Курсовая с практикой на тему Национальное значение скульптурных образов в русской литературе 19 века.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
РАЗДЕЛ
1. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА.. 5
1.1.
Понятие литературного образа. 5
1.2.
Типология литературных образов. 14
1.3.
Прагматический потенциал речевого акта. 16
РАЗДЕЛ
2. СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
СКУЛЬПТУРНЫХ ОБРАЗОВ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ ХІХ ВЕКА.. 20
2.1.
Функциональность использования скульптурных образов в творчестве А. С. Пушкина. 20
2.2.
Авторские образы скульптурной поэзии А. Фета. 24
2.3.
Закономерности использования скульптурных образов в произведениях А. Майкова. 27
ВЫВОДЫ.. 31
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 33
Введение:
Актуальность исследования. Проблема
литературного образа сохраняет свою актуальность на всех этапах развития
литературоведения, вне зависимости от господствующей идейно-эстетической
парадигмы. Это обусловлено тем, что литературный образ формирует особое
проблемное поле, связанное не только с героем литературного произведения, но и
с принципами, приемами, средствами образного раскрытия личности. Поэтому
литературному образу часто отводится роль некоего центра, вокруг которого
происходит объединение всех содержательных и формальных элементов
художественного произведения.
Однако обзор источников позволил
констатировать, что в современном литературоведении отсутствуют
специализированные исследования, посвященные проблеме скульптурного образа.
Необходимость решения данной проблемы, являющейся ключевой и позволяющей
осуществить последовательное рассмотрение динамики развития русской литературы,
проследить за становлением и развитием ее художественного мира, особенностей
идиостиля различных писателей, обусловливает актуальность темы дипломного
исследования.
Объект исследования: русский литературный
процесс конца XIX века.
Предмет исследования: механизмы функционирования
скульптурных образов в контексте развития русской поэзии ХІХ века.
Цель исследования: охарактеризовать закономерности
функционирования скульптурных образов в контексте развития русской поэзии ХІХ
века.
Поставленная цель обусловливает необходимость
решения следующих задач исследования:
1. Рассмотреть современные
литературоведческие подходы к анализу понятия «художественный образ»;
2. Охарактеризовать функциональность и
представить типологию художественных образов;
3. Выделить прагматический потенциал речевого
акта;
4. Исследовать функциональность использования
скульптурных образов в творчестве А. С. Пушкина;
5. Охарактеризовать авторские образы
скульптурной поэзии А. Фета;
6. Выделить закономерности использования
скульптурных образов в творчестве А. Майкова.
Методы исследования. В исследовании были
использованы следующие методы: метод семантического анализа, контекстуальный
анализ, контент-анализ.
Теоретической и методологической основой дипломной работы являются достижения филологической науки в области
теории и поэтики литературы, труды М.Бахтина, С.Бочарова, А.Бушмина, А.Есина,
Д.Лихачёва, Ю.Лотмана, Г.Поспелова, Б.Томашевского, В.Хализева, Л.Чернец и др.
Теоретическая значимость исследования. Предложенная к
рассмотрению работа представляет собой попытку рассмотрения особенностей
формирования системы художественных образов в творчестве русских поэтов ХІХ
века. Жанровая и образная доминанты поэтических произведений рассматриваются
как неразрывное целое.
Практическая значимость исследования обусловлена
возможностью использования его материалов в дальнейших работах, посвященных
заявленной проблематике, при составлении и преподавании курсов современной
русской литературы в высших и средних учебных заведениях.
Структура исследования обусловлена его целями и
задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
использованной литературы.
Заключение:
В литературоведении
сформировалось широкое и узкое понимание художественного образа. В широком
смысле художественный образ – это особый, присущий искусству способ создания
воображаемого мира или фрагмента мира, сформированный фантазией писателя. В
узком же понимании художественный образ – семантическая (смысловая)
трансформация слов в художественном тексте.
Среди основных признаков
художественного образа – равноправное единство объективного и субъективного
(объективное в образе – это все то, что взято непосредственно из
действительности, субъективное – то, что привносится в структуру образа
творческой мыслью художника), базирование на воображении, которое является
возможностью не только создавать, но и изменять образы, преобладание эстетической
и духовно-творческой функций над информативной, аналогия с персонажем.
Исследуемая категория
настолько популярна в эстетике и искусствоведении еще и потому, что наряду с
законами и логикой художественного отображения она воплощает в себе также и закономерности
других внешних сторон искусства. В художественном образе отражены или выражены
наиболее существенные особенности искусства в целом, что заставляет нередко
рассматривать образ как «ядро» или неразрывный «первоэлемент» искусства. Такое
рассмотрение ценно тем, что обеспечивает определенное удобство для исследования
многих эстетических и художественных проблем на материале изучения
возникновения, существования и восприятия художественного образа.
Внутренние причины, препятствующие изучению
художественного образа, вытекают прежде всего из многоплановости предмета
исследования. Дело в том, что в эстетической и искусствоведческой мысли понятие
«образное» включает в свой состав части, связанные с отдельными выразительными
приемами, метафорами, сравнениями, а также чем-либо целостным, увеличенным
художественным образованием – персонажем, мотивом, даже художественной идеей,
то есть смыслом произведения в целом.
В последнее время
произведена типология художественных образов, благодаря которой образ может быть
«образом-символом», «образом-знаком», «образом-мифом», «образом-оформлением»,
«образом-действием». Также в искусстве прослеживается определенное количество
так называемых «вечных образов».
Скульптурные
образы в произведениях русских поэтов девятнадцатого века способствуют
типологизации и индивидуализации черт характера героев художественного
произведения.
Фрагмент текста работы:
РАЗДЕЛ 1. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА 1.1. Понятие литературного образа
Исследователи искусства и
художественного слова отдают первенство в формировании представлений о
художественном образе античному философу Аристотелю. Начиная с теории подражания,
или мимезиса, Аристотель в своем трактате «Поэтика» рассматривает
художественный образ как новую форму реальности (область вероятного), а его
воплощение – как одну из высших форм творческой деятельности [2, С. 1064-1112].
Значительную роль в исследовании
форм образов сыграл также немецкий писатель Томас Манн. Он утверждал, что
художественный образ имеет множество форм: процесс «субъективного углубления» в
материале характеризуется образной формой, образы людей, картины природы,
урбанистические пейзажи, образы вещей и т.д., преобразованные с помощью
воображения, объединяются новыми связями благодаря конструктивному мышлению
художника [20].
В последнее время
произведена типология художественных образов, благодаря которой образ может
быть «образом-символом», «образом-знаком», «образом-мифом»,
«образом-оформлением», «образом-действием». Также в искусстве прослеживается
определенное количество так называемых «вечных образов». В типологической
системе художественных образов особое место занимает теория И. Ковалика и М.
Коцюбинской о мегаобразе, макрообразе и микрообразе [17].
Современные исследователи Я. Г. Демин [12], Л. Чернец [48], В. Портнова
[30] анализируют специфику образа в изобразительном искусстве, дизайне,
литературном творчестве, определяя его идейное, символическое и функциональное
содержание. Специфика образа в декоративно-прикладном искусстве исследуется А.
Салтыковым, который впервые отметил сложность и особенность образности в этом
виде творчества. Внимание на вопросах