Курсовая с практикой на тему Н. А. Некрасов — редактор журнала «Современник»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Журнал «Современник»: история издания 6
1.1. Основные вехи истории журнала «Современник» 6
1.2. Литературная позиция журнала «Современник» в 1840-х-1860-х годах 13
1.3. Особенности редакционно-издательской деятельности 1840-х-1860-х годов 18
Выводы по 1 главе 21
Глава 2. Н.А. Некрасов — редактор журнала «Современник» 23
2.1. Основные принципы редакторской деятельности Некрасова 23
2.2. Редакционная политика журнала «Современник» при Некрасове 26
Выводы по 2 главе 28
Заключение 29
Список использованных источников 31
Введение:
Актуальность. Специфика редакторской профессии в России XIX в. остается недостаточно изученным вопросом. В особенности мало внимания уделяют ей историки литературы, которых вопросы редакторской деятельности обычно интересуют лишь в контексте идеологической и эстетической программы того или иного издания. Между тем сама роль редактора как участника литературного процесса представляется актуальной научной проблемой. Исследования требует не только позиция редактора по тем или иным проблемам современной ему общественной жизни, но и то, каким образом редактор моделирует свои отношения с другими агентами литературного процесса. Используемые тем или иным редактором модели поведения и способы выстраивания отношений с авторами, цензорами и др. необходимо учитывать при анализе журнальной политики и литературной ситуации той или иной эпохи в целом. Как представляется, особой значимостью здесь обладают репрезентации редакторской профессии в литературе. Они, с одной стороны, выражают позицию реальных участников литературного процесса, а с другой стороны, сами становятся частью этого процесса и должны восприниматься как элемент его структуры. В данной курсовой работе мы рассмотрим эпизод из истории литературных отношений сер. XIX в., значимый, на наш взгляд, и для литературной репутации Некрасова в глазах его современников, и для понимания того, какие модели редакторской деятельности были актуальны для писателей той эпохи.
Целью данной курсовой работы является изучение редакторской деятельности Н.А. Некрасова в журнале «Современник». Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Охарактеризовать основные вехи истории журнала «Современник»;
2. Рассмотреть литературную позицию журнала «Современник» в 1840-х-1860-х годах;
3. Выявить особенности редакционно-издательской деятельности 1840-х-1860-х годов;
4. Изучить основные принципы редакторской деятельности Некрасова;
5. Описать редакционную политику журнала «Современник» при Некрасове.
Объектом данной курсовой работы является редакционно-издательская деятельность журнала «Современник» в 1840-х-1860-х годах, предметом – редакционная политика журнала «Современник» при Некрасове.
Методологической базой данного исследования являются:
1) научный принцип историзма, который позволил рассмотреть события и процессы в их реальном развитии и взаимосвязи общего и особенного, прошлого и настоящего, а также выявить причинно-следственные связи, позволяющие проследить истоки проблем, взаимосвязь с другими социально-экономическими и политическими процессами.
2) принцип объективности позволил нам сделать всесторонний анализ событий и дать им оценку в свете требований научной объективности. В курсовой работе использованы следующие основные методы исследования:
-метод классификации, позволивший систематизировать источники и выделить основные проблемы рассматриваемой темы;
-хронологический метод — рассмотрение объекта исследования в соответствии с периодами;
-аналитико-статистический метод помог проследить количественные и качественные изменения в сфере редакционной деятельности журнала «Современник» в 1840-х-1860-х годах.
Теоретическая значимость данной работы видится в анализе и систематизации основных вех истории журнала «Современник», характеристики его литературной позиции в 1840-х-1860-х годах, а также в рассмотрении особенностей редакционно-издательской деятельности 1840-х-1860-х годов.
Практическая значимость данной работы видится в изучении основных принципов редакторской деятельности Некрасова, а также особенностей редакционной политики журнала «Современник» при Некрасове. Результаты исследования редакторской деятельности Некрасова могут быть использованы для написания научных работ по истории журналистики и редакторскому делу, а также при составлении спецкурсов по теории журналистики. Кроме того, полученный материал может быть использован для написания работ по схожей тематике.
Структура курсовой работы. Данная курсовая работа состоит из введения, дрых глав, теоретической, описывающей историю издания журнала «Современник» и практической, анализирующей особенности редакторской политики Н.А. Некрасова, заключения и списка использованных источников.
Заключение:
Охарактеризовав основные вехи истории журнала «Современник», мы пришли к выводу, что большой заслугой Пушкина, как издателя и редактора, является то, что он сумел превратить литературный сборник-альманах в общественно-политический журнал, привлек к сотрудничеству лучших авторов: В.А. Жуковского, Н.В. Гоголя, П.А. Вяземского, В.Ф. Одоевского, Е.А. Баратынского, Д.В. Давыдова, Ф.И. Тютчева, А.В. Кольцова. Об общественной значимости журнала говорит тот факт, что к исходу 1858 г он становится трибуной революционных просветителей 60-х гг. XIX в. и идейным центром демократ- и. В 1861 г. тираж его достиг максимальной цифры — 7126 экз. Журнал «Современник» — издание широкого профиля. Значительное место в нем отводилось историческим материалам. В нем активно печатались видные ученые С.М. Соловьев, Т.Н. Грановский, Н.И. Костомаров, П.П Пекарский, М.М. Стасюлевич.
Рассмотрев литературную позицию журнала «Современник» в 1840-х-1860-х годах, мы выяснили, что под влиянием нарастающего общественного подъема в 1840-х-1860-х годах «Современник» все более становится не только литературным журналом, но и общественно-политическим. Обсуждать актуальные проблемы, связанные с освобождением крестьян, лучше всего было в публицистических статьях. Не случайно «Современник» как журнал общественно-политический складывается в середине 1858 г., когда стало возможным открытое обсуждение крестьянского вопроса. В последней книжке «Современника» за 1858 г.
Основными особенностями редакционно-издательской деятельности 1840-х-1860-х годов было ослабление цензуры легальной печати. В 1865 году был введен новый закон о печати. Этот закон освобождал журналы от предварительной цензуры, но всякий журнал мог быть закрыт после двух предупреждений. По сути, предварительная цензура возлагалась теперь на редактора и издателя, которые должны были предугадывать возможные замечания цензора. В 60-е годы становление редакторской деятельности проходило под влиянием трех факторов: ослабела цензура, революционное движение общественной мысли сосредотачивается на подготовке революции и просвещении народа, в издательском потоке используются самые разнообразные типы и виды изданий, учитывающие интересы практически всех слоев населения, образовывается как легальная, так и нелегальная печать. Для легальных изданий отбор осуществляется с учетом цензуры, для нелегальных — исходя из задач революционной борьбы, задач пропаганды революционных идей. Последнее определяет среди критериев оценки исторической, экономической, массово-политической литературы в качестве главного при отборе произведений критерий идейности.
Выдающиеся качества Некрасова как редактора и руководителя журнала с наибольшей яркостью проявлялись в его редкой проницательности и критическом чутье. Некрасов почти не знал ошибок при подборе сотрудников. Мы уже говорили, как быстро и решительно он действовал, привлекая к сотрудничеству в «Современник» таких людей, как Чернышевский и Добролюбов, только что начавших свою литературную работу. Но и в писателях среднего, даже малого дарования Некрасов умел угадывать те их качества, которые могли быть, если не сразу, то в будущем, существенно полезны «Современнику» или «Отечественным Запискам».
Из сказанного видно, что в основе отношения Некрасова к сотрудникам, кроме доверия, естественным образом вытекавшего из того, что выбор их в огромном большинстве случаев был сделан им самим и что это были литераторы одного с ним направления, лежало также свойственное ему отсутствие ложного самолюбия.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Журнал «Современник»: история издания
1.1. Основные вехи истории журнала «Современник»
Основателем «Современника» был А.С. Пушкин. В историю русской культуры он вошел, прежде всего, как величайший национальный поэт. Но Пушкин был также талантливым журналистом и критиком, сотрудничал в журналах «Сын Отечества», «Московский телеграф», «Телескоп», «Северные цветы», «Литературной газете». В конце 1827 г. у А.С. Пушкина и II.А. Вяземского возникает мысль об организации журнала «Современник». Хлопотать перед министром просвещения и царем взялся В.А. Жуковский, но безрезультатно. Однако эта идея не оставляла Пушкина. И в 1835 г. он обращается к А.Х. Бенкендорфу, шефу жандармов, с просьбой разрешить ему «в следующем 1836 г. издать 4 тома статей чисто литературных, исторических, ученых, также критических разборов русской и иностранной словесности». «Современник» и был дозволен как литературный сборник, имевший всего два раздела — «Стихотворения» и «Проза». Большой заслугой Пушкина, как издателя и редактора, является то, что он сумел превратить литературный сборник-альманах в общественно-политический журнал, привлек к сотрудничеству лучших авторов: В.А. Жуковского, Н.В. Гоголя, П.А. Вяземского, В.Ф. Одоевского, Е.А. Баратынского, Д.В. Давыдова, Ф.И. Тютчева, А.В. Кольцова. Содержанием и формой произведений «Современник» Пушкина значительно отличался от тогдашней журналистики. Стихи привлекали глубиной мысли и изяществом формы. В отделе прозы основное место занимали публикации признанных мастеров слова А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.
И все же художественные произведения не были ведущими в журнале. Пушкинский «Современник» явно тяготел к публицистическим, документальным и научным жанрам — запискам, очеркам, письмам, зарисовкам, отчетам. В каждом томе печатались 2-3 статьи о современной литературе и журналистике. В разделе «Новые книги» давался, по возможности, полный перечень новых книг по разным отраслям знаний. Для 1-го тома этот раздел подготовил Гоголь, для последующих — Пушкин, который ввел метод рекомендательной библиографии посредством звездочек, отличавших наиболее нужные книги. Он был не только редактором-издателем, но и основным сотрудником журнала: в 1836 г. поместил в «Современнике» около 20 своих статей, рецензий и заметок, около 10 подготовил для опубликования в следующем году.