Курсовая с практикой Юриспруденция Гражданское право

Курсовая с практикой на тему Национально-культурная автономия в России.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Понятие, сущность и виды автономий. 7

1.1
Территориально-политическое устройство государства. 7

1.2 Унитарное
государство. 9

1.3 Понятие
автономии. 13

1.4 Виды автономии. 16

Глава 2.
Автономии в составе Российской Федерации. 22

2.1 Виды
субъектов Российской Федерации. 22

2.2
Особенности правового статуса автономий. 25

2.3 Национально-культурная
автономия как форма самоопределения народов в России. 27

2.4 Асимметрия
в структуре российского федерализма. 34

Заключение. 39

Библиографический
список использованных источников. 42

 

  

Введение:

 

Проблема структуры
государства и устройства народов с учетом его многонациональности выступает
предметом особого внимания общества, а также различных политических партий и
движений. С распадом СССР в Российской Федерации (РФ) начался процесс
суверенитета республик, который проходил под определенным влиянием идей
национального самоопределения. Активное стремление к самоопределению проявили
не только титульные народы, но и граждане иных национальностей. Необходимость
равных прав и самоопределения народов отражена в преамбуле Конституции РФ[1]
и ее первой главе, которая посвящена основам конституционного строя.

Однако устоявшиеся
принципы внутреннего государственного устройства не решают проблем всех народов
России, все больше осознавая их причастность к формированию внешней и
внутренней политики страны. В связи с этим особое значение приобретает такая
принципиально важная для нашего государства форма самоопределения, как
национально-культурная автономия. Она позволяет «гражданам РФ, которые
принадлежат к различным национальным общинам, в частности малым, разрозненно
расселенным народам, национальным меньшинствам, решать проблемы сохранения и
развития своей идентичности, традиций, культуры, языка и образования. В ходе
формирования национально-культурных автономий, несмотря на накопленный
положительный опыт, возникает целый ряд проблем и противоречий, требующих не
только лишь их решения, но и дальнейшей разработки целого ряда теоретических
вопросов. Важным при рассмотрении современных вопросов относительно развития
национально-культурной автономии (НКА) выступает знание истории. В связи с
принятием Федерального закона (ФЗ) «О национально-культурной автономии»[2],
с процессом ее фактического становления и развития, изучение основных принципов
экстерриториального самоопределения народов также актуально.

Хотя феномен
национально-культурной автономии напрямую связан с оптимизацией национальных
отношений, в то же время он занимает значительное место в общей системе
федеративных отношений. Нет сомнений в том, что НКА необходимо рассматривать в
качестве механизма поддержания целостности и развития внутреннего этнического
разнообразия РФ. Учитывая, что с ликвидацией Палаты национальностей Верховного
Совета РСФСР в РФ нет представительного органа национальностей, поиск
адекватного процесса демократизации для непосредственного участия
национальностей в государственном управлении и осуществлении их интересов на
территориальной и экстерриториальной основе имеет большое значение. 1 Важная
роль в формировании и развитии НКА принадлежит органам местного самоуправления,
призванных напрямую выражать интересы граждан.

Теоретиками и
разработчиками культурно-национальной программы автономии были выдающиеся
австрийские социал-демократы О. Бауэр и К. Реннер. К. Реннер делал основной
упор на нацию как на своеобразную духовную и культурную общность. О. Бауэр, в
свою очередь, добавил к этому такой признак, как исторически сложившийся
психофизический тип людей, который связан общим языком и территорией. Сам
термин, где слова «национальный» и «культурный» часто менялись местами, был
описательно использован австро-марксистами. Спор возник по вопросу о том, как
нации должны быть «автономизированы» — на территории проживания или лично на
всей территории Габсбургской монархии. К. Реннер считал, что только государство
может обеспечить правовую основу для межэтнических отношений. О. Бауэр, со
своей стороны, полагал, что, решая общенациональную проблему в долгосрочной
перспективе, государство обеспечивает, главным образом, собственное
благополучие, сводя к минимуму центробежные тенденции.

Эти исследователи не
имели ясности в обосновании своей позиции: они объединили территориальную
автономию, элементы федерализма (предлагая 2-х палатный парламент) и НКА.

Степень научной
разработанности. Вопросы изучения НКА привлекают внимание ученых, литературу по
исследуемой проблематике можно разделить на 2 группы: фундаментальные
исследования (посвященные национальным вопросам) и периодические издания (в
которых освещаются вопросы НКА).

Все вышеперечисленное
определяет актуальность темы исследования, а также объект, предмет, цель и
задачи данного исследования.

Объектом работы
выступают  общественные отношения,
возникающие в ходе правового регулирования относительно формирования
деятельности НКА в РФ.

Предмет работы —
особенности формирования и деятельности НКА в РФ.

Цель работы — на основе
анализа действующего законодательства РФ выявить и проанализировать особенности
формирования и деятельности НКА в РФ.

Для достижения этой цели
были решены задачи, а именно:

— рассмотрение понятия и
правовых основ НКА в РФ;

— изучить вопросы
правового регулирования НКА;

— изучить виды НКА в РФ;

— проанализировать
результаты осуществления ФЗ " О национально-культурных автономиях".

Нормативную основу работы
составили законодательные акты, нормативные документы, материалы Федерального
Собрания РФ, Правительства РФ, выступления, статьи и другие публикации
государственных и политических деятелей.

Теоретической и
методологической основой изучения выбранной темы стали научные принципы
объективности, историзма, системного, исторического, социологического и
проблемно-хронологического подходов. Использовались сравнительные,
статистические, типологические, межкультурные и другие методы.

Это  исследование состоит из введения, 2-х глав,
которые, в свою очередь, состоят из параграфов, а также заключения и списка
использованных источников.

 



[1] Конституция
Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)
(ред. от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ) / Российская газета, 25 декабря 1993 г., N
237.

1 Федеральный закон
от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ (ред. от 4 ноября 2014 г. N 336-ФЗ) "О
национально-культурной автономии"/ Собрание законодательства Российской
Федерации, 17 июня 1996 г., N 25, ст. 2965; Российская газета, 25 июня 1996 г.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, как
показало исследование, проведенное в этой курсовой работе, автономия в рамках
конституционного права означает предоставление некоторой части государства
(например, Аландских островов в Финляндии, ранее, Крыма на Украине), нескольких
частей (двух районов, населенных индейскими племенами в Никарагуа, два района,
населенные, в основном, гагаузами в Молдове), все единицам одного порядка
(например, областям в Италии), наконец, всем административно-территориальным
единицам различного порядка (в Японии) внутреннего самоуправления,
самостоятельно решать свои местные вопросы. Именно в этом смысле японская
конституция 1946 года говорит о «принципе местной автономии». Иногда такую
автономию называют областной, имея в виду не только единицы областного уровня,
но и иные. Но в большинстве случаев под автономией понимаются особые
политические и территориальные единицы, которые 
сформированы с учетом национального состава, традиций, культуры,
жизнедеятельности проживающего в них населения (к примеру, Корсика во Франции,
Северная Ирландия в Великобритании, Иракский Курдистан). Была приведена именно
такая автономия, а не только лишь автономия административно-территориальных
единиц.

В большинстве случаев
автономия создается в унитарных государствах, где она используется для
предоставления территориальным единицам автономии в вопросах местного
самоуправления. В федерациях существует такая форма, которая позволяет
территориям получить необходимую свободу — это форма субъекта союзного
государства. В то же время в сложном государстве автономные права могут быть
закреплены за территориями, которые не имеют статуса субъекта федерации и
находятся под прямой юрисдикцией союзного государства. Например, в Индии
союзные территории являются автономиями, хотя само государство является
федерацией и формируется ассоциацией штатов.

Создавая автономию,
признавая свои права, государство естественным образом ограничивает применение
своей власти. Это, однако, не означает, что государственность появляется на
автономной территории. Автономия может обеспечивать уважение интересов местных
общин, однако ее нельзя считать формой национального государства.

Права автономии могут
быть закреплены в конституциях, основных законах страны. Государственные органы
могут издавать правовые акты, которые специально посвящены правовому статусу
автономной территории.

НКА в РФ выступает формой
национально-культурного самоопределения, представляющего собой общественное
объединение граждан РФ, которые считают себя определенными этническими
общностями на основе их добровольной самоорганизации с целью самостоятельного
решения вопросов сохранения своей идентичности, развития языка, национальной
культуры, образования.

ФЗ «О
национально-культурной автономии», иные ФЗ и законы субъектов РФ не только
закрепляют определенные права национально-культурных объединений, но также  и устанавливают материальные, правовые,
организационные и другие гарантии указанных прав. Эти гарантии включают право
собственности на НКА, обязанности органов государственной власти РФ, субъектов
РФ, а также местных органов власти по обеспечению права на сохранение, развитие
и использование национального (родного) языка, в т.ч. и при получении
соответствующего образования, права на сохранение и развитие национальной
культуры, финансирования НКА из бюджетов различных уровней, других специальных
государственных мер поддержки (создание специальных фондов, установление
всевозможных льгот по налогам, сборам и кредитам и т.п.).

Многое в осуществлении
данных положений зависит, прежде всего, от органов государственной власти
субъектов РФ. В данной области достаточно много положительного опыта. Таким
образом, активную поддержку национальных общественных объединений оказывают
администрации субъектов. По их инициативе заключаются разного рода соглашения о
социальном партнерстве в сфере межнациональных отношений между администрациями
регионов и общественными национальными объединениями. В целях развития культуры
народов РФ заключаются и в настоящее время реализуются соответствующие договоры
и соглашения о сотрудничестве, к примеру, между Курганской областью и
республикой Башкортостан, Татарстан, Кустанайским регионом Республики Казахстан
и т.п.

Финны в Республике
Карелия демонстрируют достаточно полное осуществление прав НКА. Финский язык
изучается в школах и в ВУЗах республики, ежедневно звучит на радио и
телевидении. Газеты и журналы на финском языке регулярно публикуются,
публикуются литературные произведения. Организован прием печатных материалов из
Финляндии. Есть национальный театр. Причиной успеха является деятельность НКА с
максимальным использованием возможностей, предусмотренных законом, а также
заинтересованная помощь от республиканских органов.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Понятие,
сущность и виды автономий

1.1 Территориально-политическое устройство
государства

 

В конституционном праве существуют
понятия государственной территории и государственных границ, которые определяют
ее параметры. Границы территории государства в той или иной форме указаны в
конституциях. Однако эти конституционные нормы часто отражают только
принципиальный подход к данному вопросу с точки зрения международного права:
они говорят о суше, внутренних водах, 12-мильной полосе территориального моря у
побережья страны, континентальном шельфе, воздушный столбе над указанными
сухопутными и водными пространствами до практически досягаемой высоты. Но
иногда конституции устанавливают границы государства с помощью параллелей и
меридианов (как, к примеру, в Западном Самоа), называют соседние государства
(Коста-Рика), перечисляют острова (Куба), определяют «их» сектор моря и его
границы с некоторыми государствами (к примеру, сектор Каспийского моря в
конституции Азербайджана) и т. п.

Территория государства
всегда организована определенным образом, разделена на части административного
либо политического значения, в которых проживает население, чтобы управлять им.
Соответствующие главы конституций иногда называют: «Об организации
государства». В данном случае это не система государственных органов, а
территориальная организация государства[1].

Долгое время термин
«форма государственного устройства» использовался как обобщение для такой
организации в отечественной литературе. Однако из-за неоднозначности слова
«устройство» данный термин подвергается критике, потому что «государственное
устройство» иногда понимается в чрезвычайно широком смысле — как структура
государства в целом, в т.ч. и некоторые социально-экономические и политические
проблемы, система органов государства и т. п. В некоторых  более новых изданиях понятие «государственное
устройство» заменяется понятием «территориальная организация публичной власти».
Поскольку государственная власть является одновременно государственной властью
и властью территориального коллектива, представленного местным самоуправлением,
глава территориальной организации публичной власти включает вопросы, связанные
не только с государственными формами, но и с территориальной организацией
местного самоуправления. Но, как известно, местное самоуправление не входит в
систему государственной власти. Следовательно, сочетание этих разнообразных
явлений имеет свои отрицательные стороны. Вопросы территориальной организации
государственной власти (к примеру, федерации) и вопросы организации власти
территориального коллектива (к примеру, сельского схода) решаются по-разному. В
связи с этим термин «форма государственного устройства» в данном плане не
используется, а фразы «формы территориально-политического устройства
государства» и «формы территориально-политической организации государства»
используется в качестве синонимов[2].

Традиционно различают 2
основные формы территориального и политического устройства государства:
федеративные и унитарные государства. Конфедерация — это союз государств, в
основном это международная правовая ассоциация, но в ней есть некоторые
конституционные и правовые элементы, и, следовательно, конфедерации также
иногда упоминаются в конституционном праве (хотя сегодня в мире нет
конфедераций). Существуют и иные союзы и содружества государств (Европейский
Союз (ЕС), Британское Содружество, Содружество Независимых государств (СНГ) и
т. п.), В некоторых из них имеются также более (ЕС) или менее (СНГ)
существенные элементы конституционного регулирования. В Сообществе Беларуси и
России, созданном в 1996 году (преобразованном в Союз в 1997 году), существуют
общие органы, решения которых могут быть обязательными для обеих государств. В
какой-то степени эти ассоциации можно изучать не только в рамках международного
публичного, но и конституционного права[3].

Форма
территориально-политической организации государственности также автономна,
особенно политическая автономия, особенно если она создается на основе
самоопределения национальных меньшинств и этнических групп. За последние
десятилетия в некоторых государствах (Испания, Италия и т. п.) сложилось т.н.
регионалистское государство, которое сочетает различные элементы унитаризма,
федерализма, автономии, и, по сути, является переходом от унитаризма к
федерализму.



1 Калинина, К. В.
Национальные меньшинства в России. — Москва. Луч. – 1993. — С. 13.

1 Панкратова, Л.А.
Национально-культурная автономия в России (по материалам автономии российских
немцев) : Дис. … канд. юрид. наук : 12.00.02 : Казань. — 2002. — С.20.

1 Арзамаскин, Н. Н. Федеративное устройство современной
России в условиях переходности // Представительная власть — XXI век:
законодательство, комментарии, проблемы. 2007. № 1. C. 7-10.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы