Курсовая с практикой на тему Национально-специфические особенности статуса в культуре США
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 2
1
Теоретические основы лингвокультурного анализа статуса. 5
1.1
Понятие и структура статуса. 5
1.2
Коммуникативное проявление статуса в межкультурной коммуникации 10
Выводы
к первой главе. 13
2.
Сравнительный анализ национально-специфических особенностей статуса в культуре
США.. 15
2.1
Аналитическая база исследования. 15
2.2
Сравнительные результаты исследования. 20
Выводы
ко второй главе. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 29
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
Само слово Статус в культуре имеет важнейшее
значение. Оно пришло в культурологию из древнего латинского языка. Слово это
обозначало состояние гражданина с точки зрения правового положения.
Статус – это положение в социуме. Уровень, на
котором находится человек в обществе. Социальным статусом – называют положение
человека в обществе в совокупности прав и обязанностей.
Каждый человек занимает определенную позицию в
жизни, и тем самым место в социуме. У каждого человека может быть несколько
статусов, это имеет определение – статусный набор [Номов, 2017, с. 106].
Содержание правового статуса является прямым конституционным правом и
распространяется на общий статус в целом, включая национальные и культурные
особенности проявления.
Конституция страны, первым делом защищает права и
свободы человека и исполняет самую важную функцию из всех. В тот момент, когда
человек не получает информацию о своих правах, обязанностях и свободах, он теряет
возможность контролировать свою жизнь и объективно получать место в социальной
лестнице. При рассмотрении Конституции США, рассматриваемой как одна из моделей
в мировой демократии, можно сделать выводы о том, что она удовлетворительно
регулирует права и свободы человека, а также свободу печати, личную свободу и
т.д. очень четко.
Однако понимание национально-специфических
особенностей статуса, наиболее ярко проявляемых в культуре США, в правовом
формате отсутствует.
Актуальность тематики исследования обусловлена
потребностью осмысления отличий в теории и практике межкультурной коммуникации
между русскими и американцами [Леонтович, 2003, с. 15].
Как указывает О.А. Леонтович, в условиях
современности, когда общение с представителями разных культур стало реальностью
нашей каждодневной жизни, все более остро ощущается необходимость изучения
межкультурной коммуникации как самостоятельной дисциплины. Межкультурная
компетентность предполагает терпимость, открытость к новому знанию, умение
выбрать верную тональность и средства общения, коммуникативную стратегию и
форму самопрезентации. В связи с этим, актуализируются исследования,
раскрывающие принципы взаимодействия лингвокультур, компоненты межкультурного
общения, модели и механизмы их функционирования, а также понятие межкультурной
трансформации. Рассмотрение различных видов вербальных и невербальных помех
составляет содержание нового межотраслевого направления науки –
прагмалингвистики, включающего социальную и гендерно обусловленные компоненты,
и предлагающего своеобразные пути поиска межкультурного диалога пути их
преодоления с учетом культурно-демографического статуса.
Актуальность тематики определила выбор целей,
задач, предмета и объекта исследования.
Целью исследования является раскрытие и обобщение
состояния изучения национально-специфических особенностей статуса в культуре, в
т.ч. применительно к культуре США, на теоретико-методологическом и прикладном
уровнях и с применением современных научно-теоретических подходов.
Для достижения указанной цели, в работе поставлены
следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы лингвокультурного
анализа статуса применительно к национальной культуре;
1.1. Рассмотреть понятие и структуру статуса;
1.2. Осветить подходы к оценке коммуникативных
проявлений статуса в межкультурной коммуникации;
2. Рассмотреть практику сравнительного анализа
национально-специфических особенностей статуса в культуре США;
2.1 Раскрыть ракурсы влияния статуса на
национально-специфические особенности США, факторы коммуникативной субординации
и межкультурных коммуникаций;
2.2 Охарактеризованы сравнительные результаты
исследования с использованием различных методических подходов.
Объектом исследования в работе выступает планета
Земля.
Предметом исследования являются межкультурная
коммуникация как особый тип общения, определяющий статус и особенности
американского культурно-языкового типа личности.
Методологической основой исследования является
диалектическая теория познания культурно-лингвистических явлений и процессов в
контексте
В процессе выполнения курсовой работы, будут
использованы исторический и логический методы – для исследования сущности, роли
и функционального предназначения в проявлении национально-специфические
особенности статуса в культуре США, с учетом эволюции формирования принципов,
отдельных положений, элементов теории и методологии исследуемой тематики; применены
нормативный и позитивный подходы, методы сравнения и обобщения — для
сопоставления содержания теорий и современных подходов к изучаемому вопросу.
Информационную базу исследования составляют
научные труды отечественных и зарубежных ученых в области изучения
национально-специфических особенностей статуса, в т.ч. применительно к культуре
США; будут рассмотрены различные подходы к планированию и проведению
теоретических и практических исследований.
Структура работы включает введение, две главы с
параграфами, заключение, список использованных источников и литературы.
Заключение:
На основании проведённого исследования, показано
современное состояние изучения национально-специфических особенностей статуса,
в т.ч. применительно к культуре США, на теоретико-методологическом и прикладном
уровнях.
Для достижения указанной цели в работе были
поставлены и решены следующие задачи исследования:
1. Изучены теоретические основы лингвокультурного
анализа статуса;
1.1 Рассмотрено понятие и структура статуса;
1.2 Освещены подходы к оценке коммуникативных
проявлений статуса в межкультурной коммуникации;
2
Рассмотрено практику сравнительного анализа национально-специфических
особенностей статуса в культуре США;
2.1 Раскрыта аналитическая база исследования в
ракурсах влияния статуса на национально-специфические особенности США, факторы
коммуникативной субординации и межкультурных коммуникаций;
2.2 Охарактеризованы сравнительные результаты
исследования с использованием различных методических подходов.
В процессе выполнения курсовой работы, использован
исторический и логический методы – для исследования сущности, роли и
функционального предназначения в проявлении национально-специфические
особенности статуса в культуре США, с учетом эволюции формирования принципов,
отдельных положений, элементов теории и методологии исследуемой тематики;
применены нормативный и позитивный подходы, методы сравнения и обобщения — для
сопоставления содержания теорий и современных подходов к изучаемому вопросу.
Информационную базу исследования составили научные
труды отечественных и зарубежных ученых в области изучения
национально-специфических особенностей статуса, в т.ч. применительно к культуре
США; рассмотрены различные подходы к планированию и проведению теоретических и
практических исследований.
Научная новизна исследования заключается в
рассмотрении и научном обосновании теоретико-концептуальных и методологических
основ национально-специфические особенности статуса, в т.ч. применительно к
культуре США: определены теоретические основы рассматриваемой проблемы,
рассмотрены представленные в литературе точки зрения разных ученых по
изучаемому вопросу, проанализированы их аргументы, выявлены противоречия,
критически оценены представленные взгляды на рассматриваемый вопрос.
В ходе обработки литературных источников, был
пополнен, уточнен, выработан собственный научный аппарат исследования,
приобретены навыки подбора аргументов для доказательства своих позиций по тем
или иным вопросам. Внимательная работа с научной литературой позволила
сформировать собственное понимание рассмотренных процессов, что позволяет
акцентировать внимание на основных аспектах проблемы, рассмотрение которого
составило цель работы.
Фрагмент текста работы:
1 Теоретические основы лингвокультурного анализа
статуса
1.1 Понятие и структура статуса
При рассмотрении лингвокультурного статуса с точки
зрения теории, можно выделить ряд концепций, согласно которым гражданин
самореализуется в этой системе, встречает коммуникативные помехи и пути их
преодоления. При этом параллельно актуализируется вопрос выработки обществом
критериев успешного межкультурного общения и путей его оптимизации, в сочетании
с критериями социально-психологического статуса.
Одной из основных характеристик каждого из типов
социальных статусов, можно выделить свободу. В обществе у статусов существует
иерархия, которая создает социальное расслоение [Аронсон, 2018, c. 167]. Часть статусов
считаются престижными, другие же имеют нейтральное или негативное восприятие,
что также имеет этнокультурную специфику и лингвистические особенности
проявления.
Говоря о слове престиж, можно сказать что это
оценка социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в понятиях
культуры.
Подобная иерархия формируется под влиянием двух
факторов:
• Реальной
полезности
• Системы
ценностей.
Существуют статусы таких типов, как:
· приписанные (прирожденные);
· достигнутые (приобретенные).
Статус «приписываемый», это статус, в котором
человек имеет место автоматически. Например, по этническому происхождению,
месту рождения, положению семьи — вне зависимости от личных усилий (дочь,
бурятка, волжанка, аристократка) [Джемс, 2018, с. 25].
К достигаемому статусу относят писателей,
студентов, супругов, офицеров, лауреатов, директоров, депутатов и т. д. То
есть, они приобретаются усилиями самого человека с помощью тех или иных
социальных групп.
Два этих типа статусов не совпадают друг с другом.
В прирожденном статусе учитываются только: пол, национальность, раса. В
достигаемом же, факторов в разы больше, т.к. в комбинации с возрастом и
географическим местоположением, комбинативные проявления статусов стремительно
возрастают [Проценко, 2005, c.
6].
Социальный статус, как коррелятивное положение
индивида или группы в социальной системе, имеет глубокую связь с
этнокультурными факторами происхождения и жизненной реализации человека.
Понятие социального статуса характеризует место
субъекта в системе общественных отношений, ее занятие в основных сферах жизни и
оценку деятельности личности со стороны общества, проявляющуюся в определенных
количественных и качественных показателях (зарплата, премии, награды, звания,
привилегии), а также самооценку.
Социальный статус в смысле нормы и коллективного
идеала обладает большими потенциальными возможностями при решении задач
социализации личности, поскольку ориентация на достижение более высокого
социального статуса стимулирует социальную активность, что может иметь более
яркое и осознанное проявление, нежели этнокультурные и лингвистические факторы.
Если личный социальный статус понимается человеком неверно, то он ориентируется
на чужие образцы поведения. Существуют две крайности в оценке лицом своего
социального статуса [Социокультурные…, 2010, с. 1-6].
Низкая статусная самооценка связана со слабой
сопротивляемостью внешнему влиянию. Такие люди не уверены в себе, чаще
подвержены пессимистическим настроениям. Высокая самооценка чаще связана с
активностью, предприимчивостью, уверенностью в своих силах, жизненным
оптимизмом. Исходя из этого, есть смысл ввести понятие статусной самооценки,
как сущностной черты личности, приводимой к отдельным функциям и действиям
человека, где этнокультурные и лингвокоммуникативные факторы играют особую роль
в осознании и реализации позитивного статуса.
Личный статус – позиция, которую человек занимает
в малой (или первичной) группе, в зависимости от того, как он оценивается по
своим индивидуальным качествам. В базовой структуре статусов человека
существует несколько статусов, являющихся в той или иной мере определенными.
Наиболее важный определяет образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.
С точки зрения иерархии и престижа, от статуса
зависит реальная значимость тех или иных функций для развития общества,
воспроизводства его основных структур и от системы ценностей, шкалы
предпочтений [Стриганкова, 2010, c. 225-231]. Каждый из этих факторов влияет на уровень
приспособляемости, с учетом социального статуса коммуникантов и межкультурных
различий.
Статус личности формируется из сочетания размеров
доходов, социального престижа, уровня образования и политического влияния , где
этнокультурные и коммуникативные особенности могут играть решающую роль .
Статус – это определяющий элемент социальной структуры, в значительной мере
зависящий от развития политической коммуникации в функционировании современного
социума, что актуализирует проблему коммуникативной сущности власти в различных
этнокультурных контекстах [Уфаева, 2013, c. 192-196], с учетом форм и способов ее проявления, соотношения
лингвокоммуникативных и властных компонентов с этнокультурными
морально-этическими принципами.
Структурная интерпретация статуса в ракурсах
лингвокоммуникативного кода, как системы лингвистических и экстралингвистических
норм и правил, может выступать ведущим фактором, обусловливающим успешность
современного политического взаимодействия.
Престиж, по сути, представляет собой систему
социальных статусов, которая разделяется обществом и закреплена в культуре и в
общественном мнении [Стриганкова, 2010, c. 225-231]. В процессе формирования
своих социальных желаний, на становление и восприятие социального статуса
человека, существенно влияет структура коммуникативных и межкультурных различий
его среды, которые обозначают новые грани в вышеизложенных структурных моделях
статуса.
Специфика социокультурного анализа социальной
коммуникации, на фоне повышения значимости социальной коммуникации в
функционировании современного социума, актуализирует разработку методологических
средств этнокультурной и общефилософской рефлексии данного феномена.