Курсовая с практикой на тему Наблюдение как метод формирования у младших школьников познавательного интереса в курсе окружающий мир
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательного интереса у младших школьников в курсе окружающий мир 5
1.1. Понятие «познавательный интерес», характеристика и особенности его развития у младших школьников 5
1.2. Условия развития познавательного интереса на уроках окружающего мира 12
Выводы по первой главе 16
Глава 2. Практические аспекты организации наблюдения в курсе окружающий мир, как метод формирования познавательного интереса 17
2.1. Наблюдение, как метод формирование познавательного интереса у детей младшего школьного возраста 17
2.2. Организация наблюдения в курсе окружающий мир 21
Выводы по второй главе 22
Заключение 24
Список литературы 25
Приложение 28
Введение:
Актуальность исследования обусловлена тем, что познавательный интерес лежит в основе мотивации учебной деятельности младшего школьника. Учебная деятельность отвечает потребностям младшего школьника.
В федеральном государственном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) определены основные цели, одной из которых является развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, развитие умения учиться.
Проблема познавательного интереса в обучении не нова. В самых разнообразных трактовках проблемы её функцию все видели в том, чтобы приблизить учащегося к учению, приохотить так, чтобы учение для ученика стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо эффективное обучение.
Цель учителя заключается в том, чтобы обеспечить не общую активность в познавательной деятельности, а активность, нацеленную на овладение ведущими знаниями и способами деятельности. Активизация учения есть, прежде всего, организация действий учащихся, направленных на понимание и разрешение конкретных учебных проблем. Проблема эта всегда знание о незнании, т.е. осознание недостаточности знаний для удовлетворения образовавшейся познавательной потребности. А это значит, что учитель должен не только сообщать знания (преподавание), но и управлять процессом их усвоения, воспитывать и способствовать развитию ученика, формировать у него необходимые личностные качества. Цель ученика в данном аспекте приобретать знания и, путем самовоспитания, стремиться к самосовершенствованию, развивая у себя ценные черты характера и личности.
Развитие познавательного интереса сложная задача, от решения которой зависит эффективность учебной деятельности младших школьников. В педагогике и психологии разработаны общие подходы к развитию познавательного интереса у обучающихся. Установлено, что интерес проявляется как к содержанию учебного материала, так и к организации познавательной деятельности. По утверждению психологов, активизация познавательной деятельности способствует развитию познавательного интереса. Однако познавательный интерес не всегда побуждает личность к активной учебной деятельности. Эти интересы только в том случае превращаются в необходимую жажду познания, поднимаются на духовной потребности, когда они включены в общую систему мотивов, определяющих жизненные позиции личности, её направленность.
Заключение:
Познавательные интересы младших школьников занимают все стороны жизни: природа, техника, космос, спорт, искусство, события в мире и т.д. Именно младший школьный возраст благоприятен для развития любознательности и познавательных интересов. Поэтому учителю начальных классов важно не упустить время для интенсивного формирования этих важных черт личности. Задачи учебного предмета не только в том, чтобы ученики получили знания о природе, но и в том, чтобы они овладели системой знаний, т.е. понимали доступные их возрасту причинные зависимости в природе, связь между деятельностью людей и особенностями природы.
Использование метода наблюдения на уроках способствует более прочному и сознательному усвоению изученного материала, развивает интерес к предмету, умение и желание самостоятельно приобретать знания и применять их на практике.
Наблюдение – это целенаправленное восприятие предметов и явлений природы, в процессе, которого выделяют общие и отличительные признаки, устанавливают закономерности и на основе этого делают определенные выводы и обобщения. В процессе наблюдения у учащихся формируются умения наблюдательности (умения видеть, подмечать, объяснять явления природы).
В процессе проделанной работы была проанализирована научно — методическая и психолого-педагогическая литература. В соответствии с темой курсовой работы был подобран методический материал, на основе которого разработаны и апробированы уроки-наблюдения с целью формирования познавательного интереса у младших школьников. Работа по проведению наблюдения была полезной и интересной. Помимо проанализированной литературы в работе применялись систематизированные знания и умения, полученные при изучении специальных дисциплин.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательного интереса у младших школьников в курсе окружающий мир
1.1. Понятие «познавательный интерес», характеристика и особенности его развития у младших школьников
Слово «интерес» в различных науках трактуется по-разному. Так, например, в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова, понятие «интерес» имеет несколько значений: «интерес» — это:
1. Особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять; проявлять интерес к делу. Утратить интерес к собеседнику. Обостренный интерес ко всему новому.
2. Занимательность, значительность; дело имеет общественный интерес.
3. Нужды, потребности.
4. Выгода, корысть (разг.) [17].
А в толковом словаре В.И. Даля «интерес» понимается как:
• польза, выгода, прибыль;
• проценты, рост на деньги;
• сочувствие в ком или чем, участие, забота;
• Занимательность или значение, важность дела [18].
В толковом словаре Т.Г. Егорова «интерес» также имеет несколько значений:
1. Реальная причина социальных действий, лежащая в основе непосредственных побуждений — мотивов, идей и т.п. — участвующих в них индивидуумов, социальных групп (в социологии).
2. Отношение личности к предмету как к чему-либо для неё ценному, привлекательному (в психологии).
3. Внимание, возбуждаемое по отношению к кому-либо или к чему-либо важному, полезному; занимательность, увлекательность.
4. Прибыль, выгода, польза, смысл (разговор) [11].