Курсовая с практикой на тему Налог на доходы физических лиц эволюция,перспективы развития и роль в формировании доходной части бюджетов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДОХОДНОГО ОБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 5
1.1. История развития подоходного налогообложения физических лиц 5
1.2. Характеристика элементов НДФЛ 9
2. РОЛЬ НДФЛ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТОВ НА ПРИМЕРЕ ХМАО-ЮГРЫ 17
2.1. Анализ практики исчисления и взимания НДФЛ 17
2.2. Роль налога НДФЛ в бюджете ХМАО-Югры за 2016-2018г 26
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 31
3.1. Зарубежный опыт налогообложения физических лиц 31
3.2. Проблемы налогообложения налога на доходы физических лиц в РФ 34
3.3. Перспективы развития налогообложения налога на доходы физических лиц и внедрение зарубежного опыта в РФ. 37
Заключение 39
Список использованной литературы 41
Приложения 43
Введение:
Налоговая система – одна из важнейших систем государства, обеспечивающая поступление доходов в бюджет.
Установленные государством (федеральными, региональными, муниципальными нормативными актами) налоги обязательны к уплате всеми субъектами (физическими лицами, юридическими лицами), обязанными уплачивать данные налоги.
Налоги и система налогообложения в любой стране были и остаются одними из важных вопросов, от правильного решения которых зависит развитие самого государства.
Налог на доходы физических лиц – один из наиболее известных и распространенных налогов в Российской Федерации. Его уплата касается всех физических лиц, получающих доход в той или иной форме на территории Российской Федерации.
Налог на добавленную стоимость и НДФЛ, а также налог на прибыль, одни из основных источников дохода бюджета.
Поэтому к их взиманию налога служба проявляет повышенное внимание.
Поэтому изучение их исчислении, предоставления налоговых вычетов, применения разных ставок налога для разных операций, расчет налогооблагаемой базы является актуальным.
Некорректный расчет величины налога, несвоевременно поданная декларация являются причиной, по которой организация, а также физическое лицо, если оно совершало в отчетном периоде действия, подлежащие подаче в виде декларации, может нести потери в виде штрафов.
Целью данной работы является изучение налога на доходы физических лиц, его эволюции и значения для доходной части бюджета и перспектив развития.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
— изучить историю развития подоходного налогообложения физических лиц;
— дать характеристику элементов НДФЛ;
— выполнить анализ практики исчисления и взимания НДФЛ;
— выполнить анализ поступлений в бюджет ХМАО-Югры;
— изучить проблемы и перспективы развития налога на доходы физических лиц;
— привести зарубежный опыт налогообложения физических лиц
Объект исследования НДФЛ, предмет – эволюция, перспективы развития НДФЛ и его значение для формирования доходной части бюджета ХМАО.
При выполнении работы использовались общенаучные (анализ, синтез, сравнение, дедукция, индукция) и статистические (относительные величины структуры, анализ рядов динамики) методы.
Работа состоит из трех глав.
В первой части работы рассматриваются теоретические аспекты подоходного обложения физических лиц.
Во второй части – роль НДФЛ в формировании доходной части бюджетов на примере ХМАО-Югры.
В третьей части – перспективы развития и предложения по совершенствованию налога на доходы физических лиц.
Заключение:
Один из наиболее широко распространенных, важных для доходной части бюджета РФ и известных налогов в российской налоговой системе является налог на доходы физических лиц. Налогооблагаемая база данного налога – доход физических лиц в различной форме (в форме заработной платы, дивидендов, премий, материальной помощи свыше 4000 рублей и т.д.), полученный на территории Российской Федерации.
Данный налог относится к регулирующим, поступает в бюджеты в размере, равном произведению действующей процентной ставки (приведена в Налоговом Кодексе РФ) и величины налогооблагаемой базы с учетом предоставленных налоговых вычетов (так же перечислены в Налоговом Кодексе РФ, включая условия предоставления и размер).
Это прямой налог, который относится к нецелевым налогам с регулярным взиманием.
Уплачивается НДФЛ как самими гражданами, так и их работодателем – налоговым агентом (в части НДФЛ, уплачиваемого с заработной платы, дивидендов и так далее).
Как организация, так и налогоплательщик должны своевременно предоставлять в налоговые органы налоговую отчетность по данному налогу.
Основной источники данных о ставках, порядке формирования налогооблагаемой базы, порядке предоставления налоговых вычетов и другой информации в части НДФЛ – вторая глава Налогового Кодекса РФ.
Налог на доходы физических лиц существует в той или иной форме в различных странах. В России от введен в начале 19 века, в течение развития общества и государства претерпевал изменения с изменением законодательства в части НДФЛ, сам налог и его значение трансформировались как в части ставок, льгот, определения налогооблагаемой базы, так и в части значимости данного налога для государственного бюджета.
Существующий в настоящее время в России НДФЛ отличается от действующего в зарубежных странах в первую очередь плоской шкалой (во многих странах – прогрессивная в зависимости от дохода), наличием налоговых вычетов вместо освобождения от налога определенных категорий и другими особенностями.
НДФЛ имеет большое значение в наполнении доходной части бюджета в различных российских регионах, и бюджет ХМАО не является в данном случае исключением.
По факту 2018 года доля НДФЛ в доходах от поступлений налогов в бюджете составила 21,05%. Основные факторы, влияющие на изменение НДФЛ – рост заработной платы.
НДФЛ – важный налог в России. На наш взгляд, его необходимо устанавливать в зависимости от уровня дохода, то есть перейти от плоской системы налогообложения по данному налогу к прогрессивной.
Кроме того, необходимо налоговые вычеты (Возможно, только отчасти) заменить снижением величины налога в зависимости от появления того или иного фактора, подлежащего предоставлению льготы (например, рождение детей), по аналогии с зарубежными странами.
Это снизит социальное неравенство, социальную напряженность и будет способствовать экономическому росту и увеличению поступлений от данного налога в бюджет РФ.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДОХОДНОГО ОБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.1. История развития подоходного налогообложения физических лиц
Налог на доходы физических лиц является весьма распространенным налогом в мире, существует он не только в России, но и в других странах.
Это один из наиболее значимых налогов, один из наиболее собираемых, один из наиболее значимых для доходной части бюджетов разных уровней разных стран.
До 2001 года в России он назывался подоходным налогом. С 2001 года была введена в действие глава 23 Налогового Кодекса РФ «Налог на доходы физических лиц.
С развитием государства, с развитием общественных и экономических отношений сущность налога, принципы его взимания и расчета менялись.
Впервые данный налог был введен относительно недавно по сравнению с другими налогами – в 1798 году в Англии и представлял собой по сути налог на роскошь, только утроенный. Его отличие – ориентация на внешние признаки богатства (наличие кареты, мужской прислуги и так далее) как признак возникновения налогооблагаемой базы. Действовал налог в данном виде до 1816 года.
Снова данный налог был введен в 1842 году и уже в более похожем на современный вид, по более современным принципам подоходного налогообложения.
Англия была первой страной, в которой был введен налог такого типа, позже данный налог был введен в конце 19 – начале 20 века. Например ,в Пруссии данный налог введен с 1891 года, во Франции – с 1914 года.
В России налог на доходы физических лиц в формате подоходного налога введен 11 февраля 1812 года принятием Манифеста «О преобразовании комиссий по погашению долгов».
Введен был этот налог в виде временного сбора с доходов помещиков, а именно доход от недвижимого имущества по прогрессивной ставке. Был установлен налогонеоблагаемый минимальный доход в 500 рублей в год.
Начался первый период в налогообложении доходов физических лиц в России. Плательщик сам определял уровень своего дохода.
Развитие налога на доходы физических лиц связано с появлением налога на доходы ценных бумаг в 1880-е гг. и квартирного налога в 1894 г. (в Сибири — с 1901 г.), которым облагалась зажиточная часть общества. Эти налоги становятся прототипом подоходного налога.
В 1886 г. А.Р. Свирщевский опубликовал книгу «Подоходный налог», где исследовались проблемы:
— реализации принципа справедливости в налогообложении;
— эффективности пропорционального или прогрессивного налогообложения доходов;
— прогрессии в подоходном налоге;
— необлагаемого минимума.
6 апреля 1916 г. установлен подоходный налог по глобальной, не шедулярной системе подоходного налога, то есть налогообложение осуществлялась в целом по всем источникам доходов субъекта, как участника экономических взаимоотношений, то есть платил субъект как субъект, а не по отдельным доходам.
Данный закон предусматривал налогообложение и физических (как резидентов, так и впервые нерезидентов), и юридических лиц.
С принятием этого закона облагались налогом не только главы семей, но и члены из семей отдельно, при этом налогом не облагались полученные в наследство или в дар доходы, страховые вознаграждения, доходы от приобретения и отчуждения всякого рода имуществ, если они осуществляются не в целях спекуляции; различного рода неустойки.
Дальнейшее развитие налогообложение физических лиц получил в 1917 году, когда минимальный налогооблагаемый уровень дохода был понижен до 850 рублей, чтобы увеличилось число лиц, уплачивающих налог.
В 1917 году завершился первый этап становления налогообложения доходов физических лиц, начавшийся в 1812 году. За этот период так и не была сформирована стройная система налогообложения. Ни один из имеющихся вариантов нельзя было признать полностью успешным, поэтому на втором этапе продолжалась модификация методологии взимании данного налога.
В 1917 году в ноябре было установлено, что подоходный налог становится основным регулярным налогом. Для граждан с небольшими доходами предоставлялась льгота в виде скидки с налога в размере 10 % с каждого члена семьи.
Новая система взимания налога была установлена ближе к шедулярной системе, построена она по принципу двухступенчатого обложения доходов (подоходный налог и налог по совокупности доходов) и приближена к английской шедулярной системе подоходного обложения. Введена эта система декретом 12 ноября 1923 г.
Заключалась методология взимания налога, введенная в 1923 году, в том, что налог взимался как по твердым ставкам, так и по прогрессивной шкале от совокупного дохода от всех источников с учетом всех уплачиваемых сумм.
На третьем этапе был введен новый формат подоходного налога, основной документ – Указ Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 г. Существовал данный налог до восьмидесятых годов 20 века. Особенность данного налога – дифференцирование налогообложения в зависимости как от источника доходов, так и от его размера, льготы предоставлялись по проверенным заявлениям. Если у рабочих или служащих было на иждивении 4 и более человек, размер налога по месту основной работы понижался на 30 %.
Ставки налога были прогрессивными и различались в зависимости от уровня дохода, профессии и рода занятий налогоплательщиков.
Последующие указы подразумевали дальнейшее снижение ставок налога при сохранении их дифференцированности по группам дохода, данные группы также регулярно пересматривались.
Итак, третий период развития налогообложения доходов физических лиц характеризовался высоким налогообложением предметов роскоши. Таким способом осуществлялось выравнивание доходов разных слоев населения в результате перераспределения; равенство в рамках каждой категории населения защищалось путем перераспределения доходов в соответствии с потребностями семей.
В годы Советской власти поступления в бюджет от подоходного налога не имели существенного фискального значения, составляя всего 5-6 % доходов государственного бюджета, включавшего в себя доходы бюджетов всех уровней власти.
Четвертый период в развитии системы налогообложения доходов физических лиц в России начинается в конце 1980-х гг.
7 декабря 1991 г. был принят Закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц», основной отличительной чертой которого стал переход к исчислению подоходного налога со всех категорий плательщиков исходя из совокупного годового дохода. В отношении всех видов доходов устанавливались единая система льгот и единая прогрессивная шкала ставок, которая практически ежегодно корректировалась.
Таким образом, происходит отход от шедулярной формы подоходного налогообложения в пользу глобального. Шкала подоходного налога с граждан становится прогрессивной.