Курсовая с практикой на тему Налоговые преступления: понятие и виды.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Понятие и общая характеристика налоговых преступлений. 5
1.1.
Объективные признаки налоговых преступлений. 5
1.2.
Субъективные признаки налоговых преступлений. 8
Глава 2. Виды
налоговых преступлений. 13
2.1.
Уклонение от уплаты налогов и сборов физическим и юридическим лицом (ст. 198,
199 УК РФ) 13
2.2.
Неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК РФ) 24
2.3. Сокрытие
имущества от взыскания в счет пополнения бюджета (ст. 199.2 УК РФ). 28
Заключение. 34
Список использованной
литературы 36
Введение:
Налоговые преступления — это намеренное или непредумышленное
непредоставление налоговой декларации физическими лицами либо неперечисление
налогов и страховых взносов юридическими лицами[1].
Закон определяет налоговое
преступление как нарушение налогового законодательства, совершенное умышленно
или по неосторожности (ст. 106 НК РФ[2]).
Актуальность проблемы заключается в том, что экономические преступления в сфере
налогообложения не являются новшеством для государства. В настоящее время, в
условиях рыночной экономики значение налогов и налоговой системы значительно
увеличивается. Поэтому можно сказать, что развитие рыночных отношений прямо
пропорционально связано с повышением преступности в этой сфере. Так как это
напрямую связано с тем, что данная система является одним из основных и
наиболее эффективных рычагов регулирования экономических и социальных
процессов, которые подотчетны государству.
Решению таких проблем препятствует сокрытие различными субъектами
налоговых правоотношений объемов осуществляемой ими экономической деятельности,
что сопровождается деформацией государственной налоговой политики и налоговых
отношений, так как происходит незаконное перераспределение доходов и
собственности.
Уголовное законодательство
Российской федерации предусматривает четыре состава преступлений в сфере
налогообложения. В первую очередь, это уклонение от уплаты налогов и (или)
сборов с физического лица (ст. 198 УК РФ[3]),
а также уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199 УК
РФ).
Проблема назначения ответственности за совершение экономических
преступлений в сфере налогового обложения является одной из самых трудно
решаемых как для юристов-теоретиков, так и для правоприменителей.
Цель работы – дать характеристику налоговых преступлений,
предусмотренных УК РФ
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Анализ
общих объективных и субъективных признаков налоговых преступлений
2. Рассмотрение
особенностей квалификации конкретных налоговых преступлений
3. Обобщение теоретического и правоприменительного
материала, накопленного юридической наукой по данной проблеме.
Объект
исследования – общественные отношения, складывающиеся в сфере налоговых
преступлений. Предмет исследования – нормы права, регулирующие ответственность
за налоговые преступления.
Методологической
основой исследования является диалектический метод научного познания, а также
исторический, логический, сравнительно-правовой, системно-структурный и другие
частные научно-исследовательские методы.
Нормативную
базу исследования составляют Конституция РФ[4],
Уголовный кодекс РФ, постановление Пленума Верховного Суда РФ.
В
работе использованы труды Трайнина А.Н., Таганцева Н.С., Козлова А.П.,
Кудрявцева В.Н., Дурманова Н.Д.и других авторов.
Работа
состоит из введения, заключения, списка литературы, двух глав и шести
параграфов. [1] Алексеев К.А. Налоговые преступления // Право. Общество.
Государство Сборник научных трудов студентов и аспирантов. Санкт-Петербург,
2018. [2] Налоговый кодекс
Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ(ред.17.02.2021)//
Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г.
N 31 ст. 3824 [3]Уголовный кодекс
Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. От 30.12.2020)//Собрание
законодательства РФ. 17.06.1996. N 25. ст. 2954 [4] Конституция
Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с
изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
//Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 23
Заключение:
Таким образом, к уголовной ответственности за налоговые преступления
приводят вышеперечисленные нарушения, предусмотренные ст. 198–199.4 УК РФ. Один
из основных критериев для квалификации деяния по указанным статьям УК РФ
–¶отношение подозреваемого к совершенному деянию. Законодатель позволяет
правоприменителю привлекать к ответственности за совершение налогового
преступления только вменяемых физических лиц старше 16 лет.
В случае если противоправное деяние совершено юридическим лицом,
ответственность за данное посягательство обязан нести главный бухгалтер или
учредитель фирмы. Но наказание предусмотрено лишь за деяния, совершенные в
течение последних 3 лет. Когда размер долга не наносит ущерб иным лицам, деяние
не признается налоговым преступлением, но обязанность выплатить задолженность,
а также все пени и денежные взыскания остается. В случае, если налогоплательщик
в течение двух месяцев не выплачивает сумму долга, налоговая инспекция имеет
право обратиться в суд.
В период проведения судом разбирательства по всем обстоятельствам дела и
вплоть до вынесения им решения, представителям налоговой службы запрещено
предъявлять те или иные претензии к физическому лицу. Размер наказания за
совершенное преступление в сфере налогообложения напрямую зависит от
задолженности.
Согласно Налоговому кодексу РФ, за совершение налогового преступления
ответственность может быть возложена только на физических лиц, а за совершение
налогового правонарушения ответственность могут нести не только физические
лица, но и организации. Нужно заметить, что преступления в сфере
налогообложения, также как и иные преступления в сфере экономики, обладают
значительной степенью латентности. По этой причине статистические сведения о
них считаются неполноценными. В научной литературе высказывается суждение о
том, что выявленное число налоговых преступлений составляет не более 5% от
фактически совершаемых уголовно наказуемых прецедентов нарушений налогового
законодательства.
Подводя итоги, отметим, что налоговое правонарушение — это
противоправное деяние (действие или бездействие), виновно совершенное в
нарушение законодательства о налогах и сборах налогоплательщиком, плательщиком
страховых взносов, налоговым агентом или иным лицом, в отношении которого НК РФ
предусмотрена ответственность. Нарушитель несет ответственность за свой
проступок в форме штрафа, пени, лишения свободы или запрета заниматься своим
видом деятельности либо занимать свою должность в течение определенного
времени.
Несмотря на то, что Пленум Верховного Суда разъяснил некоторые вопросы
квалификации налоговых преступлений, практика привлечения к ответственности по
рассматриваемым составам неоднозначная.
Так, самостоятельной правовой оценки заслуживают действия субъектов,
которые осуществляют свою преступную деятельность через подставное лицо.
Решение данной проблемы, по нашему мнению, не может быть универсальным.
Квалификация преступной деятельности фиктивного предпринимателя зависит от
характера его действий.
Так же существуют сложности при определении прямого умысла по
преступлениям, предусмотренным ст. 198 и 199 УК РФ, неясности при определении
понятия «личный интерес» при квалификации деяний по ст.199.1 УК РФ.
На наш взгляд, законодателю необходимо внести изменения в нормы УК РФ,
для решения рассмотренных проблем. Более четкое формулирование квалификационных
признаков позволяют уменьшить количество судебных ошибок, что обеспечивает
соблюдение и защиту прав граждан.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Понятие и общая характеристика налоговых преступлений 1.1.
Объективные признаки налоговых преступлений В настоящее время налоговые преступления предусмотрены VIII разделом УК
РФ, который называется «Преступления в сфере экономики», и главой 22
«Преступления в сфере экономической деятельности», что определяет их родовой
объект как общественные отношения, складывающиеся в сфере экономики, в целом, а
видовой — как общественные отношения, складывающиеся в сфере определенной
экономической деятельности, а именно в сфере финансовой деятельности
государства по взиманию налогов и сборов. Однако в науке уголовного права
существуют различные точки зрения по этому вопросу.
Например, Б.В. Волженкин считал родовым объектом данных преступлений
совокупность отношений в сфере производства, обмена, распределения и
потребления материальных благ[1].
Многие авторы согласны с ним, так как это отвечает структуре построения
Особенной части Уголовного кодекса[2].
Другие, отмечая, что видовым объектом для налоговых преступлений в целом
служат общественные отношения по производству продукции, оказанию услуг, а
также их потреблению, обосновывают такую точку зрения, ссылаясь при этом на
Общероссийский классификатор видов деятельности[3], в
соответствии с которым экономическая деятельность имеет место тогда, когда
ресурсы объединяются в производственный процесс, цель которой — производство
продукции (оказание услуг).
Ряд авторов определяют видовой
объект как установленный федеральным законом порядок общественных отношений в
сфере налогообложения и уплаты налогоплательщиками налогов[4].
Можно встретить и точку зрения, согласно которой объектом налоговых
преступлений выступают общественные отношения в финансовой области,
обеспечивающие формирование бюджета или внебюджетных фондов при помощи налогов
и сборов[5].
А.А. Рябов и Н. А. Соловьева утверждают, что налоговое преступление
совершенно справедливо определяется в научной литературе как деяние,
осуществляемое в рамках экономический деятельности субъекта и посягающее на
регулируемые законодательством о налогах и сборах общественные отношения в
части формирования бюджета[6].
Таким образом, можно заметить,
что, несмотря на некоторые различия, существует общая линия, согласно которой
разделы Особенной части УК РФ соответствуют родовому объекту преступления, а
главы — видовому объекту. Мнение ряда авторов совпадает с позицией
законодателя, они считают необходимым при определении объекта налоговых
преступлений «в первую очередь принять во внимание их экономическую
составляющую»[7].
А.И. Сотов, рассматривая в качестве объекта преступления,
предусмотренного ст. 199 УК РФ общественные отношения, которые возникают между
организацией-налогоплательщиком и государством, вытекающие из установленной
законодательством обязанности первого уплатить определенные суммы налогов в
бюджеты различного уровня, а последнего — проконтролировать правильность их
исчисления и уплаты, полагал, что налоговые преступления должны размещаться в
разделе X УК РФ «Преступления против государственной власти и управления»[8].
Эта позиция подвергается критике в научной литературе, так как
основывается на отождествлении экономической деятельности с
предпринимательством. Противники порядка управления в качестве объекта
налоговых преступлений отмечают, что существо экономической деятельности есть
не только создание, но и потребление экономических благ, а процесс потребления,
в свою очередь, немыслим без системы бюджетно-налогового перераспределения, а
так как в результате уклонения от уплаты налогов государство утрачивает
платежеспособность, следовательно, они приходят к выводу, что основной ущерб
причиняется именно его финансовой деятельности, а не системе управления[9].
Давая определение государству, многие авторы выделяют два основных
признака этого термина: «организация» и «управление», отсюда государство есть
организация, осуществляющая управление общественными процессами[10].
Для того чтобы выполнять свои задачи и функции по управлению обществом,
государственная власть помимо государственного аппарата опирается на
материальные ресурсы[11].
Таким образом, общественная опасность налоговых преступлений состоит не
просто в том, что государство утрачивает платежеспособность при уклонении от
уплаты налогов. Неуплата налогов лишает государство возможности осуществлять
его главную функцию — управление обществом, то есть государство лишается
возможности обеспечивать жизнедеятельность общества, так как функциональная
роль налогов заключается, прежде всего, в аккумулировании финансовых ресурсов в
руках государства для выполнения возложенных на него функций.
Считаем, что ошибочное определение объекта налоговых преступлений может
привести к недооценке их общественной опасности. Согласно п. 1 постановления
Пленума Верховного суда РФ от 26 ноября 2019 г. № 48 «О практике применения
судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые
преступления» общественная опасность уклонения от уплаты налогов и сборов
заключается в непоступлении де нежных средств в бюджетную систему Российской
Федерации[12].
Соответственно, неуплата налога, повышая нагрузку на государственный
бюджет, подрывает основы экономического развития государства, причиняет вред
всему обществу, понижая в нем уровень безопасности, усиливая социальную и
политическую напряженность, ослабляя государственную власть. Поэтому считаем
целесообразным поддержать точку зрения, согласно которой налоговые преступления
посягают на общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование
государственной власти и поддержание порядка управления. 1.2. Субъективные признаки налоговых
преступлений
Для соблюдения общеправовых и специальных принципов
квалификации налоговых преступлений необходимо дать правильную
уголовно-правовую оценку, определить субъект и субъективную сторону отдельно
взятого преступления и проанализировать присущие ему признаки. Относительно
субъективной стороны состава налоговых преступлений существуют проблемы
определения формы их вины. В соответствии с п. 6 постановления Пленума
Верховного суда РФ от 26 ноября 2019 г. № 48 «О практике применения судами
уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления»,
субъектом преступления, предусмотренного ст. 198 УК РФ может являться только
физическое лицо (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо
без гражданства) – в силу ст. 11 НК РФ это может быть индивидуальный
предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность без учреждения
юридического лица, но зарегистрированный надлежащим образом; частный [1] . Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической
деятельности по уголовному праву России. СПб., 2017.С.144 [2] Налоговые преступления: уголовная ответственность,
проблемы квалификации : научно-практическое пособие / Е.В. Белов, А. А.
Харламова ; отв. ред. Н.Г. Кадников. М., 2016 [3] ОК 034—2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор
продукции по видам экономической деятельности в ред. от 03.05.2017 // утв.
Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст. Доступ из справ.-правовой системы
«КонсультантПлюс» [4] . 101 термин налогового права: краткое законодательное и
доктринальное толкование. М., 2015. [5] Володина Н.В. Уклонение от уплаты налогов как налоговое
преступление, угрожающее национальной безопасности современной России //
Современное право. 2017. № 1. С. 96—101 [6] . Рябов А.А., Соловьева Н.А. О проблеме межотраслевых
связей уголовного, налогового и гражданского права // Законы России: опыт,
анализ, практика. 2016. № 8. С. 66—71. [7] Глебов Д.А., А.И. Ролик А.И. Налоговые преступления и
налоговая преступность. СПб., 2015.С.103 [8] . Сотов А.И. Уголовная ответственность за нарушения
налогового законодательства // Ваш налоговый адвокат. Советы юристов : сб.
статей. М., 2017. Вып. 1. С. 270—271 [9] Глебов Д.А., А.И. Ролик А.И. Налоговые преступления и
налоговая преступность. СПб., 2015. [10] Омелехина Н.В. К вопросу о фискальном суверенитете
государства // Вестник НГУ. Серия: Право. 2014. Т. 10, вып. 1. С. 17—23 [11] Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2018. [12] Постановление Пленума Верховного суда РФ от 26 ноября
2019 г. № 48 «О практике применения судами уголовного законодательства об
ответственности за налоговые преступления»//Российская газета 06.12.2019 № 276