Курсовая с практикой на тему «мягкая дипломатия» россии на постсоветском пространстве в 21 веке
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава
1. Общие положения о «мягкой силе». 6
1.1. Теоретическое
обоснование «мягкой силы». 6
1.2. Подходы,
механизмы и инструменты и «мягкой силы». 11
Глава
2. Инструменты внешнеполитического влияния России на постсоветском пространстве
в 21 веке. 16
2.1. Национальные
неправительственные организации: фонды как один из важнейших инструментариев внешнеполитического
влияния в Европе. 16
2.2. Значение
и роль «мягкой силы» во внутренней политике России на постсоветском пространстве
в 21 веке. 25
Заключение. 38
Список
литературы.. 40
Введение:
Современный мир отмечается доминированием информационного компонента
практически во всех сферах жизни, не является исключением и внешнеполитическая деятельность
государств, которая нацелена не только на экономический или социальный вектор, но
и на культурно-пропагандистский. Именно сейчас, когда государства осознают важность
перманентного присутствия и распространения информации на международной арене, масс-медиа
становятся мощным инструментом воздействия на зарубежную аудиторию.
В XXI веке проявление силы и влияния государств всё меньше выглядит
похожим на то, что использовали те или иные страны в XX веке и ранее.
«Классические» войны крупного масштаба с применением различных видов оружия постепенно
отходят на задний план. На их место пришли инструменты «мягкой» и «умной» силы (см.
труды Джозефа Найя, Сьюзанн Носсл, Майкла Харви и других), включающие механизмы
культурного, институционального, экономического влияния с широким применением информационных
инструментов воздействия. При этом «умная сила» (smart power) – это умелое сочетание
«мягкой» и «жёсткой силы» (силы убеждения и силы принуждения) для достижения определённых
целей.
Пытаясь добиться расположения мирового сообщества, ведущие страны
развивают сеть иновещания и привлекают все виды СМИ к процессу корректировки общественного
мнения. Стоит учитывать и то, что большинство правительств отказываются от жестких
военно-экономических методов воздействия и предпочитают концепции «мягкой силы»
и «умной силы».
Актуальным остается вопрос, какая из них наиболее эффективна
в условиях глобализации и построения многополярного мира, какая наносит наибольший
ущерб от ее применения, и, наконец, что необходимо вкладывать в эти понятия в целом.
При этом если «жесткая сила» является историческим инструментом влияния и ресурсом
внешней политики государства, то «мягкая сила» – это «функция» общества и фактор
его восприятия в мире.
Исследованию «мягкой силы» как компонента внешней политики и
средства воздействия на зарубежную аудиторию посвящены труды как зарубежных, так
и отечественных ученых, а именно: «The Challenges of the Internet and Social Media
in Public Diplomacy» M. Wallin; «Integrating Diplomacy and Social Media» C. Martin,
L. Jagla; «От Facebook до Wikileaks: медиа коммуникации» Г. Почепцова; «Глобальное
развитие систем массовой коммуникации и международные взаимоотношения» А. Зернецкой
и др.
Целью курсовой
работы является исследование "Мягкой дипломатии" России на постсоветском
пространстве в 21 веке.
Достижение цели возможно при выполнении ряда задач, последовательно
решаемых в ходе данного исследования. Необходимо:
— Изучить теоретическое обоснование «мягкой силы».
— Рассмотреть подходы, механизмы и инструменты и «мягкой силы».
— Определить национальные неправительственные организации: фонды
как один из важнейших инструментариев внешнеполитического влияния в Европе.
— Охарактеризовать значение и роль «мягкой силы» во внутренней
политике России на постсоветском пространстве в 21 веке.
Объектом исследования
является СМИ как инструмент «мягкой силы» внешней политики Германии.
Предмет исследования
– эффективность СМИ как инструмента «мягкой силы» во внутренней политике современной
Германии.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные
результаты помогут понять эффективность использования СМИ как инструмента «мягкой
силы» внешней политики на примере такой европейской страны, как Германия.
Изучение масс-медиа как средства реализации политических концепций
«soft power» и «smart power» станет еще одним шагом на пути изучения сложного вопроса
использования СМИ во внешнеполитической деятельности государств.
Заключение:
Подводя итог всему сказанному выше, можно отметить, что в ходе
проведенного исследования были успешно выполнены поставленные задачи и достигнута
конечная цель. Было доказано, что «мягкая сила» является реально существующим феноменом
современности и эффективным инструментом выстраивания и поддержания благоприятного
международного имиджа страны, а также отстаивания национальных интересов в отношениях
с другими государствами.
В курсовой работе были представлены подходы некоторых стран к
пониманию понятия «мягкой силы» и, соответственно, различающиеся технологии к её
применению во внешней и внутренней политике. В ходе комплексного анализа применения
«мягкой силы» в политике Федеративной Республики Германия, были описаны возможности
использования медиа-дипломатии, как одного из инструментов «мягкой силы».
Так, средства массовой информации, особенно новые медиа, являются
неотъемлемым инструментарием воздействия на зарубежную аудиторию, средством культурной
пропаганды и пропаганды внешнеполитических решений правительств, целей неправительственных
организаций. СМИ помогают государствам выстраивать собственный положительный имидж
на мировой арене и завоевывать расположение мирового сообщества, необходимой при
лоббировании определенных экономических или политических интересов.
Россия, являясь государством с внешнеполитическими амбициями,
не может отказаться от возможности оказывать влияние на другие государства. В связи
с этим, формирование собственной эффективной «мягкой силы» является одной из первоочередных
задач российского руководства.
Для проведения успешной политики «мягкой силы» видится необходимым
создание единой комплексной российской концепции «мягкой силы», в которой было бы
представлено единое понимание российской политики «мягкой силы», её цели, стратегические
задачи, целевые аудитории и соответствующие инструменты. Такая концепция, основанная
на глубинном и всестороннем анализе международных отношений, позволила бы определить
объёмы и интенсивность воздействия на ту или иную целевую аудиторию, которые определялись
бы, прежде всего, стратегическими задачами государства, и системно выстроить инструменты
российской «мягкой силы». Политика формирования «мягкой силы» в отношении разных
государств должна быть оригинальна в том смысле, что преследуемые цели и используемые
средства определяются для каждого направления.
Для наиболее эффективной реализации данной концепции кажется
целесообразным создание единого координирующего органа при сохранении действующих
институтов. Например, пересечение ведомственных интересов Россотрудничества и Фонда
«Русский мир» распыляет их усилия и затрудняет оценку их деятельности. Наличие координирующего
органа обеспечивало бы установление целей, распределение бюджетных средств, определение
стратегии, распределение обязанностей и ответственности за проведение различных
программ, осуществление контроля.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Общие положения о «мягкой силе» 1.1. Теоретическое обоснование «мягкой силы» Прежде чем
углубиться в исследование объекта моей курсовой работы, считаю объективным рассмотреть
само понятие «мягкая сила», его происхождение и суть. Автором концепции «soft power»
(«мягкой силы») и «smart power» («разумной силы») является профессор Гарвардского
университета Дж. Най. Впервые термин «мягкая сила» он использовал в 1990 году в книге «Bound to
Lead: The Changing Nature of American Power», подробнее теорию ученый изложил в труде «Soft Power:
The Means to Success in World Politics». По мнению Дж. Ная, мягкая сила – это способность получать
желаемый результат не используя принуждение, а формируя привлекательность и симпатию,
побуждая к добровольному участию и сотрудничеству[1]. По теории Дж. Ная, на мировой арене
государство может применять три направления влияния – военное, экономическое и так
называемую «мягкую силу», то есть авторитет культурных, научных достижений, привлекательность
социальной политики, эффективность информационной деятельности и тому подобное.
Такой подход созвучен с концепцией «культурно-идеологической гегемонии» А. Грамши[2]
Основным фактором, способствующим относительному
пренебрежению изучением и практикой публичной дипломатии в Соединенных Штатах и
за их пределами, является тенденция рассматривать ее через призму организаций,
которые отвечают за нее, которые являются небольшими, часто недофинансируемыми
и маргинализованными. Отсюда следует, что публичная дипломатия считается
последним и наименее важным из различных инструментов национальной державы.
Такой подход ошибочен. В значительной степени эффективность публичной
дипломатии обусловлена тем фактом, что она является частью более широкого
комплекса. Он охватывает не только дискурс, но и публичные действия и даже
выходит далеко за рамки государственной деятельности. Государственная
дипломатия действительно заключается в мобилизации ресурсов частного сектора.
Кроме того, она подкрепляется обществом и культурой в самом широком смысле
страны, из которой она исходит, и в то же время она усиливает эхо по всему
миру. [1] Казаринова Д.Б. Проблема репутационного капитала и
«мягкой силы» ЕС в условиях европейского миграционного кризиса // Вестник
Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. – 2015. – № 4. — С. 7-16. [2] Ross Hassig, Mexico and the Spanish Conquest (1994),
pp. 23-24.