Курсовая с практикой на тему Налоговая система РФ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты функционирования налоговой системы 5
1.1. Понятие налоговой системы, ее
роль и принципы построения 5
1.2. Основные элементы налоговой системы,
их характеристика 10
1.3. Методы оценки эффективности
налоговой системы 13
Выводы по главе 1 15
Глава 2. Анализ эффективности налоговой
системы РФ 16
2.1. Общая характеристика налоговой
системы России 16
2.2. Анализ фискальной эффективности
налоговой системы РФ 18
2.3. Оценка влияния налоговой
системы страны на деятельность компаний 25
Выводы по главе 2 30
Глава 3. Проблемы и пути
совершенствования налоговой системы РФ 31
3.1. Основные проблемы налоговой
системы РФ на современном этапе 31
3.2. Перспективы оптимизации
налоговой системы России 37
Выводы по главе 3 40
Заключение 41
Список литературы 43
Введение:
Налоги являются объективно необходимым элементом финансового
хозяйства любого современного государства. За счет налогов формируется
подавляющее большинство доходов бюджетов разных уровней, что позволяет
аккумулировать централизованные финансовые ресурсы с целью финансирования
создания общественных благ надлежащего качества и количества.
Учитывая значительную роль налогообложения, каждое
государство формирует свою налоговую систему, структура которой зависит от
множества факторов, в том числе от территориального устройства страны,
исторических предпосылок, уровня доходов населения и т.п.
Для РФ сегодня особенно актуальным является анализ принципов
построения налоговой системы и оценка ее эффективности с целью выявления
проблем и разработки путей оптимизации системы налогообложения. Актуальность этих
вопросов возрастает в условиях реформирования российской системы
налогообложения.
Исходя из этого, целью исследования в данной курсовой работе
стало проведение анализа особенностей и эффективности налоговой системы
Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью задачи исследования были
сформулированы следующим образом:
—
определить понятие налоговой системы, ее роль и
принципы построения;
—
охарактеризовать основные элементы налоговой
системы;
—
рассмотреть методы оценки эффективности
налоговой системы;
—
дать общую характеристику налоговой системы
России;
—
провести анализ фискальной эффективности
налоговой системы РФ;
—
оценить влияние налоговой системы страны на
деятельность компаний;
—
выделить основные проблемы налоговой системы РФ
на современном этапе;
—
изучить перспективы оптимизации налоговой
системы России.
Объектом исследования в данной курсовой работе выступают
финансово-экономические отношения в сфере налогообложения.
Предметом исследования является налоговая система Российской
Федерации.
Среди методов исследования в работе использован системный
подход, методы анализа и синтеза, метод критического анализа научной
литературы, методы сравнения и обобщения, методы статистического анализа
(анализ динамики и структуры, коэффициентный анализ).
Курсовая робота состоит из введения, трех глав, заключения и
списка литературы. Первая глава посвящена анализу научных положений по теме
исследования. Во второй главе проведен анализ эффективности налоговой системы
РФ на современном этапе. Третья глава содержит в себе анализ проблем и
перспектив оптимизации налоговой системы РФ.
.
Заключение:
Проведенное исследование дало возможность установить
сущность понятия «налоговая система» как совокупности установленных действующим
законодательством налогов и сборов, а также субъектов налогового
администрирования. Главным составляющим налоговой системы определены налоги,
характеризующиеся такими признаками как законность, обязательность,
индивидуальная безвозмездность, обеспеченность государственным принуждением,
ненаказательный и неконтрибуционный характер, целевой характер. Анализ
эффективности налоговой системы предусматривает использование различных групп
показателей (абсолютных и относительных), а также различных методов
исследования. Наиболее часто в ходе анализа оценивают динамику налоговых
поступлений, а также их структуру, оценивают соотношение налоговых поступлений
и ВВП или ВРП в разных субъектах РФ.
Налоговая система РФ на сегодня включает федеральные
региональные и местные налоги. Об ее фискальной эффективности свидетельствует
то, что в динамике растет объем налоговых поступлений в консолидированный
бюджет РФ. Так, в 2019 году этот показатель составил 22737,3 млрд. руб. Это на
1408,8 млрд. руб. или на 6,61% больше по сравнению с предыдущим 2018 годом.
Анализ показал, что основную долю налоговых поступлений обеспечивает НДПИ,
налог на прибыль юридических лиц, НДС, а также налог на прибыль физических лиц.
Что касается влияния налоговой системы на деятельность
предпринимательских структур, то для его оценки использованы данные ежегодного
международного рейтинга легкости ведения бизнеса Doing Business. Их анализ
показал, что в РФ наблюдается довольно высокий уровень налоговой нагрузки на
прибыль предприятий – 46,2%, тогда как в среднем по миру она составляет около
33-34 %. Но положительным является снижение данного показателя в динамике, а
также небольшое количество налоговых платежей предприятий в РФ по сравнению со средним
количеством налогов в других странах мира.
Основными проблемами системы налогообложения в РФ на сегодня
является проблема уклонения от налогов, дестимулирующее влияние налогов на
экономику и инвестиционную активность предпринимателей, значительные затраты
времени на налоговый учет и составление отчетности.
Основными направлениями оптимизации налоговой системы РФ на
современном этапе является повышение ее стимулирующей функции. Этому может
способствовать замена налога на прибыль организаций налогом на выведенный
капитал. Это не только создаст стимулирующий эффект и повысит инвестиционную
активность предприятий, но и снизит частоту уклонения от налога на прибыль.
Также важно обеспечить стабильность налоговой системы страны, реализовать
дальнейшую автоматизацию процесса администрирования налогов, что будет
способствовать сокращению затрат времени предпринимательских структур на
налоговый учет и составление налоговой отчетности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты функционирования налоговой системы 1.1. Понятие налоговой системы, ее роль и
принципы построения Понятие «налоговая система» относится к наиболее сложным
проблемам экономической науки. Несмотря на значительное количество
доктринальных формулировок данного понятия, до сих пор в литературе отсутствует
единое научно обоснованное понимание ее сущности [23, с.28].
Анализ литературных источников свидетельствует о том, что в
научных кругах часто отождествляются понятия «налоговая система», «система
налогов» и «система налогообложения». В тоже время, некоторые авторы
подчеркивают разницу этих терминов. Так, например, А. Барин отмечает, что «под
системой налогов и сборов понимают совокупность установленных действующим
законодательством государства налогов и сборов; под системой налогообложения –
совокупность установленных действующим законодательством государства налогов и
сборов, а также механизмов и способов их расчета и уплаты в бюджет и другие
государственные целевые фонды; налоговая же система – это совокупность
установленных действующим законодательством государства налогов и сборов, а так
же механизмов и способов их расчета и уплаты, а так же субъектов, которые
обеспечивают администрирование и поступление налогов и сборов в бюджет и другие
государственные целевые фонды» [2].
Таким образом, понятие «налоговая система» является более
широким и более содержательным в сравнении с выделенным нами синонимическим
рядом терминов. Исходя из приведенного определения исследуемого понятия, в его
структуру входят:
1) налоги
и сборы;
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы развития налоговой системы РФ 5
1.1. Понятие и сущность налоговой системы 5
1.2. Принципы построения налоговой системы РФ 8
2. Анализ состояния развития налоговой системы РФ 14
2.1. Современная налоговая система РФ 14
2.2. Состояние налоговой системы РФ 21
3. Проблемы и перспективы развития налоговой системы РФ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Введение:
Актуальность темы. В сложившихся обстоятельствах международного и регионального налогового соперничества налоговый климат в стране проявляется в действенности налоговой системы и ее конкурентоспособности. Данный факт проявляется через показатель налоговой нагрузки.
Налоговая система выступает одной из форм общественных и государственных институтов и представляет собой сложную экономико-правовую конструкцию.
Эффективное функционирование экономики страны зависит от того, насколько правильно построена налоговая система. В условиях рыночных отношений система налогообложения является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма регулирования экономики.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что налоги это — один из основных источников пополнения бюджета любой страны, непосредственно влияющий на развитие рыночных отношений. В зависимости от того, насколько хорошо функционирует налоговая система, зависит объем бюджета, что непосредственно влияет и на благосостояние граждан.
Проблема повышения эффективности мобилизации налоговых поступлений в государственный бюджет возникла одновременно с появлением самих налогов, еще во времена древней Греции, существовала в средние века и продолжает повсеместно оставаться актуальной в настоящее время, в том числе и в России.
Решение проблемы повышения эффективности налоговых поступлений в бюджетную систему страны требует формирования и применения на практике гибкой стратегии налоговых органов, основанной на качественном анализе и планировании заданий поступления налогов и сборов в бюджетную систему страны.
Объектом исследования курсовой работы является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления финансовой деятельности государства и муниципальных образований, связанной с обеспечением эффективного развития налоговой системы РФ.
Предметом курсовой работы является совокупность теоретических и практических проблем, обуславливающих развитие действующей налоговой системы РФ.
Целью курсовой работы является анализ современной налоговой системы РФ, а также разработкой предложений по ее совершенствованию.
Задачи курсовой работы:
— раскрыть понятие и сущность налоговой системы;
— изучить принципы построения налоговой системы РФ;
— рассмотреть современную налоговую систему Российской Федерации;
— проанализировать состояние налоговой системы Российской Федерации;
— выявить проблемы и перспективы налоговой системы Российской Федерации.
В процессе работы применялись системный, институциональный и структурно-функциональный подходы, на основе которых проведен комплексный анализ деятельности налоговой системы. При изучении поставленной проблемы были использованы законодательные и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации.
Структурно курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Подводя итог проведенному исследованию, можно сформулировать следующие основные выводы и положения.
Понятие «система налогов» более узкое по сравнению с понятием «налоговая система». Мы предлагаем следующие определения. Налоговая система — это комплекс мероприятий, установленных в государстве, направленных на достижение полноты доходной части бюджета с целью эффективного функционирования государственных органов, экономики страны в целом. Система налогов — это законодательно учрежденные на определенной территории налоги и сборы, а также системный контроль за их поступлением в бюджет.
Мы выделяем четыре группы принципов налоговой политики:
1. базовые принципы построения налоговой системы;
2. принципы, обуславливающие соблюдения интересов налогоплательщиков;
3. принципы, обеспечивающие основы налогового федерализма;
4. базовые принципы налогового администрирования.
Необходимо отметить, что в современной российской теории и практике проблема принципов налогообложения не нашла глубокого научного обоснования, что привело к снижению эффективности налоговой политики в том числе и на уровне субъектов РФ. Отдельные принципы налогообложения отражены в НК РФ (ст.3), мы полагаем, что в законодательстве необходимо обосновать более расширенную классификацию с четким разграничением на принципы налогообложения и построения налоговой политики.
Налоговая система государства — это налоги государственного уровня и местные налоги, уплачиваемые в различные бюджеты, формы и методы их существования и реализации, изменения, отмены, начисления, уплаты и взыскания, а также обеспечение привлечения к ответственности за совершение правонарушений в сфере налогообложения и организация работы налогового контроля.
Налоговая система Российской Федерации включает в себя всю совокупность взимаемых налоговых платежей.
Налоговые поступления составляют почти 70 % от объема доходов консолидированного бюджета Российской Федерации, что иллюстрирует эффективность действующей налоговой системы.
В ходе проведенной оценки налоговых поступлений было выявлено, что они формируются, в основном, за счет НДПИ, НДС, а также НДФЛ и налога на прибыль. Роль налоговых поступлений в формировании доходов Российской Федерации заключается в том, что они считаются наиболее важным инструментом регулирования взаимоотношений в экономике, и занимают более половины доходов бюджета РФ. На данном этапе все большим резервом роста налоговых поступлений становится система налогового администрирования, отвечающая требованиям современной экономики. Она обладает способна противостоять внешним вызовам, а следовательно обеспечивать стабильные доходы бюджетов всех уровней.
На современном этапе трансформации экономической системы России важным условием ее целостности и стабильности является эффективное функционирование ее подсистем, в том числе налоговой системы. Одним из важнейших направлений налоговой политики в долгосрочной перспективе является поддержание такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создает препятствий для устойчивого экономического роста, а с другой — отвечает потребностям в бюджетных доходах для предоставления важнейших государственных услуг. Также Правительство РФ должно совершенствовать элементы налогов и сборов с учетом происходящих изменений в социально–экономическом развитии страны.
Описанный в третьей главе курсовой работы комплекс мер — это лишь малая часть большой работы по совершенствованию экономики России, и её законодательства, которое необходимо выполнить.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические основы развития налоговой системы РФ
1.1. Понятие и сущность налоговой системы
Государство существует до тех пор, пока действуют налоги. Это оправданная экономическая категория, за счет налогов содержится государственный аппарат, армия, прочие сферы. Налог имеет двойственную природу: с одной стороны, это правовая, а с другой — экономическая категория. Так, М.М. Алексеенко выражает следующее мнение о двойственной природе налога: «С одной стороны, налог — один из элементов распределения, одна из составных частей цены… С другой стороны, установление, распределение, взимание и употребление налогов составляет одну из функций государства» . Отсюда он делает вывод о том, что налог — это и экономическое, и политико-правовое явление общественной жизни. Экономическая сторона налогов направлена на материальную выгоду государства. Поддерживает ее правовая природа налога, которая определена правом государства взимать налоги, а для граждан — обязанностью их уплачивать, что вытекает из сути существования государства и его учреждений.
Такой компромисс между государством и обществом регламентируется конституциями. Так, в Конституции Российской Федерации ст. 57 определяет обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги, в ст. 57, 71 п. «з», 73, 132 ч. 1 отмечается, что установление налогов и сборов осуществляется федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Налоги и сборы в свою очередь составляют часть налоговой системы государства.
В Российской Федерации установлена трехуровневая налоговая система, как и в большинстве зарубежных стран. В США, хотя и установлена трехуровневая система налогов, тем не менее штатам дано право вводить свои налоги. Налоговая система Германии отличается разветвленностью: налоги подразделяются на три группы по своему назначению. Франция поделила налоги не по бюджетам, а на прямые и косвенные. В Италии налоги поделены на федеральные и местные. В Великобритании также принята двухуровневая налоговая система. В свое время еще Адам Смит сформулировал основные требования к формированию налоговой системы: обязательность и определенность налогообложения, удобство уплаты налога, не- отягощенность налогами .
Введение налога еще не означает его поступление в бюджет. Чтобы у государства были денежные средства, необходимо принудительно собрать этот налог или стимулировать налогоплательщика к самостоятельной уплате налога. Эти факторы можно соединить в понятии «налогообложение». Налогообложение определяют как «определенную совокупность экономических и организационно-правовых отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения преимущественно денежной формы стоимости и выражающая собой одностороннее, безэквивалентное, принудительно-властное изъятие части доходов корпоративных и индивидуальных собственников в общегосударственное пользование» . Следовательно, налогообложение — это деятельность государства|по|установлению, вве¬дению и взиманию налогов.
Цель налогообложения — это создание и поддержание стабильной экономики государства и роста благосостояния граждан. Для обеспечения такой стабильности необходимы денежные ресурсы. Частично это могут быть доходы от собственных источников государства, например продажи государственного имущества или ценных бумаг. Однако в рыночной экономике преобладает частная собственность. Задача государства с минимальным уроном для частного бизнеса изъять часть прибыли организаций и граждан в виде налогов. Для этого необходимо выстроить эффективную налоговую систему.
Налоговая система складывалась в ходе экономического развития общества, государственной организации с помощью теоретических выкладок ученых, экономистов, философов еще с древнейших времен. Исторически сло¬жились два основных блока теорий налогов: общие, которые включают в себя несколько теорий, и частные теории налогов .
С раннего средневековья до современности продолжается изучение теории налогов. Российское законодательство не дает определения системы налогов и сборов, а лишь описывает ее структуру. Справедливо будет заметить, что в теории налогообложения также отсутствует четкое определение понятия «система налогов». Подразумевается, что система налогов — это часть налоговой системы в целом. Традиционно налоговая система определяется как совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке.
На взгляд авторов, это узкое определение, характеризующее только одну сторону налоговых отношений по установлению и взиманию налогов. Более полным, по нашему мнению, является определение С.Г. Пепеляева, который трактовал налоговую систему как «совокупность установленных в государстве существенных условий налогообложения» . Под такими условиями ученый понимал принципы налогообложения, систему налогов, порядок установления и взимания налогов и другие элементы налогообложения.
А.В. Брызгалин определял налоговую систему как «взаимосвязанную совокупность всех существующих в государстве общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения и имеющих экономический, политический, организационный и правовой характер» . К.С. Бельский определяет налоговую систему как «.основанную на определенных принципах совокупность взаимосвязанных частей (элементов) в сфере налогообложения, к которым относятся налоговая платежеспособность граждан страны, система установленных законом налогов и сборов, налоговая администрация, методы налогового администрирования» . Д.Г Черник понимает под налоговой системой «сложное образование, включающее в себя органически взаимосвязанные подсистемы: подсистему налогообложения и подсистему налогового администрирования» .
Из проведенного исследования становится очевидно, что понятие «система налогов» более узкое по сравнению с понятием «налоговая система». Мы предлагаем следующие определения. Налоговая система — это комплекс мероприятий, установленных в государстве, направленных на достижение полноты доходной части бюджета с целью эффективного функционирования государственных органов, экономики страны в целом. Система налогов — это законодательно учрежденные на определенной территории налоги и сборы, а также системный контроль за их поступлением в бюджет.