста
[Токарев 2012].
Советский психолог
Л.С. Выготский ставил акцент на том, что под воздействием игры, когда
игрушки замещают реальные предметы, а игровые действия – реальными, у ребенка
формируется и развивается способность воспроизводить различные стороны
реальности посредством разных способов ее обозначения (изображений, слов,
наглядных символов).
Советский психолог
Д.Б. Эльконин считал, что в игре развивается функция обозначения и
замещения, которая в дальнейшем в более сложных формах осуществляется
посредством слова в словесно-логическом мышлении. По этой причине игра обладает
первостепенным значением для формирования процессов мышления и волевой
регуляции действий [Акимова 2014].
В течение жизни человек
играет ту или иную социальную роль, которая отведена ему в обществе. При жизни
человек проигрывает около ста ролей и к выполнению каждой из них готовится сам
или его готовит общество.
Проблеме разработки и
применения игр в учебно-воспитательном процессе посвятили свои исследования
такие ученые, как Ш.А. Амонашвили, Н.К. Ахматов, В.Г. Семенов и
др. В их исследованиях особая роль уделяется дидактической игре, которая
рассматривается ими с разных сторон: как форма обучения – В. Шаталов, как
средство активизации учебно-воспитательного процесса – В. Онищук, однако все авторы сходятся во
мнении, что игра необходима
в учебном процессе, она способствует более прочному усвоению знаний, формированию интереса к учебе, развитию
творческих способностей учащихся.
В детские годы игра
является основным видом деятельности человека, с помощью которой дети познают
мир. Без игры детям жить скучно, неинтересно – обыденность жизни может вызвать
у них заболевания. В игре дети и подростки проверяют свою силу и ловкость, у
них возникает желание фантазировать, открывать тайны и стремиться к чему-то
прекрасному.
Содержание:
Введение. 3
Глава
1. Теоретические аспекты приобщения детей к народной культуре 6
1.1.
Особенности развития детей дошкольного возраста. 6
1.2.
Своеобразие игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте 12
Глава
2. Практические аспекты приобщения детей к народной культуре 17
2.1.
Организация исследования. 17
2.2.
Диагностика приобщенности детей к народной культуре. 17
2.3.
Рекомендации по приобщению детей к народной культуре. 23
Заключение. 28
Список
использованной литературы.. 29
Введение:
Игра — самый доступный для детей вид деятельности, способ обработки
впечатлений, полученных от внешнего мира. Мышление и воображение ребенка, его
эмоциональность, активность и развивающаяся потребность в общении четко
проявляются в игре.
Играющие дети учатся применять
свои знания и навыки на практике, использовать их в разных условиях. Игра
представляет собой самостоятельное занятие, в котором дети вступают в общение
со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия по достижению,
общий опыт. Игровой опыт оставляет глубокий след в сознании ребенка и
способствует формированию хороших чувств, благородных устремлений и навыков
коллективной жизни. Игра занимает большое место в системе физического,
нравственного, трудового и эстетического воспитания. Ребенку нужна активная
деятельность, которая помогает повысить его жизнеспособность, удовлетворяет его
интересы, социальные потребности. [2]
Игра также имеет большое
образовательное значение, она тесно связана с обучением во время прямой
образовательной деятельности, с наблюдениями за повседневной жизнью. Играя,
дети изучают цвета, формы, свойства материала, пространственные отношения,
числовые отношения, растения, животных. Во время игры ребенок учится
преодолевать трудности, ищет выход. Как А.В. Луначарский сказал: «Это неправда,
что игра несерьезна. Для ребенка каждая игра серьезна, потому что когда он
играет, он живет. Некоторые игры развивают мышление и кругозор детей, другие —
ловкость, силу, а другие — дизайнерские навыки. Существуют игры
сфокусированного обучения, развития, игры, которые напрямую влияют на
психологические качества личности ребенка. В них дети учатся решать игровые
задачи самостоятельно, чтобы найти лучший способ реализовать свои планы.
Используйте свои знания, выразите это словами. Интересная игра повышает
умственную активность ребенка, и он может решить более сложную задачу, чем в
непосредственно организованных образовательных мероприятиях. [25]
Зачастую игра является поводом для
обмена новыми знаниями, расширения кругозора. С развитием интереса к взрослой
работе, к общественной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются
первые мечты о будущей профессии, желание подражать своим любимым персонажам.
Все делает игры важным средством осознания ориентации ребенка, которая начинает
складываться в дошкольном детстве. [4] В детских играх используются не только
игрушки, детское воображение поможет превратить стулья в паровоз или автобус.
Игра закрепляет полезные привычки и навыки у детей, дарит ребенку радость. Это
будет либо радость творчества, либо радость победы, либо эстетическая радость —
радость качества. В игре ребенок чувствует себя в какой-то степени независимым.
Вот почему он предъявляет высокие требования к себе. [7] В современной
дошкольной педагогике одной из самых острых является проблема игры. Ценность
игры для развития ребенка признается практически всеми экспертами. Большинство
педагогов, педиатров и нейрофизиологов из разных стран приводят все новые
доказательства того, что игра играет фундаментальную, жизненно важную роль в развитии
ребенка. Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра в то же время
является важнейшим средством их воспитания и развития. Но это происходит, когда
он включен в организованный и управляемый педагогический процесс. Развитие и
формирование игры в значительной степени происходит именно при использовании ее
в качестве средства обучения. [23]
Игра для
ребенка является сложным, многофункциональным и познавательным процессом, а не
только развлечением или веселым времяпрепровождения.
Благодаря
играм у ребенка вырабатываются новые формы реагирования и поведения, он
адаптируется к окружающему его миру, а также развивается, учится и взрослеет.
Поэтому
значение игр для детей дошкольного возраста очень велико, поскольку именно в
этот период происходят основные процессы развития ребенка. Народные игры служат
средством приобщения детей к народной культуре. В дошкольном возрасте
нравственное воспитание через игры — это, прежде всего воспитание нравственных
чувств, целеустремлённости, качеств коллективизма. Формирование последнего
является одной из основных задач нравственного воспитания. В программу дошкольного воспитания включены
требования, обеспечивающие развитие взаимоотношений детей на основе
взаимопонимания, взаимопомощи. Эти качества формируются у детей не сразу, не
сами по себе. Исследования убеждают в
том, что формирование этих взаимоотношений зависит от того, насколько у каждого
ребёнка развито умение ставить цель игры и доводить её до конца. В игре ребёнок
начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и
поступки своих товарищей и свои собственные.
Задача
воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких
целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать
установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости,
взаимной ответственности.
Таким
образом, игровая деятельность является актуальной проблемой
воспитательно-образовательного процесса.
Объект
исследования: приобщение детей к народной культуре
Предмет исследования:
народная игра как средство приобщения детей к народной культуре.
Цель
исследования: Раскрыть роль народной игры в приобщении детей к народной
культуре.
Задачи
исследования:
1.
Проанализировать теоретическую литературу по проблеме исследования;
2. Выявить
сущность народной игры в воспитании и обучении дошкольников;
3. Проанализировать
уровень приобщения детей к народной культуре
4. Предложить
рекомендации по приобщению детей к народной культуре.
Заключение:
Таким образом, данный
вид игры может быть использован ребенком только при участии взрослого. При
самостоятельном выполнении игровых действий ребенок снова использует игрушки и
собственно придуманные роли. Однако при усвоении таких умений как совместное и
согласованное придумывание сюжетов для игры, дети могут широко осуществлять
собственные игровые замыслы в процессе игры. Таким образом, сюжетно-ролевая
игра органично вырастает из режиссерской игры ребенка, игры-импровизации,
театрализации.
В такой игре, кроме активизации воображения ребенка, возникает еще очень
важный момент: он начинает понимать, что замыслы его партнеров могут сильно
отличаться от его собственного. Ребёнок оказывается перед необходимостью
объяснить свой замысел, изменить его в соответствии с предложениями других
участников, т. е. учится понимать других людей. Подводя итоги описанию
специфики игр в старшем дошкольном возрасте, следует отметить, что это высший
уровень развития сюжетно-ролевой игры, доступный дошкольнику, а потому эта игра
присуща лишь детям, находящимся на границе старшего дошкольникам и младшего
школьного возраста. Дети играют на основе индивидуального или совместного со
сверстниками сюжетосложения: сначала через передачу в игре знакомых сказок и
историй, затем – через внесение изменений в знакомый сюжет (введение новых
ролей, действий, событий), впоследствии – через сложение новых творческих
сюжетов. Самостоятельная игра детям-дошкольникам еще не доступна, и требует
участия в ней взрослого. Увеличение событий в сюжете игры приводит к
свертыванию действий с предметами, которые теперь только обозначаются в речи;
чаще используется смена ролей.
Учащаются моменты чисто
речевого взаимодействия, когда дети проговаривают очередные события. В игре
возрастает инициатива всех ее участников.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Теоретические аспекты приобщения детей к народной культуре
1.1. Особенности развития детей дошкольного возраста Дошкольный возраст — это период
активного овладения ребенком разговорной речью, становления и развития всех
аспектов речи: фонетического, лексического, грамматического. Полное знание родного
языка в дошкольном детстве является условием решения проблем умственного,
эстетического и нравственного воспитания детей в чувствительный период
развития. Чем раньше вы начнете изучать свой родной язык, тем свободнее будет
его использовать в будущем [4].
Эти задачи решаются на каждом возрастном
этапе, однако с каждым возрастом происходит постепенное усложнение каждого
задания, меняются методы обучения.
Удельный вес конкретной задачи также
изменяется при переходе от группы к группе. Необходимо представить основные
черты преемственности задач развития речи, которые решаются в предыдущей и
последующих возрастных группах, а также сложный характер каждой задачи.
Современная педагогическая практика основана
на психолого-педагогических исследованиях, которые теоретически обосновывают
сущность и значение формирования коммуникативных навыков в развитии
дошкольника.
В основе многочисленных публикаций
лежит концепция деятельности, разработанная А.Н. Леонтьев В.В. Давыдов Д.Б.,
Эльконин А.В. Запорожец и другие. Исходя из этого, М.И. Лисина, А.Г. Рузская,
Т.А. Репин рассматривал общение как коммуникативную деятельность.
Изменение отношения к дошкольному детству
потребовало пересмотра содержания, форм и методов работы, создания
педагогических технологий, отвечающих требованиям гуманизации образовательного
процесса, и личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого и
ребенка.
Современные педагогические
технологии направлены на обеспечение такого уровня развития ребенка, который
помог бы ему реализовать себя как субъект деятельности, почувствовать чувство
психологической безопасности. В психолого-педагогических исследованиях
доказано, что это во многом определяется содержанием и характером общения с
учителем (М. И. Лисина, В. Р. Лисина, В. А. Петровский); с родителями (З.М.
Богуславская, С.В. Корницкая, А.Г. Рузская и др.), отношения со сверстниками
(Ю.И. Башлакова, Т.И. Ерофеева, А.А. Рояк). Активность и успехи в ней
(Р.С.Буре, Т.А.Репин, Р.Б. Стеркин), культура общения (Т.А.Антонова, М.В.
Ильяшенко, Н.С. Малетина).
Ролевая игра ведется для детей от
трех до семи лет. Именно в нем личность, психические процессы и различные виды
деятельности развиваются более успешно и достигают более высоких уровней.
В игре дети не только учатся, но и
развиваются.
Сюжетно-ролевая игра ребенка в своем развитии
проходит несколько этапов, последовательно сменяя друг друга:
— ознакомительная игра,
— дисплей игры
— сюжетно-показная игра, сюжетно-ролевая игра,
-игра-драматизация [9].
Вместе с игрой ребенок сам развивается:
сначала его действия с объектом — игрушкой манипулятивны, затем он изучает
различные способы действия с объектами, которые отражают его представления об
их существенных свойствах.
На этапе сюжетно-показательной игры маленький
ребенок направляет свои действия на выполнение условной цели, то есть вместо
реального результата появляется воображаемое (чтобы вылечить куклу, перенести
груз на машине).
Появление обобщенных действий в
игре, использование замещающих объектов, сочетание объективных действий в одном
сюжете, ребенок, называющий себя именем героя, обогащение содержания игры — все
это указывает на переход к ролевая игра, которая постепенно начинает
развиваться из старшей группы. В этих играх начинают отражаться человеческие
отношения, нормы поведения, социальные контакты.
Эльконин назвал сюжетную ролевую
игру деятельностью творческого характера, в которой дети выполняют роли и в
обобщенном виде воспроизводят действия и взаимоотношения взрослых, используя
замещающие предметы. Осваивая сначала действия с объектами, затем с
заместителями, ребенок в игре постепенно начинает мыслить внутренне.
Исследователи различают различные структурные элементы игры — основные и
второстепенные: сюжет, контент, игровая ситуация, дизайн, роль, ролевые
действия, ролевое поведение, правила [29].
Сюжет (тема) игры — это, по словам Д.Б.
Эльконина, та сфера реальности, которая отражается в игре [29].
Контент — это то, что конкретно отражено в
игре.
Игровая (мнимая, мнимая) ситуация —
совокупность игровых обстоятельств, не реально существующих, но созданных
воображением.
Идея представляет собой план действий,
задуманный игроками.
Роль — это изображение существа (человека,
животного) или объекта, которое ребенок изображает в игре.
Ролевое (игровое) действие — это активность
ребенка в роли. Определенная комбинация, последовательность ролевых действий
характеризует ролевое поведение в игре.
Ролевое (игровое) взаимодействие
включает в себя реализацию отношений с партнером (партнерами) в игре,
продиктованных ролью, поскольку ребенок, взявший на себя какую-либо роль,
должен учитывать роль своего партнера в игре. Координирует с ним свои действия
[29].
Правила — это порядок, порядок действий в
игре.
Структурные элементы игры тесно взаимосвязаны,
подвержены взаимному влиянию, могут по-разному соотноситься в разных типах игр.
Сюжет отражает события окружающей жизни,
поэтому зависит от социального опыта детей и степени, в которой они понимают
взаимоотношения людей. Сюжет определяет направление действий игры, разнообразие
контента игры (при одном и том же сюжете, разное содержание игры).
Идея игры, по мнению А.П. Усова, является не
плодом абстрактной фантазии детей, а результатом наблюдения за происходящим
вокруг них. Идея игры у детей дошкольного возраста руководствуется игровой
сюжетной средой, благодаря введению дополнительного игрового материала
выстраивается новая сюжетная линия. Ребенок переходит от действия к мысли, в то
время как у старших детей, напротив, план создает среду действия (ребенок
переходит от мысли к действию) [16].
Выполняя план, ребенок действует по
определенным правилам. Эти правила могут быть созданы самими детьми на
основании общих намерений игры или установлены взрослыми. Правила
регламентируют игровое поведение участников, организуют их отношения в игре,
координируют содержание игры.
Известный психолог — Д.Б. Эльконин отметил,
что содержание игры меняется с возрастом. Сначала в своей игре дети отражают
объективную активность взрослых, затем отношения между взрослыми и, наконец,
правила, по которым строятся отношения, оказываются в центре их внимания.
Следовательно, разработка содержания сюжетной ролевой игры идет от расширенных
игровых действий через их редукцию к расширенным ролевым отношениям, а от них —
к правилу, которое дает возрастную картину развития игры [28]. ,
Содержание игры определяется возрастными
характеристиками детей. Если содержание игры детей отражает действия с
предметами — игрушками, то в играх старших дошкольников отражаются
взаимоотношения людей, показывающие глубину проникновения детей в смысл этих
взаимоотношений.
Содержание игры для старших
дошкольников зависит от интерпретации роли, построения ролевого поведения
участников игры, развития конкретной игровой ситуации, установленных правил и
направления ролевых действий.
В первой половине учебного года учитель
интенсивно формирует игровые навыки и в основном ролевое поведение у детей. Он
включает в себя парней в совместной игре или предлагает сюжет в форме короткого
рассказа. В старших группах дети уже сформировали базовые игровые навыки,
которые позволяют им развернуть ряд взаимосвязанных условных целевых действий
во время игры, чтобы связать их с конкретным персонажем (ролью).
Перед учителем стоит задача стимулирования
творческой активности детей в игре. Этому способствует развертывание игры с
включением в нее различных ролей: из разных областей общественной жизни, из
разных литературных произведений, сказок, а также из сочетания сказочных и
реальных персонажей. Например, воспитатель детского сада и сотрудники милиции,
пожарный и Баба Яга, Буратино и врач [22].
Включение таких ролей в общий сюжет
активизирует воображение детей, их воображение, побуждает их придумывать новые
неожиданные повороты событий, которые объединяют и придают смысл совместному
существованию и взаимодействию таких различных персонажей. В этом случае
учитель учитывает игровые интересы детей, что в обычных совместных играх часто
невозможно реализовать.
Учитель в совместной игре с детьми
должен показать, как можно расширить сюжет такими, казалось бы, связанными
ролями. Он настоятельно рекомендует детям, которые вводят новые ситуации,
события и персонажей в предварительный план игры, поскольку это показатель
беглости в игровой деятельности и творческой активности ребенка.
Создание среды для ролевой игры или создание
недостающих объектов в ходе уже развернутого сюжета помогает более четко
обозначить игровую ситуацию, более интересно выполнять игровые действия или,
скорее, координировать цель игры между ее участниками.
Обычно для этого используют
строительный материал готовых деталей игрушек. Важно помнить, что ситуация
должна быть не только удобной для игры, но и похожей на реальную, поскольку не
все дети могут сразу воспринимать чисто символическую, воображаемую ситуацию.
Это особенно актуально для групповых
игр, где важно, чтобы все участники указали ситуацию с игрой и объектами.
Сюжет и ролевая игра неоценимы для интеллектуального
развития дошкольника. В нем ребенок сначала начинает различать реальность и
фантазию. Взяв на себя роль, дошкольник создает особую реальность, в которой он
является социально значимым человеком. Многое в сюжете и ролевой игре
подразумевается, выдерживается с точки зрения изложения. В то же время
развивается способность планировать в уме, предвидеть ваши действия и действия
других людей и координировать их. Мнимый мир строится рядом с видимой
реальностью. Сюжет и ролевая игра позволяют взглянуть на мир с точки зрения
вашего будущего, с точки зрения социальной перспективы [18].
Это способствует переходу на новый уровень
развития не только интеллекта, но и личности, воображения, памяти. Игра
неоценима, прежде всего, для социального развития ребенка, она раскрывает для
него смысл существования в обществе, смысл общения. Ролевая игра в дошкольном
возрасте не может быть заменена какой-либо другой деятельностью. Если ребенок
не играет, значит, у него не развивается социальная мотивация, не формируются
социальные позиции.
А это, в свою очередь, приводит к
снижению и недоразвитию познавательных способностей, неспособности общаться. И
наоборот, освоив социальные позиции и смыслы в игре, дошкольник способен
преодолевать трудности в обучении и общении (В.А. Недоспасова) [17].