Курсовая с практикой на тему Наглядные средства и методика их использования при обучении биологии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ НАГЛЯДНЫХ
СРЕДСТВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ. 4
1.1 Понятие и классификация наглядных
пособий. 4
1.2 Особенности применения наглядных
средств на уроках биологии. 9
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ И РАЗРАБОТКА НАГЛЯДНЫХ
СРЕДСТВ ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ.. 17
2.1 Методика применения наглядных средств при
обучении биологии. 17
2.2
Разработка наглядных пособий для уроков биологии. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 31
ПРИЛОЖЕНИЕ. 33
Введение:
В
процессе обучения школьникам необходимо предоставить возможность постоянной
практической деятельности, и именно через это вести детей к знаниям. При
отсутствии работы с реальными предметами, процессами, в ходе обучения применяются
наглядные средства: картины, модели, гербарии, рисунки, оборудование для
проведения опытов, фильмы и многое другое. Однако и здесь необходимо соблюдение
определенных правил, ведь чрезмерное использование наглядности рассеивает
внимание школьников, мешая воспринимать главное на уроке.
Знаменитый
русский педагог КД. Ушинский отмечал «чем большее количество органов чувств
принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления, тем прочнее оно
закрепляется в нашей памяти». И он был прав. Всем известно, что органами чувств
каждый человек воспринимает все явления, процессы, объекты, окружающие его. Без
сомнения уроки биологии отличаются от остальных учебных предметов своей естественнонаучной
направленностью, где образный рассказ учителя должен подтверждаться наглядным
материалом, чтобы дать учащимся конкретное представление о живом организме,
процессах и явлениях, происходящих в природе. Поэтому наличие наглядных средств
при обучении биологии обосновано, что и подтверждает актуальность данной
работы.
Объект
изучения – наглядные средства при обучении биологии.
Предметом
исследования являются методика использования наглядности на уроках биологии.
Цель
работы: выявить возможности использования наглядных средств при обучении биологии.
Для
достижения цели были поставлены следующие задачи:
1)
рассмотреть понятие «наглядные средства»;
2)
изучить классификацию наглядных средств и особенности их применения на уроках биологии;
3)
ознакомиться с методикой использования наглядных средств на уроках биологии;
5)
разработать наглядные пособия для уроков биологии.
Новизна
работы в том, что было создано наглядные пособия для уроков биологии, которые
можно использовать при проведении занятия.
Теоретико-методологическую
базу исследования составляют научные труды, в которых рассматриваются вопросы
применения наглядных методов обучения: это работы Л.С. Выготского, О.С.
Газмана, И.Д. Зверев, А.Н. Мягков, И.П. Пидкасистого, С.А. Шмакова. К.Д.
Ушинского, Д.Б. Эльконина и многих других.
Методы
исследования. При написании данной работы применялись следующие методы:
теоретические (анализ литературных источников, контент-анализ), эмпирические
(комплексное изучение и обобщение педагогического опыта, разработка пособия).
Практическая
значимость работы. Материалы данной работы могут быть использованы при
преподавании биологии или для дальнейшего изучения темы в методическом аспекте.
Структура
работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
использованной литературы, приложение. Вводная часть обосновывает актуальность применения
наглядных пособий, включает цель и задачи работы, объект и предмет изучения,
определяет методы, новизну, теоретико-методологическую базу, практическую
значимость работы.
Заключение:
Наглядность
является важным принципом преподавания учебных предметов, в том числе и биологии.
Бесспорно, создав незабываемый образа или представление об изучаемом явлении
либо предмете, станет основой, благодаря которой будут накапливаться наши
знания. Отметим, что познание происходит не только зрительно через восприятие
схем, фотографий, моделей, но и путем использования слуховых, тактильных
ощущений. Мышление, ограничиваясь от определенных образов, находит внутренние и
внешние связи наблюдаемого или изучаемого предмета с другими объектами, пытается
найти что-то общее с похожими объектами. Но надо заметить что более совершенная
ступень познания обусловлена законами реальности, того мира, в котором мы
находимся. В ходе обучения созерцание тесно связано с мышлением, в частности, активно
действует на него. Значение наглядности на разных этапах учебного процесса
очень различается. Также она зависима от возрастных особенностей школьников и
содержания модулей в рамках учебного предмета.
В
процессе изучения литературных источников, было выявлено, что наглядные пособия
позволяют сделать уроки биологии более интересными и разнообразными, облегчают усвоение
сложного материала по предмету. Так как роль наглядности в процессе обучения
школьников велика, многие педагоги самостоятельно разрабатывают учебные
наглядные пособия. Это вполне
естественно, ведь постоянное изменением образовательных стандартов и
совершенствование методики обучения по биологии, требует более современных
методов и средств, с помощью которых можно было бы обучать детей.
При использовании
наглядных средств при обучении биологии необходимо соблюдать ряд условий:
применяемая наглядность должна соответствовать уровню учеников; наглядность
должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ НАГЛЯДНЫХ
СРЕДСТВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 1.1 Понятие и классификация наглядных пособий В
настоящее время в педагогической деятельности используются разнообразные методы и
методические приёмы обучения с целью эффективной организации учебного процесса.
Существует бесчисленное множество классификаций методов обучения, среди которых
многие педагоги используют деление методов в зависимости от источника знаний, в
частности, словесные, наглядные и практические методы. Большую роль в
зрительном восприятии информации играет наглядность, имеющие свои преимущества
по сравнению с другими средствами.
Рассмотрим
несколько трактовок понятия «наглядное пособие».
В
словаре методических терминов наглядное пособие представляет собой «плоскостное
и объемное изображение предметов и явлений, которые создаются специально для
целей обучения» [9].
Издательский
словарь-справочник трактует наглядное пособие как «учебное, практическое,
производственное, справочное пособие, в котором основным средством передачи
содержания являются изобразительные, наглядные средства.
В
педагогике же широкое распространение получило определение «наглядные средства
обучения» или как уже было сказано выше, наглядные методы.
Знаменитый
психолог Л.С. Выготский называл наглядные пособия «психологическим орудием
учителя» [1].
К.Д.
Ушинский в своё время говорил, что «если
вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, — начните показывать картинки,
и класс заговорит» [14]. Этим он обращает внимание на значимость наглядности в
педагогической практике учителя.
А
выдающийся педагог Я.А Коменский вывел «золотое правило дидактики», что в
обучении важно задействовать все органы чувств ребенка [11]. «Ничего не может
быть в сознании, что заранее не было дано в ощущении. Если мы желаем привить
учащимся истинное и прочное знание вещей вообще, нужно обучать всему через
личное наблюдение и чувственное доказательство» — говорил чешский педагог,
выделяя роль наглядности.
Наглядные
пособия являются одним из важнейших средств, способствующих умственному
развитию ребенка. Применение наглядности – обязательное условие для эффективного
построения учебного процесса на любом уроке.
Наглядные
учебные пособия можно применять на разных этапах обучения: при изучении нового
материала или его первичном закреплении, на этапе систематизации и обобщения
знаний учащихся по предмету или при проверке основных компетенций, при
организации занятий внеурочной деятельности.
До настоящего времени,
имея ввиду понятие наглядности, педагоги включали лишь разнообразные предметы, явления или же их
изображение, однако, это н правильно, ведь сюда можно отнести модели, знаковые символы,
схемы, таблицы, которые характеризуют изучаемую суть объекта познания. Большое
значение наглядные средства обучения имеют для школьников начального звена, потому
что соответствуют их возрастным особенностям. Благодаря восприятию различными
органами чувств, наглядность способствует более полному формированию того или
иного понятия, за счёт чего прочно идет процесс усвоения нового материала. У учащихся формируется эмоциональная
оценка, убеждение в истинности