Методика обучения по профилю "Музыка" Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Музыкально-теоретическая деятельность школьников на уроках начальных (средних) классах

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ 
АСПЕКТЫ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 7

1.1. Сущность и концепции музыкального  воспитания. 7

1.2. Музыкально-теоретическая деятельность на
уроках музыки. 9

2. РЕАЛИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОПЫТЕ.. 13

2.1. Методы обучения на уроках
музыкально-теоретических дисциплин. 13

2.2. Теоретическая модель процесса формирования
музыкальной культуры учащихся пятых классов общеобразовательной школе. 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 24

ПРИЛОЖЕНИЕ.. 25

  

Введение:

 

Динамизм, характеризующий современное
развитие цивилизации, беспрецедентная мобильность и вариативность экономических
преобразований, технический прогресс объективно требует выработки четких
ценностных ориентиров, конституции духовной и культурной деятельности.

Среди разнообразия духовных
составляющих внутреннего мира человека важное место занимает музыка как одна из
форм познания мира. Постоянно присутствует в жизни человека, незримо организует
ритмы деятельности. Развивая способность понимать музыку, человек определенным
образом расширяет горизонты своей компетенции, уникальность своей деятельности
и создает духовный мир. Поэтому музыкальное образование в современной России
сейчас особенно актуально и поэтому тема этого произведения важна и актуальна.

Музыкальное образование —
целенаправленное и планомерное развитие музыкальной культуры, музыкальных
способностей человека, содействие эмоциональному отклику на музыку, пониманию и
глубокому переживанию ее содержания. [4, стр. 63].

Взгляды ведущих российских педагогов
и психологов В. М. Бехтерева, П. П. Блонского, Л. С. Выготского, П. Ф. Они
создали теоретическую основу для построения системы музыкального образования в
советское время, но их идеи сегодня звучат очень актуально.

В.М. Бехтерев одним из первых
заговорил о необходимости систематического музыкального воспитания детей с
раннего возраста. В своих произведениях, посвященных этому периоду детства, он
писал, что период «первого детства» был наиболее благоприятным для развития
внимания, чувств и сенсорной сферы.

Современные научные исследования
показывают, что развитие музыкальных способностей, формирование основ
музыкальной культуры — т.е. музыкальное образование следует начинать в
дошкольном учреждении. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве
потом сложно восполнить.

Музыка имеет интонационный характер,
как и речь. Подобно процессу овладения речью, который требует речевой среды,
чтобы влюбиться в музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных
произведений разных периодов и стилей, привыкнуть к ее интонациям и привыкнуть
к настроениям.

Известный фольклорист Г. М. Науменко
писал: «… попадающий в социальную изоляцию ребенок имеет умственную
отсталость, познает навыки и язык того, кто его воспитывает, общается с ним. Звуковая
информация, которую он усвоит в раннем детстве, будет основным поддерживающим
поэтическим и музыкальным языком в его будущей сознательной речи и музыкальной
интонации. Становится понятным, почему тех детей, которые колыбели колыбельные,
воспитывали на трости, веселились шутками и сказками, с которыми они играли,
исполняли садовые стишки, по многим наблюдениям, самые креативные дети с
развитым музыкальным мышлением» [ ].

Возрастающая роль искусства,
музыкальной культуры в жизни общества и конкретного человека — очевидный и
общепризнанный факт, что подтверждается работами Б.В. Асафьева, К.Д. Ушинского,
В.Н. и С.Т. Шацких, Н. Л. Гродзенская, М. С. Коган и многие другие. Музыкальная
культура — неотъемлемая часть общечеловеческой культуры, объединяющая
достижения многих отраслей знания и объединяющая ценный исторический,
философский, нравственный и художественный опыт людей. Его сущность и
особенности раскрываются в творчестве В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского,
И. Н. Немыкина, Р. А. Кельчаровой.  Психологические
аспекты развития и формирования музыкальной культуры школьников изучались в
исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Г. С. Тарасова и др. Культуры
в контексте изменившейся социокультурной ситуации.

С точки зрения системного подхода процесс развития
музыкальной культуры и ее взаимодействие с художественной культурой
рассматриваются в произведениях М.С. Когана, К.И. Тиященко, Ю.А. Лукина и
других. Одни исследователи представляют

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Современные научные исследования
свидетельствуют о  том,  что 
развитие музыкальных способностей, формирование основ  музыкальной 
культуры  –  т.е. музыкальное воспитание нужно  начинать 
в  дошкольном  возрасте. 
Отсутствие полноценных 
музыкальных  впечатлений  в  
детстве   с   трудом  
восполнимо впоследствии. Музыка имеет сходную с речью  интонационную 
природу.  Подобно процессу
овладения  речью,  для 
которой  необходима  речевая 
среда,  чтобы полюбить  музыку, 
ребенок  должен   иметь  
опыт   восприятия   музыкальных произведений разных эпох и
стилей, привыкнуть к ее интонациям, 
сопереживать настроения.

Разностороннее развитие личности
ребенка обеспечивается благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с
нравственным, умственным, физическим. Осуществлению идейно-нравственного
воздействия помогают правильно разработанная программа и подобранные в
соответствии с возрастными возможностями детей произведения. Но самое главное –
это «школа чувств», которые формируются благодаря особому свойству музыки –
вызывать сопереживание слушателей.

На музыкальных занятиях
активизируется познавательная и умственная деятельность. Дети о многом узнают,
внимательно слушая произведение. Однако воспринимают они лишь самые общие его
черты, самые яркие образы. При этом эмоциональная отзывчивость не утрачивает
своего значения, если перед ребенком будут поставлены задачи вслушаться,
различить, сравнить, выделить выразительные средства. Эти умственные действия
обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний ребенка, придают им
осмысленность.

Необходимо воспитывать любовь и
интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости
дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.

 

Фрагмент текста работы:

 

1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ
МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1.
Сущность и концепции музыкального  воспитания Музыкальное искусство — один из самых
богатых и эффективных способов эстетического воспитания, оно обладает огромной
силой эмоционального воздействия, стимулирует человеческие эмоции и формирует
вкусы.

Основной целью музыкального
образования должно быть развитие у ребенка способности слушать музыку во время
пения и прослушивания музыки. Также необходимо учитывать два основных принципа
музыкального воспитания детей: учет реакции ребенка и учет строгой
соразмерности музыкальных впечатлений. В.М. Бехтерев одним из первых поднял
вопрос о создании «детской развивающей музыки». Он считал, что правильно
организованное музыкальное образование позволяет детям приобретать навыки в
области эмоций, разума и воли, поэтому нравственное и эстетическое развитие
человеческой личности во многом зависит от точного развития вопросов
музыкального образования с раннего детства.

Л.С. Выготский имеет представление о
психологии искусства. Он считал, что искусство «уравновешивает» человека с
окружающим миром в самые критические и ответственные моменты его жизни. Ученый
уделял большое внимание проблеме воспитательной ценности музыки, он пытался
преодолеть характерные для того времени взгляды на искусство как самоцель и
эстетическое воспитание как ограниченную цель. По мнению Л.С. Выготского, перед
эстетическим воспитанием должны стоять такие задачи, как воспитание творческих
способностей, профессиональное развитие технических навыков искусства и
развитие эстетического суждения, которое выражается в способности воспринимать
и переживать произведения искусства. Как и В. М. Бехтерев, он был убежден, что
творческую личность можно найти в раннем детстве.

Л. С. Выготский предложил создать
систему эстетического воспитания детей, основанную на том, что каждый ребенок
наделен определенным талантом, имеет творческий потенциал, а образование должно
их сохранять и развивать.

Необходимость создания творчески
активной личности, способной изменить мир, отстаивал и П. П. Блонский. Его
эстетическая теория основана на убеждении: человек должен быть не только
мыслителем, но и творцом эстетических ценностей.

В своей работе «Память и мышление»
Блонский намечает путь творческих проявлений. Фундаментальным фактором является
способность нервной системы воспроизводить ощущения, которые отражаются в
зрительных и слуховых образах, благодаря моторному и сенсорному восприятию
(изображения-схемы, помогающие проявлению творческого воображения, и
образы-фрагменты, представляющие образы этого образа. в воображении). П. П.
Блонский считал, что воображение само по себе еще не творчество, а лишь
воспроизведение определенных образов.

Креативность проявляется, когда
объект находится в определенном отношении к этим изображениям. Память и
мышление играют важную роль в развитии воображения. Память позволяет вспоминать
эмоциональные образы и осознанно думать об этом воспоминании. Развитие
воображения происходит по следующей схеме: простое автоматическое
воспроизведение, спонтанное фантазирование и, наконец, намеренное
воспроизведение в творческом воображении. [11, стр. 13].

Только зная психологические механизмы
воображения, по мнению П. П. Блонского, можно приступить к организации
эстетического воспитания, основанного на формировании эстетических привычек и
обучении технике творчества на занятиях детей в рисовальных и
музыкально-вокальных студиях.

В вопросах музыкального образования
П. П. Блонский высказал мысль о том, что переходить не от музыки к ребенку, а,
наоборот, «от ученика с его чувствами, настроениями и природным творчеством к
пению и через пение под музыку». Для развития творческих проявлений им
предлагалось: прослушивание лучших образцов классической музыки, сопровождение
инструментальной музыки, сольное пение с элементами импровизации, чтение
отрывка из музыкального произведения, а затем выступление в оркестре или
камерном исполнении. Самое главное в музыкальном воспитании ребенка — это
отношение к формированию музыкального чувства, умения творить, импровизировать.
Важно отметить, что приоритетная роль в эстетическом воспитании П. П. Блонского
отнесен к периоду дошкольного возраста. Основой музыкального образования в
детском саду, по его мнению, должно быть народное творчество, поскольку именно
народная культура является основой социального развития детей.

П.Ф. Каптерев сыграл важную роль в разработке
теоретических положений музыкально-эстетической теории. Он дал определение
эстетического воспитания и эстетического образования. Основное их содержание —
развитие эстетического чувства, которое формируется на основе тесной
взаимосвязи эстетического

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы