Курсовая с практикой Гуманитарные науки Библиотековедение

Курсовая с практикой на тему Национальные библиотеки России: функции, задачи, содержание деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
НАЦИОНАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК В РОССИИ 8
1.1. Функции и задачи национальной библиотеки 8
1.2. Содержание деятельности и основные принципы работы 14
Выводы по 1 главе 16
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ 17
ЧИТАТЕЛЕЙ В НАЦИОНАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ 17
2.1. Практический анализ деятельности национальной библиотеки 17
2.2. Проект внедрения новых методов работы с читателями 26
Выводы по 2 главе 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 38

  

Введение:

 

В процессе развития цивилизации формирование национальной культуры всегда шло рука об руку с развитием государственности и подъемом национального самосознания народа. Во все времена ученые, педагоги, общественные и государственные деятели понимали, что традиционность и преемственность в сохранении национальных и культурных достижений народа является основой поступательного развития государства, независимо от особенностей конкретной эпохи или общественного строя. [8, с. 3].
Создание и поддержка национальных библиотек становились основой развития гуманитарной и естественнонаучной мысли, подъема культуры и образования. «Каждая картина, взятая в галерею, … каждая порядочная книга, попавшая в библиотеку, как бы они малы не были, служат великому делу – скоплению в стране богатств», – заметил в свое время великий русский писатель А.П. Чехов. [11, с.52].
На сегодняшний день научные исследования, связанные с изучением национальных библиотек, становятся важнейшим элементом историко-культурного развития многонационального общества. В последнее время национальные библиотеки уверенно занимают одно из ведущих мест в национальной культуре, сохранении национальных традиций и народного языка, являются показателем уровня грамотности и интеллектуального потенциала народа.
Именно поэтому объектом данного исследования выбраны национальные библиотеки России. Рассматривается история их возникновения и развития на фоне более масштабного процесса – культурного и экономического развития регионов России.
Значительная часть работы посвящена основным этапам становления национальных библиотек, формированию библиотечных фондов, определению роли национальных библиотек в развитии культурно-исторического наследия, как важного составляющего элемента повышения образовательного уровня и национального сознания. В исследовании рассматривается роль национальных библиотек как фактора сохранения национальных традиций.
Значительное внимание уделяется изучению принципов формирования и систематизации библиотечного фонда национальной библиотеки, применению прогрессивных технических и цифровых средств в работе национальных библиотек как важного элемента улучшения качества обслуживания читателей и предоставления оперативного доступа к системе центральных библиотек Российской Федерации и всего мира.
Актуальность темы обусловлена возросшим в последнее время интересом к истории и развитию национальной культуры народов России. Стараясь осмыслить процессы, происходящие в сегодняшней общественно-политической жизни, люди всё чаще обращаются к исследованию прошлого, путей становления национального самосознания, осмыслению места и роли своего народа в мировой цивилизации. Важнейшим этапом на этом пути являются национальные библиотеки, как неотъемлемое звено повышения культурно-образовательного уровня населения нашей многонациональной страны.
В стремлении решить современные проблемы взаимодействия этнических групп и народностей, населяющих Россию, мы неминуемо обращается к изучению национально-культурного аспекта их развития. Не случайно, в современной мировой научной мысли национальная культура рассматривается не столько как надстройка над базисом устойчивого экономического развития, сколько самостоятельный элемент, движущая сила общественно-политической мысли. [1, с. 43]. Внедрение гуманистических установок на пути принятия Европейских ценностей вынуждает нас рассматривать национальное наследие как основное условие стабильности общества.
Другим важным фактором, влияющим на необходимость исследования национальных библиотек, становятся миграционные процессы, с которыми всё острее в последние годы сталкивается российское общество. Переезд в Россию некоторой части временных мигрантов или переселенцев из других регионов и республик бывшего СССР, выдвигает на первый план необходимость их адаптации и культурной интеграции в российское общество с учетом региональных и национальных особенностей.
В этом плане национальные библиотеки, наряду с образовательными учреждениями, являются важным элементом, если не сказать единственным государственным институтом, способным взять на себя функции культурно-интеграционной адаптации некоренного населения к национально-историческим особенностям регионов, и России в целом. И в этом плане роль национальных библиотек стремительно возрастает, поскольку библиотека – по сути, единственное учреждение, которое, на сегодняшний день, объединяет в себе культурные, информационные и образовательные функции, доступные для всех групп населения, оставаясь бесплатным и повсеместно доступным средством приобщения к национальной культуре.
В настоящее время национальные библиотеки охватывают своим влиянием почти все возрастные группы, начиная со школьников, студенческой аудитории, и заканчивая лицами пенсионного возраста. Благодаря стремительному внедрению прогрессивных цифровых технологий, подключению интернета, в сочетании с традиционными методами культурно-просветительской работы, такими как встречи с местными национальными поэтами и писателями, тематические лекции, краеведческие исследования, книжные выставки и творческие конкурсы, национальные библиотеки вносят существенный вклад в сохранение истории и культуры народа, охватывая, в той или иной степени, своим влиянием самые разные слои населения, своевременно реагируя на меняющиеся запросы общества.
Хронологические и географические рамки исследования включают период от начала появления национальных библиотек и до конца второго десятилетия XXI в. в пределах нынешних границ Российской Федерации.
Целью исследования является выявление основных этапов развития национальных библиотек и их значения для развития культурно-образовательного уровня населения, сохранения национальных традиций.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи.
1. Выявление исторических условий возникновения, становления, развития национальных библиотек и основных направлений их культурно-просветительской и образовательной деятельности, общественной роли и функций, тенденций их влияния.

Освещение функционального назначения национальных библиотек, раскрытие политических, социально-экономических и педагогических предпосылок, влиявших на процесс развития системы библиотечного обслуживания населения.
3. Исследование средств и методов процесса общественного пользования интерактивными источниками информации на современном этапе, условия внедрения новых методов работы с населением, способствующих повышению воспитательного, просветительного, образовательного потенциала.
Историография вопроса. Существенный вклад в дело исследования национальных библиотек и библиотечного дела в целом внесли В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов (XVIII в.); В.Ф. Одоевский, А.Н. Оленин, В.И. Собольщиков, Ф.Ф. Рейсе, П.М. Строев, В.В. Стасов (XIX в.); К.Н. Дерунов, А.А. Покровский, Н.А. Рубакин, Н.Ф. Фёдоров, Л.Б. Хавкина, О.С. Чубарьян, Ю.В. Григорьев (XX в.).
Источником информации для данного исследования является комплекс опубликованных и неопубликованных документов, различные варианты которых делятся на несколько видов:
1) законодательная база (официальные документы, федеральные и муниципальные законы, постановления, указы, распоряжения), определяющие принципы функционирования национальных библиотек;
2) организационно-юридические и нормативные документы (постановления, распоряжения, правила обслуживания читателей);
3) статистические и фактические данные о состоянии библиотечных фондов на различных этапах формирования, отчётные документы, планы, обзоры, материалы совещаний и конференций, аналитические исследования.
В работе рассмотрены прогрессивные методы работы с читателями, основанные на новых достижениях информационных технологий, в тесном сотрудничестве с краеведами, педагогами и историками. На примере работы национальных библиотек изучается возможность объединения двух функций библиотечной системы: непосредственного накопления, хранения и передачи письменных источников информации, с одной стороны, и просветительская функция, направленная на повышение образовательного уровня, с другой.
Особое внимание уделено специфике деятельности национальных библиотек в условиях информатизации общества, с целью обеспечения доступа жителей национальных окраин и отдаленных населенных пунктов к общей межбиблиотечной системе путем внедрения новых технических средств обработки и передачи информации, приобщения их национальной культуре.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В современных условиях, когда библиотека рассматривается как автоматизированный информационный центр, для качественного удовлетворения потребностей пользователей недостаточно только печатных изданий. Пользователи обеспечиваются информацией также за счёт электронных сетевых ресурсов, которые заняли прочное место в фонде и привнесли в библиотечную практику новые возможности. Преимущество электронных изданий в том, что они могут быть предоставлены нескольким пользователям одновременно; обеспечивают широкие возможности работы с электронными текстами (копирование, формирование собственных файлов); упрощают поиск нужной информации; доступны круглосуточно.
Формирование библиотечно-информационного фонда основано на изучении рынка научных публикаций, в том числе на выявлении бесплатных ресурсов и организации доступа к ним. Отбор и экспертиза ресурсов открытого доступа происходят в соответствии с профилем комплектования библиотеки. Привлечение подобных ресурсов улучшает информационное обеспечение пользователей, а предоставление доступа к ним через сайт библиотеки позволяет экономить время, получать нужную информацию в одном месте, проводить объединённый поиск по лицензионным и нелицензируемым ресурсам.
Раскрыть состав и содержание многоотраслевого библиотечно-информационного фонда, облегчить поиск по мировым информационным ресурсам пользователям России помогает поисковый сервис Summon: он позволяет искать научную и образовательную информацию (монографии, статьи, журналы, материалы конференций, диссертации и др.) по всем ресурсам, как печатным, так и электронным, включая лицензионные, ресурсы открытого доступа, печатный фонд библиотеки. Summon осуществляет поиск по огромному массиву внешней информации, давая пользователям полное представление о ресурсах по интересующей тематике.
Таким образом, этот сервис – отправная точка при поиске необходимой информации – позволяет оптимизировать доступ к ценным коллекциям. Для поддержания высокого уровня России как современного информационного центра осуществляются: комплектование на основании постоянного мониторинга и анализа рынка электронной информации; организация доступа и продвижение ресурсов; постоянный мониторинг их использования; тестирование и экспертная оценка новых ресурсов; изучение потребностей пользователей; внедрение и развитие современных форм обслуживания, способствующих доступности электронных ресурсов.
Формирование традиционного и электронного фондов России тесно взаимосвязано: ведётся на основе общего анализа рынка научной информации, имеет единые принципы комплектования и критерии отбора документов. Фонды дополняют друг друга и обеспечивают библиотечно-информационное обслуживание пользователей на качественно новом уровне. Основная задача при формировании фонда – найти баланс между различными видами носителей информации и предоставить пользователю максимально полный объём необходимой информации.

 

Фрагмент текста работы:

 

Национальными библиотеками Российской Федерации являются Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина, Российская государственная библиотека и Российская национальная библиотека, которые удовлетворяют универсальные информационные потребности общества, организуют библиотечную, библиографическую и научно-информационную деятельность в интересах всех народов Российской Федерации, развития отечественной и мировой культуры, науки, образования [4, с. 47]. Пожалуй, следует начать с самой известной – Российской Национальной библиотеки. Идея ее организации возникла еще в начале XVIII века, но ее проект был одобрен Екатериной II только в 1795 году.
Строительство библиотеки заняло целых 15 лет. Место для здания библиотеки было выделено в самом центре, на тот момент столицы Российской Империи и сейчас библиотека находится по адресу: пл. Островского, 1/3, Санкт-Петербург. Открытие Российской Национальной библиотеки (Императорской Публичной библиотеки) состоялось 2 января 1814 года. Российская национальная библиотека известна во всем мире. У нее очень богатая история, уникальные собрания рукописных и печатных документов не только на русском языке, но и на всех языках мира. Библиотека тесно сотрудничает со многими организациями в сфере культуры, науки и образования. Российская национальная библиотека – это одна из первых публичных библиотек в Восточной Европе. Согласно указу Президента России, является особо ценным объектом национального наследия и составляет историческое и культурное достояние народов Российской Федерации. Также эта библиотека является одной из крупнейших библиотек мира и имеет второй по величине фонд в РФ.
По последним подсчетам 15 млн. книг; 13,1 млн. журналов и 617 тыс. годовых комплектов газет. Библиотека не отстает от современного прогресса и имеет электронный каталог и электронную библиотеку. Помимо сказанного выше, В Российской национальной библиотеке существует виртуальная справочная служба «Спроси библиографа». На сегодняшний день библиотека пользуется большим спросом и имеет высокую посещаемость (по справке на 2014 год):  Общее количество зарегистрированных читателей составляет 150 568 чел.
 Читатели посетили библиотеку 872 035 раз.
 Пользователи посетили сайт РНБ 7 016 747 раз.
 Читателям библиотеки выдано 6 180 106 ед.
 Состоялась 591 книжная выставка.
 Библиотечные фонды пополнились 424 349 изданиями.
 Проведены 1499 экскурсий[7, с. 52].
Она выполняет разовые запросы, связанные с поиском информации по всем существующим направлениям. Теперь давайте рассмотрим другую национальную библиотеку России. Российская государственная библиотека – одна из крупнейших публичных библиотек России. Она была создана на основе библиотеки Румянцевского музея. Фонд содержит универсальные собрания отечественных и зарубежных книг на 367 языках мира. Стоит отметить один интересный факт, что общая длина книжных полок Российской государственной библиотеки составляет около 275 километров. Российская государственная библиотека является научным центром в области библиотековедения, библиографоведения и книговедения. Еще одной из 3-х Национальных библиотек является Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина.
Это электронная национальная библиотека, находится она в Санкт-Петербурге по адресу Сенатская площадь, д. 3, в здании Святейшего Синода. Создана и основана 31 января 2007 года по распоряжению В.В Путина и названа в честь предыдущего президента Бориса Ельцина. Библиотека следует за передовыми технологиями: доступ к документам обеспечивается через интернет-портал Президентской библиотеки, с июля 2017 года запущена новая версия интернет-портала. Основными нововведениями являются возможность работы с любых устройств, операционных систем и браузеров, мгновенный доступ к документам фонда, новый поисковый механизм по каталогу библиотеки. Президентская библиотека стремится активно развивать чтение среди молодежи. Она проводит различные экскурсии, мультимедийные уроки с использованием новейших технологий, выставки, открывает удаленные читальные залы, количество которых уже превысило 130.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы