Курсовая с практикой на тему Наблюдение как метод исследования в психологии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
ГЛАВА 1.Теоретические аспекты изучения наблюдения как метода исследования в психологии. 4
1.1Наблюдение как феномен теории и практики образования. 4
1.2Использование наблюдения в психолого-педагогических
исследованиях. 7
ГЛАВА 2. Разработка методики применения метода наблюдения в
экологическом воспитании учащихся 6-7 классов. 9
2.1 Разработка методики наблюдения за объектами живой
природы учащихся 6-7 классов. 9
2.2. Изучение эффективности применения разработанной
методики. 15
Заключение. 25
Список литературы. 27
Введение:
Психологи
все чаще обращаются к наблюдению как к способу познания психики людей. Был
период (1960-1980-е годы), когда наблюдение в психологических исследованиях
практически не использовалось. Основное место заняли методы, обеспечивающие
массовый сбор данных и возможность их стандартизованной оценки. В некоторых
учебниках того времени наблюдение даже характеризовалось как вспомогательный
метод, хотя в действительности все методы психологии можно рассматривать как
производные от наблюдения. Однако в 1920-1930-е гг. О наблюдении написаны
книги, и на его основе проводятся исследования.
Сейчас,
когда активно развивается практическая психология, обращенная к конкретному
человеку, к его проблемам, потребностям, которая не может обойтись без знания
своей уникальности и оригинальности, началось возрождение метода наблюдения.
Сегодня внимание практиков привлекает наблюдение как одно из профессионально
важных качеств людей, работающих по системе "человек-человек" (во
многих профессиях: учитель, врач, следователь , практический психолог,
медиатор, страховой агент, менеджер и др.).
Цель
исследования: изучить наблюдение как метод исследования в психологии. Объект
исследования: школьники.
Предмет
исследования: Наблюдение
как метод исследования в психологии.
Задачи
исследования:
-Изучить
наблюдение как феномен теории и практики образования;
-рассмотреть
использование наблюдения в психолого-педагогических исследованиях;
-разработать
методики наблюдения за объектами живой природы учащихся 6-7 классов и изучить
эффективность применения разработанной методики.
Заключение:
Наблюдение
( англ. Observation , рус. Наблюдение ) — метод научного исследования,
заключающийся в активном (систематическом, целенаправленном, планомерном) и
умышленном восприятии объекта, в ходе которого приобретается знание о внешних
сторонах, свойствах и отношения изучаемого объекта. Наблюдение включает в себя
как элементы: наблюдателя (субъекта), объект наблюдения и средства наблюдения.
Как последние в развитых формах наблюдения используются различные специально
созданные приборы, выступают как продолжение и усиление органов чувств человека
, а также используемые в качестве орудия воздействия на объект (что превращает
наблюдения в составную часть экспериментальной деятельности).
Мы склонны
считать, что деятельностный компонент в структуре экологической культуры
учащихся данной школы у основного количества учащихся находится на среднем
уровне.
Предполагаем,
что это объясняется возрастными особенностями учащихся 6-7 классов, когда
подросток уже не удовлетворяются внешним восприятием изучаемых предметов и
явлений, а стремится понять их сущность, существующие в них
причинно-следственные связи, стремится к постижению причин изучаемых явлений.
Подростки, как правило, отличаются коллективизмом, их привлекают общие интересы
и совместная деятельность, их отличает стремление
к утверждению своего достоинства и престижа среди сверстников.
Снижение
уровня экологической культуры учащихся, мы объясняем не соблюдением принципа
строгой ориентации на возрастные и индивидуальные особенности их личностного
развития при планировании экологических мероприятий.
Преобладающее
значение в познавательной деятельности учащихся занимает абстрактное
мышление. На более высокий уровень поднимается развитие чувств и волевых
процессов. В частности, усиливаются и становятся более осознанными чувства,
связанные с общественно-политическими событиями. Существенной особенностью
школьников является обостренность их сознания и чувств, в связи с предстоящим жизненным
самоопределением и выбором, профессии. На развитие и поведение учащихся
большое влияние оказывает их повышенная чувствительность ко всему новому, что
происходит и жизни, в литературе, искусстве и музыке, а также в моде. Они чутко
и быстро улавливают это и стремятся копировать все ультрасовременное.
Считаем,
что в формировании экологической культуры учащихся будет наиболее актуальными
через экологические диспуты конференции, семинары компьютерные технологии,
исследовательскую деятельность, проектные работы, основанные на методе
наблюдения.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.Теоретические аспекты
изучения наблюдения
как метода исследования в психологии
1.1 Наблюдение
как феномен теории и практики образования Наблюдение
( англ. Observation , рус. Наблюдение ) — метод научного исследования,
заключающийся в активном (систематическом, целенаправленном, планомерном) и
умышленном восприятии объекта, в ходе которого приобретается знание о внешних
сторонах, свойствах и отношения изучаемого объекта. Наблюдение включает в себя
как элементы: наблюдателя (субъекта), объект наблюдения и средства наблюдения.
Как последние в развитых формах наблюдения используются различные специально
созданные приборы, выступают как продолжение и усиление органов чувств человека
, а также используемые в качестве орудия воздействия на объект (что превращает
наблюдения в составную часть экспериментальной деятельности).
Основные
методологические требования к наблюдению следующие:
активность
(не созерцание объекта, а поиск и фиксация исследователем нужного ракурса
видения его),
целеустремленность
(внимание должно фиксироваться только на явлениях , интересующие),
планомерность
и преднамеренность (прохождение по определенному плану или сценарию),
системность
(ведение по определенной системе для многократного восприятия объекта в
заданных режимах) [1] .
Преимущества
метода наблюдения:
осуществление
наблюдения одновременно с развертыванием и развитием явлений, которые
исследуют.
возможность
непосредственного восприятия поведения людей в конкретных условиях и в реальном
времени.
возможность
широкого охвата события и описания взаимодействия всех ее участников.