Курсовая с практикой на тему Музыкальное воспитание в семье как условие формирования личности младшего школьника
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы музыкального воспитания младших школьников 5
1.1 Музыкальное искусство как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста 5
1.2 Особенности восприятия музыки и его значение в формировании личности младших школьников 16
Глава 2. Роль семьи в художественно-эстетическом воспитании младших школьников 23
2.1 Воспитательный потенциал семьи как важный фактор формирования творческой личности младшего школьника 23
2.2 Формы организации музыкально-досуговой деятельности 33
в семье 33
Заключение 43
Список источников и литературы 44
Введение:
Основа воспитания и развития человека закладывается в детстве. Поэтому условия его жизни имеют большое значение для воспитания и развития и человека, его правильного формирования личности.
Младший школьный возраст — это период в жизни детей в начальных классах, когда родители активно участвуют в жизни ребенка. Активное участие родителей в жизни детей накладывает отпечаток на дальнейшее развитие, образование, воспитание, саморазвитие и самообразование. Благодаря родителям дети могут самостоятельно реализовать свои способности.
Тема исследования актуальна не только в теоретической, но и в практической деятельности.
Объект исследования – процесс музыкального воспитания в современной российской семье.
Предмет исследования – воспитание нравственной и эстетической культуры детей младшего школьного возраста средствами музыки.
Цель – раскрыть процесс и механизм влияния музыкального воспитания в семье на развитие духовного потенциала младших школьников.
Для достижения цели определены следующие задачи:
— анализ психолого-педагогической литературы по данному вопросу;
— определить роль семьи в музыкальном воспитании младших школьников;
— раскрыть роль музыки, как одного из ведущих видов искусства, в системе воспитания детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: система воспитания детей средствами музыки, которая обеспечила бы развитие их нравственной и эстетической культуры, будет осуществлена, если:
— производить выбор музыкальных произведений, содержание и формы которых направлены на развитие нравственной и эстетической культуры детей;
— систематически, целенаправленно использовать различные виды работы с семьей в учебном процессе в образовательном учреждении;
— учитывать специфику влияния музыки на развитие детей младшего школьного возраста;
— определить систему воспитательной деятельности родителей и детей младшего школьного возраста в образовательном процессе.
Исследование предполагает комплексное использование таких методов, как:
— теоретический анализ культурологической, психолого-педагогической литературы;
— системный анализ опыта семейного воспитания средствами музыки.
Научная новизна исследования заключается в выявлении роли современной российской семьи в музыкальном воспитании младших школьников.
Практическая значимость исследования: позволит расширить знания теоретических основ музыкального воспитания младших школьников, использовать различные виды работы с семьей в учебном процессе в образовательном учреждении.
Методологической основой исследования являются труды отечественных авторов по проблеме музыкального развития и духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста, таких как: Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.А. Сухомлинский, М.С. Каган, Б.Т. Лихачев, Ю. К. Бабанский, В. В. Петухов, Б.С. Волков, П.Я. Гальперин, А.З. Зак, З.М. Истомина.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Заключение:
Музыкальное искусство является ценностным источником духовного обогащения личности ребенка. Проблема взаимосвязи нравственного и музыкального воспитания детей является актуальной в свете тенденций современного воспитания. Изучение музыки благоприятным образом сказывается на формировании личности школьника. Любовь к музыке нужно прививать с самого раннего детства. Музыка способствует развитию не только творческих способностей, но и чувство прекрасного.
Роль семьи в художественном воспитании ребенка очень велика. Именно в семье у ребенка формируется его первичные художественные чувства, вкусы, эстетические взгляды. Для успешного развития музыкального творчества является благоприятный климат в семье, уважительное отношение к художественным интересам ребенка. Если родители живут интересами детей, если их объединяют общие увлекательные проекты, то дети лучше развиваются в художественном направлении. Содержанием музыкального воспитания ребенка в семье является приобщение его к разным видам музыкальной деятельности, формирования внимания к музыке.
В ходе исследования было рассмотрено и изучено значительное количество научной литературы. Выделены основные виды семейного досуга, виды музыкального воспитания, изучены концепции различных педагогов. Представлены основные виды и способы улучшения и совершенствования музыкального воспитания.
Цель исследования была достигнута путем решения ряда задач, а именно удалось рассмотреть основные теоретические аспекты музыкального воспитания, его виды, особенности музыкального воспитания младших школьников, а также изучены методики и приемы исследования музыкального воспитания младших школьников.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы музыкального воспитания младших школьников
1.1 Музыкальное искусство как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста
Музыкальное воспитание младших школьников все более настойчиво включается в категорию первоочередных задач, стоящих перед обществом, что дает возможность для радикального решения ряда важнейших аспектов и проблем музыкально-нравственного воспитания молодого поколения.
Проблема повышения музыкально-нравственного воспитания младших школьников ставит перед учителями вопрос поиска и нахождения путей оптимального подхода к развитию различных склонностей детей. Повышенный интерес и внимание к нравственной культуре детей проявляется в расширении сферы влияния морали. Перестав быть только наукой о прекрасном в искусстве и в жизни, мораль сегодня охватывает буквально все сферы жизни, причем не как внешнее украшение, а как ее бытие, как неотъемлемая часть ее внутреннего содержания.
Разумеется, искусство как сфера сущности человека, его жизни и деятельности, как сфера наиболее полного выражения прекрасного остается важнейшим объектом нравственности. Соответственно также влечет за собой расширение круга педагогических проблем. Мораль, труд, производство, спорт, поведение человека и, конечно же, музыка — это неполный перечень аспектов, в которых развивается наука о прекрасном.
Современная педагогика твердо определила, что музыка в школах должна быть в первую очередь методом обучения. Тем не менее, долгое время задачи музыкально-нравственного воспитания в школе сводились к поверхностному знакомству учащихся с музыкой, к приобретению ими некоторых художественных знаний и навыков, то есть замене их задачами начального образования, что являлось серьезной ошибкой. (2, с. 24)
Вся ответственность за нравственное воспитание была возложена на учителей музыки и литературы. Интерес к музыке, преданность музыке, любовь к ней — необходимые условия для ее раскрытия и передачи своей красоты детям, чтобы она могла выполнять свою образовательную и познавательную роль, чтобы она могла служить формированию духовной культуры.
Многолетний опыт показывает необходимость концентрации усилий учителей музыки и начальных классов, которые преподают музыку, для дальнейшего совершенствования музыкального образования в аспектах формирования всесторонне развитой личности, установления высокого уровня музыкальности в начальных школах, а также усиление музыкальных и творческих проявлений.
В «Философском энциклопедическом словаре» дается следующее определение «культуры»: «особый способ организации и развития человеческой жизни, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и отношений, в духовных ценностях, в совокупности отношения людей к природе и между собой» (37, с. 35).
В ходе исторического развития общества индивидуальные формы общественного сознания постепенно дифференцировались от исходного недифференцированного (синкретического) сознания людей, отдельные сферы духовной жизни людей дифференцировались. Моральные чувства, эмоции, переживания и убеждения превратились в особую форму общественного сознания, которая отражала моральные отношения человека к реальности. (4, с.51)
Следует отметить, что эмоции вызываются не только одним искусством, моральные чувства человека возникают во время общения с природой, со всей реальностью, но именно искусство вызывает моральное отношение человека к себе, способен наиболее полно и всесторонне влиять на человека. Искусство как одна из форм общественного сознания — это художественное познание и воспроизведение мира, не просто отражение реальности, но художественное творчество, особый вид нравственной деятельности. В этом суть, оригинальность искусства как формы общественного сознания, это социальная природа искусства и место, которое оно занимает в жизни общества.
Оригинальность искусства определяется его предметом, содержанием, формой, его социальным назначением. Искусство, как и любая другая форма общественного сознания, отражает общественное существование. Природа, люди с их действиями, отношениями, социальными условиями их жизни, иными словами, жизнью в целом, являются объектом художественного познания и нравственной оценки. Красивые явления, предметы, сам человек как высшее проявление красоты существуют объективно. Но замечать и чувствовать эту красоту, наслаждаться ею и сознательно творить по ее законам — способности, присущие только человеку с высокоразвитым нравственным вкусом. Оно возникло и развивалось в обществе в тесной связи с социально-исторической практикой. Моральная потребность в познании и наслаждении прекрасным, изменение реальности в соответствии с законами красоты обусловлена любой правильно организованной творческой деятельностью человека, но самым мощным стимулом их развития является искусство. Его главной задачей было формирование высокоидеологической личности, прежде всего младшего школьника, через удовлетворение и развитие чувства красоты, моральных эмоций, потребности в нравственном опыте, высокой нравственной культуры. (6, с.31)
Существует много видов и форм искусства. Но все они в большей или меньшей степени влияют на чувства и ум человека, развивают стремление к самому прекрасному, формируют активное отношение к жизни, нравственной культуре личности. Музыка как один из наиболее эмоциональных типов наиболее сильно воздействует на внутренний мир человека, на его чувства и волю, а затем проявляется в действиях и поведении. Жизненная, оптимистичная музыка в значительной степени влияет на слушателя, оживляя и облагораживая его, делая его искренним и чистым по отношению к другим, все труднее и труднее достичь своей цели.
Искусство отражает жизнь, реальность, но может отражать ее по-разному. Произведения искусства в любых условиях, с любыми политическими убеждениями авторов основаны на реальности и зависят от нее, но все дело в том, как автор отражает реальность.
Основным предметом искусства является человек с его связями и отношениями, с его общением и деятельностью. Для художника все, что окружает человека, важно, так или иначе, влияет на его действия и поведение. В каждом произведении искусства четко проявляется ценностная ориентация автора, который своим творчеством стремится установить в жизни эту систему ценностей. (1, с.47)
Содержание искусства тесно связано с моралью. Если мы представим на данный момент полную изоляцию форм общественного сознания друг от друга, то искусство начнет тускнеть, быстро теряя способность выполнять свою благородную миссию — научиться чувствовать себя красивым, жить красиво, работать красиво, думать красиво, эстетично познать мир.