Курсовая с практикой на тему На выбор автора Тема: Методическая работа по развитию театрализованной деятельности дошкольников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ
ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. 5
1.1. Характеристика театрализованной деятельности. Виды
театрализованных игр 5
1.2. Театрализованная деятельность как средство
всестороннего развития дошкольников 8
1.3. Методические основы организации театрализованной
деятельности с дошкольниками. 13
Выводы по 1 главе. 17
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ
ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР С ДОШКОЛЬНИКАМИ.. 18
2.1. Проведение процедуры исследования: цели, задачи,
методики. 18
2.2. Организация методической работы по развитию
театрализованной деятельности дошкольников. 23
2.3. Анализ результатов исследования. 28
Выводы по 2 главе. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 36
ПРИЛОЖЕНИЕ. 40
Введение:
Актуальность.
В связи с изменением основной парадигмы и
утверждением федерального государственного образовательного стандарта
изменились подходы к обучению детей дошкольного возраста. Программа ДОУ должна способствовать
личностному развитию детей в различных видах деятельности и охватывать
определенные направления образования дошкольников. Эти направления можно
представить как структурные единицы, обозначенные как образовательные области:
социально-коммуникативное; речевое; художественно-эстетическое развитие.
Для эффективного развития ребенка необходимо
использовать весь арсенал педагогических ресурсов. Одной из сфер
образовательного воздействия является сфера искусства, способствующая развитию
социально-эстетической активности, раскрытию личностных качеств, реализации
творческого потенциала ребенка. Театрализованная деятельность является
эффективным средством коррекции речевой, коммуникативной, познавательной,
поведенческой и эмоциональной сфер детей. Неоценимо значение театрализованных
игр для речевого развития дошкольников — освоения выразительности речи,
совершенствование диалогов и монологов в процессе самовыражения ребенка.
Театрализованная игра как источник эмоционального развития содействует
выработке у ребенка навыков адекватного эмоционального реагирования и
самоконтроля, высших социальных чувств. Театрализованные игры предоставляют
возможности для творческого развития дошкольников — развивают творческую
самостоятельность, активизируют стремление импровизировать, искать
выразительные средства для создания соответствующих образов.
В настоящее время педагогами рассмотрены особенности
организации театрализованной деятельности детей в дошкольном возрасте,
определены содержание и задачи работы в разных возрастных группах (Н.Ф.
Сорокина, Л.Г. Миланович, и Э.Г. Чурилова). Выделены основные принципы
организации театрализованной деятельности (А.И. Буренина), предложена методика
работы (Т.Н. Доронова, Э.Г. Чурилова), выявлены особенности проведения
театрализованных занятий (Л.В. Куцакова и С.И. Мерзлякова, М. Д. Маханева).
Изучением возможностей театрализованной деятельности при развитии творческих
способностей дошкольников занимались Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Д.В.
Менджерицкая, Л.В. Артемова, и др. Вопросы речевого, интеллектуального,
эмоционального и художественно-эстетического развития в театрализованной
деятельности изучались в трудах Т.Н. Дороновой, А.И. Бурениной, Н.Ф. Сорокиной,
Л.Г. Миланович, Э.Г. Чуриловой, М. Д. Маханевой и др. В последние годы
усилилось внимание исследователей к изучению проблемы детского творчества в
театрализованной деятельности (И.Г. Андреева, М.Б. Зацепина, Е.А. Медведева,
Л.С. Фурмина, О.В. Солнцева и др.).
Цель:
изучить методические основы организации театрализованной деятельности с
дошкольниками.
Объект
исследования: театрализованная деятельность.
Предмет
исследования: методическая работа по речевому,
творческому и эмоциональному развитию дошкольников средствами театрализованной
деятельности.
Гипотеза
исследования: организация и проведение методической
работы по применению театрализованной деятельности со старшими дошкольниками
будет способствовать речевому, творческому и эмоциональному развитию детей.
В
соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить
следующие задачи исследования:
1) На основании анализа общей и специальной
психолого-педагогической литературы определить современное состояние проблемы
исследования.
2) Дать характеристику театрализованной
деятельности, рассмотреть существующие виды театрализованных игр.
3) Изучить роль театрализованных игр для
всестороннего развития детей дошкольного возраста.
4) Описать методические основы организации
театрализованной деятельности с дошкольниками.
5) Организовать методическую работу по
использованию театрализованных игр как средства речевого, творческого и
эмоционального развития дошкольников и дать анализ ее эффективности.
Для решения поставленных задач и проверки
гипотезы в работе использовались следующие методы: теоретические:
теоретико-методологический анализ состояния проблемы исследования, синтез,
обобщение, классификация; экспериментальные: анкетирование, методы
качественного и количественного анализа экспериментальных данных.
База
исследования: МБДОУ «ДС «Дюймовочка»»,
Г. Муравленко, Ямало- Ненецкий АО.
Практическая значимость Результаты исследования и результаты
методической работы по использованию театрализованных игр как условия речевого,
эмоционального и творческого развития старших дошкольников могут быть
использованы дефектологами, психологами, педагогами дошкольных учреждений.
Структура работы.
Работа включает введение, две главы, заключение,
список литературы, приложения.
Заключение:
Проведенное теоретическое и экспериментальное
исследование позволило сформулировать следующие выводы и обобщения.
Театрализованные игры подразделяются на режиссерские
игры и игры-драматизации, являются разновидностью сюжетно-ролевых игр,
развиваются согласно заранее подготовленному сценарию, являются специфическим
видом художественно-творческой деятельности, в ходе которой происходит освоение
ее участниками доступных средств сценического искусства.
Театрализованная деятельность является эффективным
средством коррекции речевой, коммуникативной, познавательной, поведенческой и
эмоциональной сфер детей с интеллектуальной недостаточностью, развивают
творческое воображение и высшие социальные чувства; содействуют нравственному
развитию; вырабатывают навыки адекватного эмоционального реагирования и
самоконтроля. Неоценимо значение театрализованных игр для речевого развития —
освоения выразительности речи, совершенствования диалогов и монологов в процессе
самовыражения ребенка.
Целью констатирующего этапа являлось
выявление у дошкольников уровня развития речевого творческого воображения и
творческих способностей (С.А. Гречко); связной монологической речи (методика
В.И. Яшиной и М.М. Алексеевой); особенностей эмоционального развития (Е.И.
Изотова). Результаты показали недостаточный уровень сформированности
творческого речевого воображения; уровень развития связной монологической речи;
низкий уровне развития связной речи. Уровни восприятия, понимания и вербализации эмоций также
характеризуются низкими показателями.
В ходе формирующего этапа реализована программа
использования театрализованных игр в качестве развития речи, творческих
способностей, эмоционально-личностной сферы дошкольников. Работа включала
следующие направления театрализованной деятельности: режиссерские игры: настольный театр картинок, настольный театр кукол; игры-драматизации, имитационные игры, пластические и мимические этюды,
манипулятивные игры, беседы, работа со сказками, игры-релаксации.
По результатам контрольного этапа зафиксированы положительные
изменения — связная речь детей в диалоговом общении
стала более богатой и разнообразной по лексическому содержанию, по грамотности
изложения, а театрализованные игры – более интересными по развитию сюжета,
насыщены разнообразными деталями. Выявлена
положительная динамика в уровнях развития творческого воображения — активно
развито репродуктивное воображение, умеренно проявляется оригинальность в
выборе сюжета, а также эмоциональная включенность в творческий процесс. Многие
дети способны изменять сюжет, замысел, создавать новые комбинации,
самостоятельно осуществлять поисковые решения. Дети характеризуются правильным
воспроизведением, последовательностью пересказа, проявилась логика в пересказах,
обогатился лексический запас, присутствует последовательность в изложении
детьми мыслей, что наглядно прослеживается в театрализованной игре.
Показатели восприятия, понимания и вербализации эмоций
отмечены положительной динамикой — дети стали лучше соотносить эмоции с
пиктограммами, проявляли адекватность опознания экспрессии по 4 модальностям;
научились интерпретировать эмоциональные проявления согласно внешним признакам
и невербальным проявлениям.
В итоге поставленные нами задачи решены, методическая
работа по использованию театрализованных игр как условия речевого,
эмоционального и творческого развития старших дошкольников доказала свою
эффективность, и гипотеза, выдвинутая в начале исследования, нашла свое
подтверждение.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ
ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ 1.1. Характеристика театрализованной деятельности. Виды
театрализованных игр
Всю совокупность театрализованных игр дошкольников
можно классифицировать на две основные группы: режиссерские игры и
игры-драматизации. Режиссерские игры включают настольный и теневой театр, театр
на фланеграфе. Драматизации основаны на использовании различных выразительных
средств — мимики, пантомимики, интонации, и предполагают использование кукол и
персонажей для выражения различных действий исполнителя роли. В педагогической
и психологической литературе встречаются разные названия театральной
деятельности: театрально-игровая деятельность, театрально игровое творчество,
театрализованные игры, театрализованные представления, театральная
самостоятельная деятельность, театрализованная деятельность и т. д.
Согласно С.Н. Томчиковой, театрализованная
деятельность дошкольников является специфическим видом художественно-творческой
деятельности, в ходе которой происходит освоение ее участниками доступных
средств сценического искусства, а согласно избранной роли (актера, сценариста,
художника-оформителя, зрителя и т.д.), дети участвуют в подготовке атрибутики
игры, в подготовке театральных представлений [34]. Л.В. Артемова предлагает
следующую классификацию режиссерских игр. Настольный театр игрушек — основан на
использовании различных игрушек, изготовленных из любого материала, без
ограничения фантазии. Единственное требование — игрушки должны быть устойчивыми
и не создавать помех при их передвижении [4].
Настольный театр кукол — появление по ходу действия
персонажей воплощает элемент сюрпризности для детей. С помощью игрушек возможна
имитация различных движений, с одновременным проговариванием текста.