Курсовая с практикой на тему Наглядно-образное мышление умственно-отсталых школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1 Отечественные специалисты о развитии мышления при умственной отсталости 5
1.1. Особенности мыслительной деятельности школьников с нарушениями интеллекта 5
1.2. Коррекция и развитие мышления у умственно-отсталых школьников 8
Вывод по первой главе 11
Глава 2 Изучение наглядно образного мышления у учащихся 1 и 2 классов 13
2.1 Характеристика методик исследования 13
2.2 Анализ проведенного исследования 16
Вывод по второй главе 21
Заключение 22
Список использованной литературы 25
Введение:
Актуальность темы. Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущения и восприятия (цвет, звук, форма и др.), а также такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно, т.е. посредством мышления. Благодаря этому процессу человек может выделить наиболее существенные признаки предмета, познать этот предмет.
В классической психолого-педагогической литературе отмечается, что отличительной особенностью деятельности детей с нарушением интеллекта является, прежде всего, нарушение его познавательной деятельности, связанное с неполноценностью чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельностью. Недостатки речевого развития затрудняют им выявить существенные признаки предмета и установить связи между ними. Особенно нарушения ярко выражены в операциях обобщения и опосредованного познания.
Значительное количество исследователей в области олигофрено психологии (А.А Люблинская, Ю.Т. Матасов, В.Г. Петрова, С.Я. Рубинштейн, Ж.И. Шиф и др.) отмечают, что необходимо заниматься изучением особенностей мыслительных операций у учащихся коррекционных школ. Только прочное знание этих особенностей и детальное понимание их механизмов станет основой для выстраивания эффективной коррекции недостатков мышления у детей с интеллектуальной недостаточностью в процессе их развития.
Целенаправленные занятия по формированию мышления приучают ребенка (как с нормальным умственным развитием, так и с нарушением интеллекта) ориентироваться в окружающем мире. Он учится выделять существенные связи и отношения между объектами, что приводит к росту его интеллектуальных возможностей. Поэтому данная тема очень актуальна.
Объект исследования: — изучение мышления умственно-отсталых детей.
Предмет исследования: — изучение особенностей наглядно-образного мышления.
Цель исследования: изучить особенности наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Выявить состояние наглядно-образного мышления младших школьников с нарушениями интеллекта;
3. Подобрать комплекс дидактических игр для формирования наглядно-образного мышления младших школьников с нарушениями интеллекта.
Методы исследования:
1. Анализ теоретических источников;
2. Констатирующий эксперимент;
3. Методы качественного анализа и количественной обработки результатов исследования;
4. Изложение и интерпретация результатов исследования.
База исследования:
В исследовании приняла участие группа детей из 5 человек в возрасте 6-8 лет с нарушением интеллекта.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
Нарушение интеллекта — это стойкое и необратимое нарушение познавательной деятельности, вследствие органического поражения головного мозга. Для детей с нарушением интеллекта характерно недоразвитие познавательных процессов. У младших школьников с нарушением интеллекта страдает в первую очередь восприятие, которое неразрывно связано с мышлением. Темп мышления замедлен, характерна инертность психических процессов, отсутствует возможность переноса усвоенного в процессе обучения способа действия в новые условия.
В психолого-педагогической литературе мы нашли множество интерпретаций, что же такое мышление. Мышление — это психический процесс, с помощью которого человек, на основе ранее полученных знаний, через прошлый опыт с помощью восприятия и представления может создать или построить новые знания, подключая речевые процессы. Мышление имеет три формы: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. В рамках нашей работы мы изучаем наглядно-образное мышление у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. Наглядно-образное мышление развивается двумя путями: через восприятие и через наглядно-действенное мышление. Для успешного развития и формирования наглядно-образного мышления мы опираемся на игровую деятельность. Игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт, это то, что нужно младшим школьникам, а особенно с нарушением интеллекта.
Целью нашего исследования было теоретически и эмпирически изучить особенности наглядно-образного мышления детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. Для ее достижения нам было необходимо решить ряд определенных задач. При решении первой задачи исследования нами была изучена и проанализирована научная и методическая литература по проблеме исследования. Мы раскрыли такие понятия как: «мышление», и виды мышления, «нарушение интеллекта».
При решении второй задачи нами были изучены особенности и выявлен уровень наглядно-образного мышления у младших школьников с нарушением интеллекта. Для этого мы использовали ряд методик С.Д Забрамной позволяющие изучить: сформированность мыслительных процессов, таких как: анализ, синтез, сравнение и сформированность наглядно-образных представлений, а также целостное восприятие изображений, установление причинно-следственных связей и составление рассказа по картинке.
Исследование проводилось на базе ОУ. В исследовании приняла участие группа детей из 5 человек в возрасте 6-8 лет с умственной отсталостью. Анализ литературных источников и результаты констатирующего эксперимента позволил выделить следующие особенности наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта:
— Понимание словесной инструкции;
— Трудности в выполнении аналогичных заданий;
— Затруднения в выполнении задания методом зрительного соотнесения на основе представления;
— Отсутствие стойкого интереса к заданиям и желание выполнять их;
— Отсутствие речевых пояснений;
— Затруднения в установлении причинно-следственных связей и составления рассказа.
Таким образом, анализ результатов по приведенным методикам показал, что большинство детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта имеют низкий уровень сформированности наглядно-образного мышления, а это 80% детей.
Таким образом, поставленная нами цель: теоретически и эмпирически изучить особенности наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта посредством дидактической игры. Поставленные задачи исследования можно считать решенными.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Отечественные специалисты о развитии мышления при умственной отсталости
1.1. Особенности мыслительной деятельности школьников с нарушениями интеллекта
Мышление является очень сложной целостной и в тоже время конкретной формой психической деятельности. Процесс мышления направлен на получение новых сведений об объекте, предполагает использование только знакомых способов действия [16].
Е.А. Стребелева в своих работах отмечает, что первые мыслительные процессы появляются у ребенка вследствие восприятия окружающих его предметов и познания их свойств и отношений, появляется опыт собственных действий с предметами, в результате знакомства с рядом явлений, происходящих в окружающем мире. Эта форма мышления называется «наглядно-действенной» и является наиболее ранней.
В дошкольном возрасте осуществляется переход от наглядно — действенного к наглядно-образному мышлению.
По мнению Н.Н. Поддъякова, представления — это важная основа, определяющая успешность развития наглядно-образного мышления детей. Познание детьми многообразных свойств и связей вещей осуществляется в процессе оперирования образами этих вещей. Но для того чтобы оперировать образом, нужно уметь его актуализировать [36].
Исследованием в области изучения наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста занимались Ж. Пиаже, Н.Н. Поддъяков, Л.И. Божович, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и другие [19;35].
Мышление детей старшего дошкольного возраста образно по своей сути. Это мышление характерно своей опорой не на действия, а на образы и представления: при решении задач дошкольник может представить себе ситуацию и мысленно действовать в ней.
В период дошкольного детства мышление опирается на представления. Дошкольник может думать о том, что в данный момент он не воспринимает, но что он знает по своему прошлому опыту. Оперирование образами и представлениями делает мышление ребенка внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации, и расширяет границы познания [14].
Простейшее наглядно-образное мышление (внутренний план действия) рассматривается, как способность оперировать конкретными образами предметов при решении определенных задач. Способность к оперированию образами «в уме» не является непосредственным результатом усвоения ребенком знаний и умений. Она появляется и развивается в процессе взаимодействия определенных линий психического развития: развития предметных действий, действия замещения, речи, подражания, игровой деятельности и т.д. [4]. Затем дети начинают оперировать «в уме» представлениями о предметах, их свойствах, связях и отношениях.
Таким образом, дети могут представить целое, которое можно разложить на части и, наоборот, из частей соединить в целое; какое изображение можно сложить из разрезной картинки, какую конструкцию построить из данного конструктора; а также могут представить себе перемещение предметов или их частей в определенном пространстве и т.д.
Наглядно-образное мышление к старшему дошкольному возрасту имеет более обобщенный характер. Младшие школьники уже понимают сложные схематические изображения, представляют на их основе конкретную ситуацию и могут самостоятельно создавать такие изображения.
Главная особенность наглядно-образного мышления, по мнению Ж. Пиаже, это решение ребенком жизненных задач не только в процессе практических действий с предметами, что характерно для наглядно-действенного мышления предшествующего возрастного периода, но и в уме с опорой на образы — представления об этих предметах [14;35].