Курсовая с практикой на тему Налоговые льготы: специфика и особенности применения в России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Роль налогов в экономической системе страны. Налоговые льготы 6
1.1 Характеристика налоговой системы страны. Основные принципы налогообложения в современном мире 6
1.2 Понятие налоговых льгот 9
2 Эффективность налогового регулирования и применения налоговых льгот в экономике РФ 12
2.1 Анализ текущего состояния налоговой политики РФ и ее нагрузки на экономику 12
2.2 Практические аспекты применения налоговых льготв РФ 20
2.3 Налоговые меры борьбы с последствиями пандемии COVID-2019 30
2.4 Зарубежный опыт налогового стимулирования 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
Введение:
Актуальность исследовани. Несмотря на значительное количество научных работ о налоговых льготах, тема института налоговых льгот в настоящее время не потеряла актуальность. Налоговые льготы — это инструмент современной налоговой и бюджетной политики, позволяющий государству и муниципальным образованиям решать стоящие пред ними задачи по обеспечению стимулирования развития отдельных отраслей экономики, экономической поддержки доходов определенных категорий граждан, поощрения инвестиционной деятельности, приводящие к росту благосостояния населения страны. По мнению автора, проблема низкой эффективности и результативности налоговых льгот кроется в отсутствии сводной обобщенной информации о видах предоставляемых налоговых льгот, их целевой направленности и нормативной величине, установленных законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и нормативными актами представительных органов муниципальных образований.
Несмотря на определенный научно-теоретический вклад в разработанность рассматриваемой проблемы такими авторами, как Алешин В. А., Овчинников В. Н. и Челышева Э. А, Миронова О. А., Абашева Н.С., Сенчагов В. К., Лопатина Т. М. и т.д. в большинстве своем исследования носят разрозненный характер. Отсутствуют комплексные труды, обобщающие международный опыт по обеспечению эффективности налоговой политики и налоговой безопасности, которые должны пониматься не изолированно друг от друга, а как подсистемы внутренне единой, целостной системы экономической безопасности. Это обуславливает актуальность и практическую значимости выбранной темы.
Целью данной работы является изучение специфика налоговых льгот и особенности их применения в России.
В рамках поставленной цели выделены следующие задачи:
определить место налогов в системе экономической политики государства;
исследовать понятие налоговых льгот;
оценить эффективность применения налоговых льгот;
изучить зарубежный опыт налогового стимулирования.
Объектом исследования является налоговая политика РФ.
Предметом исследования – система оценки эффективности налоговой политики РФ.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных ученых в области экономической безопасности, финансов, теории управления, налогов и налогообложения, представленные в публикациях, монографиях, а также рабочих докладах по результатам заседаний и конференций международных научных организаций.
Информационную базу исследования составили информационные и аналитические материалы Федеральной налоговой службы России; доклады и аналитические материалы Организации экономического сотрудничества и развития, Всемирного банка, Международного валютного фонда, Европейского комитета; статистические данные Федеральной службы государственной статистики России (Росстат); нормативно-правовые и программные документы.
В работе раскрыты роль и значение реестров налоговых льгот, освобождений и иных преференций, установленных Российской Федерацией (далее реестры налоговых льгот), перечней налоговых расходов РФ, обозначены отдельные проблемы содержания указанных реестров и перечней, в виде неразграничения в них налоговых льгот от иных преференций. Определены признаки налоговых льгот, позволяющие отделить налоговые льготы от преференций. На примере налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций обозначены проблемы отнесения отдельных преимуществ к налоговым льготам. В конце работы сделаны соответствующие выводы, с обозначением проблемных вопросов и предложений по их решению. Предложено понятие налоговых льгот.
Заключение:
В заключение необходимо отметить, что тема влияния налоговых стимулов на рост российской экономики, стала основополагающей на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей. Президент России поручил Правительству выработать единый подход к налоговым нововведениям в виде льгот. От введенных налоговых льгот не должен пострадать бюджет страны
В работе раскрыты роль и значение реестров налоговых льгот, освобождений и иных преференций, установленных Российской Федерацией (далее реестры налоговых льгот), перечней налоговых расходов РФ, обозначены отдельные проблемы содержания указанных реестров и перечней, в виде неразграничения в них налоговых льгот от иных преференций. Определены признаки налоговых льгот, позволяющие отделить налоговые льготы от преференций. На примере налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций обозначены проблемы отнесения отдельных преимуществ к налоговым льготам.
Межстрановые различия в налоговом составе и доходах зависят от целей правительства и его способности эффективно собирать налоги. Согласно исследованию МВФ, страны с самым низким уровнем коррупции собирают в среднем на 4% ВВП больше налоговых поступлений, чем страны с более высоким уровнем коррупции.
Налоги действительно влияют на поведение экономических агентов и снижают благосостояние тех, кто несет наибольшее налоговое бремя. Таким образом, оптимальная налоговая система должна минимизировать негативное влияние на благосостояние и производительность налогоплательщиков, максимизировать положительный эффект распределения и исправлять рыночные сбои (например, налогообложение употребления алкоголя и табака призвано ограничить потребление этих продуктов, поскольку они оказывают негативное влияние на здоровье и продуктивность человека; то же самое можно сказать о налогах на загрязнение и налогах на бензин). Другими словами, он должен соответствовать определенным принципам.
Основные выводы второго раздела можно представить следующим образом:
1. В законодательстве о налогах и сборах льготы могут быть предусмотрены как по налогам и сборам, так и по страховым взносам.
2. Пониженные ставки по налогам не являются налоговыми льготами, если иное не предусмотрено в законодательстве о налогах и сборах. Такие преимущества относятся к преференциям.
3. Причиной отсутствия в федеральных реестрах и перечнях точной информации о налоговых льготах является неопределенность понятия налоговых льгот.
4. Установление налоговых льгот вызвано необходимостью достижения определенных целей: социального, стимулирующего или технического характера. Отсутствие в законодательстве о налогах и сборах целей установления льгот не позволяет правильно оценить необходимость их введения и эффективность применения. Предлагается в статье 52 НК РФ отразить цели установления налоговых льгот.
5. К проблемам налоговых льгот следует отнести неопределённость категории «преимущества» как части понятия налоговых льгот.
Для решения указанной проблемы предлагается два варианта решения.
Вариант 1. Определить закрытый перечень преимуществ(видов налоговых льгот).
Вариант 2. Определить базовый перечень налоговых льгот, с указанием, что могут быть введены и другие налоговые льготы, названные в таком качестве в законодательстве о налогах и сборах. Очевидно, второй вариант будет более предпочтителен, поскольку не приведет к сужению базы инструментов льготирования.
6. Отсутствие критериев разграничения налоговых льгот от освобождений и иных преференций. Проблема выделения льгот от преференций может быть решена путем определения понятия преференции. Преференции -это освобождения и иные преимущества, не являющиеся налоговыми льготами
7. Применение налоговых льгот является правом налогоплательщика, а не обязанностью.
Таким образом, по мнению автора, под льготами по налогам и сборам признаются права, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, на применение предусмотренных законодательством о налогах и сборах преимуществ по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Аналитический раздел работы был проведен на примере малых и средних предприятий.
После проведенного исследования было предложено установить пороговое значение индекса неэффективности (угрозы) налоговой политики на уровне не более 70-80%.
Согласно вышеприведенным данным, Россия находилась в критической зоне весь исследуемый период. При этом, среднее значение индекса превышает верхнюю граница порогового коридора на 38,9%. Стоит отметить, что в отдельные года наблюдались значительные колебания данного показателя. Так, в 2012 индекс неэффективности демонстрировал минимальное значение (99,5%). Примечательно, что именно в 2012 г. наблюдался максимальный за период с 2011 по 2020 г. скачок налоговых поступлений (на 27,8%), а рост самый значительный прирост налоговой задолженности происходил в 2012-2013 гг. С 2013 г. индекс угрозы не приобретал значения ниже, чем 110%, при этом в 2019 г. он достиг максимума – 150%, что взаимоувязывается с очередным скачком в налоговой задолженности (снижением налоговой дисциплине) и резким снижением налоговых поступлений.
Фрагмент текста работы:
1 Роль налогов в экономической системе страны. Налоговые льготы
1.1 Характеристика налоговой системы страны. Основные принципы налогообложения в современном мире
Чтобы охарактеризовать налоговую систему Российской Федерации, необходимо изучить теоретические основы ее построения, рассмотреть принципы и основные функции.
Несмотря на то, что понятие налогообложения является довольно старым, нынешним налогам всего около 200 лет — первый современный подоходный налог был введен в Великобритании в 1799 году, а в США правительство ввело первый подоходный налог с физических лиц в 1861 году. в начале 20 века крупнейшие индустриальные экономики мира собирали менее 10% ВВП в виде налоговых поступлений, в настоящее время некоторые страны с развитой экономикой накапливают более 40% ВВП. Столь большие различия в налогообложении и масштабах государственного управления во всем мире можно объяснить различными предпочтениями и потребностями общества в предоставлении товаров и услуг с учетом существующих ограничений. Во многих европейских странах граждане платят относительно высокие налоги и взамен получают множество общественных товаров и услуг, которые недоступны в странах с низкими налогами. С другой стороны, есть правительства, которым не хватает возможностей собирать достаточно налогов для финансирования предоставления общественных благ, необходимых обществу.
Межстрановые различия в налоговом составе и доходах зависят от целей правительства и его способности эффективно собирать налоги. Согласно исследованию МВФ, страны с самым низким уровнем коррупции собирают в среднем на 4% ВВП больше налоговых поступлений, чем страны с более высоким уровнем коррупции.
Налоги действительно влияют на поведение экономических агентов и снижают благосостояние тех, кто несет наибольшее налоговое бремя. Таким образом, оптимальная налоговая система должна минимизировать негативное влияние на благосостояние и производительность налогоплательщиков, максимизировать положительный эффект распределения и исправлять рыночные сбои (например, налогообложение употребления алкоголя и табака призвано ограничить потребление этих продуктов, поскольку они оказывают негативное влияние на здоровье и продуктивность человека; то же самое можно сказать о налогах на загрязнение и налогах на бензин). Другими словами, он должен соответствовать определенным принципам.
Основные принципы налогообложения в современном мире:
Справедливость: налогоплательщики в аналогичном финансовом состоянии должны платить аналогичные суммы налогов. Этот принцип требует справедливого распределения налогового бремени между налогоплательщиками. Это подразумевает, что налогоплательщики с одинаковым уровнем дохода должны платить одинаковую сумму налогов (горизонтальная справедливость) и что налогоплательщики с большей платежеспособностью должны платить больше, чем те, у кого более низкая платежеспособность (вертикальная справедливость). Последний аспект решается с помощью различных схем налогообложения: прогрессивных (богатые налогоплательщики платят более высокую долю своего дохода в виде налогов, чем бедные налогоплательщики); регрессивный (налогоплательщики с низкими доходами платят большую долю своего дохода в виде налогов); пропорциональная / фиксированная ставка (все налогоплательщики платят одинаковую долю своего дохода в виде налогов).
Простота и легкость соблюдения: налогоплательщики должны легко понимать, почему взимается налог и как соблюдать налоговые правила.
Прозрачность и определенность: налогоплательщики должны понимать, когда и где они платят налоги, и легко видеть связь между их налоговым бременем и объемом предоставляемых им общественных благ и услуг.
Простота администрирования: необходимо минимизировать расходы на сбор налогов. Важно соблюдать баланс между стоимостью обеспечения соблюдения налоговых требований и уровнем соблюдения налоговых требований.
Нейтралитет: налоговая система должна минимизировать экономическую неэффективность и потери благосостояния и быть нейтральной по отношению к поведению экономических агентов (за исключением случаев, когда налоги преднамеренно предназначены для изменения поведения).
В целом, эти принципы призывают к низким ставкам налогов, налагаемым на широкую налоговую базу и ограниченному списку освобождений, хотя реализация принципа справедливости в разных обществах рассматривается по-разному. В рамках одной налоговой системы сложно полностью реализовать все принципы. По-прежнему существуют налоги, которые взимаются с определенных категорий людей или потребления (налоги на предметы роскоши, налоги на алкоголь и табак, налог на азартные игры и т. Д.).
Различные правительства комбинируют разные схемы налогообложения, вводят налоговые льготы или используют возврат налогов для достижения своих целей налоговой политики, которые в настоящее время часто выходят за рамки сбора доходов. Прожиточный минимум может освобождаться от подоходного налога, некоторые товары, которые считаются предметами первой необходимости, могут освобождаться от налога с продаж или налога на добавленную стоимость, предметы роскоши или подарки могут облагаться налогом по более высоким ставкам, чем трудовой доход и так далее. Чем выше неравенство в обществе, тем рациональнее использовать прогрессивную шкалу налогообложения, в то время как в странах с более справедливым распределением доходов может быть предпочтительнее фиксированная налоговая система, поскольку она считается справедливой по отношению к налогоплательщикам.
Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Налоговым кодексом. В России существует трехуровневая налоговая система, состоящая из федеральных, региональных и местных налогов, что соответствует международному опыту федеральных земель.
Основным законодательным актом о налогах является Налоговый кодекс Российской Федерации, который состоит из двух частей, регулирующих как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по отдельным видам налогов.