Естествознание Курсовая с практикой Естественные науки

Курсовая с практикой на тему Наблюдение как ведущий метод изучения природы младших школьников.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации наблюдения как метода изучения природы в начальной школе 7
1.1. Специфика формирования знаний о природе у младших школьников 7
1.2. Наблюдение как метод формирования представлений о природе у младших школьников 14
Выводы по 1 главе 22
Глава 2. Практические аспекты использования наблюдения как метода изучения природы в начальной школе 24
2.1. Диагностика уровня сформированности знаний о природе у младших школьников 24
2.2. Методика организации наблюдения в процессе формирования знаний о природе у младших школьников 28
Выводы по 2 главе 37
Заключение 38
Список литературы 40
Приложение 1 47
Приложение 2 49
Приложение 3 54
Приложение 4 61

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В нашей стране в настоящее время происходит становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы. В естественнонаучном образовании поставлен вопрос о необходимости новой системы взаимоотношений человечества с природой, вызванной глобальным нарастанием негативных изменений в окружающей среде.
Многие современные ученые (С.Д. Дерябо, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, В.А. Ясвин и др.) считают, что поведение людей в природе определяется их сознанием, мировоззрением. Будущая жизнь нашей планеты связана с тем, противопоставляет ли человек себя природе как своей собственности или признает, что высшую ценность представляет гармоничное развитие человека и природы, а природа и все природное является полноправным субъектом во взаимодействии с человеком. В педагогике обоснованы и развиты положения о формировании мировоззрения в процессе познания природы (Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервег). Знания, как основной компонент в структуре мировоззрения, задают обобщённую модель мира и места в нём человека.
Овладение системой основополагающих элементов знания, лежащих в основе современной научной картины мира, ‒ одно из требований к результатам освоения образовательной программы начального образования, заложенных в федеральный государственный образовательный стандарт НОО.
В младшем школьном возрасте закладываются основы формирования сознания человека, первой составляющей которого являются представления о природе. В начальной школе большое внимание уделяется формированию у младших школьников элементарных представлений о временах года и сезонных изменениях в природе, формируемых в процессе наблюдений. Именно наблюдения позволяют устанавливать взаимосвязи и зависимости между состоянием организмов и экологическими факторами. Наблюдения – это один из самых результативных методов изучения природы младших школьников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что формирование знаний о природе у младших школьников не является новым явлением в педагогической теории и практике. При этом проблема формирования знаний о природе у младших школьников до сих пор остается актуальной в связи с принятием нового Федерального Государственного образовательного стандарта.
При формировании знаний о природе у младших школьников чаще используют подход, при котором от изучения единичного, конкретного переходят к общему, абстрактному, что связано с особенностями мышления детей этого возраста. Процесс формирования знаний о природе можно представить схемой: восприятие – представление – понятие – знание – система знаний.
Исследователи в области начального преподавания окружающего мира в начальной школе определяют педагогические условия успешного формирования знаний о природе, имея в виду целенаправленно конструируемые содержание, методы, приемы и формы обучения.
Большинство исследователей говорят о необходимости наблюдения натуральных природных объектов, использования наглядных средств обучения, систематического проведения практических работ. Важным условием формирования знаний о природе является организация их практического применения при составлении схем и таблиц, выполнении разнообразных заданий, упражнений, учебных проектов. Проблемный подход в обучении также может быть эффективным условием формирования знаний о природе.
Нами было выявлено, что формирования знаний о природе у младших школьников представляет собой интегративную систему знаний, взглядов, эмоций, которые отражают проблемы гармонизации отношений человека с природой. Конкретизировали понятие «наблюдения». Наблюдения – это целенаправленный и организованный процесс восприятия периодических изменений, которые происходят в мире растений и животных.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы организации наблюдения как метода изучения природы в начальной школе

1.1. Специфика формирования знаний о природе у младших школьников
В научной литературе существуют различные подходы к определению знания. Б.Ф. Кевбрин определяет его как «результат познавательной деятельности, выраженный в идеальных образах (представлениях, понятиях, теориях) и закрепленный в знаках естественных и искусственных языков» [29]. В энциклопедическом словаре педагога знание названо «языковой формой отражения действительности и способов ее познания и преобразования» [6, с. 311].
В нашей работе мы будем пользоваться определением, данным в педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой: «Знание (в широком смысле слова) ‒ проверенный практикой результат процесса познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий» [31, с. 28].
О.Н. Лазарева считает, что реализация развивающей функции курса «Окружающий мир» проявляется в увеличении доли теоретических знаний относительно эмпирических [16].
Как определяет А.А. Люблинская, сведения не имеют образной формы, они передаются с помощью речи от одного человека к другому как результат опыта, накопленного другими поколениями [19].
Представления – форма наглядно-образного знания; чувственные образы, которые возникают на основе припоминания ранее воспринятых объектов или явлений или продуктивного воображения. Их можно разделить на образы памяти или воображения в зависимости от формы создания представлений. Образы памяти формируются на базе непосредственного восприятия объекта или его изображения с помощью органов чувств. Образы воображения формируются в процессе мыслительной деятельности, на основе устного рассказа учителя или чтения текста учебника, без непосредственного восприятия объекта. Они не вызывают у ребенка ярких, детальных образов, однако они более обобщены и схематизированы, чем восприятия [36].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы