Курсовая с практикой на тему Налогообложение малых предприятий: проблемы и пути их решения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Теоретические аспекты
налогообложения малого предпринимательства. 6
1.1 Общая система налогообложения для
малого предпринимательства. 6
1.2 Упрощенная система
налогообложения (УСН) 15
1.3 Система налогообложения в виде
единого налога на вмененный доход (ЕНВД) 20
1.4 Патентная система налогообложения. 23
2. Налогообложение ООО «Этажи». 28
2.1 Экономическая характеристика
деятельности ООО «Этажи». 28
2.2 Анализ применяемой системы
налогообложения. 32
2.3 Перспективы применения
специальных налоговых режимов. 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 61
Введение:
Актуальность темы
исследования. В национальной экономике субъекты малого предпринимательства
создают необходимую конкурентную среду в силу присущей им гибкости,
динамичности и способности занимать новые ниши на потребительском рынке в
условиях изменчивости экономической конъюнктуры. Кроме того, они
характеризуется способностью к генерации полезных социальных эффектов в виде
создания новых рабочих мест, формирования среднего класса, предоставления
потребителю качественных товаров и услуг исходя из его потребностей. В
соответствии с этим малое предпринимательство становится важнейшим двигателем
инновационного развития в экономике.
Следует отметить, что,
несмотря на рыночные реформы, проводимые в России в течение уже нескольких
десятилетий, и некоторое оживление субъектов малого предпринимательства после
2000 года, связанное с тенденцией к слабоустойчивому увеличению числа малых
фирм, развитие отечественного малого предпринимательства не достигло желаемого
состояния: оно так и не стало играть ту важную роль в жизни общества, которая
ему изначально предназначалась. Кроме того, малое предпринимательство не стало
источником инноваций и создания рабочих мест, его технологический уровень
значительно ниже, чем у его крупных аналогов.
Эффективная налоговая
система – это один из важнейших факторов экономического роста страны. Именно
налоги составляют доходную часть федерального, региональных и местных бюджетов
страны, являясь основным источником доходов государства (это примерно 70-80%).
Уплата законно установленных налогов – основная конституционная обязанность
налогоплательщиков.
Налогообложение как
средство регулирования предпринимательской деятельности требует более
тщательного рассмотрения элементов налоговой системы для нахождения баланса
интересов государства и предпринимательства.
Наиболее остро встает
проблема уклонения от налогов, распространение различных схем ухода от налогов.
Важно отметить, что
механизм взимания налогов также играет существенную роль при расчете налоговой
нагрузки, а, следовательно, необходимо разрабатывать мероприятия,
способствующие укреплению налоговой ответственности и ее соблюдения, определять
эффективные методы контроля и взыскания.
Когда Россия перешла к
рыночной экономике главной задачей было применить такой экономический и
налоговый механизм, который бы не провоцировал бюджетные дефициты. Сегодня
ситуация изменилась. Некоторая стабильность, как в экономической, так и в
политической сфере позволяет говорить о государственном регулировании
предпринимательства и повышении темпов экономического роста в долгосрочной
перспективе. Поэтому и налоговая политика должна учитывать современные
тенденции предпринимательской деятельности.
Российская Федерация, как
и многие страны, столкнулись с проблемой, когда предприятие стремиться
использовать легальные методы уменьшения налоговых платежей. Это является
«оптимизацией налогообложения», или налоговым планированием.
Налоговое планирование
(НП) представляет собой одну из важнейших составных частей финансового
планирования (управления финансами) организации. Сущность НП заключается в том,
что каждый налогоплательщик имеет право использовать допустимые законом
средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых
обязательств. НП можно определить, как планирование финансово-хозяйственной
деятельности организации с целью минимизации налоговых платежей. Оно может
быть, как индивидуально направленным и носить адресный характер, так и
применяться в финансово-хозяйственной деятельности широкого круга хозяйствующих
субъектов.
Основными целями НП
являются оптимизация налоговых платежей, минимизация налоговых потерь по
конкретному налогу или по совокупности налогов, повышение объема оборотных
средств предприятия и, как результат, увеличение реальных возможностей для
дальнейшего развития организации, для повышения эффективности ее работы. За
счет облегчения налогового бремени путем изыскания наиболее рациональных
способов снижения налоговых обязательств организации получают дополнительные
возможности для максимального увеличения доходности финансово-хозяйственной
деятельности и для дальнейшего эффективного развития производства.
Объектом проведенного
исследования являются системы налогообложения, применяемые субъектами малого
предпринимательства. Предметом исследования выступает субъект малого бизнеса.
Целью данной работы
является изучение, анализ и решение проблем систем налогообложения в малом
бизнесе.
Для достижения этой цели
поставлены следующие задачи:
— рассмотреть виды и
особенности режимов налогообложения;
— дать общую
характеристику ИП Марцинюк Н.В.;
— проанализировать
систему налогообложения организации;
— разработать
рекомендации по совершенствованию налогообложения организации.
Заключение:
Малый бизнес
играет особенную роль экономике, без него рыночная экономика не может
оптимальным образом ни функционировать, ни развиваться, то есть он связывает
экономику в единое целое, являясь своеобразным фундаментом. Важными
особенностями и преимуществами МСП являются гибкость и умение быстро
приспособиться к изменениям в рыночной конъюнктуре, как следствие – оперативное
реагирование на рыночные запросы; быстрое изменение структуры производства при
наличии такой возможности и мобильность при организации работы; экономное
использование ресурсов, выражающееся, в том числе в уменьшении расходов на
содержание управленческих структур, повышенная скорость оборота капитала;
оперативное отражение изменения потребительского спроса, более лёгкий по
сравнению с крупными предприятиями отраслевой перелив рабочей силы и капитала.
Многочисленность малых
и средних предприятий
создаёт дополнительные возможности развития конкуренции, а также
характеризуется созданием условий работы, в которых не только сам предприниматель,
но и каждый его работник становятся заинтересованными в конечных результатах
работы.
По данным
Росстата, доля малого бизнеса наиболее велика в розничной торговле, сельском
хозяйстве, индивидуальном жилищном строительстве и образовании.
Государство,
понимая необходимость в развитии сектора малого и среднего предпринимательства,
проводит стимулирующую политику, в том числе при помощи налогообложения. Так,
Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) выделены, помимо общего,
специальные налоговые режимы.
Применение
упрощенной системы налогообложения является добровольным выбором
налогоплательщика, конечно если субъект предпринимательства подходит по
критериям применения, таким как вид деятельности,
организационно-правовая форма, количество сотрудников, величина дохода,
остаточная стоимость основных средств. Несомненным плюсом является право выбора
одного из двух объектов налогообложения: «Доходы» или «Доходы, уменьшенные на
величину расходов».
«Доходы»
выгодно применять тем налогоплательщикам, доля затрат в деятельности которых не
велика (до 20%), либо когда затраты в основном состоят из расходов на оплату
труда, потому что в последнем случае можно уменьшить сумму налога на величину
уплаченных страховых взносов, но не более 50% от рассчитанной суммы налога.
Бывают случаи, когда расходы у предприятия большие, но их невозможно
документально подтвердить – тогда предприятию тоже выгодно применять объект
налогообложения «Доходы». К тому же этот вариант налогообложения отличается
простотой учета и отсутствием пристального внимания со стороны налоговой
инспекции по поводу расходов, потому что их будут интересовать два вопроса: все
ли доходы зафиксированы и правильно ли рассчитан налог.
«Доходы,
уменьшенные на величину расходов» выгодно применять в случае, когда доходы
ненамного больше расходов и эти расходы экономически обоснованы и документально
подтверждены.
Таким
образом, на принятие решения о целесообразности применения упрощенной системы
влияют такие факторы как рентабельность, отраслевая принадлежность бизнеса и
категория покупателей.
Эксперимент с
расчетом сумм налоговой нагрузки при применении объектом исследования различных
налоговых режимов, показал, что компанией «Этажи» был выбран самый экономичный
вариант налогообложения. Доказательство этому следующее:
Доходы и
расходы при применении УСН признаются по кассовому методу. По итогам налогового
периода сумма расходов организации превысила сумму доходов (получен убыток в
размере 70677 руб.). Налоговым законодательством установлено, что в подобном
случае налогоплательщик, применяющий «Доходы, уменьшенные на величину расходов»
обязан исчислить минимальный налог, равный 1% от суммы
доходов нарастающим итогом. Сумма налога за весь налоговый период в данном
случае составила 88876 руб. Финансовый результат за календарный год при
применении объекта налогообложения «Доходы, уменьшенные на величину расходов»
равен 70677 руб. + 88876 руб., то есть убытки в размере 159533 руб.
При объекте
налогообложения «Доходы» налоговой базой для исчисления налога являются доходы,
полученные нарастающим итогом с начала налогового периода. Получается, что организации нужно заплатить
налог с выручки независимо
от того, что по итогам налогового периода получен убыток. Данное исследование
показало, что для анализируемой организации характерна высокая доля
заработной платы и страховых взносов в расходах организации (более 85%), а при
применении объекта налогообложения «Доходы» уменьшить сумму налога можно лишь
не более, чем на 50% от уплаченных страховых взносов, то финансовым результатом
при данном объекте налогообложения стал убыток в размере 337306 руб.
Отсюда
следует вывод, что при подозрении на риск получения убытков (или слишком низкой
прибыли по сравнению с доходами) выбирать объект налогообложения «Доходы» при
УСН крайне не рекомендуется.
Организации
необходимо провести оптимизацию доходов и расходов. Уменьшение расходов на
заработную плату даже на 5% приведет к положительному финансовому результату.
К слабым
сторонам упрощенной системы налогообложения относится вероятность утраты права
работать на УСН. Налоговое законодательство устанавливает требование возврата
на основной режим, начиная с того квартала, в котором произошло данное
нарушение. В такой ситуации у налогоплательщика возникает сложность
восстановления учета за весь «упрощенный» период. Фирма должна будет доплатить
налог на прибыль и пени.
Но такую
опасность возможно исключить, если налогоплательщик будет постоянно следить за
размером получаемого дохода и остаточной стоимости объектов
основных средств, и в случае приближения данных величин своевременно
организовать налоговый и бухгалтерский учет по правилам, установленным для
налогоплательщиков, применяющим основной режим налогообложения.
В общем
случае упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства
значительно упрощает работу налогоплательщиков, одновременно уменьшая налоговое
бремя, что способствует развитию среднего и малого бизнеса, уровень развития
которого определяет уровень развития экономики страны в целом.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические аспекты налогообложения малого
предпринимательства
1.1 Общая система налогообложения для
малого предпринимательства
Неотделимой
частью экономики Российской Федерации находится малое предпринимательство.
С развитием рыночной
экономики существенно возрастает роль малого бизнеса, по этой причине,
установлению сущности малого бизнеса уделяли внимание многие выдающиеся
отечественные и иностранные исследователи.
Укажем, что
непосредственно сам термин «малые предприятия» возник в 1931 г. Его предложил
британский министр М. Милан в докладе о промышленном и финансовом состоянии
Великобритании. Затем первое определение малого предприятия в США было отражено
в нормативно-правовом акте, в Законе об определенных видах обслуживания (1948
г.) и Законе о малом бизнесе ( 1953 г.), где указано, что малая фирма – предприятие,
которое не зависимо от прочих организаций в управлении, однако оно не считается
наиболее значимым в своей области функционирования. Названное достаточно
спорное положение для настоящего периода, однако оно точно характеризует то
время.
Рассмотрение проблем
малого бизнеса невозможно без определения самого понятия, раскрытия его
сущности и функций. В иностранных и российских экономических трудах
присутствует многообразная трактовка указанного понятия, и оно нередко
используется с многообразной смысловой нагрузкой.
С экономической точки зрения
малый бизнес выступает комплексным многопрофильным объектом для изучения и с
данной позиции природа малого бизнеса может быть показана в трех гранях – как
экономическое явление, как экономическая категория и как область хозяйственной
деятельности.
Как экономический феномен
малый бизнес есть общность малых организаций и частных лиц, занимающихся
индивидуальной трудовой деятельностью в области изготовления и распределения
материальных ресурсов и услуг. Ключевым критерием к установлению природы малого
бизнеса как экономического феномена выступает организационно-экономическая
характеристика малого бизнеса.
В качестве экономической
категории малый бизнес воплощает рыночные отношения между юридическими и
физическими лицами, где хотя бы одна из сторон является малой
организацией/индивидуальным предпринимателем, осуществляющими экономическую
деятельность касательно изготовления, обмена, распределения и потребления
продукции и услуг для генерации дохода и реализации конкретных потребностей
граждан [23, 75].
Как область
функционирования субъектов хозяйствования малый бизнес воплощает вариант
экономической деятельности по изготовлению товаров и их рыночной продажи в
обстоятельствах конкуренции и выступает формой мелкого изготовления в ситуации
рынка.
Малый бизнес можно
описать как общность хозяйствующих субъектов, как причисленных
законодательством исходя из количественных признаков и формы собственности к
субъектам малого бизнеса, так и субъектов, удовлетворяющим ключевым требованиям
законодательства о малом бизнесе, однако в следствие формальных предпосылок, не
входящих в указанные институциональные границы, а кроме того экономическую
деятельность этих субъектов. То есть малый бизнес консолидирует
предпринимателей без образования юридического лица и малые организации —
юридические лица: 1) всех форм собственности, 2) характеризующихся как
активным, так и пассивным существованием на рынке.
Малое
предпринимательство играет важную роль в развитии экономики Российской
Федерации, оно является одним из основных элементов развития хозяйственной
системы страны. Без малого бизнеса экономика любой страны будет неполной. Малый
бизнес выступает мощным инструментом организации и развития предпринимательской
деятельности, он дает возможность раскрыть свои способности различным слоям
населения, а со временем он может стать родоначальником более крупной компании.
Преимущества
малого бизнеса над крупным:
1)
малый бизнес не требует больших капиталовложений, для его открытия требуется
минимальное количество средств, что позволяет создавать множество фирм –
представителей малого бизнеса;
2)
малый бизнес отличается более гибким реагированием на меняющиеся экономические
и иные условия, то есть он быстрее реагирует на покупательский спрос, данное
обстоятельство обусловлено особенностями малого бизнеса:
— как
правило, малые предприятия не имеют на своем балансе большого количество
оборудования, тем
более
дорогостоящего, это позволяет им достаточно быстро и безболезненно переходить
на выпуск нового вида продукции;
— у
малого предприятия довольно простая структура управления, не имеющая длинной
цепочки прохождения информации от потребителя к руководству, что позволяет
оперативно реагировать на изменяющиеся внешние условия, спрос и пожелания
потребителей;
3)
для создания рабочих мест на малом предприятии требуются минимальные затраты,
что положительным образом влияет на снижение уровня безработицы, возможности
трудоустройства социально уязвимых слоев населения;
4) в
отличие от крупного бизнеса субъектам малого предпринимательства присуща большая
свобода в выборе вида предпринимательской деятельности, в вводе на рынок нового
продукта, адаптации своей продукции (работ, услуг) под потребности покупателей.
Это возможно по той причине, что владелец малого бизнеса (а он же чаще всего и
является собственником бизнеса) самостоятельно принимает управленческие
решения, у него нет необходимости проводить согласование с различными отделами,
специалистами, как это происходит в более крупных компаниях. Однако с учетом
самостоятельности принятия решений успех малого бизнеса полностью зависит от
компетенции собственника, его способности принимать грамотные решения,
предвидеть возможные изменения в экономике, прогнозировать подъем роста или
спада спроса на определенные товары, работы услуги и т.д.;
5)
более тесный контакт руководства с потребителями, что также обусловлено малой
численностью сотрудников и отделов. Это позволяет подстраиваться под желания
клиентов, оперативно реагировать на изменяющийся спрос, выполнять
индивидуальные заказы, в некоторых случая предоставлять персональные скидки.
Все
это способствует появлению постоянных клиентов, росту объема продаж;
6)
малый бизнес оказывает весомое влияние на рост конкуренции, что способствует
развитию рыночных отношений, продвижению товаров на рынке, совершенствованию
продукции, повышению качества выполнения различных работ и обслуживания.
Среди
основных проблем, осложняющих деятельность предприятий малого бизнеса можно
выделить следующие:
1)
достаточно часто меняющееся законодательство Российской Федерации, например:
—
повышение ставки налога на добавленную стоимость с 1 января 2019 г.
спровоцировало рост закупочных цен, что вызвало необходимость пересмотра
ценовой политики, и, как следствие, потерю клиентов и рынков сбыта;
— рост страховых взносов
повлек за собой отказ от повышения заработной платы работникам на малых предприятиях
либо рост продажных цен, невозможность расширения штата, а часть малых
предприятий вынуждена была пойти на крайние меры, такие как сокращение штатных
единиц и «уход в тень»;
— переход на онлайн-кассы
поставил малые предприятия перед необходимость осуществления дополнительных
расходов на приобретение, установку и настройку терминалов, а также на
ежегодное их обслуживание, обновление фискального накопителя;
2) высокая стоимость
кредитов для малого бизнеса и ужесточение требований банков к заемщикам;
3) высокая инфляция;
4) обострение конкуренции
за клиентов с крупными компаниями;
5) неблагоприятная
экономическая ситуация в стране в целом, которая по мнению многих тормозит развитие
бизнеса [17, 85].
С целью становления и
развития малого бизнеса в России необходимо решать обозначенные проблемы.
В России в период с 2015
г. по 2019 г. не наблюдалось устойчивой тенденции роста малого и среднего бизнеса.
Численность работников, занятых в сфере малого и среднего предпринимательства в
этот период изменялась незначительно, порядка 18,9-19,3 млн. человек, это с
учетом самозанятых граждан. Количество субъектов малого и среднего бизнеса в
целом по стране оставалось примерно на одном уровне (5,5-6 млн.).
Доля малого и среднего
предпринимательства в российской экономике в настоящее время составляет немногим
более 20 %, это при том, что доля малого и среднего бизнеса в валовой
внутренний продукт в развитых странах составляет порядка 50-60 %. Отметим, что
Росстат и Минэкономразвития России прогнозируют рост доли малого и среднего
предпринимательства в экономике страны к 2024 г. до уровня 32,5 %, но это
только прогноз, по факту изменения законодательства и экономической обстановки
в последние годы оказывали только негативное влияние на развитие малого
предпринимательства [20, 35].
Малое
и среднее предпринимательство – это экономическая деятельность, направленная на
систематическое получение прибыли от производства и (или) продажи товаров,
оказания услуг. Малое и среднее предпринимательство берет на себя функции по
обеспечению мобильности, а также глубокой специализации производства. Развитие
малого и среднего предпринимательства во многом определяет темпы экономического
роста страны, состояние занятости ее населения, качество и структуру валового
национального продукта, что обуславливает важность этого сектора
предпринимательства для национальной экономики в условиях ее инновационного
развития на современном этапе.
В
связи с вышеизложенным, для привлечения предпринимателей в малый бизнес
государство разрабатывает различные системы налогообложения, которые должны
быть более приемлемы и привлекательны. Для начинающих предпринимателей данный
вопрос очень важен. Поэтому для них предлагается самостоятельно выбрать систему
налогообложения, которая бы позволило начать свой бизнес в комфортных и
доступных условиях. Особенностью малого бизнеса является его универсальность.
Налоговые отчисления таких предприятий занимают наибольший удельный вес в
финансовых потоках организации. И невнимательное отношение к данной теме может
привести предприятие к существенным потерям финансов.[1]
Стоит
отметить, что налоговая система РФ несовершенна, но разумный подбор наиболее
подходящего режима налогообложения возможен. Существующий перечень специальных
налоговых режимов позволяет сделать выбор в сторону наиболее подходящего.
Выбор
специального режима, это добровольный выбор. Все налоговые режимы имеют
законодательно регламентируемые условия и ограничения для применения. Начнем
рассмотрение налоговых систем с самой традиционной и поэтому основной. ОСНО –
это общая система налогообложения. Данный налоговый режим назначается всем
предприятиям и индивидуальным предпринимателям (ИП) автоматически, если не
подано заявление о системе налогообложения, которое планирует практиковать
предприятие.
Российским
законодательством установлены два вида налоговых режимов (рисунок 1). [1] Иманшапиева М. М., Мусаева
Х.М. Анализ и оценка практики налогообложения субъектов малого
предпринимательства // Налоги и налогообложение. 2016. № 4. С. 35–43.