Курсовая с практикой на тему М.В.Ломоносов: его вклад в развитие российской науки и образования.Предмет- Модуль научно-исследовательской работы. Педагогическое образование(начальное образование)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Анализ жизни, деятельности и наследия
М.В. Ломоносова. 5
1.1. Жизненный путь М.В. Ломоносова. 5
1.2. Вклад М.В. Ломоносова в развитие научного
знания. 7
1.3. Значение международных контактов М.В.
Ломоносова для развития отечественной и мировой науки. 10
Выводы по первой главе. 16
Глава 2. Вклад М.В. Ломоносова в развитие
отечественного образования. 18
2.1. Этапы педагогической деятельности М.В.
Ломоносова. 18
2.2. Принципы, лежащие в основе Ломоносовской
программы организации просвещения в России. 21
2.3. Роль М. В. Ломоносова в создании проекта
Московского университета 26
Выводы по второй главе. 31
Заключение. 32
Список используемой литературы.. 35
Приложение. 37
Введение:
Актуальность выбранной темы курсовой работы связана
с тем, что Ломоносов был не только первым русским педагогом-методистом, но,
прежде всего, настоящим вдохновителем, зачинателем и организатором российского
просвещения нового времени, которое легло в основу образовательной системы,
ставшей впоследствии лучшей в мире среди всех других национальных
образовательных систем.
Основания, положенные Ломоносовым в здание
российского образования Нового времени, как это показывает отечественная
история, были заложены в благодатную почву. И произошло невероятное,
невероятное для других народов, но только не для народа русского. Россия, не
имеющая до Ломоносова той многовековой истории регулярного высшего образования,
которое имела к тому времени Европа, очень скоро преобразовалось в страну, где
университетское образование стало по-настоящему универсальным и во многом
благодаря этому, оно стало наиболее совершенным, чем образование европейское. И
уже очень скоро представители русской духовной культуры (поэты, философы и учёные),
выпускники российских университетов, уже на равных заговорили с представителями
культуры европейской, заговорили так же свободно, обоснованно и с чувством
собственного достоинства, как говаривал со своими зарубежными коллегами и сам
Михаил Васильевич.
Проблема исследования может быть сформулирована
следующим образом: Почему признание оригинальности педагогических взглядов
Михаила Васильевича Ломоносова и значимости его деятельности в сфере
образования стало оцениваться только с начала XX века?
Исходя из проблемы была выбрана тема курсовой работы
– «М.В. Ломоносов: его вклад в развитие российской науки и образования».
Объект исследования – личность и деятельность М.В. Ломоносова.
Предмет исследования – роль М.В. Ломоносова в
развитии российской науки и образования.
Исходя из актуальности была сформулирована цель
исследования – исследовать вклад М.В. Ломоносова в развитие российской науки и
образования.
В рамках исследования была сформулирована следующая
гипотеза: предложения Ломоносова способствовали созданию и организации учебного
дела в образовательных учреждениях Российской Империи, в том числе и в Московском
университете.
Достижение цели потребовало решения следующих задач:
— рассмотреть жизненный путь М.В. Ломоносова;
— изучить вклад М.В. Ломоносова в развитие научного
знания;
— раскрыть значение международных контактов М.В.
Ломоносова для развития отечественной и мировой науки;
— исследовать этапы педагогической деятельности М.В.
Ломоносова;
— обозначить принципы, лежащие в основе
Ломоносовской программы организации просвещения в России;
— раскрыть роль М. В. Ломоносова в создании проекта
Московского университета.
Цель и задачи исследования определили структуру
курсовой работы, которая включает введение, две главы, заключение и список
использованных источников.
Заключение:
Михаил Васильевич Ломоносов – первый
русский академик. Он оказал огромное воздействие на развитие отечественной
культуры и науки. Он привнес что-то новое практически во все области
человеческого знания: литературу, поэзию, языкознание, историю, географию,
геологию, металлургию, физику, химию, педагогику и пр.
Главным предметом научных работ
Ломоносова на протяжении первых 10 лет были естественные науки, особенно химия,
физика и металлургия. С 1753 года и до конца жизни Ломоносов работал в самых
разных областях естественных и прикладных наук, занимаясь вместе с этим
литературным творчеством. Он опубликовал несколько од и трагедий, а также
фундаментальных философских трудов. В 1763 году Ломоносов стал членом Академии
художеств. Он инициировал различные научные, технические и культурные
начинания. Ломоносов видел общественный прогресс в первую очередь в развитии
наук и просвещении, поэтому отдавал много сил борьбе за расширение Академии
Наук и улучшение ее работы, как учебно-научного учреждения.
По инициативе Ломоносова и по его
проекту при содействии И.И. Шувалова в 1755 году открыли Московский
университет. Преподавать в нем начали на основании трудов Ломоносова по
естествознанию, русской грамматике, риторике, поэтике и пр. Предложения
Ломоносова помогли организовать учебное дело в Академии Наук: в университете
учредили факультеты, назначали профессоров, начали систематически читать
лекции, в гимназиях ввели должность инспектора, назначали преподавателей из
числа адъютантов Академии Наук.
Основа обучения для Ломоносова –
родной язык. В гимназии им были учреждены особые классы по изучению русского
языка. До Ломоносова учебники красноречия были составлены на латыни или
церковнославянском языке. Литературное и естественнонаучное творчество
Ломоносова Большая роль в становлении грамматических норм отведена собственному
литературному и естественнонаучному творчеству Ломоносова. Он смог добиться
перевода на русский язык ряда учебных пособий.
Просветительская деятельность
Ломоносова не была ограничена только рамками Академии Наук. Он разработал
проект создания в Санкт-Петербурге отдельного университета, который не входил в
состав Академии Наук, также выдвинул идею от открытии университета в Киеве,
принимал участие в создании Академии Художеств в Петербурге, объяснил
необходимость учредить гимназии в губернских городах. При этом главная роль в
осуществлении просветительских замыслов Петра I была отведена Ломоносовым
Академии Наук. Важнейшее направление ее деятельности он видел в создании
условий для воспитания отечественных ученых.
Ломоносов считал, что наука – главный
фактор общественного развития, он стремился использовать ее на благо
экономического и культурного процветания родины. Ломоносов обратился к
воспитательным проблемам и вопросам подготовки молодой научной смены, заботясь
о могуществе Российского государства.
К отличительным принципам его учения
о воспитании и образовании молодежи относят принцип народности, демократизма,
гуманизма. В своих трудах ученый отразил прогрессивные идеи, касающиеся
организации школьного дела в государстве, задач, форм и методов воспитания и
образования, а также роли личности учителя. Ломоносов видел успешность
педагогической деятельности в единстве образования и воспитания с обязательным
учетом наследственности и индивидуальных особенности личности ребенка, условий
обучения. Ломоносов подчеркивал необходимость преемственности общего, среднего
и высшего образования. Большое внимание он уделял основам педагогики высшей
школы. Этапы педагогической деятельности М.В. Ломоносова:
народное просвещение – разработка
учебных пособий на русском языке;
методическая работа – разработка
нового устава;
разработка программы организации
просвещения в России, создание Московского университета и гимназии;
завершение работы над программой
развития средней и высшей ступеней образования в России.
Огромная заслуга ученого – основание
Московского университета. В нем работало три факультета: философский,
юридический и медицинский. Обучение в университете велось в основном на русском
языке. Заслуга Ломоносова в том, что университет не был привилегированным
учебным заведением, состав первых студентов полностью состоял из разночинцев.
Университет был автономным
учреждением, освобожденным от политического надзора и сборов, и имел
собственный суд. Ломоносов ставил перед университетом несколько целей, которые
объединялись идеей служения Отечеству: развивать науку, особенно философию,
историю, русскую грамматику, право и медицину; популяризовать передовые задачи
– подготавливать образованное молодое поколение посредством университета и
гимназии, контролировать и руководить учебно-воспитательным процессом в
образовательных учреждениях.
Ломоносов всегда был уверен, сто
процветанию России может помочь только распространение наук и просвещения.
Привлекая общественное внимание к проблемам педагогики, выступая в защиту
русского народа, Ломоносов смог объединить вокруг себя прогрессивных ученых,
своих учеников. Уже в то время началось формирование отличительных черт
русского общественного педагогического движения: базирование на народной
педагогике; борьба с угнетением человеческой личности, стремление добиться
всенародного просвещения. Ярче всего они проявлялись в педагогических взглядах
революционеров-демократов.
Вся педагогическая деятельность
Ломоносова состоит из постоянной работы по организации учебного дела в
государстве, внедрения классно-урочной системы обучения, разработки учебных
планов, программ по всем предметам, фундаментальных методических учебных
пособий.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Анализ жизни, деятельности и
наследия М.В. Ломоносова.
1.1. Жизненный путь М.В. Ломоносова Михаил Ломоносов (1711-1765) — первый русский ученый мирового
значения, энциклопедист, химик и физик, художник, историк, поэт и писатель.
Ломоносов родился 19 ноября (8 по старому стилю) 1711 года в
станице Мишанинской Архангельской губернии.
Родители Михаила были зажиточными людьми, так как отец работал
рыбаком и был очень предприимчивым человеком. Интересен факт, что будущий
ученый с ранних лет начал выходить в море вместе с отцом.
Первые знания Ломоносов получил в Дмитровской церкви. Местный
Секстон научил его читать и писать, что в то время было довольно редко. Когда
Ломоносову было 8 лет, умерла его мать. После этого отец женился еще дважды, а
последняя жена, мачеха юного гения, сразу невзлюбила Михаила. Это сильно
омрачило его детские годы [6].
В 19 лет Ломоносов принимает самое важное решение в своей
биографии: он решил сбежать из дома, так как отец планировал жениться на нем.
Собрав все самое необходимое и книги ранним декабрьским утром, он уезжает из
родного села. Догнав караван рыбаков, направлявшийся в Москву, он прибыл с ними
в столицу России.
Для поступления в Славяно-греко-латинскую академию Ломоносов
подделал документы, представившись сыном холмогорского дворянина. Он пошел на
этот шаг потому, что простой крестьянин не мог просто поступить в учебное
заведение. В этот период биографию Ломоносова ждет немало трудностей. Он не
имеет достаточно денег, он живет почти впроголодь, но он продолжает учиться,
поглощая любые знания, независимо от того, насколько трудно это может
показаться [10].
В 1734-1735 годах Ломоносов учился в Киево-Могилянской академии, а
затем вернулся в Москву, чтобы успешно окончить Славяно-греко-латинскую
академию.
В 1736 году он был отправлен в Германию для изучения там
технических и естественных наук.
Стоит отметить, что эта награда была вручена только лучшим и
перспективным студентам. Находясь за границей, Ломоносов с удовольствием читает
мировую литературу, изучает иностранные языки и делает первые переводы своей
биографии. Конечно, краткая биография не позволяет в полной мере
продемонстрировать, каким чрезвычайно любознательным и одаренным человеком был
Михаил Ломоносов [3]. В то же время он изучает многие науки, читает лекции и
проводит множество лабораторных экспериментов. В то же время он очень серьезно
изучает литературу и историю.
Находясь в Германии, Ломоносов влюбился в дочь домовладелицы, в
квартире которой жил. Звали 19-летнюю красавицу Элизабет Зилч. Недолго думая,
он женился на ней в 1739 году. В то же время интересно отметить, что их первая
дочь родилась до замужества, в результате чего она считалась внебрачной.
В 1741 году 30-летний Ломоносов вернулся в Петербург, оставив жену
в Марбурге. В России он никому не рассказывал о своем браке и почти 2 года не
вспоминал жену. Однако Елизавета Зильч сделала запрос через посольство России.
Узнав об этом, Ломоносов не стал отрицать факт свадьбы и помог жене переехать в
Санкт-Петербург [2].
В 1742 году Ломоносов был назначен доцентом физики Петербургской
Академии наук, а через 3 года стал профессором химии.
Научное наследие Михаила Ломоносова очень велико. За свою
биографию ему удалось многого добиться. Мало кто знает, что именно он первым
сказал, что вся материя состоит из атомов и молекул, тогда как официально наука
заговорила об этом только 100 лет спустя.
Ломоносов — основоположник физической химии. Он является автором
молекулярно-кинетической теории тепла, которая определила многие
фундаментальные законы физики. Интересен тот факт, что Ломоносов первым
разработал опытный образец вертолета [9]. Спустя много лет были обнаружены
рисунки другого великого ученого и изобретателя — Леонардо да Винчи, который
также пытался создать вертолет.
Литература занимала огромное место в биографии Ломоносова. Его «История
России», трагедии «Тамара и Селим», «Демофонт», «Вечерние размышления о Божьем
величии» и другие произведения вошли в Золотой фонд мировой литературы.
На протяжении всей своей биографии он чрезвычайно внимательно
относился к истории России, любил русский язык и верил в великое будущее
России. Стоит отметить, что проект Московского университета также разрабатывал
Ломоносов. Позже его именем будет назван университет. Заслуги Ломоносова перед
наукой много. Вот некоторые из них: открытие закона сохранения материи,
важнейшие работы по теории цвета, изобретение множества оптических устройств и
т. д.
Михаил Ломоносов умер от воспаления легких 4 апреля 1765 года. Он
прожил всего 54 года. Похоронен на Лазаревском кладбище в Санкт-Петербурге.