Курсовая с практикой на тему Налогообложение доходов физических лиц в современной России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИИ.. 5
1.1 Этапы развития подоходного
налогообложения в России. 5
1.2 Особенности современного налога
на доходы физических лиц. 8
2 АНАЛИЗ
МЕХАНИЗМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 10
2.1 Анализ доходов консолидированного
бюджета Российской Федерации за счет основных налогов и сборов. 10
2.2 Анализ поступлений налога на
доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации. 19
3
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 22
3.1 Основные проблемы налога на
доходы физических лиц. 22
3.2 Направления совершенствования
налога на доходы физических лиц. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 34
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 37
Приложение 1. 40
Введение:
Налог на доходы физических лиц является наиболее
распространенным налогом в мировой практике, который уплачивается с личных
доходов населения. Этот текст находится в центре налоговой системы, а также
является одним из основных источников формирования доходной части бюджетной
системы. В то же время налог на доходы физических лиц носит сексуальный
характер и влияет на уровень реальных доходов населения, а значит, и на их
уровень жизни. С помощью этого налога обеспечиваются денежные поступления в
региональные и местные бюджеты субъектов Российской Федерации, регулируется
уровень доходов населения, а также структура собственного потребления и
сбережений граждан.
Актуальность работы обусловлена низкой социальной
ролью действующего механизма налогообложения физических лиц, что проявляется в высоком уровне дифференциации
доходов различных социальных групп.
Целью работы является
анализ особенностей налогообложение доходов физических лиц в современной России.
Для достижения
поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
-изучить этапы развития
подоходного налогообложения в России;
-изучить особенности
современного налога на доходы физических лиц;
-проанализировать доходы
консолидированного бюджета Российской Федерации за счет основных налогов и
сборов;
-проанализировать поступление
налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской
Федерации;
-определить основные
проблемы налога на доходы физических лиц;
-обозначить
направления совершенствования налога на доходы физических лиц.
Объект исследования – НДФЛ в Российской Федерации
Предмет —
особенности НДФЛ в Российской Федерации
Методика исследования основывалась на сравнительном и
экономико-статистическом анализе.
Степень разработанности темы исследования. Принципы
подоходного налогообложения в разное время исследовались в трудах выдающихся российских
и зарубежных ученых таких, как: А.А. Болатаева, А.В. Брякина, Е.А. Имыкшенова,
Е.В. Горшенина, Ю.Ю. Дубина, Н.З. Зотиков, Е.В.Воробьева и др.
Практическая значимость работы заключается в том, что
предложенные рекомендации позволят совершенствовать систему налогообложения
доходов физических лиц для достижения целей социальной политики государства.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка
использованных источников и приложений.
Заключение:
В первой главе работы
были изучены теоретические аспекты налогообложения доходов физических лиц в
России. По итогам данного исследований можно сделать следующие выводы:
Налог на доходы
физических лиц (НДФЛ) — основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от
совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых
расходов, в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со ст.217
НК РФ не все доходы физических лиц облагаются НДФЛ.
С 1 января 2001 года в
России вступила вторая часть Налогового кодекса РФ, которая установила плоскую
шкалу НДФЛ — 13%, которая действует до сих пор. При этом существуют увеличенные
или, наоборот, уменьшенные ставки для доходов, полученных от специфических
видов деятельности (с крупных денежных призов, дивидендов и так далее). Освобождаются
от налогообложения государственные пособия, пенсии, некоторые спортивные призы
и так далее.
Далее был
проанализировано механизм налогообложения физических лиц в Российской Федерации.
На сегодняшний день налог на доходы физических лиц занимает второе место
в структуре налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской
Федерации и составляет 13,4% всех налоговых поступлений. В то же время
статистические зависимости свидетельствуют о высокой степени дифференциации
доходов населения, что свидетельствует о наличии проблем в системе
распределительных отношений между государством и населением страны. Таким
образом, существующая система налогообложения доходов в России в основном ориентирована
не на обеспечение выполнения социальной функции государства, стратегических
целей достижения социальной справедливости и равенства, а на решение текущих
фискальных потребностей. Это никоим образом не отвечает целям
социально-экономического развития страны и требует реформирования в ближайшем
будущем.
Наиболее целесообразным на современном этапе будет промежуточный вариант
реформирования налога на доходы физических лиц, сочетающий в себе преимущества
как прогрессивной, так и плоской шкалы налогообложения. Суть предлагаемых
преобразований заключается в следующем:
1. Введение необлагаемого налогом минимума в размере официального
прожиточного минимума трудоспособного населения.
2. Оставьте налоговую ставку неизменной и увеличьте ее до 15%.
3. Увеличить МРОТ до прожиточного минимума.
4. Ужесточение налогового законодательства в части ответственности за
налоговые правонарушения.
Данная система налогообложения доходов физических лиц, по сравнению с
действующей, имеет ряд существенных преимуществ. Прежде всего, произойдет
увеличение прогрессивного налогообложения доходов физических лиц за счет
введения необлагаемого минимума, а увеличение стандартных вычетов для детей
приведет к ослаблению налогового бремени для менее обеспеченных слоев
населения.
Снижение поступлений НДФЛ с доходов граждан с низкими доходами и
одновременное увеличение поступлений НДФЛ с сверхдоходов граждан в определенной
степени будет способствовать достижению баланса социальной справедливости и
фискальной эффективности налогообложения физических лиц. И в результате
увеличения располагаемого дохода наименее обеспеченной части населения
потребление и сбережения увеличатся, что, в свою очередь, будет способствовать
экономическому росту страны в целом.
Снижение доли "серой" заработной платы при ужесточении
налогового законодательства и одновременном повышении минимальной заработной
платы приведет к увеличению суммы страховых взносов с заработной платы
работников, что также будет считаться положительным фискальным эффектом.
Для развития социально ориентированной рыночной
экономики необходимо дальнейшее совершенствование налогообложения доходов
физических лиц, постепенный переход к введению прогрессивной шкалы
налогообложения доходов и изменение подходов государства к определению величины
необлагаемого минимума. Государство должно выстроить такую систему
распределительных отношений, при которой экономический рост сопровождался бы
повышением благосостояния большинства населения нашей страны.
Фрагмент текста работы:
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИИ 1.1 Этапы развития подоходного
налогообложения в России После распада СССР в
России действовала прогрессивная шкала НДФЛ: чем больше доходов получал
россиянин в год, тем больше он платил.
В соответствии с законом
РСФСР от 7 декабря 1991 года, подписанным президентом Борисом Ельциным, была
установлена минимальная ставка НДФЛ для доходов до 42 тысяч рублей. При
официальном курсе доллара 57 копеек это соответствовало месячной зарплате
примерно в 6 тысяч долларов. Если эта сумма превышалась, налог увеличивался:
так, с годовых доходов с 42 тысяч до 84 тысяч рублей необходимо было заплатить
5 тысяч 40 рублей и 15% от суммы, превышающей 42 тысячи рублей. Максимальная
ставка была установлена для доходов свыше 420 тысяч рублей — 144 тысячи 540
рублей и 60% от суммы, превышающей 420 тысяч рублей.[1]
Уже 16 июля 1992 года в
закон были внесены поправки — ставка в размере 12% была установлена для годовых
доходов менее 200 тысяч рублей. К тому времени в России уже был введен
свободный курс рубля, и эта сумма соответствовала месячной зарплате в 127
долларов.
В 1992 году в закон были
внесены поправки, направленные на уменьшение или освобождение определенных
видов доходов от подоходного налога с физических лиц, включая "северные
льготы".
В 1993 году лимит
минимальной ставки в 12% был повышен до 1 миллиона рублей, в 1994 году — до 10
миллионов рублей, в 1996 году — до 12 миллионов рублей. С 1998 года 12% налога
взимается с годового дохода в размере до 20 тысяч деноминированных рублей. В
1999 году минимальный налогооблагаемый уровень был повышен сначала до 30 тысяч,
а затем до 50 тысяч рублей.
К концу 2000 года закон
предусматривал три варианта налогообложения доходов физических лиц. Те, кто
получал до 50 тысяч рублей в год (4,2 тысячи рублей, 150 долларов в месяц),
платили 13%. Годовая заработная плата от 50 тысяч до 150 тысяч рублей
облагалась налогом в размере 6 тысяч рублей и дополнительно 20% от суммы,
превышающей 50 тысяч рублей. Максимальный налог платили те, кто получал доход
более 150 тысяч рублей в год (42 тысячи рублей, 1,5 тысячи долларов в месяц) —
с них взималось 26 тысяч рублей и 30% от суммы, превышающей 150 тысяч рублей.
Среднемесячная зарплата в то время составляла 3,2 тысячи рублей.[2]
1 января 2001 года в
России вступила в силу вторая часть Налогового кодекса Российской Федерации,
которая установила плоскую шкалу налога на доходы физических лиц в размере 13%,
которая действует до сих пор. В то же время существуют повышенные или,
наоборот, пониженные ставки на доходы, полученные от конкретных видов
деятельности (от крупных денежных призов, дивидендов и так далее).
Государственные пособия, пенсии, некоторые спортивные призы и так далее
освобождаются от налогообложения[3]
На сегодняшний день
ведутся дискуссии о возвращении прогрессивной шкалы. Давайте рассмотрим
основные аспекты.
Плоская шкала подоходного
налога с физических лиц была введена в начале 2000-х годов для увеличения
собираемости налогов. Предполагалось, что это будет способствовать исчезновению
"черных" зарплат, и люди даже с большими доходами будут декларировать
их в полном объеме. Вопрос о возвращении прогрессивной шкалы начал звучать в
начале 2010-х годов: соответствующие законопроекты неоднократно вносились в
Госдуму депутатами от КПРФ и "Справедливой России", но все они не
получили одобрения правительства или были отклонены.
14 июня 2013 года
президент России Владимир Путин заявил на гражданском саммите "Группы
двадцати" в Ново-Огарево, что плоская шкала НДФЛ не вводилась
"веками", хотя и позволяла увеличивать доходы бюджета.
Также в июне 2013 года
первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что считает целесообразным отменить
плоскую шкалу НДФЛ, но не ранее 2018 года.
30 ноября 2017 года
премьер-министр Дмитрий Медведев заявил в интервью телеканалам, что никаких
решений об изменении ставки НДФЛ не принималось, а плоская шкала этого налога
"оказалась очень удачной".
В начале 2018 года в
Государственной Думе начали обсуждать возможность введения прогрессивной шкалы
НДФЛ с небольшим повышением для больших зарплат — до 15%. В частности, такой
вариант был озвучен в марте 2018 года главой комитета Госдумы по финансовому
рынку Анатолием Аксаковым.
7 июня 2018 года во время
прямой линии президент России Владимир Путин заявил, что переход на
прогрессивную шкалу налогообложения нецелесообразен: "фискальный результат
практически нулевой, но шума много, и ухудшение инвестиционного климата в целом
очевидно".
20 февраля 2020 года
министр финансов России Антон Силуанов заявил в интервью РБК, что введение
прогрессивной шкалы НДФЛ станет возможным после 2024 года. [1] Налоги и налогообложение: учебник
и практикум для вузов / Г. Б. Поляк [и др.] ; ответственные редакторы Г. Б.
Поляк, Е. Е. Смирнова. — 4-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 380 с.
— (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14018-7. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469875
(дата обращения: 28.03.2021). [2] Налогообложение физических лиц :
учебник и практикум для вузов / Л. И. Гончаренко [и др.] ; под редакцией Л. И.
Гончаренко. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 310 с. — (Высшее
образование). — ISBN 978-5-534-06499-5. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469970
(дата обращения: 28.03.2022). [3] Налогообложение физических лиц :
учебник и практикум для вузов / Л. И. Гончаренко [и др.] ; под редакцией Л. И.
Гончаренко. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 310 с. — (Высшее
образование). — ISBN 978-5-534-06499-5. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469970 (дата обращения:
28.03.2022).