Курсовая с практикой на тему Налоги с физических лиц и их экономическое значение
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы анализа налогообложения доходов физических лиц 5
1.1. Понятие и сущность налогов 5
1.2. Налогообложение доходов физических лиц: отечественный и зарубежный опыт 7
1.3. Современное состояние НДФЛ в Российской Федерации 14
2. Анализ налога на доходы физических лиц в бюджет Российской Федерации 19
2.1. Роль подоходного налога в формировании доходов бюджетной системы РФ 19
2.2. Особенности исчисления и уплаты НДФЛ в РФ 21
2.2.1. Налогоплательщики НДФЛ и налоговая ставка 22
2.2.2. Льготы по НДФЛ 23
2.3. Анализ поступлений НДФЛ в бюджетную систему РФ 24
3. Проблемы и перспективы развития налогообложения доходов физических лиц 29
Заключение 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 40
Введение:
Современная экономика испытывает очень сильные глобальные изменения, что в особенности выражается в финансово-экономической нестабильности крупнейших стран мира. В условиях финансово-экономической нестабильности первоочередной задачей для государства становится сохранение стабильного уровня поступления доходов в бюджетную систему, что особенно необходимо для сохранения стабильности социально-экономического развития страны и сохранения ее целостности. В условиях многообразия видов доходов должен вырабатываться и совершенствоваться механизм регулирования каждого вида доходов. Должны предусматриваться механизмы защиты социально уязвимого населения.
Налог на доходы физических лиц является самым распространенным в мировой практике налогом, который уплачивается с личных доходов населения. Данный налог стоит в центре любой налоговой системы, а также является одним из основных источников формирования доходной части бюджетной системы. В то же время, налог на доходы физических лиц носит социальный характер и воздействует на уровень реальных доходов населения, и тем самым на уровень их жизни. При помощи данного налога обеспечиваются денежные поступления в региональные и местные бюджеты субъектов Российской Федерации, регулируется уровень доходов населения, а также структура собственного потребления и сбережения граждан.
Актуальность курсовой работы обусловлена низкой социальной ролью действующего механизма налогообложения физических лиц, что проявляется в высоком уровне дифференциации доходов различных социальных групп.
Объектом исследования является налоговая система РФ.
Предмет исследования — налогообложение доходов физических лиц
Цель данной работы заключается в изучении налогов с физических лиц и их экономическое значение.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
• Изучить понятие и сущность налогов;
• Рассмотреть отечественный и зарубежный опыт налогообложения доходов физических лиц;
• Охарактеризовать современное состояние НДФЛ в Российской Федерации;
• Исследовать роль подоходного налога в формировании доходов бюджетной системы РФ;
• Проанализировать поступления НДФЛ в бюджетную систему РФ.
Степень разработанности темы исследования. Принципы подоходного налогообложения в разное время исследовались в трудах выдающихся зарубежных ученых таких, как А. Смит, Д. Рикардо, А. Пигу, Г.Мюрдаль, Д. Кейнс, К. Маркс, А. Вагнер. В России исследованию теоретических основ прогрессивного подоходного налогообложения физических лиц в той или иной мере свои работы посвящали Н. Тургенев, И. Озеров, М. Кулишер, И. Янжул, С. Витте. Современные проблемы налогообложения доходов физических лиц, в том числе в части фискальной и социальной роли НДФЛ, рассматриваются российскими учеными: А.В. Ароновым, Е.С. Вылковой, И.В. Гашенко, И.В. Горским, А.В. Кашиным, И.А. Майбуровым, Н.В. Пономаревой, Л.П. Павловой, В.Г. Пансковым, Д.Г. Черником, А.В. Брызгалиным и другими.
Курсовая работа состоит из введения, где обосновывается актуальность темы, ставятся цели, задачи, которые раскрыть в ходе исследования. Двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
В данной работе изложены и описаны теоретические основы и проблемы совершенствования НДФЛ. Особое внимание уделено истории становления и развития подоходного налогообложения физических лиц в России. Рассмотрены основные этапы эволюции и становления подоходного налогообложения на протяжении всей отечественной истории. Также в первой главе подробно рассмотрено фискальное и регулирующее значение НДФЛ. Кроме этого существенное место в работе уделено некоторым актуальным проблемам, связанным с НДФЛ.
Вторая глава курсовой работы посвящена анализу поступлений НДФЛ в бюджетную систему РФ и роли налога в формировании доходов бюджетной системы. По результатам расчетов стоит отметить, что НДФЛ продемонстрировал в основном положительную динамику по итогам анализируемого периода 2015-2017 гг. Подавляющее большинство показателей показали положительную динамику. Во-первых, зафиксирована положительная динамика поступлений НДФЛ в федеральный консолидированный бюджет РФ и в консолидированные бюджеты субъектов РФ с 2,8 трлн. руб. в 2015 году до более 3,25 трлн. руб. в 2017 году. Во-вторых, отмечено сохранение роли НДФЛ в формировании собственных доходов бюджетов субъектов РФ. Поступления от НДФЛ в региональные бюджеты составляют не менее 36% от собственных доходов субъектов РФ. В-третьих, за анализируемый период отмечен существенный рост налоговой базы по НДФЛ с 21,8 трлн. руб. в 2015 году до 25 трлн. руб. в 2017 году.
Таким образом, прирост налоговой базы составил более 14% за рассматриваемый период 2015-2017 гг. Однако, наряду с позитивными тенденциями, выявлены некоторые важнейшие проблемы, связанные с налогом, а также отмечена явная необходимость в дальнейшем совершенствовании и развитии НДФЛ в России. Во-первых, отмечена явная необходимость решение проблемы отсутствия необлагаемого минимума. Во-вторых, замечена потребность в изменении ставок по обложению дивидендных доходов физических лиц. В-третьих, в долгосрочной перспективе НДФЛ нуждается в серьезном, всестороннем и поэтапном реформировании и преобразовании в прогрессивный семейный подоходный налог.
С целью формирования эффективной системы налогообложения, доходов граждан в Российской Федерации необходимо:
Перейти на прогрессивное налогообложение доходов граждан: прогрессия должна учесть реальный, существующий в настоящее время диапазон доходов граждан. При этом изыматься в виде налога может только часть дохода, которая идет на накопление (инвестирование), средства, расходуемые на потребление, должны оставаться у налогоплательщика. Это позволит обеспечить социального справедливость налогообложения и уменьшить уровень налоговой нагрузки на малообеспеченные слои населения. Расширить диапазон доходов граждан, к которым применяется налоговая социальная льгота. Это будет способствовать уменьшению объемов «заработной платы в конвертах», поскольку размер уплаченного налога будет компенсироваться за счет получения налоговой социальной льготы. Упростить изложения законодательных актов, как и определяют механизм налогообложения, процедуру формирования налоговой отчетности, что положительно повлияет на деятельность государственных фискальных органов.
Внедрить классификацию доходов физических лиц по источникам происхождения. Объединение доходов для определения платежеспособности плательщика предусматривает формирование общего налогооблагаемого дохода, к которому применяется шкала прогрессивных ставок и такой подход позволяет обеспечить принцип вертикальной справедливости налогообложения. При этом некоторые доходы физических лиц целесообразно облагать отдельно.
Заменить порядок предоставления налогового кредита по налогу на доходы физических лиц на такой, который предусматривает возвращение доли уплаченного налога непосредственно у источника выплаты дохода. Повышать уровень налоговой культуры и налоговой дисциплины налогоплательщиков: каждый гражданин Российской Федерации должен понимать, что уплата налога имеет целью формирование доходной части государственного бюджета, за счет которой осуществляется начисление социальной помощи.
Расширить базу налогообложения налогом на доходы физических лиц (предусмотреть возможность привлечения к налогообложению всех доходов, в том числе, которые выплачивают из государственных целевых фондов; в качестве компенсации, возмещение определенных затрат; доходы от интеллектуальной собственности).
Внедрить средства с повышения эффективности налогового контроля для преодоления злоупотреблений, уклонения от уплаты налогов. Итак, можно уверенно утверждать, что налогообложение доходов в Российской Федерации нуждается в коренной перестройке, которая должна базироваться на использовании передового зарубежного опыта, а не сводиться к копированию модели налогообложения других стран. Необходимо постепенно снижать налоговую нагрузку на доходы физических лиц, используя международный опыт и адаптируя его к специфике и условиям развития экономики страны, позволит Российской Федерации стать серьезным субъектом налоговой конкуренции в мировом пространстве. Экономика любого государства имеет свои особенности, которые следует учитывать при построении эффективной налоговой системы.
Конечно, государства с высоким уровнем развития экономики при налогообложении доходов граждан решают задачи, которые не являются ключевыми для российского общества. Это связано с тем, что уровень развития отечественной экономики значительно ниже развитых стран, однако, опираясь на их опыт, можно встроить определенные мировые достижения в российскую систему налогообложения.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические основы анализа налогообложения доходов физических лиц
1.1. Понятие и сущность налогов
Налог — универсальная исходная категория, выражающая основные существенные черты и свойства финансов в любой экономической системе рыночного типа. Не случайно в условиях функционирования рыночной экономики налоговая форма в системе финансовых отношений становится ведущей [28].
Налоги, как форма отчуждения части собственности налогоплательщика, появились вместе с возникновением государства. Объективная потребность последнего в налоговых поступлениях понятна: содержание государственного аппарата и армии требует средств, которые государство не получает в достаточном количестве от эксплуатации собственного имущества и ссудных операций [16]. Потребность же физических лиц платить налоги своему государству должна возникнуть с пониманием происходящих в стране процессов и наблюдением за последствиями действий государства во благо этих лиц. Это длительный процесс. Таким образом, налоги имеют исторические, социальные, юридические, общегражданские и территориальные корни. Кроме перечисленного, важную роль в формировании потребности уплачивать налоги государству играет культурный и образовательный уровень населения. Налоги – это обязательные платежи с населения, предприятий и других хозяйствующих субъектов, взимаемых государством [16].
Сущность налогов проявляется в следующих трех характеристиках:
1. Плательщик налогов, выплачивая те или иные суммы денег государству, непосредственно не получает взамен каких либо товаров или услуг. Налогообложение по существу носит безвозвратный характер. Чрезвычайно важно помнить, что налоги — это платежи, не предполагающие встречного исполнения обязательств за какую-либо услугу. Безэквивалентность налога не означает, что налогоплательщик вовсе не получит каких-либо благ от государства. Подобная компенсация может быть в форме организации государством бесплатного обучения, медицинской помощи, социальной помощи и т. д. [6].
2. Налоги представляют собой принудительные выплаты. Государство строго наказывает тех, кто уклоняется от уплаты налогов. Анализируя понятие налога, следует особо подчеркнуть, что это обязательный платеж, не зависящий от прихоти налогоплательщика. Таким образом, налог имеет принудительный характер, что коренным образом отличает его от добровольных пожертвований [4].
3. Через уплату налога в пользу государства взимается часть дохода, которая определена заранее и что особенно важно, в законном порядке. Законный легальный характер платежей – вот главная характеристика налогов. Совокупность налогов, формы и методы их исчисления представляют собой целостную налоговую систему.
Налоговая система представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с налогоплательщиков – юридических и физических лиц на территории страны [8].
Основными субъектами налогообложения являются налогоплательщики.
Налогоплательщики (субъекты) – это юридические и физические лица, которые имеют доход (прибыль), подлежащий налогообложению в соответствии с законом [16].
Субъектами налоговых отношений могут быть хозяйствующие субъекты всех форм собственности, работники, имеющие доход в текущем финансовом году.